Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"
материал на тему

Сивцева Ирина Федоровна

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффективных методов, применяемых педагогами  в практике. К детям "зоны риска" и "группы риска относятся не только дети с девиантным, асоциальным поведением но , дети, живущие в неблагополучныз семьях, дети,к  которым нужен индивидуальный подход в воспитании. Это - одаренные дети, часто пропускающие учебные занятия, педагогически запущенные, имеющие пробелы в знаниях, часто болеющие дети, леворукие, воспитывающиеся в приемных семьях и т. д. Каждый из них нуждается в особом подходе. Обучение и воспитание сельских детей имеет свои особенности: отдаленность от культурных центров, отсутствие, кроме школы, других образовательных учреждений, "жизнь навиду у всех"( как учителей, так и их учеников) и др. Положительным  моментом можно считать тот факт, что в сельской местности к воспитательной деятельности школы можно подключить все учреждения и организации, расположенные в населенном пункте. При такой организации работы с детьми дошкольного и школьного возраста, каждый житель села должен быть заинтересован как в положительных результатах всех направлений воспитательной работы школьников, так и участвовать в воспитательной работе, направленной на контроль за асоциальным поведением детей, их семей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Чтобы воспитать детей хорошими, надо сделать их счастливыми»

                                                                                                                   О.Уайльд

                                           

                                               Актуальность

Успешность, эффективность всего учебно- воспитательного процесса определяются тем, как  каждый воспитанник (ученик) вписывется в него, какое место он там занимает. Справедливо обращение теоретиков и практиков  к идеям личностно-ориентированного воспитания. Это означает умение педагога увидеть в каждом ребенке его сущность и на этой основе строить воспитательный процесс. Сегодня  в каждой сельской школе особое место уделяется воспитанию детей, относящихся к «зоне риска». Это дети, по отношении к которым й неэффективен или малоэффективен, безрезультатен организованный воспитательный  процесс, протекающий в  благополучной семье и в образовательном учреждении, в силу особенностей (отклонений) в психофизиологическом развитии и социальном становлении, сложившимся под влиянием комплекса причин- биологических, психологических, социокультурных, педагогических факторов. Как никто другой, именно эти дети требуют пристального внимания, изучения их индивидуальных особенностей и строить учебно-воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Условия воспитания детей в сельском социуме имеет свою специфику. Сельская школа должна строить систему воспитательной работы, исходя из особенностей социо-культурной среды:

  1. Компактность проживания
  2. Малочисленность населенного пункта
  3. Отдаленность от улусного и республиканского центра
  4. Неразвитость социальной инфраструктуры
  5. Низкий образовательный и культурный уровень
  6. Невысокий социально-экономический уровень жизни
  7. Особенности межличностных отношений
  8. Тесные родственные, соседские и межвозрастные связи
  9. «Публичность»  жизни
  10. Деморализующее влияние неблагополучных семей.

В МБОУ «Оймяконская средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году обучалось 162 учащихся, из них:

Состоят на учете ВШУ -7

Состоят на учете КДН -2

Состоят на учете СОП -15

 Всего семей -82, из них:

Малообеспеченных -74

Безработных из числа родителей – 6

Многодетных -46

семей –опекунов -6, где воспитывается 10 детей

Матери – одиночки – 25

Отцы,.воспитывающие детей одни -4

Разведенные семьи -7

Неблагополучные семьи -7

.

                                                                  Цель:

 Создание оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностямобщества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. .

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                           

                                                            Задачи:

  1. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детей «группы риска».

  1. Организация эффективной профилактической работы различных негативных явлений;

  1. Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализация возможностекй ребенка

  1. Привлечение к воспитанию детей «группы риска» сельского социума.

                                 

                               

                                       

                                        Сроки реализации проекта

этапы

сроки

мероприятия

1 этап

2011-2012 учебный год 2-е полугодие

Изучение теоретических материалов.

Аналитическая деятельность социально психологической службы.

Проведение анкетирования, тестирования и других диагностических методик

Выбор новых методов и методик работы с детьми «группы риска»

Разработка программы индивидуального сопровождения детей «группы риска»

2 этап

2012-2013 учебный год

1-е полугодие

Внедрение в практику «Программы индивидуального сопровождения детей «группы риска»

Разработка профилактической программы «Сделай себя сам»

3 этап

2012-2013 учебный год

2 полугодие

Внедрение профилактической программы «Сделай себя сам»

«Кабинет социального педагога - центр коррекционной, реабилитационной, социальной. медицинской поддержки детей, нуждающихся в особо внимательном  отношении сельского социума» ( программа создания кабинета, где будут созданы все условия для работы с детьми «группы риска»

                                    План реализации проекта

п/п

Направления

Формы. Содержание работы

Срок

Ответственные

Специально-психологические

 Дигностика проблем (тесты,беседы.опрос. наблюдения)

Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся конкретной группы риска, педагогов, родителей

Подготовка печатной продукции

Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения

Коррекционно-программное обеспечение  ндивидуальной работы с детьми «группы риска»

Реализация индивидуальных психолого- педагогических программ с детьми конкретной группы риска.

