«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»
статья по теме

Букаркина Ольга Викторовна

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad2.doc547 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Гатчинский Дом детского творчества

ДОКЛАД

для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области

Тема: «Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Подготовлен:

педагогом дополнительного образования

Букаркиной О.В.

г. Гатчина

2008 г.

Уважаемые коллеги!

Мною заявленная тема является, на мой взгляд, очень значимой, глубокой и неприменно важной в воспитании детей младшего школьного возраста, хотя зачатки духовно – нравственного воспитания закладываются у детей ещё в дошкольном возраста. «В душе и сердце Ребёнка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремлённость к благу; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…», - так сформулировал понятие духовно – нравственного вопитания  Ш.А.Амонашвили.

Опыт мой в данном направлении ещё небольшой, но я надеюсь, что сегодняшний наш семинар пополнит мои знания в данном вопросе и, если позволите, то мне бы хотелось поделиться сегодня с вами своими мыслями и небольшими наработками.

Я не буду говорить сейчас об актуальности экологического образования, т.к. вы, без сомнения, компетентны в данном вопросе и все осознаёте важность и необходимость его в системе дополнительного образования. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. Человек, общаясь с природой, черпает от неё силы душевные и телесные: художники – пишут картины, поэты – посвящают природе стихи, композиторы – сочиняют музыку, наполняя её звуками, которые Бог дал всему живому. Так человек от всей этой красоты получает радость, жизненные силы и счастье!

Красота природы не только способна дарить человеку возвышенные чувства. Кроме этого, внимательное наблюдение за её особенностями и проявлениями может сообщить нам множество интересных и полезных данных. Наши предки, например, могли обходиться без часов, потому что определяли время по голосам птиц, каждой из которых отведено Богом своё время для песенки. Так же они знали «язык» цветов, которые предсказывали и время, и даже погоду открытием и закрытием своих лепестков.

Теперь давайте  вернёмся к вопросу моего доклада.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, то можно использовать её. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Задачи педагога осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот вы, дети, молодцы, так не делаете.

Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности, однако усилия педагога, я уверена, не пройдут для него бесследно.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся для детей постоянной летней забавой. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребёнка. Ещё более сложная задача – созидание веры в душе этого ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни? Представим себе человека, который ни во что не верит, ни на что не надеется и ничего, никого не любит. Это строгое описание мёртвой, или, лучше сказать, парализованной души. Как же развивать способность у детей верить, надеяться, любить? В решении этого вопроса может успешно помочь обращение к природе, которая  таит в себе огромный потенциал для воздействия на духовный мир ребёнка. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на всё доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считаем мы, взрослые.

Мы на каждом шагу говорим о воспитании души, о труде души, о душевных людях и бездушных – надо же хоть как – нибудь представить себе, о чём, собственно, идёт речь. Душа? Что это такое? О душе говорят отстранённо, как о живом существе: одно дело «мне больно», другое – «душа болит». Душа болит, душа жаждет, хочет, страдает, не принимает, тоскует, радуется… Не я радуюсь – душа во мне радуется. Душа, если вслушаться в нашу речь, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей и радостей человека. Соединенные вместе, желания и чувства получают новые свойства, а именно свойства души, так что мы говорим о чистоте души, о красоте её или о низости. Это чрезвычайно важно для воспитания – что душа понимается как цельное: душа болит, жаждет, хочет, страдает, принимает, радуется.

Человек не получает с рождения одного из главных средств жизни – нравственности. С рождения ребёнок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности. Если внимательно относиться к развитию сознания ребёнка, то можно использовать любой момент при ознакомлении с природой, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.

Ведущую роль в формировании интереса младших школьников к природе играют экологические беседы. В моей дополнительной образовательной программе также часто используется эта форма. Беседа, как правило, протекает в форме диалога педагога с учащимися, т.е.  в форме вопросов и ответов. Вопросно – ответная форма преобладает на  первых этапах обучения, а позднее учащиеся вступают в спор, принимают самостоятельные решения, делают выводы, близко к сердцу принимая то, что их особенно волнует. Беседа приближает учащегося к педагогу, даёт возможность ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как верно подметил В.А.Сухомлинский, - это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребёнка».

