«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации ФГОС ООО»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Попова Светлана Мулевна

Представлена авторская программа С.М. Поповой «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО», обобщающая многолетнюю практику работы автора в качестве социального педагога лицея.Методическая разработка представляет собой систему оказания помощи одаренным обучающимся, их родителям и педагогам в вопросах воспитания, обучения и социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский губернаторский физико- математический лицей №30»

«Принято» Педагогическим советом ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30»

Протокол № 5 от 28.08.2020 г.            

«Утверждаю»

Директор        ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30»

 А.А.Третьяков

Приказ №  208 от  09.09.2020 г.

28.08.2020 г.            

 _____

от               2016 г.

ПРОГРАММА

«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО»

АВТОР:                                                                                                        Попова С.М.  –                                социальный педагог ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30»

      Санкт-Петербург

2020

Содержание                                                                                          Стр.    2

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  1. Актуальность темы……………………………………………3
  2. Анализ условий реализации программы в ГФМЛ № 30  …..9
  3. Основания для разработки программы..……………………13
  1. Концептуальные подходы…………………………………………..15
  2. Основная часть………………………………………………………21

           3.1. Цели и задачи программы……………………………………..21

           3.2. Этапы реализации……………………………………………...22

           3.3. Определение результативности……………………………….32

           3.4. Условия реализации программы………………………………34

           3.5. Предполагаемые результаты…………………………………..35

           3.6. Точки риска……………………………………………………..36

      4.       Список литературы………………………………………………..…38

      5.       Приложение…………………………………………………………..40

                 

                                                           

                                                                                                                         


1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность темы.

              Инновационное развитие экономики России стало мощным стимулом не только для внедрения современных технологий во все области науки и производства, но и  в изучение и проектирование педагогических систем, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие одаренных детей, способных генерировать новации во всех областях жизнедеятельности общества.

                 Современная социокультурная ситуация в России требует решения проблем, связанных, в частности, с новым пониманием роли и места человека в обществе, с повышением значения развития его способностей и их реализации. Основное и дополнительное образование призваны осуществлять в единстве полноценное развитие детей и подростков, обеспечивать их самоопределение и самореализацию, стимулировать интеллектуальную и творческую активность, формировать готовность к участию в инновационных процессах. При этом особое внимание уделяется развитию индивида, его умственных и физических способностей, одаренности и таланта.

            В современных условиях серьезных качественных изменений системы образования и воспитания и все большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности детей и подростков наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одаренности. Обозначенная проблема требует поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы ее эффективному решению. Существующий социальный заказ государства на развитие одаренных детей и подростков привел к возникновению и действию в стране общероссийского общественного движения «Одаренные дети - Будущее России», а также государственной программы «Дети России».[1]

Важные изменения происходят сегодня в российской системе образования. В Федеральной программе развития образования на 2016-20 гг. поставлены новые, соответствующие современным условиям, задачи. Принята важная для системы образования в целом и ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» (далее лицей) в частности, Концепция развития математического образования в России.

Качество образования – ключевое направление развития ГФМЛ №30. Пути достижения высокого уровня образования связаны с реализацией требований ФГОС непосредственно в лицее и с обеспечением условий для получения качественного образования в области физики, математики, информатики и ИКТ, робототехники всеми учащимися в Санкт-Петербурге. Качество образования в этом смысле может быть обеспечено созданием эффективной системы поиска одарённых детей и организацией работы с ними в содружестве с другими образовательными организациями, учреждениями науки и культуры.

    В соответствии с Уставом целью деятельности лицея является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих углубленное изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика»,  что закладывает надежную основу в развитие одной из важнейших компетентностей учащихся - учебно-познавательной компетенции, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.[2]

               Характерными трудностями для одаренных детей, поступающих  в образовательные учреждения с углубленным изучением ряда дисциплин, являются: большое количество одаренных учащихся, имеющих опыт лидерства и высоких достижений в предыдущих школах; ежегодное обновление коллектива школьников почти на треть от числа учащихся; присущая многим родителям таких детей «зацикленность» на учебной успеваемости (требования к детям со стороны родителей очень высоки); преимущественная ориентация как учеников, так и родителей, на «учебу ради учебы» в сочетании с отсутствием понимания важности развития социальных навыков, и выделения в расписании ребенка времени, необходимого для реализации его социальных потребностей.

         Поступление и последующее обучение в школе с более высоким, по сравнению с предыдущими, уровнем требований и увеличенной учебной нагрузкой становится для подростка ситуацией, с которой он, в силу индивидуальных особенностей и внешних обстоятельств, самостоятельно справиться не может. Трудности адаптации в школе часто возникают под влиянием комплекса социально-психологических факторов:

  • Изменение социальной роли (приобретение статуса лицеиста престижного учебного заведения и  одновременное снижение успеваемости и потеря статуса «отличника» и лидера класса, имеющихся  в «прошлой школе»);
  • Развитие новых учебных коллективов сопровождается конкуренцией за ведущие позиции в формальной и неформальной структуре класса. В этой ситуации, как правило, учебные неудачи одних учеников, равно как и успехи других переживаются особенно остро;
  • Стремление подростка соответствовать ожиданиям семьи, и тревога эти ожидания не оправдать, (особенно ярко проявляющаяся, в случае, когда старшие члены семьи являются выпускниками «тридцатки»).

         Большинство родителей лицеистов имеют высокий профессиональный  и общественный статус, характеризующийся ненормированной рабочей нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты как своего труда, так и за результаты труда подчиненных, что приводит к невозможности уделять достаточное время на поддерживание полноценных семейных отношений, (по результатам наших исследований, многие учащиеся шестых-седьмых классов испытывают недостаток общения с родителями и хотели бы больше времени проводить вместе с ними).

        Особого внимания требуют развитие эмоциональной и коммуникативной сферы одаренных подростков, коррекция последствий чрезмерного погружения в учебно-профессиональную деятельность, развитие способности  осознавать высокую ценность  сегодняшнего дня, избегая оценки  настоящего только как «удачного старта в будущую жизнь».