Тренинги для детей.

Тренинги для родителей.направленных на коррекцию детско-родительских взаимоотношений

Тренинги профессионального и личностного роста педагогов

Профилактическое

Разработка программ, направленных на повышение самооценки детей различных групп риска, профилактика социального неблагополучия. Снижение школьной тревожности и неуспешности. Повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

2012 г

2 полугодие





2012 г

















2012 – 2013 учебный год


















2012-2013 учебный год

Психолог,классный руководитель






Психолог

















Психолог и рабочая группа




















Психолог и рабочая группа

Социально-педагогическое

Формирование социального паспорта класса,школы.

Социально-правовой патронаж на дому

Правовое консультирование

Системный контроль успеваемости, занятости во внеурочное, каникулярное время, в летний период

Профилактически направленные мероприятия (Дни здоровья,походы и др.)

Медико-социальные

Медицинская диагностика

Медицинский контроль с целью поддержания здоровья.

Консультирование

Индивидуальное и групповое с целью выявления факторов риска

Индивидуальные и групповые лечебно-оздоровительные мероприятия для детей с отклонениями в состоянии здоровья ( организация фитолечения. Витаминотерапии, свето-. ароматерапии.) и др Сопутствующий контроль за результатами

Видеопрезентации. Классные часы по формированию здорового образа жизни

2012-2013 учебный год

Социальный педагог и ОУБ

Учебно-методические

Анализ успешности по усвоению школьных дисциплин, выявление пробелов по предметам

Организация дополнительных занятий, консультаций. подготовки к преметным неделям. Олимпиадам.

Организация системной работы по предупреждению неуспеваемости. Подготовка разноуровневых занятий

Отслеживание результатов коррекционной работы.

Создание ситуаций успеха на уроках

Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе.

2011-2012 учебный год

Заместитель директора по УВР

и орган

Организационно- воспитательное

Определение  интересов учащихся «группы риска»

Организация работы по клубам, кружкам,секциям

Организация плановых тематических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры человеческих взаимоотношений, индивидуальной самореализации

Привлечение к организации классных, школьных, наслежных мероприятий.

Привлечение детей «группы риска» к активному участию в школьном самоуправлении

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка

Формирование коммуникативной среды

2012-2013 учебный год

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, общественные организации. Руководители учреждений и организаций наслега

                                Механизм реализации проекта

Осуществляется через блочную систему работы. В состав группы блоков входят представители всех учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории с. Оймяко. Каждый блок разрабатывает свой план действия..

Блок

Состав группы

цель

задачи

1.

Социальной поддержки

  1. Зам.главы МО «Борогонский 1-й наслег»
  2. Директор ДК «Полюс холода»
  3. Соц.педагог Центра социальной помощи семье и детям «Сайдам»

Объединение усилий всех учреждений и организаций сельского социума по решению проблем семей и детей из этих семей

Организация материальной помощи, обеспечение правовой помощи,

Ориентировано-практическая деятельность в решении личных проблем детей

Вовлечение детей в участие в наслежных мероприятиях,

организация временного трудоустройства несовершеннолетних

в каникулярные дни,

организация шефства с детьми «группы риска»

реализация погружения в полезную деятельность

2.

Медицинской поддержки

  1. Главный врач БУЗ «Оймяконская УБ»
  2. Социальный педагог-валеолог МБОУ «Оймяконская СОШ»

Проведение квалифицировнной медицинской и профилактической помощи

Плановое медикаментозное лечение детей

Обучение методам самостоятельной корректировки самочувствия

Проведение фитотерапии, витаминотерапии, светотерапии, ароматерапия и др.

3

Психологической поддержки

  1. Психолог МБОУ «Оймяконская СОШ»
  2. Социальный педагог МБОУ «Оймяконская СОШ»
  3. Классные руководители

Оказание психокоррекционной помощи

Выявление индивидуальных проблем

Оказание психологической помощи

Профилактические мероприятия

Организация выездных психологических служб

4

Педагогической поддержки

  1. Зам. директора по воспитательной работе МБОУ «Оймяконская СОШ»
  2. Руководители методобъединений
  3. Заведующая

          -БДОУ ОДС №20          

          -БДОУ  ОДС №24

          -БДОУ ОДС №25      

  1. Тренеры ДЮСШ» «Чысхаан»

Создать альтернативные условия в школе для обеспечения выбора видов деятельности, которые определяют многостороннее развитие детей.                                

Выбор новых форм, методов  работы дательных интересов детейля реализации идей создания благоприятных условий жизнедеятельности детей, нуждающихся в педагогической поддержке

Поиск эффективных путей активации познавательных интересов

                            Предполагаемые конечные результаты

Объединение всех субъектов сельского социума для организации эффективной деятельности по организации индивидуальной ориентированно- практической помощи каждому нуждающемуся ребенку.

Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

Создание комфортных условий для всестороннего развития  и успешной социализации каждого ребенка

Количественное уменьшение детей «группы риска» ( школьная дезатаптация, социальная дезатаптация, аддиктивное поведение , совершение правонарушений и преступлений)

                          Критерии оценки эффективности проекта

Количество детей, состоящих на учете ВШК, СОП, ПДН, КДН

Количество пропущенных уроков и внеклассных занятий

Количество неблагополучных семей

Количество конфликтных ситуаций.

Количество противоправных и преступных действий

Употребление ПАВ и алкогольных напитков.

Количество оздоровленных детей

Участие детей «группы риска» в классных,  общешкольных, наслежных мероприятиях.

 

Активное посещение кружков, факультативных занятий, спортивных секций детьми «группы риска»

Создание благоприятного социально-психологического климата.

Активное участие общественных организаций, учреждений, организаций, общественности

в организации мероприятий по поддержке детей «группы риска».

     

                                                 Бюджет проекта

статья

мероприятие

расходы

сумма

Транспортные услуги

Организация поездки детей из малообеспеченных семей в г. Якутск для организации культурно – массовых мероприятий

Проезд детей до г. Якутска

10 детейХ 4.000 рб.

40 000 рб

Оборудования длительного пользования

Оснащение кабинета  социального педагога мебелью, оборудованием

Мягкий            угол – 25 000 рб

Телевизор – 12 000 рб

DVD -2 500 рб.

Оборудования для релаксации – 25 000 рб

Обрудование для организации фитобара – 10 000 рб.

Мультимедийный проектор – 10 000 рб

Постельные принадлежности ( для экстренных случаев)-

2х 3 000 рб.

25 000 рб


12 000 рб


2 500 рб.


25 000 рб.





10 000 рб.


10 000 рб.






6 000 рб.

Расходные материалы

Организация досуга, участия детей «группы риска» в различных мероприятиях

Диски обучающие,

Релаксационные

Изготовление стендов

3 000 рб.






3 000 рб.


5х2 000 рб.

3 000 рб






3 000 рб.


10 000 рб.

Ремонт помещения

Обшивка стен

панель

10 000 рб.

Медикаменты

витаминотерапия

Витамины, седативные вещества

3 000 рб

                                                   

                                                           Журнал

 индивидуального психолого- социально – педагогического сопровождения

ученика (цы)_____  класса МБОУ  «Оймяконская СОШ»


                                       2012 -2013 учебный

Ф. И. О. ___________________________________________________

Класс ________ год рождения _________________________________

Домашний адрес ____________________________________________

С какого года обучается в данной школе и откуда прибыл ___________

Какой совершил проступок (преступление), где, когда ______________

____________________________________________________________

С какого времени стоит на учете ________________________________

Отношение к учебе ___________________________________________

Отношения со сверстниками ___________________________________

Кто оказывает отрицательное влияние ___________________________

___________________________________________________________

На кого оказывает отрицательное влияние ________________________

___________________________________________________________

Какие общественные поручения имеет ___________________________

___________________________________________________________

Как их выполняет ____________________________________________

В каких кружках, секциях, клубах состоит ________________________

____________________________________________________________

Отношение к общественно полезному труду ______________________

____________________________________________________________

Ф. И. О. родителей, их место работы, отношение к воспитанию ________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Какие меры приняты к родителям ________________________________
_______________________________________________________________

Что сделано по социально-педагогической поддержке _______________



 Учет пропусков уроков 

_____________________________________

с ____ по ____ 200__ года

Предметы

Дни
недели

Кол-во часов

Дни
недели

Кол-во
часов

Дни
недели

Кол-во
часов

1. Русский язык

2. Литература

3. Алгебра

4. Геометрия

5. История

6. Обществознание

7. География

8. Биология

9. Химия

10. Физика

11. Изо (черчение)

12. Музыка

13. Физ-ра

14. Труд

15. Англ. язык

                                                            Учет пропусков уроков 

_____________________________________

с ____ по ____ 200__ года

Предметы

Дни
недели

Кол-во часов

Дни
недели

Кол-во
часов

Дни
недели

Кол-во
часов

1. Русский язык

2. Литература

3. Алгебра

4. Геометрия

5. История

6. Обществознание

7. География

8. Биология

9. Химия

10. Физика

11. Изо (черчение)

12. Музыка

13. Физ-ра

14. Труд

15. Англ. язык

                                     Контроль  досуга  ребенка

п/п

Название
кружка, секции

Руководитель

Время занятий

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс




Дни
недели

Причина пропуска секций, кружков

Примечание руководителя секции , кружка

      Работа по контролю пропуска учебных и внеклассных мероприятий

Дата

             мероприятия

      ответственный

                           Индивидуальная работа с учащимся

      Дата

Диагностическая

профилактическая

Блок социальной поддержки

Блок психологической поддержки

Блок педагогической поддержки

Блок медицинской поддержки






































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является  создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа

В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...