Главные вкладки

    «Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования»
    презентация к уроку по обж

    Мошнакова Татьяна Владимировна

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Развитие системы поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях школьного образования »

    Слайд 2

    План: Актуальность темы. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок». Категории одарённых детей. Проблемы одарённых детей. Этапы и формы выявления одарённых детей. Психолого- педагогическое сопровождение одарён-ных обучающихся. Основные направления работы с одарёнными обу- чающимися. Направления работы школы с одарёнными детьми. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных обучающихся. Виды активных форм организации обучения интел-лектуально одаренных обучающихся. Подведение итогов.

    Слайд 3

    Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы обра-зования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

    Слайд 4

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей»Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее:« В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ № 271 от 04.02.2010 г.

    Слайд 5

    Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок». Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких резуль-татов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выде-ляется яркими, очевидными, иногда выдающимися дости-жениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей” объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

    Слайд 6

    Все одарённые учатся легко и быстро ! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). * Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.

    Слайд 7

    Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

    Слайд 8

    Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.

    Слайд 9

    Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признан-ным и востребованным. На-учить конструктивно стро-ить отношения с ровесни-ками и взрослыми людьми Повышать интеллектуаль-наую нагрузку, излагая интересные факты,продумывая персональные задания, задания на выбор, интег-рированные задания. Всё, чтобы развивать познава-тельную активност этих детей. Признание таким детям необходимо для ус-пеха. Поэтому ,создание ситуаций успеха необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллек-туальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции . Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникатив-ных навыков. Убедиться в том, что у ребен-ка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

    Слайд 10

    «Совершенствование системы выявления и поддержки творческого потенциала каждого обучаемого» Давно замечено,что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Г.В.Плеханов

    Слайд 11

    Этапы работы по выявлению одаренных детей :

    Слайд 12

    Принципы обучения интеллектуально одарённых обучающихся

    Слайд 13

    Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; - создание портфолио обучающихся;

    Слайд 14

    Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка:

    Слайд 15

    Структура детской одаренности: мотивационный аспект - Повышенная избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности. - Повышенная потребность в познавательной деятельности: ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, упорство, трудолюбие, ярко выраженный интерес и увлеченность познавательной деятельностью, получение удовольствия от собственной познавательной активности. - Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации , неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. - Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. - Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

    Слайд 16

    С истематизация информации об ода рённых детях в школе

    Слайд 17

    Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» «степень сформированности одарённости» «форма проявления» «широта проявлений в различных видах деятельности» «особенности возрастного развития» «уровень достижений»

    Слайд 18

    Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познавательная деятельность Художественно -эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организационная интеллектуальная хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразительная музыкальная лидерская аттрактивная ( установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям

    Слайд 19

    Виды одарённости по критерию «форма проявления»

    Слайд 20

    Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

    Слайд 21

    Виды одаренности по критерию “ широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или интеллектуальная) одарённость специальная одарённость

    Слайд 22

    Виды одарённости по критерию “ особенности возрастного развития”: ранняя одарённость ( вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость

    Слайд 23

    Содержание работы по развитию одаренных детей.

    Слайд 24

    Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: м етод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод). Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся

    Слайд 25

    Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади ), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

    Слайд 26

    Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения ( школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения ( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения ( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Стратегии обучения интеллектуально одаренных обучающихся

    Слайд 27

    Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития одарённого ребёнка; Задачи психолого-педагогического сопровож-дения: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимо- отношений со сверстниками, учителями, родителями); — психологическое обеспечение образовательных программ; — формирование психологической культуры учащихся, роди- телей, педагогов.

    Слайд 28

    Ступени обучения

    Слайд 29

    Образовательная среда, способствующая выявлению и поддержке талантливых детей.

    Слайд 30

    Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми

    Слайд 31

    Требования к личности учителя, работающего с одарёнными обучающимися: увлечённость своим делом желание работать нестандартно знание психологии одарённых учащихся любознательность эрудированность поисковая активность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися нравственность знание всех областей человеческой жизни

    Слайд 32

    “ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Поддержка творчества и одаренности детей в отделении дополнительного образования»

    Педагог должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Необходимо следовать,...

    Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

    Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

    «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

    Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

    МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия....

    Технология поддержки и сопровождения одаренных детей.

    Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...

    Статья на тему: Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях

    В статье представлен обпыт работы с одаренными детьми нашего образовательного учреждения....

    Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

    Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....