В подростковом возрасте происходит смена референтных ориентаций и первостепенной становится не система взаимоотношений «ребенок-взрослый» (1-4 классы), а «подросток - подростки» (как в нашем лицее, где учатся дети с 5 -ого по 11- ый класс) неудачи одних учеников, особенно в начале обучения, создают благоприятный фон, на котором успехи других, сумевших быстрее приспособиться к новым требованиям углубленного обучения, проявляются особенно болезненно.

       Казалось бы, ориентация на учебу улучшает и облегчает ребенку отношения с миром взрослых, в действительности ожидания социума далеко не исчерпываются лишь требованиями «хорошо учиться». При этом у лицеистов складывается лишь видимость благополучного развития взаимоотношений «взрослый-подросток», личное развитие оказывается обедненным, не реализуется собственно социальная функция отрочества как стадия интеграции из детства в зрелость, наносится ущерб эмоциональному контакту с социумом чрезмерным погружением в учебно-профессиональную деятельность, свое актуальное существование обесценивается тем, что рассматривается только как пролог завтрашнего дня.[3]

      Часто для детей, выдержавших вступительные испытания, характерной особенностью формирования их растущего организма является гетеросинхронность развития, в нашем случае проявляющаяся как акселерация, прорыв определенного блока способностей, существенном опережении возрастного стандарта. При этом педагоги-предметники, сталкиваясь с феноменом раннего и бурного проявления незаурядных способностей подростка порой упускают из вида тот факт, что в остальном такой ребенок характеризуется теми же особенностями, свойственными его возрасту, что и сверстники. У ребенка на год, полтора, а то и два года

младшего одноклассников возникают ситуации, при которых ожидания социума, базирующиеся на принятом в ОУ понимании возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности. Даже когда гетеросинхронность развития лишь угадывается, говорить об абсолютно бескризисной, плавной смене возрастных этапов можно лишь условно.

          Для выдержавших конкурсные испытания учащихся на всех  этапах работы особенно важно дальнейшее опережающее  развитие их интеллектуальных способностей. Такое развитие наиболее полно реализуется в системе работы со всеми детьми, не смотря на безусловное различие в их способностях, то есть в максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей уже в 5-7 классах.

                 Для решения задач сопровождения и развития одаренности учащихся  в лицее функционирует социально-психологическая служба, развитое отделение  дополнительного образования, центр информатизации, спортивный клуб. Сопровождение одаренных  лицеистов включает в себя три направления: работа с педагогами, родителями и непосредственно с одаренными учащимися. Проводятся консультации для классных руководителей по выявлению и развитию познавательной и творческой одаренности учащихся, составляются образовательные маршруты для одаренных детей. Инновационные технологии, электронный дневник позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к такому ребенку на уроке и вне его. Сопровождение одаренных детей проходит и во внеурочной деятельности.

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей необходимо для:

- создание базы данных лицея по работе с одаренными и талантливыми детьми;

- изучения условий развития ребенка в семье и школе;

- для решения проблем социальной жизни ребенка;

- реализации технологии социальной успешности;

- разработка сетевых методов работы со всеми участниками образовательного процесса;

- реализации разнообразных по форме и содержанию образовательных программ для одаренных и талантливых детей;

- координации деятельности лицея с общественными организациями, связанными с поддержкой одаренных и талантливых детей.

                 Актуальность программы «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО»  заключается в том, что программа, способствуя включению одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности, создает условия для его жизненного и профессионального самоопределения, как интеллектуально развитого, инициативного, прогрессивно мыслящего молодого гражданина России.

  1. Анализ условий реализации программы в лицее.

В Физико-математическом лицее №30 созданы условия для довузовского периода обучения детей, одаренных в области точных, естественных наук и информатики, в частности имеются:

а) научно обоснованная программа обучения одаренных детей:  «На пути к губернаторскому лицею», принятая в 2013 году и  положительные результаты ее применения на практике. В настоящее время созданы условия для постановки перед коллективом лицея новых задач, может быть определена новая роль лицея в системе образования Санкт-Петербурга.

Так в 2018 году лицей вошел в «ТОП 500» как одна из лучших физико-математических школ страны, занял одно из первых мест в рейтинге образовательных учреждений Санкт-Петербурга, показал высокие результаты в независимом международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS, сохранил лидерские позиции по итогам результатов выпускников на Государственной итоговой аттестации, ЕГЭ. По независимым оценкам экспертов за последние 5 лет лицей является лидером по итогам ЕГЭ в Санкт-Петербурге. В 2020 году 3 учеников лицея получили 100 баллов на ЕГЭ по предметам – математика, физика, информатика, 100% выпускников лицея поступили в ведущие образовательные учреждения высшего профильного образования. По этому показателю по итогам рейтинга, составленного агентством RAEX («Эксперт РА») лицей вошел в 40 лучших школ России.

б) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;

в)  профессиональная ориентация обучаемых с учетом региональных потребностей:

 Оказывается помощь подросткам в самоопределении, ориентировании их в мире современных и будущих профессий, прежде всего – учитывая специфику лицея, связанную с физико-математическим образованием.

г) квалифицированные кадры педагогов, социальный педагог и психолог, способные обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;

  В Тридцатке собрался выдающийся коллектив преподавателей максимально соответствующий требованиям профстандарта, инновационно активных, умеющих и желающих делиться своими достижениями.

Преподаватели лицея В.А. Галинский, А.С. Голованов, А.А. Тимофеев, К.О. Романенко были удостоены премии Правительства Санкт-Петербурга как педагоги-наставники, подготовившие победителей и призёров международных и всероссийских олимпиад  школьников.

За свой труд педагоги Е.П. Лузина, С.М. Попова, К.М. Северинов получили почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, А.А. Третьяков и А.Н. Ильина стали обладателями премии Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», директор лицея А.А. Третьяков получил благодарность председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макарова за значительный вклад в развитие системы образования в Санкт-Петербурге, высокий уровень организации  учебного и воспитательного процесса, многолетнее безупречное исполнение профессиональных обязанностей.

Учителя математики ФМЛ № 30 Иванова Т.Ю., Тимофеев А.А, Челкак А.П. стали  призерами олимпиады Эйлера для учителей математики Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Иванова Т.Ю., Челкак А.П. – призерами Московского конкурса учителей математики.