Беседовать с учащимися можно на  всех этапах занятия, на экскурсиях, во время игры. И здесь для педагога открывается широкий простор для творчества! Например, всем известно, что дети любят рисовать. В рисунках они легче всего выражают особенности своего духовного склада – мысли, чувства, знания и своё отношение к изображаемому. По мнению психологов, у детей «полнота конкретного чувства наиболее адекватно выражается не в понятиях, как это свойственно  мыслям, а в образах» (Якобсон П.М. Психология чувств. 1958.) Выразительные средства рисунков применяются детьми чаще всего неосознанно. К числу таких средств можно отнести выбор объектов, цветовое и композиционное решение, динамику изображаемого события, личное участие. Наиболее выразительным средством в рисунках младших школьников является цвет – яркий, нарядный говорит о приподнятости настроения детей, о их желании помочь обитателям природы; тёмный, мрачный – осуждает поступки людей по отношению к «братьям нашим меньшим» или высказывает отрицательное отношение ребёнка к нелюбимому объекту природы. Поэтому рисование детей на заданную тему позволит педагогу узнать о духовном мире своих воспитанников, о их представлениях о хорошем и плохом, о добром и злом, о понимании необходимости защищать природных обитателей, даст конкретный материал для проведения задуманной беседы. И наверняка среди детских рисунков окажутся такие, которые будут отражать неверные представления о «защите и помощи» птицам, насекомым, лесным зверькам, антигуманные поступки детей, несмотря на положительные чувства и побуждения.

Рисунки воспитанников можно заранее поместить на специальный стенд, чтобы с ними можно было познакомиться и подумать о сущности той защиты, которую приносят природные обитатели у человека. Фамилии школьников, выполнивших рисунки, лучше не подписывать, чтобы избежать обид и других неприятных моментов.

                         Ещё нужно отметить, что беседа позволяет достаточно быстро узнать о результатах своего совместного труда с учащимися. Например, после экскурсии в весенний сад вам захотелось выяснить, что усвоили учащиеся о жизни животных и весенних растений в это время года. Что вы делаете? Конечно же, пользуетесь испытанным и проверенным средством, то есть беседуете с воспитанниками.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что беседы с учащимися младшего школьного возраста направлены, в первую очередь, на систематизацию и обобщение знаний учащихся о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой. Данная область образования имеет первостепенную роль в воспитании, обучении и развитии младших школьников. Именно младший школьный возраст рассматривается в психолого – педагогической литературе как возраст накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Этому способствует высокий познавательный интерес детей к своему ближайшему, в особенности, природному окружению; их особая восприимчивость к различного рода воздействиям окружающей среды; преобладание наглядно – образного мышления над абстрактно – логическим и предметно – чувственная деятельность.

После летних каникул у детей масса впечатлений о встречах с природой, её обитателях и о взаимоотношениях с ними. Вполне вероятно, что удалось использовать те заповеди друга природы, которые нашли отражение на первом году обучения в творческом объединении памятке о поведении в конкретных ситуациях в лесу. Свои впечатления они могут отразить в рисунках на тему «Наша дружба с природой» и в коротеньких сочинениях на эту тему. Психологи сравнивают создание детьми сочинений, как и рисунков, с игровой обстановкой, в которой освоение моральных норм более эффективно, сами они более понятны, чем в обстановке реальных отношений. Однако не отдельные работы, а её система могут дать объективные результаты о происходящих изменениях в духовном облике маленького человека, поэтому создание детьми творческих работ должно быть системным и целенаправленным.

Представления детей о доброте относительно и неустойчиво. Они могут камнями закидать бродячего кота зимой, считая, что поступают правильно: ведь бродячие коты – источники заразы; могут растоптать все встреченные в парке мухоморы, потому, что они ядовиты; убить лягушку, чтобы пошёл дождь (старая неверная примета); уничтожить жабу, потому, что от слизи могут появиться бородавки, если она попадёт на кожу человека (суеверие, неверная примета)… Всё это создаёт путаницу во взаимоотношениях ребёнка с природой, и, естественно, педагогу и родителям надо стараться преодолевать такое положение, а для этого важно гармонично воздействовать на развитие знаний учащихся о природных обитателях, эмоциональных отношений к ним и практических дел по оказанию помощи тем живым существам, которые нуждаются в ней.

Очень важной темой для формирования духовно – нравственных ориентиров является беседа о том, как нельзя относиться к нелюбимым животным. Главной целью такой беседы может быть воспитание доброты и ответственности за всё живое. Это одна из первейших задач педагогики, особенно в начальной школе. Почему?

