Патриотическое воспитание детей младшего подросткового возраста.
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Пузина Татьяна Александровна

           В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые,  с яркой индивидуальностью.  Но в связи с происходящими в последнее  время противоречивыми событиями в стране, касающиеся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит  нравственности.             Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые;  информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

           В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые,  с яркой индивидуальностью.  Но в связи с происходящими в последнее  время противоречивыми событиями в стране, касающиеся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит  нравственности.             Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые;  информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

   Все эти факты обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.    Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. В России разработана Государственная программа:  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 г», в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему  Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

       Основной целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

     Работа по воспитанию патриотизма продолжается, Государство разработало Концепцию модернизации российского  образования, где определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…».

    Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать с младшего возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач младшего подросткового возраста. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.  

        Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но как, ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании  к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Вот поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.

           Что же такое патриотизм и гражданственность?

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.       Кроме того, представляет  собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках,  в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.  Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.  

Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства, готовность идти   на  жертвы ради этих интересов.  

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.  

 Патриот, по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”. Любовь к Отечеству, Родине…С чего начинается эта любовь? Что значит быть патриотом своей Родины? В чём она может проявляться?  Патриотизм, любовь к родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к другим людям. А мы всегда гуманно относимся к ученикам и друг к другу? Ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашего центра  в переменчивом мире, ведь в центр приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.

Долг перед Отечеством – святыня человека… От нас, отцов, матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи, - писал Сухомлинский В.А.

 В младшем подростковом возрасте должны быть формированы понятия о своей малой Родине.  Дети должны знать историю  семьи, своей родословной, национально-культурных традициях народа.  Уважительно относиться к символам государства, края (флагу, гимну, гербу).  К самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.

Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», связывает его со словами   «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции».

Отсюда    можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания младшего подросткового возраста.

  Цель: Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма.  

Задачи:

  1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край.
  2. Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.

4. Знакомить детей с местными традициями и историей родного края.

Данные задачи должны осуществляться во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

И считаю, что тема: «формирование чувства патриотизма на основе местного материала», своевременна на данном этапе.

       В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для того чтобы решить поставленные задачи по теме изучила Государственную программу по  «Патриотическому воспитанию  граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», принятую постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.


       На основании этого разработала направления деятельности программы в работе по теме:
«формирование чувства патриотизма на основе местного материала», которая  рассчитана на три года.  Это  дети 5х – 7х классов младшего подросткового возраста.    

Основные направления деятельности работы:

«Моя малая Родина»

Задача блока:

  1. Знакомить детей с местными традициями и историей родного края.

 «Я – Гражданин!»

Задача блока:

1. Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край.

2.  Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.

«Любовь к родной природе»

Задача блока:

  1. Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.

На основе этих направлений был разработан перспективный план.

Тема блока

Задача блока

Ключевое мероприятие

Период

«Моя малая Родина».

Знакомить детей с местными традициями и историей родного края.

1.Мои первые прогулки по городу.

2.«Сердцу милая Югра”.

3. «С древности до наших дней».

4.Поэты Земли Югорской.

5.Национальные традиции гостеприимства.

Сентябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

«Я – россиянин!»

1.Способствовать развитию у детей младшего подросткового возраста чувство патриотизма и гордости за свою Родину, край.

2.Способствовать формированию толерантности, чувства уважения к другим народам.

1.Урок Гражданина.

2.Государственные символы Югры (Герб).

3.Права и обязанности».

4.Государственные символы (Флаг).

5. «Честь имею».

6.   Герои земли югорской.

7. Победы славные страницы…

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Апрель

Май

«Любовь к родной природе».

Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.

1.Природа Югры.

2.Экскурсии в лес.

3. Экскурсия в этнопарк.

4.Экскурсии в парк  Победы.

5. Экскурсия в парк им. Лосева, аллею «Сказок».

Март

В течение

года

Декабрь  

Май

В течение года

        Для работы по данной теме в план были включены разнообразные формы работы мероприятий, направленные на формирование чувства патриотизма детей.

Формы работы с учащимися в процессе реализации работы:

- Классные часы;

-  беседы;

- просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.

- экскурсии к памятным местам;

- тематические и творческие вечера;

- анкетирование;

- художественное слово.

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

  1. Цени и оберегай своё отечество;
  2. Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
  3. Дорожи историей своего народа.
  4. Свято относись к символике своей страны, края.
  5. Береги красоту своего края.

В начале учебного года с детьми было проведено анкетирование. В анкету входили понятия о Родине, патриотизме и гражданственности. Детям нужно было своими словами написать, то, как они понимают эти понятия. Нужно отметить, что 30% детей не справились с заданием. Что такое Родина дети знают, а вот патриотизм и гражданственность не все.  Это и понятно для детей это ново и им нужно освоить эти знания, а значит, есть над, чем работать.

( Анализ анкет ).

На всех занятиях, которые проводились в соответствии с планом, главной задачей было привитие любви к  своей Родине  и гордости за  неё, уважительно относиться к людям живущим рядом. В сочинение – рассуждение: «Что значит любить свою Родину», дети написали.    

(Сочинения детей).

       Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой   только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,  общие усилия детского коллектива и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать о стране, о её природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных подростковому возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мягкая" профилизация у детей младшего подросткового возраста

Как выявить склонности и интересы ребенка 11-13 лет.....Большая и трудная задача...Но все разрешимо и выполнимо при грамотном подходе к проблеме...

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

Вредные привычки у детей младшего подросткового возраста

Материал может быть использован классными руководителями на родительском собрании. Рассматривается проблема вредных привычек у детей младшего подрасткового возраста....

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

презентация по теме «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.»

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств во...