Учитель русского языка и литературы А.В. Назаров выступил с докладом на международной литературно-мемориальной конференции, посвящённой 145-летию со дня рождения И.А. Бунина «Бунин и Россия». Учитель математики О.В.  Ренёв дал запоминающийся открытый урок в рамках Всероссийского семинара «Молодые – молодым».

Преподавателями лицея издаются учебные пособия и методические разработки. Наши преподаватели приглашаются для рецензирования  диссертаций, новых учебных пособий и учебников.

    Учителями лицея разработаны дифференцированные учебные программы, имеется уникальная лаборатория автоматизированного эксперимента, три компьютерных кабинета.

    д) Помимо основного образования  лицей  для учащихся предлагает целый ряд дополнительных занятий. Это кружки и факультативы в рамках Отделения дополнительного образования детей (далее ОДОД), дополнительные спец. курсы, лекции, выездные тематические лагеря и школы, занятия, организованные с участием приглашенных лекторов и руководителей. Занятия проходят в течение года в зданиях лицея, на базе ведущих университетов Санкт-Петербурга (лекции, летняя практика), в научных и производственных организациях города. Осуществляются загородные выезды, некоторые курсы имеют дистанционные варианты. Многие группы ОДОД  помимо учащихся Тридцатки посещают ученики других школ Санкт-Петербурга, система подготовки и переподготовки педагогов не только с ориентацией на преподавание в классах с углубленным изучением, но и с ориентацией на тонкую прослойку особо одаренных учеников.

е) система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы школы, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.)

ж) гарантия привлечения детей в лицей на добровольной основе, а также гарантия максимальной гибкости вовлечения детей в классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности “не стрессового” выхода оттуда на любом возрастном этапе;

        Для детей, увлеченных математикой, физикой или программированием каждый год осуществляется конкурсный набор в 5, 6, 8, 9, 10 - ые классы.

        В результате анализа социальных портретов классов в 2015-2016 учебном году были получены следующие статистические данные по контингенту  учащихся. В лицее сформировано  24 класса, только  классы средней и старшей школы с 5 по 11 класс. В лицее обучаются 642 учеников, из них 173 девочек (36,9 %) и 469 мальчиков (63,1 %). Из общего числа обучающихся  лицеистов:  воспитываются в неполных семьях - 20,8 %  детей (134 чел.), в многодетных семьях - 9,5 % детей (61 чел.), опекаемые дети - 0,3 % (2 чел.), состоят на учете в тубдиспансере - 0,2 % (1 чел.), являются инвалидами детства - 0,6 % (4 чел.), воспитываются родителями - инвалидами - 0,6 % (4 чел.), находятся в трудной жизненной ситуации - 1,4 % детей (9 чел.). Большинство учеников с 5 по 9 класс, имеющие неудовлетворительные отметки к середине  1 четверти, – это вновь поступившие в лицей учащиеся 8-9 классов. Анализ  низкой  успеваемости в классах нового набора показал,  что одной из причин  неудач учащихся, является отсутствие у них навыков ведения записей по материалам урока.

з) бесплатное обучение в лицее.

1.3. Основанием для разработки программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ»;
  4. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».
  5. Семейный кодекс РФ;
  6. Административный кодекс РФ;
  7. Уголовный кодекс РФ;
  8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  от 24.07.98 №124  (ред. от 28.11.2015);
  9. Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ  с изменениями от  30 декабря 2012 года N 297-ФЗ;
  10.  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  11.  Приоритетный национальный проект «Образование»;
  12.  Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»;
  13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271);
  14.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
  15.  Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  16.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  17. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях";
  18. Устав лицея;
  19. Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Концептуальные подходы.

       Ситуация, характеризующая современное состояние проблемы одаренности такова, что на первый план все чаще выдвигаются субъективно-личностные закономерности, лежащие в основе механизмов функционирования одаренности.

       Одаренность как психологическая категория должна характеризовать индивидуальное своеобразие личности. По мнению Л.В. Черемошкиной, "одаренность представляет собой неповторимое, качественно своеобразное системное взаимодействие качественного и личностного на деятельностном уровне и, вследствие этого, являясь сущностным свойством личности, которая, имея определенные субъективные детерминанты, стремится существовать относительно автономно от окружающей среды, исключительно самостоятельно формировать свою деятельность и созидать в этом процессе самое себя". Учёт личностного фактора при исследовании когнитивных процессов приобретает все большую актуальность. Изучение личности одаренного подростка позволяет вплотную подойти к процессу оптимизации учебной деятельности одаренных детей с точки зрения её психической регуляции. Гармоничное развитие личности одаренного подростка, учёт личностных особенностей в учебном процессе способствует повышению природной любознательности, что в конечном итоге формирует интерес к новой информации, к освоению новых методов работы, и таким образом, к успешной адаптации в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Творческие достижения являются закономерным результатом реализации выдающихся способностей. По мнению Ю.Д. Бабаевой, творческие достижения определяются совокупностью личностных и социокультурных факторов, т.е. способностями и психологическими качествами творческой личности, с одной стороны, и объективной необходимостью результатов творчества - с другой.

          Основное внимание необходимо уделять изучению психологических механизмов развития одаренности, выявлению и всестороннему анализу психологических преград, мешающих проявлению и развитию способностей, а также поиску средств преодоления этих преград, а не количественной оценке способностей одаренного ребенка. И хотя одаренность тесным образом связана с уровнем развития способностей, её нельзя отождествлять со степенью развития одной или нескольких способностей. Проявление и развитие одаренности неразрывно связано с развитием эмоциональной, волевой, морально-нравственной и других сфер психики человека. Учитывая, что все они с возрастом учащегося развиваются, одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязи между её структурными компонентами (В.И.Панов).

         Учебная деятельность, реализуясь через познавательную активность, в своей структуре опирается на уровни психической саморегуляции учащихся. Модель системы осознанного саморегулирования включает в себя следующие функциональные звенья: мотив и цели деятельности, информацию о значимых для достижения цели условиях, программу действий, критерии успешности деятельности, контроль и оценку достигнутых результатов, анализ проделанной работы. Все звенья регуляторного процесса системно взаимосвязаны. Саморегуляция как способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, играет важнейшую роль в адаптации к самостоятельной познавательной деятельности, а затем и её развитии. В учебной деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приёмов и методов учебной работы. Основой для этого является способность учащегося адекватно представить условие деятельности, объём своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние.

            Системообразующими элементами в процессе учебной деятельности выступают мотивы и ценности. Анализ системообразующих мотивов может быть наиболее эффективным методом для решения задач изучения и формирования. Раскрытие предметного содержания мотива показывает, в силу каких побуждений, общественно-значимых или эгоистических, человек совершает тот или иной поступок; мотив является стержневым фактором в сознательной и целенаправленной деятельности, он выполняет показания нравственного сознания личности. Ценности, в свою очередь, связаны со смыслом жизни человека и определяют содержательную сторону направленности личности, отношений и мотивации.

            Для того чтобы наиболее адекватно описать структуру личности одаренного подростка, следует дать комплексное представление о критериях интеллектуальной одаренности, особенностях одаренных детей, выявить значимые черты личности одаренного подростка.

            На современном этапе развития психологической науки существует огромное множество концептуальных подходов к проблеме одаренности, а число определений одаренности насчитывает около 100. Следует отметить, что существует отличие научных подходов к проблеме одаренности в отечественной и зарубежной психологии. Российская психология стремится к разработке фундаментальной теории одаренности, в то время как западная изучает одаренность преимущественно с прагматической позиции.

            В зарубежной психологии данной тематике посвящены работы Дж. Гилфорда, П. Торренса, Дж. Рензулли, А. Танненбаума, К. Хеллера.

           Модель Дж. Гилфорда представляет собой кубообразную модель структуры интеллекта, где он выделяет несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделив 3 фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов - содержание, результат и операции. Разделение Дж. Гилфордом мышления на конвергентное и дивергентное способствовало дальнейшей дифференциации составляющих умственных способностей и фактическому разведению понятий "интеллектуальная одаренность" и "творческая одаренность".

                В разработанной американским учёным П. Торренсом концепции одаренности присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Творчество в его понимании - естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности.

                 В настоящее время достаточно популярной является модель одаренности американского учёного Дж. Рензулли, согласно которой одаренность - результат сочетания трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и вовлечения в задачу высокой мотивированности и настойчивости.

                Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика. Одаренность реально существует лишь в движении, в развитии. Такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, в которые наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды. Примерами такого рода концепций являются "пятифакторная модель" А. Танненбаума, а также многофакторная модель немецкого учёного К. Хеллера.

                А. Танненбаум подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализацию личности в творческой деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внешние и внутренние факторы:

- общие способности;

- специальные способности в конкретной области;

- специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

- стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа);

- случайные факторы.

               Немецкий учёный К. Хеллер предлагает многофакторную модель одаренности, которая включает: факторы одаренности (интеллектуальные способности, креативность, социальную компетентность); факторы среды (микроклимат в семье, микроклимат в классе); достижения (спорт, языки, естественные науки) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижении, стратегия работы и учёбы).

              В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась в рамках психологии способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка классифицировать понятия способности, одаренности и таланта по единому основанию - успешности деятельности.[4]

      Авторы (отв. редактор – Д.Б. Богоявленская) Федеральной целевой программы «Одаренные дети» в своей Рабочей концепции одаренности касаются рассматриваемых проблем.

        Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов  в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

         Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

       На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.[5]

                    Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги. Особую роль по адаптации одаренного ребенка в лицее играет школьный психолог, так как детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик (интеллектуальные тесты и тесты способностей).

                  Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Социальному педагогу, участнику реализующейся в лицее Воспитательной системы, необходимо постоянно уделять внимание формированию у детей навыков добрых отношений с окружающими, учить взаимопониманию, дружбе.


  1. Основная часть.
  1. . Цель и задачи программы.

Цель программы:

             Организация социально-психологического сопровождения одаренных учащихся лицея для успешного обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени образования.

Задачи программы:

  1. Диагностика, сбор информации, обеспечивающей выявление одаренных учащихся;
  2. Выявление причин специфики и проблем одаренного ребенка в отношениях ребенка с окружающим социумом;
  3. Построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  4. Создать социально-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ООО;
  5. Вторичная диагностика, по определению результативности и эффективности реализации программы «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО»;


  1. . Этапы реализации программы.
  • Диагностический этап.
  1. Сбор разнообразной информации, обеспечивающей выявление одаренных учащихся;
  2. Выявление возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни;
  3. Выявление причин специфики и проблем одаренного ребенка в отношениях ребенка с окружающим социумом;
  4. Исследование его внутренней среды: мотивов, ценностей, Я – концепции, самооценки.

            На диагностическом этапе используются следующие методы и приемы сбора информации: социологические опросы, наблюдение, беседа, анкетирование, интервью (свободное, фокусированное, формализованное, стандартизированное, с открытыми вопросами), методы экспертной оценки, параметрический метод, методы оценки эффективности, тестирование, биографический метод, валеологическая экспертиза, методы арт-терапии.

            Школьный психолог отслеживает актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозирует зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. Одаренность диагностируется при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей. Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.

В начале учебного года классные руководители проводят анкетирование учащихся, их родителей. Совместно с социальным педагогом составляются социальные паспорта классов, всего лицея.

В конце первой четверти социальным педагогом, психологом проводится анкетирование на выявление степени удовлетворения ожиданий учащихся и их родителей от смены учебного заведения и выбора нашего лицея.

Социальный педагог и психолог школы используют рисуночные методики, которые позволяют получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей подростка, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (в трех вариантах) и «Красивый рисунок».[6]

  • Аналитико-поисковый этап.

На основе анализа социальных портретов классов, анкетирования учащихся и их родителей (законных представителей), опросов классных руководителей, учителей предметников формулируются конкретные пути решения по каждой из поставленных в программе задач.

Полученные результаты используются при создании образовательных программ, направленных на развитие одаренности, целеустремленности, коммуникативной культуры. Выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты, базирующиеся на возможностях образовательной среды лицея: функционировании социально-психологической службы, на развитой сети отделения дополнительного образования, центре информатизации, научно-методическом сопровождении, обеспеченности учреждения высоко квалифицированными кадрами.

      Совершенствованию возможностей подростка и его окружения в решении проблем социальной жизни помогает планирование социально-педагогической деятельности службы сопровождения.[7]

Традиционно в лицее применяются следующие хорошо зарекомендовавшие себя формы моделирования и проектирования социально-педагогической деятельности:

1. Перспективный план на год;

2. Календарный план на полугодие, четверть, месяц;

3. План-сетка на месяц;

4. План-регламент на неделю.

На каждой стадии деятельность социального педагога включается в общую систему планирования рабочего времени лицея. На каждом этапе реализации программы необходимо скрупулезно анализировать результат движения к цели, причины успеха и неудач, корректировать цели или изыскивать невскрытые резервы в решении проблем данного типа и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  • Деятельностный этап.

        Сопровождение включает в себя три направления работы: с педагогами, родителями и непосредственно с одаренными учащимися, при этом

специфика сопровождения одаренных учащихся по этим направлениям обусловлена тем, что эти подростки имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда и творчества.

Следует помнить, что одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Так же важно учитывать, что признаки одаренности, проявляющиеся в детстве, даже при самых благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», затухание может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен.[8] Обычная общеобразовательная школа, из которой поступают дети в лицей, с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей. У ребенка зачастую не  выработано умение учиться. Стратегическая задача социального педагога, особенно в первые месяцы обучения ребят в лицее, выявить эти болевые точки, не допустить «затухания одаренности», порождающего многочисленные проблемы, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость и т.д.

                 В процессе работы сложились основные принципы педагогической деятельности, способствующие развитию детской одаренности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  •  принцип индивидуализации и дифференциации в контексте личностно ориентированного обучения;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов и дополнительных образовательных услуг.

            Работа по сопровождению одаренных детей не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности, при котором происходит формирование смысложизненных ориентаций одаренных подростков на основе трансляции личностных ценностей творчески работающими педагогами. По всем направлениям работы лицея используются инновационные технологии, представляющие возможности развития одаренности. Инновационные технологии позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к такому ребенку на уроке и вне его. Такое обучение отвечает существенным потребностям ребенка. Учитель предоставляет детям больше инициативы. При этом учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

          Для педагогов регулярно проходят проблемные семинары «Одаренные дети», малые и большие педсоветы «Мониторинг качества образовательной среды», а также МО учителей предметников «Формирование учебной мотивации на уроках в средней и старшей школе» и другие. Не менее важную роль играет социально-педагогическое сопровождение педагогов, включающее в себе: беседы, групповое и индивидуальное консультирование, занятия по профилактике профессионального выгорания.

          Каждую неделю проводятся консультации для классных руководителей по выявлению и развитию познавательной и творческой одаренности учащихся.

           Для родителей социальным педагогом регулярно проводятся консультации по вопросам одаренности «Если ваш ребенок одарен». Даются рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для лицеистов. С родителями согласовываются образовательные маршруты, анализируются результаты диагностики их детей.

        Сопровождение одаренных детей проходит и во внеурочной деятельности. Дополнительное образование является одним из важнейших факторов развития одаренных детей. Широкий спектр кружков, секций, студий позволяет каждому ребенку найти себе занятие по интересам.

Интеллектуально одаренных подростков лицея объединила ученическая игра «Дебаты», цель которой - приобщение их к исследовательской деятельности; развитие ценностных отношений одаренных детей к себе и другим участникам образовательного процесса. Деятельность математического сообщества лицеистов «Ученая сова» заключается в создании банка данных занимательных материалов по математике, физике, программированию; разработке исследовательских проектов; подготовке к участию в предметных олимпиадах. Подведение итогов деятельности проходит в форме конкурсов исследовательских проектов, участия в предметных неделях, КВН, конференциях. Социальный педагог также проводит развивающие занятия с одаренными детьми «Познай самого себя», «Доволен ли ты собой?», отслеживает динамику развития их одаренности.

При организации процесса сопровождения социальным педагогом ведется учёт лиц, действий, результатов социально-педагогической работы.

Для педагогов, родителей, подростков на стендах наглядно представлена справочная информация:

- о социальных институтах, занимающихся проблемами жизни ребёнка;

- о руководителях, специалистах учреждений и ведомственных управлений государственной  социальной инфраструктуры;

- об общественных организациях, к которым можно обратиться за помощью;

- о службах экстренной помощи.

Информация по социально-педагогическому сопровождению представлена на сайте лицея http://school30.spb.ru/ в разделе «Сведения об образовательной организации».

В кабинете социально-педагогической службы имеются:

- информация о профессиональном составе педагогического коллектива, о предоставляемых в лицее образовательных и дополнительных услугах, о достижениях учеников в различных областях науки, техники и культуры, о жизненных достижениях выпускников школы;

- расписание приёма специалистов школы, работы секций отделения дополнительного образования, центра информационных технологий, спортивного клуба;

На входе в оба здания лицея представлены: наглядная информация о гражданских правах, законных интересах и ответственности ребёнка, семьи за их осуществление, информация о социальных связях ОУ, о спонсорах и благотворителях, членах попечительского совета, членах клуба «Выпускники 30-ки» и многое другое, что подтверждает возможности школы в решении жизненно важных вопросов.

В методическом кабинете социального педагога на стендах представлены: не только методические рекомендации  в  адрес детей, педагогов, родителей, но и рабочие схемы построения алгоритма действий:

- схема контактного взаимодействия с подростком;

- схема коррекции поведения ребёнка;

- схема взаимодействия социального педагога с другими специалистами службы сопровождения;

- схема взаимодействия социального педагога с  классными руководителями;

- социальная схема (карта микрорайона, где указаны связи с учреждениями социальной инфраструктуры, торговли, транспортом, связанными с решениями проблем жизнедеятельности детского населения).

