Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».
статья по теме

Панова Анжела Михайловна

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

 

 

В материале используется организация по работе сопровождения детей и семей "группы риска". Расписан алгоритм по работе.  Описывается индивидуальная работа с ними.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска».

Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Положив в основу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска», разработан алгоритм организации индивидуального сопровождения детей «группы риска».

«Алгоритм организации индивидуального сопровождения

детей «группы риска»»

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/157/156286/156286_html_m5bdced54.gif

Раннее выявление детей (семей) группы риска.

Основные задачи:

- Обнаружение семьи (или) ребенка, находящегося в ТЖС;
- Сообщение о семье и ребенке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности;

- Учет семей и детей, находящихся в ТЖС.

Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
  • появления у ребенка проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.

Способы получения необходимой информации:

  • Анализ журналов групп
  • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации от психолога
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

  1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
  2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
  3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)
  4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
  5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
  6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра. 

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.

Диагностическая работа

Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка.

Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях

беседа учителями и с классным руководителем;

беседа с родителями;

изучение особенностей развития;

изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;

изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);

сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;

анализ социального портрета класса;

анализ социального портрета класса;

анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Методы исследования:

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация

Метод наблюдения

Анкетирование

Интервью

Тестирование

Анализ документов

 Индивидуальная профилактическая работа.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».

Основные задачи:
- Социальная адаптация
- Социальная реабилитация
- Мероприятия по защите прав
- Оказание помощи семье
- Организация обучения, отдыха.

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:

- взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

- организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

-.помощь в преодолении учебных затруднений;

- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);

-организацию и предоставление бесплатного питания в школе;

-обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;

- защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической помощи:

  1. Консультирование
  2. Тренинг
  3. Социальный патронаж
  4. Групповые и индивидуальные занятия.