Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
методическая разработка по психологии

Кербес Мария Павловна

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым».

«Как научиться быть добрым»

Цель: развивать и совершенствовать у детей доброе, внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, добрым человек рождается или это качество нужно развивать?

- Представьте себе, что солнце и доброта – одно и тоже. Что произошло бы с миром, если бы не было доброты?

2. Игра: «Как заразиться добротой»

Один ребенок говорит что-то доброе другому. Затем оба берутся за руки и вместе придумывают и говорят что-нибудь хорошее еще одному ребенку. Затем они втроем говорят что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все дети. Затем все дети становятся в круг, держась за руки.

Вывод: доброта распространяется очень быстро, если, конечно, стараться быть самому добрым. Стоя в круге, можно спеть какую-нибудь песню.

3. Чтение притчи.

   На свете есть семь пожертвований, которые может сделать даже бедный человек.

Во-первых, это служение своим трудом.

Во-вторых, духовное жертвование – это чуткое и внимательное отношение к окружающим.

В-третьих, жертвование глазами – это добрый взгляд.

В-четвертых, жертвование лицом – это постоянная теплая улыбка на губах.

В-пятых, жертвования словами – это слова внимания и участия.

В шестых, жертвование местом – это уступать свое место другим.

И в-седьмых, жертвование своим домом – это давать приют на ночь другим.

Все эти пожертвования может сделать любой человек.

(На доске можно кратко обозначить все эти пожертвования и сначала детям предложить объяснить их смысл, а затем прочитать пояснение из притчи)

- Согласны ли вы с мыслями из притчи?

- Совершали ли вы когда-нибудь подобные пожертвования? Трудно ли это было сделать?

-А знаете ли вы таких людей? Чем они жертвовали?

- С кем бы вы сравнили доброго человека? А злого?

-Говорят, есть три типа людей: одни подобны засухе, другие небольшому дождику, третьи – дождю, захватывающему все вокруг.

- Кто эти люди? (Дети могут высказать свои предположения)

Люди засухи – они никому ничего не дают, ни еды, ни питья, ни одежды.

Люди подобные небольшому дождику – они дают что-то некоторым, а другим нет.

Люди подобные сильному дождю – они дают всем, кто нуждается кров, еду, питье…

4. Итог.  Какие люди вам встречались? Какие вам больше нравятся? Трудно ли быть добрым?  Нарисуйте дома свои ощущения о людях трех типов.

«Как стать трудолюбивым»

Цель: Расширять представление учащихся о значимости труда в жизни человека. Раскрыть значимость труда в жизни человека.

Задачи: Раскрытие значения понятий «трудолюбивый человек»; «труд», «трудолюбие».

Развитие стремления к участию в общественно-полезном труде; развивать творческое воображение, способность к самоанализу;

Воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду других людей.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

- Вместе с солнышком мы встали, 

Вместе с птицами поём: 

С добрым днём!

С ясным днём! -

Вот как славно мы живём!

2.Основная часть

В мире слов разнообразных, 

Что блестят, горят и жгут, 

Золотых, стальных, алмазных, 

Нет священней слова - Труд!

Все, что пьем мы полной чашей, 

В прошлом создано трудом: 

Всё довольство в жизни нашей, 

Все, чем красен каждый дом!

прослушать песню «Антошка»

Беседа.

-Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

-Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

(о трудолюбии)

Слушание сказки «Семейная драгоценность»

-Как кузнец догадался о хитрости сына?

-Почему для кузнеца его инструмент дороже всех богатств?

-Какого человека можно назвать трудолюбивым?

-Для чего человеку необходимо  трудиться?

-Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

-Как стать трудолюбивым?

Трудолюбие - важное положительное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой. Трудолюбивый человек отличается любовью к труду, усердием в работе.

Трудолюбие - достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

Великий полководец Александр Василевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. «Тяжело в учении - легко в бою!» - его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

 Михаила Васильевич Ломоносов. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска (на севере) Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ – УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год, закончив три класса.

- Действительно, ребята. Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

Трудимся и мы с вами.

– В чём заключается ваш труд?

-Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

-Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически красиво буквы вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете? «Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. На уроке постарайся,

Не ленись и не теряйся.

Чтобы каждый наш урок

Пользу приносил, дружок.

Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаньям будем мы идти.

Физминутка

Игра «Собери пословицу». Групповая работа.

-Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда.

-Дело мастера боится.

-К большому терпенью придет и уменье

Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

- Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

- Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых, её ждали родители, а во-вторых, наверное, ей стало стыдно).

- Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

- Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

-- Чему учит нас эта сказка? ТРУДОЛЮБИЮ

Трудолюбие – черта характера. Когда человек положительно относится к любой работе. Проявляет в активность, добросовестность к делу, которое начал. Потребность и привычка трудиться.

 Почти все, что окружает нас на улицах, все фабрики, заводы, дороги, электростанции, все, что имеется у нас в квартирах, домах, да и сами дома – всё это сделано машинами, станками, приборами, инструментами. Машины пекут хлеб, изготавливают бумагу, самолеты, производят конфеты, пекут хлеб, запускают космические корабли в космос, вырабатывают электрический ток… Эти машины изобрели и управляют ими умелые руки рабочих.

Давайте вспомним некоторые рабочие профессии.

Игра «Угадай профессию»

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ....   (Артист)

 

Паренёк под облаками

Ловко действует руками.

Нервы крепки, зорок глаз.

Кто же это?          (Верхолаз)

 

Как же трудно спозаранку

Целый день крутить баранку.

Мчится он во весь опор,

Потому что он...         (Шофёр)

 

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?           (Доктор)

 

Много ей работать нужно,

И работать с огоньком,

Чтоб была у нас на ужин

Каша с маслом, молоком.        (Доярка)

 

Кладёт кирпич за кирпичом —

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём

Все выше, выше новый дом.    (Каменщик)

 

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?    (Космонавт)

 

На работе день-деньской

Управляет он рукой,

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.    (Крановщик)

 

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.    (Кровельщик)

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской;

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.    (Маляр)

 

Пускай лекарства пить невкусно,

Пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней пойдёшь больной и грустный,

Уйдёшь — здоровый и весёлый.    (Медсестра)

 

Кто по рельсам, по путям

Поезда приводит к нам?        (Машинист)

 

Его заботы ждёт земля:

Едва рассвет лучи зажжёт,

Весной расчешет он поля,

Наступит осень — пострижёт.    (Механизатор)

 

 

Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос?    (Пастух)

 

У этой волшебницы,

Этой художницы —

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.     (Парикмахер)

 

Бублик, баранку, батон и буханку

... из теста испёк спозаранку.   (Пекарь)

 

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.   (Повар)

 

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.          (Пограничник)

 

С огнём бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?           (Пожарники)

 

К нам пришёл сегодня в дом

Мастер с гаечным ключом.

Он пришёл сегодня к нам,

Чтоб сменить на кухне кран.     (Слесарь)

 

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес.    (Столяр)

 

Кто на ранней зорьке встал

И всё поле распахал?    (Тракторист)

 

Он щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтению, счёту и письму,

И верности родной Отчизне.    (Учитель)

 

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.     (Фотограф)

  •     Варит, жарит, солит, тушит

        Месит, режет,  лепит, сушит…

        У плиты его работа.

        Пищи слушает он говор.

        Проливает  много пота

        У горячей печки (повар).

Игра «Да, нет». Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.

  1. Печник печет пирожки. (нет)
  2. Библиотекарь выдает книги.(да)
  3. Переводчик переводит бабушек через дорогу.(нет)
  4. Пожарный жарит котлеты. (нет)
  5. Часовщик чинит часы. (да)
  6. Машинист моет машины.(Нет)
  7. Актер красит стены,(нет)
  8. Водопроводчик ныряет под воду. (нет)
  9. Шофер возит людей. (да)
  10. Летчик подметает двор.(нет)

11.Учитель учит детей писать,читать,считать.(да)

12.Фотограф делает фотографии .(да)

Творческая мастерская.

- А теперь представьте, объявляется конкурс:

1 ряд «Уютный дворик».

2 ряд «Уютная школа».

3 ряд «Уютный парк».

-Представить на своих рисунках, как вы видите «Уютный дворик», «Уютную школу», «Уютный парк».

Выставка работ.

Благодаря вашему трудолюбию получились прекрасные рисунки.    

Трудолюбие приносит человеку уважение окружающих, радость от результатов своего труда, возможность получить работу, которая нравится. Недаром говорят: труд – основа жизни. И у каждого человека есть определенные обязанности. Если кто-то их не выполняет, значит за него это придется сделать другому. Это несправедливо.

Заключительная часть .

– Сегодня на занятии вы убедились в том, как прекрасен трудолюбивый человек. Благодаря таким людям появляются новые изобретения, делаются открытия, строятся дома, выходят в свет интересные книги, увлекательные фильмы и многое-многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...

Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"

Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...

Потенциал искусства в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста

Художественная и нравственная ценность искусства пробуждает в школьниках их ценностно-значимые свойства и качества личности...