Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми
статья на тему

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

"Технологии поддержки и развития одаренных детей.

Этапы работы с одаренными детьми"

Кулакова Наталья Викторовна,

учитель географии ГБОУ СОШ №89

 Калининского района  Санкт-Петербурга

20 апреля 2018г

Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

Для раннего выявления потенциальных победителей предметных олимпиад ,по моему мнению, на второй год изучения предмета необходимо проводить для всего класса небольшую олимпиаду, с обязательным включением вопросов как уже изученных обучающимися, так и вопросов "олимпиадного " уровня. При обработке полученных данных учитель обязательно увидит тех самых "звёздочек", с которыми можно дальше продолжить работу по углублению и расширению их знаний в вашей предметной области. Однако, трудности могут возникнуть при незаинтересованности самого учащегося в этом  процессе.

Какие же этапы работы с одаренными детьми можно выделить:

1 этап- диагностика . Здесь учителю необходимо создавать банк тестов по определению интеллектуальных способностей обучающихся; изучать личностных потребностей обучающихся путём собеседования; приобрести развивающие программы и методики работы с одаренными детьми ( возможное посещение курсов)

2 этап- Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных обучающихся

Работа с одаренными детьми в большей степени должна идти на занятиях внеурочной деятельности, где учитель может успеть рассказать ученику гораздо больше, чем на уроке: это и о новейших достижениях науки, и о новинках литературы ;обсудить с  учащимся новости других СМИ. Проводить диспуты по какой-либо проблеме, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы.

.  

3 этап- Использование в практике работы с одаренными обучающихся следующих приемов

  - творческие ответы;

  - выполнение творческих тематических заданий;

  - выполнение проблемных поисковых работ;  

 - повышение степени сложности заданий;  

 - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;

-   широкое привлечение  к участию во   всевозможных предметных олимпиадах и конкурсах ( но главное : не переусердствовать, чтобы не отбить желания)

 - участие  в научно-практических конференциях  школьного  Научного ученического общества и др.

В конце года надо обязательно подводить итоги: это создание портфолио обучающегося, награждение за успехи в олимпиадах и конкурсах на торжественных линейках в школе. И тогда интерес к вашему предмету у этого ученика никогда уже не пропадёт.  После окончания школы  такой  ученик обязательно сможет чего-то достичь, а ,следовательно, учитель свои обязанности выполнил.  Удачи и успехов всем, работающим с одарёнными детьми!

Памятка учителям для работы с одаренными детьми

Этапы работы с одаренными обучающимися:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных обучающихся учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Формы работы с одаренными обучающимися

групповые занятия  

спецкурсы по выбору  

творческие мастерские

кружки, секции

конкурсы, выставки

предметные олимпиады

индивидуальные планы  для детей с высоким уровнем обучения

научно-практические конференции

Научное ученическое общество

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.  Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися. На этом этапе работы с одаренными обучающихся наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.  

 Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа:  

1. создание системы целенаправленного выявления и отбора одарѐнных обучающихся  в разных областях науки и творчества;

2. организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приѐмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 4. расширение возможностей для участия способных и одарѐнных обучающихся в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики

В данной статье рассмотрены основные приемы, применяемые мной на уроках, для развития творческих способностей учащихся разных параллелей....

Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей. Этапы психологической диагностики.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестиро...

Метод проектов как технология развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми - научным потенциалом страны.Роль учителя в учебном процессе неоспорима - уметь поддержать и максимально раскрыть способности ученика. Важная проблема -  со...

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Методические приемы технологии развития критического мыщления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления ...

Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми

                                            «Кто не владеет техникой какого-н...

Статья "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ"

Для того чтобы  химическое и биологическое образование стало  развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивите...