Технология поддержки и сопровождения одаренных детей.
статья на тему

Фахретдинова Дилара Назибовна

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, актуальным становится разработка и реализация индивидуальной образовательной программы одарённого ребёнка. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к построению отношений, психологической атмосфере на занятиях и к методам их обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, способствуют обучению по индивидуальным образовательным программам, как в школе, так и при участии других социальных институтов.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Традиционно педагог обращается к психологу в трудных ситуациях, когда ребенок по тем или иным причинам «выпадает» из системы требований и перестает соответствовать критериям качества: в поведении, в успеваемости, в особенностях общения. И запрос, поступающий психологу, предельно прост: с помощью психологических средств вернуть ребенка в «систему» или, если это не удается, грамотно обосновать невозможность его нахождения в ней. Идеология сопровождения меняет этот вектор на прямо противоположный: главной целью деятельности и педагога, и психолога становится ребенок. Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути. Причем сопровождать, содействовать необходимо каждому ребенку, а одаренный нуждается в ней в первую очередь.

Отсюда вытекают основные принципы технологии сопровождения:

• смыслом, ценностью и целью деятельности специалистов сопровождения является каждый ребенок во всей полноте его неповторимой индивидуальности;

• безусловной ценностью является внутренний мир каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Сопровождение означает со-действие! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности. Ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, поэтому процесс развития личности базируется на сотрудничестве взрослого и ребенка, направленном на его самопознание и саморазвитие. При этом важно научить ребенка самостоятельно решать свои проблемы. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, социальных), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию ответственности. Идеология сопровождения требует от всех специалистов не ждать звонка о несчастье. Нужно идти с ребенком вместе, рядом, заниматься профилактикой, а не «тушить пожары». Деятельность всех специалистов сопровождения носит профилактический характер и направлена на предупреждение возможных затруднений в развитии.

Целью технологии сопровождения является обеспечение развития каждого ребенка до оптимального для него уровня. Среди задач сопровождения можно выделить следующие:

• своевременное выявление детей с трудностями адаптации;

• определение особых образовательных потребностей детей, особенно одаренных;

• определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Исходя из перечисленных задач, сфера ответственности психолого- педагогического сопровождения обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, зашита прав детей.

Направления деятельности специалистов сопровождения:

 • диагностическое;

• коррекционно-развивающее;

• консультационное;

• информационно-просветительское.

 

Содержание диагностической работы включает:

 • первичную (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка;

 • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;

 • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

 • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

 • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

 • выбор программ, методов и приёмов обучения, направленных на развитие ребёнка до оптимального для него уровня;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей в обучениии нарушений развития;

 • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

 • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни, при психотравмирующих обстоятельствах.

 Консультативная работа включает:

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

 • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания. Информационно-просветительская работа предусматривает:

 • различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям, педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения одаренных детей;

 • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.

 

Этапы реализации технологии сопровождения

 

Практическая реализация технологии сопровождения предполагает оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

Такое взаимодействие включает:

 • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

 • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

 • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Наиболее эффективной формой взаимодействия специалистов на современном этапе являются службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку, его родителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей.

Технология сопровождения требует от каждого специалиста способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их. Поэтому консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит на каждом из выделенных этапов обеспечить систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Первым этапом реализации технологии сопровождения является диагностический этап. На данном этапе педагоги методом педагогических наблюдений знакомятся с ребенком, его индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией семейного воспитания. Психолог проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально- волевых особенностей. Учитель-логопед обследует речевую сферу ребенка. Медицинские работники определяют состояние здоровья ребенка. Социальный педагог выявляет социальный статус учащегося. Результатом данного этапа является определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.

Следующий этап – аналитический. Педагоги проводят анализ педагогических условий успешного обучения и развития обучающегося. Психолог анализирует уровень актуального психологического развития ребенка и определяет возможные затруднения в обучении и развитии. Медики проводят анализ риска снижения здоровья обучающихся. Социальный педагог анализирует факторы, неблагоприятно влияющие на социализацию учащихся.

В результате данного этапа каждый специалист оформляет заключение для психолого-педагогического и медико-социального консилиума. Оно представляет собой таблицу со сводными данными по результатам диагностического обследования и пояснительную записку, в которой даются рекомендации, которые используют педагоги, работающие с ребенком.

Решения психолого-педагогического и медико-социального консилиума выполняется на реализационном этапе. Педагоги проводят обучение с использованием развивающих учебных программ, создают оптимальный режим учебных нагрузок учащихся, используют современные педагогические технологии для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности. Психолог проводит групповую и индивидуальную коррекцию познавательной и личностной сферы учащихся. Медики проводят мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Социальный педагог обучает эффективным способам социального взаимодействия.