В качестве рекомендаций и инструкций вывешены:

- список возможных реакций на правонарушения подростка, типичные ошибки во взаимодействии родителей и детей;

- советы родителям, испытывающим трудности в воспитании ребёнка или «шпаргалка» для родителей;

- рекомендации для учителей, классных руководителей о выходе из кризисной ситуации, о преодолении конфликтов;

- инструкции о защите социально-правового статуса ребёнка, о заполнении деловой документации;

- принципы и правила социального партнёрства, совместной деятельности с разными ведомствами по оказанию помощи детям и их семьям;

- сценарии и советы организаторам, как провести «День правовых знаний в классе, родительское собрание по нормативной базе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

                Участвуя  плане воспитательной работы лицея, социальный педагог вносит вклад в разнообразные компоненты воспитания: гражданско-правовое, эстетическое, военно-патриотическое, экологическое, которые реализуются посредством следующих мероприятий:

  • беседы, лекции, дискуссии («Конституция самая большая драгоценность», «О правилах поведения», «Осторожно - жестокость», «Сохраним живую природу»);
  • сочинения («Жизненные истории героев любимых сказок глазами юного защитника прав ребенка», конкурс чтецов «Мой любимый город»);
  • акции («1 декабря – День борьбы со СПИДом», «Мы против наркотиков», «День Земли»);
  • мероприятия, посвященные всем государственным праздникам;
  • социально - значимые экскурсии (Государственный музей политической истории  России, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, музей блокадного Ленинграда, Дорога жизни, музей Водоканала, Санитарный музей, музей Военно-медицинской академии и др.).

          Проведение цикла из 14 внеурочных бесед, проводимых во время, отведенное для классных часов для учащихся 7-х классов (7-α - I полугодие, 7-β - II полугодие), является важным звеном в реализации поставленной цели Программы «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО» для исполнения задач:

   1. Обучение учащихся уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее безопасным для себя и окружающих способом;

        2. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважение к правам свободам человека.

Основные компоненты содержания бесед:

Компоненты содержания

Проектируемые результаты

Главные ценности жизни

Восприятие учащимися в качестве главных ценностей следующих:

- жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, индивидуальность,

- родные и близкие люди, их любовь и забота,

- мой город - Санкт-Петербург, моя страна - Россия,

- добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба.

Правила поведения в лицее

Знание «Правил поведения лицеиста лицея», умение выполнять их, разъяснять младшим школьникам.

Общественная опасность противоправных действий: против личности, общественного порядка, общественной безопасности, нарушения права собственности

Негативное отношение подростков к насилию и жестокости.

Умение раскрывать и обосновывать свое негативное отношение к правонарушению.

Правила личной безопасности

Знание учащимися правил личной безопасности:

- от преступных посягательств на личность,

- от вредных привычек,

- от сомнительных компаний и знакомств,

Понимание необходимости отвечать за свои поступки.


Планирование цикла бесед.

пп

Тема беседы

Время

7-α

Время

7-β

Элементы содержания

1.

Диагностика: анкета «Система жизненных ценностей».

сентябрь

1 неделя

январь

3 неделя

Учащиеся воспринимают в качестве главных жизненных ценностей следующее:

а) жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, индивидуальность;

б) родные и близкие люди, их любовь и забота;

в) добрые отношения с окружающими, взаимопонимание, дружба.

Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и равенство с другими людьми, честь и достоинство.

Учащиеся понимают, что знание и соблюдение правил вежливости - признаки культурного и воспитанного человека.

2.

Погружение: философские размышления на тему «Ценность жизни».

2 неделя

4 неделя

3.

Лекция: «Радость добрых человеческих отношений».

3 неделя

февраль

1 неделя

4.

Диалог: «Кого можно назвать другом? Выбираем ли мы друзей?»

4 неделя

2 неделя

5.

Обсуждение ситуаций: «Испытание для дружбы».

октябрь

1 неделя

3 неделя

6.

Диагностика: тестирование «Образ «Я», оценка своих возможностей и

способностей».

2 неделя

4 неделя

7.

Естественная потребность человека в самореализации, раскрытии своей

индивидуальности.

3 неделя

март

1 неделя

8.

Индивидуальные различия как предпосылка для межличностных конфликтов.

4 неделя

2 неделя

9.

Деловая игра «Стили разрешения конфликтов».

ноябрь

2 неделя

3 неделя

10.

Ответственное отношение человека к своему поведению и поступкам. Мой город – Санкт- Петербург, моя страна – Россия.

3 неделя

апрель

1 неделя

Знают и соблюдают Правила поведения лицеиста, правила поведения в общественных местах.

Учащиеся приобретают негативное отношение к хулиганству и жестокости в отношениях между людьми.

Узнают о привлечении к юридической ответственности учащихся, достигших 11 лет, за грубое нарушение правовых норм, знают о наступлении с 14 лет уголовной ответственности.

Учащиеся читают и комментируют международные документы по правам человека, знакомятся с опытом и традициями взаимопонимания и сотрудничества детей разных национальностей.

11.

Неосторожность, опасная для жизни. Правила личной безопасности.

4 неделя

2 неделя

12.

Закон охраняет личные права человека.

Декабрь

1 неделя

3 неделя

13.

Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека.

2 неделя

4 неделя

14.

Законодательные основы участия детей в современной общественной жизни. История возникновения, развития международного детского движения.

3 неделя

май

1 неделя

3.3. Определение результативности.

             Сопровождение одаренных детей младшего подросткового возраста   осуществляется в лицее с 2000-2001 учебного года. Можно подвести итоги серьезной воспитательной и образовательной работы на пути к заявленной цели, по решению поставленных задач, констатировать положительные показатели результативности сопровождения.

Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией образовательного учреждения.

В лицее хорошо зарекомендовала себя практика отчета социального педагога на поклассных совещаниях, проводимых завучами по итогам работы за четверть в среднем звене и за полугодие в старших классах. Социальный педагог представляет анализ своей деятельности в текущем учебном году на итоговом педсовете, а также на заседании родительского комитета лицея в конце учебного года.