Маленький человек должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитываемым. Только доброта открывает ребёнку радость бытия, радость человеческих взаимоотношений, - убеждал В.А.Сухомлинский педагогов, по традиции делящих мир живых существ на полезных и вредных. Представим себе такую картину: дети, найдя гусеницу, божью коровку или бабочку, спрашивают вас, педагога:

-Она полезная или вредная?

-Полезная, - отвечаете вы, и гусеницу отпускают.

-Вредная, - говорите вы, и это равносильно смертному приговору для животного, закреплению ростков жестокости у детей.

Какой же ответ  педагога должен быть в данной ситуации единственно разумным? Подумайте! Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет следующий пример (А.Плешаков, «Зелёные страницы»):

В Калифорнии, в одном живописнейшем уголке возле красивого озера, всесильные радетели природы для достижения полной гармонии радостей природы уничтожили портившую пейзаж мошкару. Это была серьёзная операция, с применением вертолётов и сильнейших отравляющих средств. И успешная. А следом за мошкарой исчезли скоро и рыба из озера, и птицы…

Мы расцениваем назойливую мошкару как вредных насекомых, забывая при этом о сложившихся в природе многочисленных цепях питания. И поочерёдно губим то волков, поедающих оленей и домашний скот, то воробьёв и ворон, то комаров и мошек… Сейчас люди «поумнели» - всё чаще стали обращать внимание на сохранение равновесия в природе. Но, может быть, младшим школьникам не столь важно об этом узнать, сколько испытать ко всем  живущим рядом с ними чувство сострадания, милосердия, сочувствия? Ведь люди – сильнее и хитрее всех существ! И, может быть, поэтому правильнее было бы ответить на вопросы детей:

-Она - живая! А значит, имеет право на жизнь!

К сожалению, по поводу некоторых животных такие вопросы вообще не возникают. Этих – нелюбимых и преследуемых человеком животных – бьют без сострадания, без жалости, без оценки их роли в природе и хозяйстве человека, без учёта необходимости иметь какие – то защитные приспособления – яд у змей, слизь у жаб и т.д. Жестокий приговор над ними вынесен очень давно, когда человек был ещё послушным рабом природы и у него было много врагов, и явных и воображаемых.

Но времена изменились, опасных животных на Земле осталось не так уж и много, да  они и не представляют никакой опасности современному человеку. Если – не наоборот. Поэтому сегодня возникла необходимость пересмотра своих сложившихся отношений ко всему живому, особенно к тем, кто незаслуженно обижен человеком и чья жизнь висит на волоске.

Эта беседа – один из первых шагов для этого. А отсюда – при её проведении важно остановиться только на двух – трёх ярких примерах, чтобы подвести учащихся к важной гуманистической заповеди: «не убей!»

При проведении беседы можно использовать комплекс методов: сообщение педагога, обсуждение материала с учащимися, игровые приёмы – суд, защита обвиняемых; чтение писателей – натуралистов, работа с иллюстрациями, таблицами. Всё это зависит от творческой инициативы ведущего беседу педагога.

Младший школьный возраст – это возраст «почемучек», ибо дети именно этого возраста интересуются всем и вся, в особенностями предметами и явлениями окружающего мира. И именно эта детская любознательность может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения многих естественно – научных дисциплин на последующих этапах школьного обучения.

Многие сейчас считают, что человечество сделало все открытия в природе. Это не совсем так. Учащимся важно показать, что впереди у них непочатый край работы, исследований, наблюдений, что их ждут ещё новые открытия тайн и загадок природы. Но их можно сделать, если мир природы будет существовать, а значит, будет существовать и сам человек, человек познающий, любознательный и чувствующий. Не случайно узник Шлиссельбургской крепости Николай Морозов сказал: «а ведь человеку чёрствому природа не откроет своих тайн».

Поэтому педагог должен стремиться к тому, чтобы эта чёрствость – безразличие, равнодушие, отсутствие любознательности – не появилась у наших детей.

Очень важно постоянно обращать внимание  учащихся на красоту природы, вызывать восхищение при наблюдении за какими – либо природными явлениями, ведь если восторг перед многообразной красотой природы не приходит к ребёнку в детские годы, то позднее он, как правило, не придёт, сколько над этим не бейся! Всё дело в том, что эстетическое чувство природы можно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека. А это «когда» - именно младший школьный возраст. И вот почему в этом возрасте так необходимо эстетическое воспитание детей, обучение их красоте природного окружения.

