ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
методическая разработка по теме

Станкевич Татьяна Леонидовна
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации, является составляюшей частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в образовательном учреждении. основной образовательной программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_portfolio_5-8_klassov.odt16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

к приказу директора МАОУ СОШ № 7

от 31.08.2016 № 570

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы)

в условиях введения ФГОС ООО

в  Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

 «Средняя общеобразовательная школа № 7»

                                                                                                                                             

г. Когалым, 2016

Приложение 1

к приказу директора МАОУ СОШ № 7

от 31.08.2016 № 570

Положение

о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы)

в условиях введения ФГОС ООО

в  Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

1.Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации, является составляюшей частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в образовательном учреждении. основной образовательной программы основного общего образования.

1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью  составления комплексного Портфолио.

1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная  папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.

1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных  учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

2. Цели и задачи портфолио.

2.1.  Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

3. Функции портфолио.

3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка,

формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,  проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.  

3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных  ориентаций.

3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.

4. Порядок формирования портфолио.

4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).

4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

5.2. Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

5.3. Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

5.4. Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт

ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом

документе.

5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио.

Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.

5.6. Обязанности администрации учебного заведения:

5.6.1. Администрация школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.

Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы, организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы.

6. Структура, содержание и оформление портфолио.

6.1.Портфолио ученика имеет следующую структуру:

- Титульный лист (Приложение 1).

- Мой портрет.

- Моя семья.

- Мои увлечения.

- Мои успехи.

- Я и мой класс.

- Я и мой город.

- Ребенок глазами родителей.

- Я мечтаю (взгляд в будущее.).

- Мои победы (дипломы, грамоты).

6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью,  входит:

- Отдельные листы наблюдений.

- Оценочные листы выполнения отдельных видов работ (с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения), результаты тематического, итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых  работ.

7. Технология ведения Портфолио

7.1.Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 6 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,элементы оформления с учетом его индивидуальности.

7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:

-  Записи вести аккуратно и самостоятельно.

-  Предоставлять достоверную информацию.

- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.

- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в

различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

8. Подведение итогов работы.

Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится

классным руководителем.

Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио

представлена в таблице (Приложение 2).

Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится сводную итоговую ведомость (Приложение 3), утверждается заместителем директора и заверяется печатью школы.

По результатам оценки портфолио учащихся классный руководитель готовит годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, сдается заместителю директора – куратору параллели (Приложение 4).

Заместитель директора – куратор параллели выявляет обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в параллели,

Заместитель директора – ответственный за ВШК - выявляет обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в школе.

Победители поощряются.

Если учащиеся школы участвуют в конкурсе на звание «Ученик года», то они предоставляют свои портфолио в жюри конкурса в сроки, согласно «Положению о конкурсе».

Приложение 1

ПОРТФОЛИО

Фамилия __________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________

Отчество __________________________________________________________

Число, месяц, год рождения __________________________________________

Год начала работы над портфолио _____________________________________

Классный руководитель______________________________________________

                                                    (Фамилия, имя, отчество)

 Приложение 2

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная

деятельность

5 - 8 класс – средний балл годовых оценок

До 5

Олимпиады

Школьная:

Победитель

Призер

Участник

3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Региональная:

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призер

Участник

9

8

7

Спортивные

достижения

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Муниципальные соревнования,

спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Региональные:

Победитель

Призёр

Участник

7

6

5

Всероссийская

Победитель

Призер

Участник

9

8

7

Дополнительное

образование.

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призер

Участник

3

2

1

Участие в кружках, секциях

2

Муниципальные конкурсы, фестивали,

выставки:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Региональные конкурсы, фестивали:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Школьные

мероприятия,

практики

Участие

Участвовал  и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3

Приложение 3

Сводная итоговая ведомость

________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

Класс_________

Показатели

Балл

Учебная деятельность

Достижения в олимпиадах, конкурсах

Спортивные достижения

Дополнительное образование

Участие в мероприятиях  и практиках

ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов

официальных документов, представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении

к итоговому документу

Дата                                                

 

 Классный руководитель

Заместитель директора по УВР      


            Приложение 4

         Сводная итоговая ведомость по классу

ФИ ученика

Показатели (в баллах)

Учебная деятельность

Достижения в олимпиадах, конкурсах

Спортивные достижения

Дополнительное образование

Участие в мероприятиях  и практиках

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе в условиях введения ФГОС.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Текстоведение. Редактирование текста" учитывает требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта. Данный урок способствует ф...

Модель поликультурной школы в сельской местности в условиях введения ФГОС

В условиях полиэтнического образовательного пространства российского государства актуально стоит проблема сохранения и развития традиционной тувинской культуры с одной стороны, и интеграция молодого п...

Рабочая программа по литературе 5 класс в условиях введения ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена к учебнику Коровиной согласно требованиям ФГОС....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.

Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО....

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...