Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
методическая разработка по технологии по теме

Чупраков Юрий Викторович

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл одаренные дети477.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

Педагогический проект

Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей

Выполнил учитель технологии

Чупраков Ю.В.

Содержание

  1. Введение ……………….. …………………………… стр. 2
  2. Одаренные дети и методы их выявления…………...стр. 3-20
  3. Этапы реализации проекта …………………….……стр. 21-23
  4. Система деятельности и организация работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе  ………….. стр. 24-27
  5. Приложение

В каждом есть солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

        Очень важное направление приоритетного национального проекта «Образование» – поддержка талантливой молодежи. Талантливая молодежь – интеллектуальное богатство нации, её творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии одаренных детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Много талантливых людей: ученых, полководцев, писателей, спортсменов, изобретателей, – выросших вдали от городов, затем смогли проявить себя на том или ином поприще. Но нет данных о тех, кто имел дар и не смог его реализовать, так как не получил своевременной поддержки из-за удаленности от центров науки и культуры. Поэтому проблема выявления и развития одаренных детей, живущих в сельской местности, вдали от научных центров, представляется нам актуальной. Мы тоже живем далеко от  областного центра.

 Цель:  разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей в сельской  школе.

Основная  идея: объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей  школы.

Актуальность: необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.  

Одаренные дети и методы их выявления

Ученики отличаются друг от  друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

 Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

 Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

 Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

 

Специфика одаренности в детском возрасте

  1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
    Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития может объективно потерять признаки своей исключительности.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1.  наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);
  2. сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
  3. особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность;
    способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний
    в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в
    качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер
    (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);
  4. своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и лег
    кости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением
    структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
    действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо
    определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
  2. повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а
    также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований
    деятельности;

-        ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

  1. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  2. высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить
    сверх трудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Виды одаренности

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяются следующие виды одаренности:

В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.

В познавательной - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность.

В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Принципы и методы выявления одаренных  детей.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательного учреждения).

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2. длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  1. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные
    предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  2. экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности
    (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  3. выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальном уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т.п.;
  4. многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
  5. диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
  6. использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и
    развитии деятельности;
  7. анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;

-        анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

  1. актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
  2. особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
  3. потенциальные возможности ребенка к развитию.

Общие принципы обучения

Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при
    обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

-        Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Цели образования одаренных детей

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  1. развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  2. создание условий для развития творческой личности;
  3. развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  4. обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Содержание образования одаренных детей

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального
    развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области
    деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.
  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

  - Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных вне учебных программ.

Методы и средства обучения

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения.

Обучение детей в условиях общеобразовательных учреждений

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.).

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных учреждений может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся (школа, лицей, гимназия), принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся.

Программы обучения должны:

  1. включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  2. использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
  3. предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемное  обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
  4. учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
  5. обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  6. поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  7. гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
  8. предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
  9. обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

-        способствовать развитию рефлексии,  самопознания,  а также пониманию  индивидуальных особенностей других людей;

включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с
учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Сотрудничество с системой дополнительного образования

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми:

  1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
  3. очно-заочные школы;
  4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  6. детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Для работы с одаренными детьми необходим педагогический персонал, отвечающий повышенным требованиям:

1.        Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным учащимся и его учителем.

  1. Обладать достаточной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию школьников, переходу их деятельности на высшие уровни развития понятий.
  2. Глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными учениками.
  3. Иметь опыт успешной педагогической работы, способность к творческой деятельности.
  4. Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о      возможных моделях работы с одаренными учащимися.
  5. Постоянно повышать свою квалификацию.
  6. Обмениваться опытом работы с другими учителями.
  7. Создавать на уроке атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его интересы, стимулировать мысли.
  8. Уметь выявлять школьников с неординарными способностями.
  9. Составлять специальные учебные программы.

    11.Уметь создавать такие условия, при которых школьники смогут научиться заниматься, т.е. овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов

Этапы реализации проекта

Организационный этап  – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Создание:

-      банка данных по одаренным детям;

-     банка творческих работ учащихся;

-      банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

-      рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:

-      системы дополнительного образования;

-      творческих конкурсов, экзамена;

-      внеклассной работы по предмету;

-      деятельности педагогического коллектива;

-      олимпиад и интеллектуальных конкурсов

   Этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. 

-      Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.

-      Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

-      Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

-      Активное использование метода проектов.

-      Сохранение традиции работы с системой портфолио.

-      Проведение выставок детского творчества.

-      Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Завершающий этап  – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

-      Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

-      Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

-      Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. способность самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеть средствами и способами исследовательского труда;
  2. способность осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  3. способность к саморазвитию и самообразованию;
  4. обладание разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  5. руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
  6. готовность  к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.

Ожидаемые конечные результаты проекта:

  1. совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  2. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  3. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  4. стимулирование мотивации развития способностей;
  5. формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей.

Система деятельности и организация работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе

Система деятельности и  организация работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- диагностика потенциальных возможностей детей ;

- преемственность между  начальным, средним и старшим звеном образования

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  1. создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  2. включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
  3. формирование и развитие сети дополнительного образования;
  4. организация научно-исследовательской деятельности;
  5. организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  1. тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
  2. контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

  1. Публикация в СМИ;
  2. Конкурс "Ученик года по предмету";
  3. Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;
  4. Освобождение от экзаменов в период промежуточной аттестации и прохождения летней трудовой практики;
  5. Награждение учащихся на итоговой линейке.

Работа с родителями одаренных детей:

- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Работа с преподавателями:

  1. Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"
  2. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию

  При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

В направлении поддержки талантливых детей создавать и развивать:

  1. систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития детей,  одарённых в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
  2. расширенную систему школьных олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
  3. модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
  4. систему обеспечения и консультационно-методической поддержки,  в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений».  

Формы работы с одаренными учащимися

-   творческие мастерские;

-   групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

-   факультативы;

-   кружки по интересам;

-   занятия исследовательской деятельностью;

-   конкурсы;

-   интеллектуальный марафон;

-   научно-практические конференции;

-   участие в олимпиадах;

-   работа по индивидуальным планам;

-  сотрудничество с другими школами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия....

Технология поддержки и сопровождения одаренных детей.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...

Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....

«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования....

Поддержка и сопровождение одаренных детей

Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации  и профессиональное самоопределение....