ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»
рабочая программа

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их к смертельному исходу. Среди причин такого поведения зачастую выделяют: а) социально-педагогическую запущенность б) глубокий психический дискомфорт в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды. На основе "Программы психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения" Райфшнайдер Т.Ю. была создана оригинальная разработка "Программа психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы "Ты не один".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_ne_odin.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области

215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23

Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su,

email: school2-vzm@yandex.ru

ПРОГРАММА

психологического сопровождения

подростков с проблемным поведением

в условиях средней общеобразовательной школы

 «ТЫ НЕ ОДИН»

Пояснительная записка

Актуальность

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Часто эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их к смертельному исходу. Среди причин такого поведения зачастую выделяют: а) социально-педагогическую запущенность б) глубокий психический дискомфорт в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды. На основе «Программы психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения» Райфшнайдер Т.Ю. была создана оригинальная разработка Программа психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «Ты не один»

Отличительная особенность программы в её структуре. Программа направлена на реализацию нескольких направлений: диагностическое, аналитическое и прогностическое, диспетчерское, профилактическое, коррекционное, консультационное, методическое. В реализации направлений принимает участие группа педагогов – педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.

Адресат программы

Подростки с девиантным поведением.

Цель данной программы: психологическое сопровождение обучающихся подросткового возраста с проблемным поведением.

Задачи: 

- предупреждение противоправного поведения;

- снижение правонарушений по школе;

- формирование социально ценных традиций, способных конкурировать с асоциальными;

- стимулирование способностей подростков регулировать межличностные отношения и поведение;

- оказание помощи подросткам в противостоянии отрицательному влиянию социума.

Структура программы

Направления работы

Формы и средства

Ответственные

1

2

3

Диагностическое

Сбор анамнестической информации от родителей, педагогов,  врача школы.
Ведение учетных документов
Социальное расследование

Углубленная диагностика (при необходимости):
1) самостоятельная психодиагностика (интеллект, личность, аффективно-волевой компонент)

2)направление к психоневрологу
*Не все подростки нуждаются в углубленной диагностике. Достаточно
глубокого анализа анамнестической информации и наблюдения за подростком на уроке и переменах.

Соц. педагог

 

Психолог

 

 

Аналитическое и прогностическое

Анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка психолого-педагогической характеристики на подростка.
Составление рекомендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса: классным руководителям по особенностям взаимодействия с подростком и его семьей; социальному  педагогу о психофизических особенностях и внеучебных интересах для ориентации на участие во внеклассной работе.

Психолого-пед.консилиум
или
совместная деятельность соц.педагога  и психолога

Диспетчерское

Направление подростка к узким специалистам с целью углубленной диагностики, коррекции, психотерапии и др.
Накопление информации на подростка от специалистов.

Обеспечение явки родителей по различным  приглашениям.

Психолог

 

Соц. педагог, психолог

Профилактическое

Проведение (возможно, совместно с заинтересованными организациями) профилактических мероприятий: посещения групповых занятий в наркологической клинике, дня  здоровья и т.п.
Профилактические мероприятия с родителями.

Психологические групповые занятия, классные часы.

Соц.педагог
в сотрудничестве с  психологом

 

По общему плану
психолог

Коррекционное

Школьный психолог осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы через направление к узким специалистам.

Психолог

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое консультирование

Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития (в том числе профориентации),  оптимизации обучения и реабилитации.
Консультации по проблемам воспитания в семье.
Совместное психолого-педагогическое консультирование.

Психолог

 

 

 

Соц. педагог,  психолог

Методическое

 Создание методической  базы («копилки») профилактических,  психологических мероприятий, социально-психологических игр, направленных на сплочение коллективов, адаптацию и социальную реабилитацию подростков.

Социальный педагог и психолог

 

 

Содержание работы по программе

Этапы психологической работы с подростком

Название этапа

Основное содержание работы

I

Установление психологического контакта с учащимся

Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка

II

Диагностическая работа

Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям

III

Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи

Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической.

IV

Определение эффективности проделанной работы

Оценка эффективности и анализ проведенной работы

Планируемые результаты

- личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовность к осознанному профессиональному выбору на базе ориентировки в мире профессий, формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

- метапредметные - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;

формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

освоение приемами регуляции своей деятельности. 

Методические материалы

Необходимые психолого-педагогические меры
в воспитании личности подростка

Симптомы 
нарушений

Задачи
развития

Методы
развития

Нарушение 
взаимодействия
со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение
взаимодействия
с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных 
и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное 
отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

 Индивидуальная коррекционная программа

Участники

Направления коррекционной работы с подростком

Учителя-
предметники

Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку

Классный руководитель

Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения

Педагог-
организатор

Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях

Социальный
педагог

Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований

Педагог-
психолог

Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими; помощь в нахождении способов личностного развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧАЩЕГОСЯ __________________________________

1. Состояние здоровья и развития подростка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________общая оценка здоровья подростка (по данным медицинской карты)____________________

2. Признаки повышенной нервозности: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3. Патологические влечения: __________________________________________________

4. Психологическая атмосфера семьи: _________________________________________

4.1. Данные о родителях: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Другие члены семьи___________________________________________________________

4.2. Тип семьи: _______________________________________________________________ 4.3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: _____________________________ 4.4. Организация режима труда и отдыха

Обязанности в семье ___________________________________________________________

Соблюдается ли режим дня________.

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания _____________________________________________________________________________

5. Особенности учебной деятельности

5.1. Успеваемость учащегося_______________________________________

5.2. Отношение к учению: _________________________________________

5.3. Интеллектуальные возможности учащегося: ______________________

5.4. Мотивы учения:______________________________________________

6. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу

6.1. Позиция учащегося в коллективе:_________________________

6.2. С кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния______________________________________________________________________

6.3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: ________________________________

6.4. Манера, стиль общения с окружающими: ______________________________________

 6.5. Отношение к общественному мнению: ________________________________________

 7. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду

7.1. Отношение к общественным поручениям:___________________________

7.2. Выполнение общественных поручений: ____________________________

7.3. Отношение к трудовым делам класса: _____________________________

7.4. Отношение к физическому труду: ____________________________________________

 7.5. Отношение к общественному имуществу:__________________________

8. Направленность интересов

8.1. Проявляет интерес к деятельности:________________________

8.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял)_________________

8.3. Культурный кругозор____________________________________

8.4. Читательские интересы, какую литературу предпочитает _____________________________________________________________________________

8.5. Регулярность чтения __________________________________________

9. Особенности сферы свободного общения учащегося

9.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели, часы вечернего прихода домой _____________________________________________________________

9.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _____________________________________________________________________________9.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения _______________________

9.4. Содержание общения в уличных играх_________________________________________

10. Самооценка личности______________________________________________________

11. Особенности поведения

Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются _____________________________________________________________________________

Отрицательные поступки (проступки):

Их проявления____________________

Их характер ___________________________________________________________________

Правонарушения учащегося ____________________________________________________

Отношение к своим поступкам__________________________________________________

Как относится к педагогическим воздействиям _____________________________________

Состоит ли на учете___________________________________

Склонность к бродяжничеству __________________________

Выводы

Проблема: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Возможные причины_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проектирование возможных изменений в личности подростка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:______________________

Педагог-психолог_________________________________

ЛИТЕРАТУРА

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).
  2. Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
  4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.: «Эксмо», 2004.
  5. Осипова Е.А. Чуменко Е.В. (авторы-составители). Основные направления деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации. 
  6. Райфшнайдер Т.Ю. Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения», Кисловодский институт экономики и права, Кисловодск, 2007 г.
  7. Райфшнайдер Т.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками групп социального риска в условиях среднего общеобразовательного учреждения. / Материалы I Международной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. – Кисловодск – Ставрополь – М., 2006.
  8. Райфшнайдер Т.Ю. Путешествие в мир профессий / занятия с учащимися 8-9х классов по предпрофильной подготовке //http://it-n.ru/
  9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2005.
  10. Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Трус // Воспитание школьников. – 2003. - №3.
  11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Элективные профильные курсы как один из способов формирования поликультурной личности учащихся в средней общеобразовательной школе.

АннотацияДанная статья посвящена проблеме профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На примере конкретной авторской программы «Деловое общение на английском, русском и татарском ...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигаетзадачу развития духовной сферы учащихся, по­вышения гуманистическогосодержания обучения, более полную реализацию воспитател...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Организация летней языковой смены в условиях средней общеобразовательной школы как способ реализации системно-деятельностного подхода

  Во время языковой смены ребенок попадает в особую атмосферу, где есть свои правила.  Здесь он учится общаться и строить отношения не только на русском, но и на английском языке; най...