Диагностический этап работы на данном этапе является образовательный процесс, имеющий развивающую направленность, и процесс сопровождения детей при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей. Эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения определяется диагностикой, повторением диагностического этапа, который одновременно является началом следующего цикла технологии сопровождения. Результатом данного этапа является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Психолого-педагогический и медико-социальный консилиум

 

Формой организации взаимодействия специалистов сопровождения является психолого-педагогический и медико-социальный консилиум.

Цель ППМС консилиума: Координация взаимодействия специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по созданию условий успешного развития и обучения каждого учащегося.

Задачи:

 • профилактика нарушений развития ребенка на основе ППМС- мониторинга;

• комплексная помощь ребенку в решении задач и проблем развития учащегося;

• обеспечение здоровья и психологического комфорта каждого учащегося.

Структура ППМС-консилиума: Руководителем консилиума является заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Координатором взаимодействия специалистов является классный руководитель. Членами консилиума являются все педагоги-предметники, работающие с данным классом, психолог, логопед, врач-педиатр, социальный педагог.

 Организация работы консилиума, определение конкретной деятельности специалистов по преодолению затруднений в развитии класса и каждого ребенка в отдельности строится на основе формирования команды специалистов, осуществляющих партнерское взаимодействие, направленное на развитие каждого учащегося. Решение консилиума, ясно и однозначно сформулированное, оформляется протоколом. В решении формулируются сроки выполнения коррекционно- развивающих программ, назначается дата проведения следующего консилиума. Ответственным за решения консилиума является его руководитель. Выделяется значительное время в рамках работы консилиума для выработки индивидуального решения проблем конкретного ребенка. Плановый консилиум проводится не реже одного раза в год или по плану работы с параллелью.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

Таким образом, реализация технология сопровождения позволит обеспечить дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом особых потребностей каждого ребёнка, а, следовательно, создаст условия, при которых ни один одаренный ребенок не будет потерян.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_podderzhki_i_soprovozhdeniya_odarennyh_detey.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фахретдинова Д.Н

Воспитатель, МБДОУ д/с 194

г.Уфа

Технология поддержки и сопровождения одаренных детей.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, актуальным становится разработка и реализация индивидуальной образовательной программы одарённого ребёнка. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к построению отношений, психологической атмосфере на занятиях и к методам их обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, способствуют обучению по индивидуальным образовательным программам, как в школе, так и при участии других социальных институтов.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Традиционно педагог обращается к психологу в трудных ситуациях, когда ребенок по тем или иным причинам «выпадает» из системы требований и перестает соответствовать критериям качества: в поведении, в успеваемости, в особенностях общения. И запрос, поступающий психологу, предельно прост: с помощью психологических средств вернуть ребенка в «систему» или, если это не удается, грамотно обосновать невозможность его нахождения в ней. Идеология сопровождения меняет этот вектор на прямо противоположный: главной целью деятельности и педагога, и психолога становится ребенок. Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути. Причем сопровождать, содействовать необходимо каждому ребенку, а одаренный нуждается в ней в первую очередь.

Отсюда вытекают основные принципы технологии сопровождения:

• смыслом, ценностью и целью деятельности специалистов сопровождения является каждый ребенок во всей полноте его неповторимой индивидуальности;

• безусловной ценностью является внутренний мир каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Сопровождение означает со-действие! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности. Ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, поэтому процесс развития личности базируется на сотрудничестве взрослого и ребенка, направленном на его самопознание и саморазвитие. При этом важно научить ребенка самостоятельно решать свои проблемы. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, социальных), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию ответственности. Идеология сопровождения требует от всех специалистов не ждать звонка о несчастье. Нужно идти с ребенком вместе, рядом, заниматься профилактикой, а не «тушить пожары». Деятельность всех специалистов сопровождения носит профилактический характер и направлена на предупреждение возможных затруднений в развитии.

Целью технологии сопровождения является обеспечение развития каждого ребенка до оптимального для него уровня. Среди задач сопровождения можно выделить следующие:

• своевременное выявление детей с трудностями адаптации;

• определение особых образовательных потребностей детей, особенно одаренных;

• определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Исходя из перечисленных задач, сфера ответственности психолого- педагогического сопровождения обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, зашита прав детей.

Направления деятельности специалистов сопровождения:

 • диагностическое;

• коррекционно-развивающее;

• консультационное;

• информационно-просветительское.