Следует отметить положительную оценку коммуникативных способностей учащихся среднего звена преподавателями старших классов при поступлении их в математические 8-9-10 классы. У выпускников 7-8-9 классов нашей школы гораздо реже возникают проблемы в общении как со сверстниками, поступающими в лицей по конкурсу, так и с новыми для них учителями старших классов. Они быстрее и результативнее  адаптируются в новой среде, чем вновь поступившие сверстники. За эти годы ни у одного из учеников не возникло необходимости обратиться за помощью к администрации, и, тем более, ни один не покинул школу из-за невозможности построить интимно-личностные отношения с людьми его сегодняшнего окружения.

Особо отраден тот факт, что наши ученики научились трудиться и отдыхать, не вступая в противоречие с обществом, научились разрешать конфликты безопасным для себя и своего окружения способом. Ребята, которые были включены в программу сопровождения, ни разу не были отмечены приводами в милицию, не ставились на учет в ОДН УМВД России по Санкт-Петербургу. Они не были замечены в драках, в воровстве, за курением или за употреблением спиртных напитков. На родительских собраниях отмечалось устойчивая положительная динамика в развитии отношений учащихся с родителями и членами их семей.

           Лицеисты и их родители отмечают, что им становится легче противостоять противоправным действиям, сопротивляться навязываемому им негативному, наносящему вред здоровью и психике влиянию окружающей социальной среды. Они способны дать аргументированный, корректный отпор.

3.4. Условия реализации программы.

              Для качественного преобразования, поиска, развития и поддержки одаренности в детях необходимы методически обоснованные и эффективно работающие управленческие стратегии, нацеленные на создание действующей системы работы. Опыт нашего лицея позволяет определить следующие этапы, обеспечивающие успешное выполнение программы:

  • экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, направленной на поддержку одаренных детей;
  • организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся;
  • ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, структурирование разрозненного опыта в работающую систему, обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений, планирование деятельности лицея с учетом формирования единой социокультурной образовательной среды лицея с учетом определения зон ближайшего и перспективного развития ученика;
  • создание банка педагогической информации, участие педагогов лицея в разработке учебных программ для центров детского технического творчества Санкт-Петербурга.
  • отбор и обучение педагогов, имеющих потенциал для работы с одаренными детьми, создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми, совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников, воспитателей и психолого-социальной службы лицея;
  • формирование для специалистов, работающих в данном направлении, мотивационно - целевой системы поддержки их деятельности.
  • введение ФГОС.

Важным условием выполнения программы является наличие желания у детей и их родителей выделять свободное время для взаимодействия со службой сопровождения, что бывает не просто, учитывая напряженный ритм жизни большинства семей наших учащихся.

Грамотно составленное расписание учебных занятий, классных часов и кружков дополнительного образования является обязательным условием  реализации программы, так как дает возможность находить время для групповой и индивидуальной работы по социально-педагогическому сопровождению учащихся.

3.4. Предполагаемые результаты.

          В результате реализации программы «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО» повысится эффективность и качество образования, будут созданы условия, при которых детская одаренность сможет развиваться с наибольшим успехом. Полученные результаты будут использоваться  при создании образовательных программ, направленных на развитие одаренности и индивидуальных образовательных маршрутов.

            Одним из результатов сопровождения детей с высоким творческим потенциалом и интеллектуальными способностями можно считать то, чтобы выпускники среднего звена четко и ясно представляют себе свою будущую профессию, адекватно оценивают свои возможности, осознанно выбирают старшие классы физико-математического лицея для продолжения своего образования. И в дальнейшем сохраняют мотивацию к интенсивному интеллектуальному труду, к получению новых знаний, систематическому обучению на протяжении всей жизни. В свою очередь, для детей с высокими общими интеллектуальными способностями; детей с признаками специальной умственной одаренности в других областях знаний; детей с высокими творческими способностями, детей с высокими лидерскими способностями; учащихся, не достигших по каким-либо причинам успехов в учении в лицее, но обладающих яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада специалистами школы вырабатываются индивидуальные маршруты обучения в старших классах других учебных заведений.

              Ожидается, что учащиеся научатся уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее безопасным для себя и окружающих способом, вырастут достойными гражданами своей Родины, уважающими права и свободы окружающих людей. В дальнейшем учащимся, охваченным Программой, будет легче противостоять противоправным действиям, сопротивляться навязываемому им негативному, наносящему вред здоровью и психике влиянию окружающей социальной среды.

              Результатом системной работы по сопровождению должны стать массовые достижения учащихся лицея и обучающихся в ОДОД в заявленных областях деятельности (математика, физика, информатика и программирование), признание общественностью полезности социально-педагогического сопровождения, удовлетворенность сопровождением со стороны детей и их родителей.

3.5. Точки риска.

Сложность выполнения  программы по сопровождению связана с некоторыми проблемами работы с одаренными детьми. Эти проблемы таковы:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
  • стихийность получения информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
  • противоречие между диагностикой одаренности и отсутствием целенаправленных программ дифференцированного обучения;
  • противоречие между традиционной организационной работой с оценкой по результатам конкурсов, олимпиад и необходимостью создания режима содержательного сопровождения развития одаренной личности;
  • противоречие между высокими познавательными потребностями одаренных детей и отсутствием в ряде случаев достаточного уровня подготовленности учителя;
  • присущая многим ученикам и их родителям «зацикленность» на учебной успеваемости, на «учебу ради учебы» в сочетании с отсутствием понимания важности развития социальных навыков;
  • отсутствие в расписании ребенка и его родителей времени, необходимого для полноценного участия в программе «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации   ФГОС ООО».

          4. Список литературы.

  1. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. –М., Время, 2009. 
  2. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000.
  3. Элиасберг Н.И. Обществознание, Социальная практика, учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательной школы.
  4. Элиасберг Н.И., Барышников Е.Н., Нагавкина Л.С. Обществознание, Социальная практика, 5-7 классы,

   программа и примерное планирование курса.

