Методическая разработка на тему "Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы."
учебно-методический материал

Оксана Андреевна Бердникова

Компоненты образовательной среды и их современное применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda_2.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Бердникова О.А.

Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы.

В образовательной практике российских школ широко внедряется и реализуется исследовательское и проектное обучение. В качестве необходимого ресурса организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо рассматривать предметно-пространственную среду. 
Содержание модели организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с учетом особенностей предметно-пространственной среды может быть представлено тремя условиями:

1. Внутреннее пространство - непосредственное предметное пространство образовательной организации (пришкольная территория, учебные кабинеты, учебные лаборатории, библиотека, музеи, рекреации, лестничные марши и т. д.), стимулирующее исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

2. Внешнее пространство - среда образовательной организации, предполагающая взаимодействие с образовательными, научными и социальными организациями в рамках осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

3. Виртуальное пространство - среда образовательной организации, предполагающая использование информационных образовательных ресурсов для поддержки и организации дистанционных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Внутреннее пространство.

Учебные кабинеты, школьные лаборатории. Важным элементом учебных кабинетов в плане организации исследовательской деятельности является оснащенность учебным оборудованием. Так, например, лабораторные комплексы, микролаборатория для химического эксперимента; комплект оборудования по физике и т. д. Вариантом решения вопроса информационно-технического оснащения образовательных организаций является взаимодействие и сотрудничество с организациями, имеющими комплекс необходимого оборудования (вузы, научные организации, предприятия и т. д.).

Школьные библиотеки. Современная школьная библиотека должна расширять свое функциональное назначение. Современная библиотека - это информационный, социально-коммуникационный центр. Библиотека может стать центром учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, местом взаимодействия, активизации инициативы учащихся в познании нового и стимулирования познавательной активности учащихся. Чтобы процесс исследовательской деятельности был эффективнее, необходимы изменения в самих библиотеках с целью удовлетворения образовательных потребностей участников образовательного процесса: наличие открытого пространства, предполагающего отсутствие жесткого деления библиотеки на отделы, наличие интерактивных пространств, зон для взаимодействия и др.

Школьные музеи. Школьный музей следует рассматривать в следующих формах: музей-экспозиция, музей-мастерская, музей-лаборатория, музей-ярмарка, музей - исследовательский центр. Взаимодействуя в школьном музее, учащиеся практикуют исследовательские навыки и умения.

Внешнее пространство.

Научные ученические сообщества. Членство в сообществе позволяет реализовать потребность в самоуважении, самоактуализации, открывает доступ к информационным ресурсам, позволяет обмениваться опытом, позволяет собрать разноплановую информацию, иметь доступ к идеям других учащихся-исследователей и команд, позволяет проходить специальные обучающие программы. Научные ученические сообщества могут существовать на базе одной школы или нескольких школ. Обоснованным является создание сообществ исследователей на базе нескольких образовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы). Членами сообщества исследователей могут быть учащиеся, студенты, педагоги, преподаватели вузов. Взаимодействие позволит в большей мере стимулировать творчество участников проектной деятельности, позволит расширить информационное и образовательное пространство.

Виртуальное пространство.

Международное движение в поддержку научно-технического досуга молодежи (МИЛСЕТ) обеспечивает поддержку работ старшеклассников учеными из разных научных сфер. МИЛСЕТ на практике содействует развитию научной культуры во всем мире, организуя выставки в разных странах, проводя фестивали науки, встречи, коллоквиумы, научные семинары, летние университеты, стажировки, привлекая начинающих ученых к участию в выставках и к разработке совместных проектов.

Международные online-конкурсы и проекты (телекоммуникационные проекты) расширяют образовательное пространство, создают условия для самореализации, интеллектуального и творческого развития учащихся.

Медиатека лучших школьных проектов Center for Student Work при Гарвардской высшей школе педагогических наук и некоммерческой организации Expeditionary Learningа. Назначение данной медиатеки - собрать в одном месте выдающиеся проекты школьников по разным предметам: иностранным языкам, математике, визуальным искусствам, здоровью, социальным наукам, естественным наукам и др. Видео, примеры и подробные руководства могут использоваться учителями по всему миру для создания собственных проектов.

Платформа «ПостНаука» представляет подборки литературы по темам, главы из готовящихся публикаций и даже интервью с авторами книжных новинок.

Онлайн-академия Arzamas представляет собой просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию, это своеобразный университет, который собрал лучших преподавателей страны. В основе Arzamas лежат курсы, или «гуманитарные сериалы» на определенные темы.

Проект Uniweb занимается предоставлением онлайн-программ от крупных вузов России (МГИМО, МГУ и др.).


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: М1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 30.06.2015).

2. Виноградова И. А. Предметно-пространственная среда: требования ФГОС, потребности и возможности образовательной организации // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов II Межрегион. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 110-114.

3. Иванова Е. В. Библиотеки как развивающая среда ребенка в образовательном пространстве мегаполиса // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов II Межрегион. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 143-145.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Проектно-исследовательская деятельность школьников"

Данная методическая разработка раскрывает вопросы организации проектно-исследовательской деятельности школьников, затрагивая аспекты собственного педагогического опыта по теме....

Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигаетзадачу развития духовной сферы учащихся, по­вышения гуманистическогосодержания обучения, более полную реализацию воспитател...

Организация летней языковой смены в условиях средней общеобразовательной школы как способ реализации системно-деятельностного подхода

  Во время языковой смены ребенок попадает в особую атмосферу, где есть свои правила.  Здесь он учится общаться и строить отношения не только на русском, но и на английском языке; най...

Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"

Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"  поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...

ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»

Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...

Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.

Мастер-класс «Проектно-исследовательская  деятельность в школе»,  организация и методическая поддержка....