Содержание диагностической работы включает:

 • первичную (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка;

 • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;

 • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

 • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

 • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

 • выбор программ, методов и приёмов обучения, направленных на развитие ребёнка до оптимального для него уровня;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей в обучениии нарушений развития;

 • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

 • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни, при психотравмирующих обстоятельствах.

 Консультативная работа включает:

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

 • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания. Информационно-просветительская работа предусматривает:

 • различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям, педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения одаренных детей;

 • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.

Этапы реализации технологии сопровождения

Практическая реализация технологии сопровождения предполагает оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

Такое взаимодействие включает:

 • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

 • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

 • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Наиболее эффективной формой взаимодействия специалистов на современном этапе являются службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку, его родителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей.

Технология сопровождения требует от каждого специалиста способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их. Поэтому консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит на каждом из выделенных этапов обеспечить систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Первым этапом реализации технологии сопровождения является диагностический этап. На данном этапе педагоги методом педагогических наблюдений знакомятся с ребенком, его индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией семейного воспитания. Психолог проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально- волевых особенностей. Учитель-логопед обследует речевую сферу ребенка. Медицинские работники определяют состояние здоровья ребенка. Социальный педагог выявляет социальный статус учащегося. Результатом данного этапа является определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.

Следующий этап – аналитический. Педагоги проводят анализ педагогических условий успешного обучения и развития обучающегося. Психолог анализирует уровень актуального психологического развития ребенка и определяет возможные затруднения в обучении и развитии. Медики проводят анализ риска снижения здоровья обучающихся. Социальный педагог анализирует факторы, неблагоприятно влияющие на социализацию учащихся.

В результате данного этапа каждый специалист оформляет заключение для психолого-педагогического и медико-социального консилиума. Оно представляет собой таблицу со сводными данными по результатам диагностического обследования и пояснительную записку, в которой даются рекомендации, которые используют педагоги, работающие с ребенком.

Решения психолого-педагогического и медико-социального консилиума выполняется на реализационном этапе. Педагоги проводят обучение с использованием развивающих учебных программ, создают оптимальный режим учебных нагрузок учащихся, используют современные педагогические технологии для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности. Психолог проводит групповую и индивидуальную коррекцию познавательной и личностной сферы учащихся. Медики проводят мероприятия, направленные на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Социальный педагог обучает эффективным способам социального взаимодействия.

Диагностический этап работы на данном этапе является образовательный процесс, имеющий развивающую направленность, и процесс сопровождения детей при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей. Эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения определяется диагностикой, повторением диагностического этапа, который одновременно является началом следующего цикла технологии сопровождения. Результатом данного этапа является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Психолого-педагогический и медико-социальный консилиум

Формой организации взаимодействия специалистов сопровождения является психолого-педагогический и медико-социальный консилиум.

Цель ППМС консилиума: Координация взаимодействия специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по созданию условий успешного развития и обучения каждого учащегося.

Задачи:

 • профилактика нарушений развития ребенка на основе ППМС- мониторинга;

• комплексная помощь ребенку в решении задач и проблем развития учащегося;

• обеспечение здоровья и психологического комфорта каждого учащегося.

Структура ППМС-консилиума: Руководителем консилиума является заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Координатором взаимодействия специалистов является классный руководитель. Членами консилиума являются все педагоги-предметники, работающие с данным классом, психолог, логопед, врач-педиатр, социальный педагог.

 Организация работы консилиума, определение конкретной деятельности специалистов по преодолению затруднений в развитии класса и каждого ребенка в отдельности строится на основе формирования команды специалистов, осуществляющих партнерское взаимодействие, направленное на развитие каждого учащегося. Решение консилиума, ясно и однозначно сформулированное, оформляется протоколом. В решении формулируются сроки выполнения коррекционно- развивающих программ, назначается дата проведения следующего консилиума. Ответственным за решения консилиума является его руководитель. Выделяется значительное время в рамках работы консилиума для выработки индивидуального решения проблем конкретного ребенка. Плановый консилиум проводится не реже одного раза в год или по плану работы с параллелью.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

Таким образом, реализация технология сопровождения позволит обеспечить дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом особых потребностей каждого ребёнка, а, следовательно, создаст условия, при которых ни один одаренный ребенок не будет потерян.

Используемая литература:

  1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
  2.  Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М. - Воронеж, 2003. – 464 с.
  4.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

«Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования....

«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации ФГОС ООО»

Представлена авторская программа С.М. Поповой «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках ре...

Поддержка и сопровождение одаренных детей

Оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации  и профессиональное самоопределение....