  1. Учимся думать о себе и других. Книга для чтения и      размышления (под ред. Н.И. Элиасберг). – СПб, 1996.
  2. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М., Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. -2014. - №20. - С. 551-554;
  4. Косабуцкая  С.А. «Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения детей и подростков через оптимизацию родительско-детских (семейных) отношений»;
  5. Воспитание человека: смысл, взаимодействие, деятельность. Воспитание человека: деятельность, общение, смысл: Сб. статей участников межрегиональной научно-практической конференции / Под общей ред. Е.Н. Шавриновой. – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2013. – С.6-12
  6. Инкультурация и социализация инофонов: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сб. ст. / под ред. И.А. Шерстобитовой. – СПб. : СПбАППО, 2014. – 84с. – (Петербургский опыт общего образования);
  7. Подростковая преступность: причины совершения преступлений несовершеннолетними», http://www.scienceforum.ru/2014/739/6368;
  8. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Министерство образования и науки Российской Федерации Институт социологии Российской академии наук, Электронное издание, Москва, 2015;
  9. Ткаченко Е. Р. Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1304-1306.
  10. Сидорина H.A. Работа с одаренными детьми в детском лагере: методические рекомендации. М.: КЦСПМ, 2005.
  11. Сидорина H.A. Взаимосвязь одаренности, воображения и творчества // Эффективность образования: история и современность. – Ярославль, 2006.
  12. Сидорина H.A. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков во временном детском объединении // Вестник Костромского государственного университета. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2006.

  1. Приложения.
  • Анкета для учащихся.

          Администрации лицея, всему педагогическому коллективу очень важно знать, насколько оправданными оказались ожидания родителей наших учащихся, отважившихся на перемены учебного заведения для своего ребенка, изменив тем самым привычный уклад жизни всех членов семьи. Для этого в конце 1-ой четверти детям на классных часах, а их родителям на родительских собраниях классные руководители предлагают заполнить такую анкету.

  1. Я считаю, что образовательная программа, реализуемая в моем лицее:
  1. полностью удовлетворяет мои запросы,
  2. частично удовлетворяет мои запросы,
  3. не удовлетворяет мои запросы,
  4. трудна для усвоения.
  1. Преподавание всех предметов:
  1. полностью устраивает,
  2. не совсем устраивает.
  1. Меня не очень устраивает преподавание следующих предметов:

________________________________________________________

  1. Основная причина, по которой меня не вполне устраивает преподавание указанных предметов:
  1. трудно,
  2. не интересно,
  3. другое.
  1. Я учусь в этой школе:
  1. с 5-го класса,
  2. с ____ класса.
  1. (Для тех, кто выбрал б) в пункте 5)

      Образовательная программа в этом лицее по сравнению с предыдущим школьным учреждением меня:

  1. удовлетворяет в большей степени,
  2. в меньшей степени,
  3. одинаково.
  1. Я хотел бы помимо программы____________________________

Я мог бы научиться в школе      ____________________________

  1. Я считаю, что для достижения намеченных мною целей школа:
  1. играет большую роль,
  2. играет определенную роль,
  3. не играет никакой роли.
  1. Я могу открыто обсуждать с учителями свои проблемы по учебе:
  1. всегда,
  2. часто,
  3. редко,
  4. никогда (почему?)_________________________________.
  • Тест 1.

          В лицее сформировалась традиция начинать знакомство с семейной ситуацией наших учащихся в возрасте 10-11 лет посредством проведения социальным педагогом теста «Нарисуй свою семью» на одном из классных часов в 5-ых, 6-ых классах. Социальный педагог с помощью школьного психолога производит обработку теста.

Каждому ребенку на обратной стороне пишется рекомендация. Для классных руководителей составляются характеристики внутри семейных отношений по каждому ученику. В случае выявления тревожных или конфликтных ситуаций семья ставится на внутришкольный контроль.

Примерная краткая интерпретация  результатов теста проводимого

12 октября 2019 года в 5-α классе.

В классе 30 учеников.

Присутствовало 28 ученика.

Классный руководитель – Кечек Карине Александровна.

Соц. педагог - Попова Светлана Мулевна.

Психолог – Клименко Елена Владимировна.

           На пяти рисунках отсутствовало изображение самого ребенка, что дало основание к обсуждению с родителями  вопроса «Не чувствует ли их ребенок себя изолированным?»

           На семи рисунках просматривалась гораздо большая дистанция между ребенком и мамой, чем между ребенком и отцом, на четырех рисунках наоборот - большая дистанция между ребенком и папой, чем между ребенком и мамой. Это определило: кому из родителей ребенок отдает предпочтение, то есть с кем из родителей продуктивнее вести диалог учителю.

           На семи рисунках дети изобразили себя  отдаленно от всех остальных членов семьи. В таких семьях большая вероятность, что ребенок чувствует себя одиноким.

           На четырех рисунках папа изображен крупнее и на первом плане, на пяти - мама изображена крупнее, на одном - самым большим является изображение бабушки. Диагностика этих рисунков позволяет с большой степенью вероятности определить персонаж, через которого следует влиять на ребенка.

           Только на 7-9 рисунках можно обнаружить все признаки благополучия семьи. И только на 7 рисунках все члены семьи держатся за руки.

           Следовательно, лишь в 25% семей дети удовлетворены качеством семейных отношений полностью.


[1] Сидорина H.A. Работа с одаренными детьми в детском лагере: методические рекомендации. М.: КЦСПМ, 2005.

[2] Асаинова А. Ж. «Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения информатике» опубликовано на сайте http://festival.1september.ru

[3] Кондратьев М.Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», Москва-  Воронеж,1997.

[4] Ткаченко Е.С. Типологические характеристики личности одаренного подростка //Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы конференции, М.,2001.

[5] Богоявленская Д.Б. и др. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ. – 2-е изд., расш. перераб. – М., 2003.

[6] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.,2003. 

[7] Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000.

[8] Абакирова Татьяна Петровна «Областной центр диагностики и консультирования», г. Новосибирск, материалы с сайта www.concord.websib.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкая" профилизация у детей младшего подросткового возраста

Как выявить склонности и интересы ребенка 11-13 лет.....Большая и трудная задача...Но все разрешимо и выполнимо при грамотном подходе к проблеме...

Патриотическое воспитание детей младшего подросткового возраста.

         В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные ...

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

Вредные привычки у детей младшего подросткового возраста

Материал может быть использован классными руководителями на родительском собрании. Рассматривается проблема вредных привычек у детей младшего подрасткового возраста....

Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...

Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...