Все прекрасное в природе постигается каждым человеком индивидуально. Эстетическое познание предполагает возможность учиться и учиться красоте. Известно, что не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты, и, чтобы открыть им глаза и уши на этот мир, нужна помощь педагога, родителей, окружающих людей. Понимание природы должно рождаться как чувство, его можно сформировать, обучая человека с малых лет эмоциональному видению, чувству природы. Совсем не просто научиться это делать, и далеко не все взрослые люди умеют правильно слушать и слышать окружающий мир.

Таким образом, на педагога возлагается большая ответственность развивать эстетическую восприимчивость детей, ибо «если он не покажет ученикам, как по весне жёлтыми огнями цветёт ива в низинах, если не поведёт их в осенний лес и не покажет, сколько поэты посвятили ему прекрасных строчек, - в итоге вырастет плохо воспитанный человек, не умеющий ни любить природу, ни правильно хозяйничать в ней», как подметил Василий Песков.

                       В начальной школе ребёнок проявляет себя как субьект учебной деятельности и нравственного поведения. Он обладает целостным восприятием окружающего мира, соединяет в своём мышлении наглядно – образное и абстрактно – логическое отражение действительности; сохраняет эмоционально яркое восприятие мира.

Я разделяю взгляды И.Т.Суравегиной, Н.М.Мамедова, согласно которым в содержание экологического образования должны входить следующие аспекты:

  1. научно – познавательный;
  2. ценностный;
  3. нормативный;
  4. практически – деятельностный.

Научно – познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников  к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный аспект содержания экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении.

Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.д. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию именно этого аспекта содержания.

Важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Поэтому содержание нормативного аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу, что надо поступать так и почему – именно так.

Практически – деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность  - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечён в деятельность природоохранительного характера.

С учащимся девяти лет можно начинать природоохранную деятельность, ибо настало время для действенного вклада воспитанников в охрану окружающей среды – они окрепли физически, получили знания об объектах природы, условиях их существования и испытываемых трудностях. Важно использовать любую возможность, чтобы вовлечь школьников в активную природоохранительную деятельность. Почему?

Прежде всего, потому, что только в деятельности формируются и закладываются отношения с окружающей средой. И, кроме того, практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, показатель подлинной экологической культуры воспитанников.

Из практики известно, что младшие школьники мало вовлекаются в подобную деятельность – «малы ещё!», «не умеют ничего делать правильно, пусть сначала поучаться!» Верно, детей, прежде всего, надо научить, что и как правильно делать, а уж потом подключать к различным природоохранительным делам. Мало ограничиваться знаниями и лозунгами «Охраняёте муравьёв!», - надо, чтобы учащиеся поняли необходимость и важность подобных дел и знали, как их выполнить экологически грамотно, чтобы не повредить обитателям природы.

Нельзя также ограничиваться только подкормкой птиц да очень небольшой помощью воспитанников в уходе за комнатными растениями, за некоторыми домашними животными. Надо, чтобы их деятельность была разнообразнее, касалась различных обитателей природы и их сред обитания, чтобы младшие школьники почувствовали свою сопричастность и чувство ответственности за всех, живущих рядом с ними, за своё здоровье и здоровье окружающих людей. Такой деятельностью учащихся может быть уборка квартиры, учебного помещения; забота о домашних животных (кошках и собаках), о комнатных растениях, озеленение территории ДДТ и двора у дома; подкормка зимующих птиц; сбор лекарственных растений; сбор макулатуры, операция «мусор». Вообще, для романтического настроя этим делам желательно придавать характер, вызывающий интерес у учащихся: «В поход за здоровьем!» (операция «Сбор лекарственных трав»); десант «Посади и вырасти дерево!»и т.п. И надо, чтобы учащиеся осознали смысл пришвинского высказывания: «Всё прекрасное на Земле – от Солнца, а всё хорошее – от человека».

Вклад друзей в охрану своего природного и социокультурного окружения может быть следующим:

  1. выращивание комнатных растений и уход за ними;
  2. уход за некоторыми домашними животными;
  3. посадка деревьев и кустарников и уход за ними;
  4. подкормка птиц;
  5. сбор макулатуры;
  6. операция «Мусор»;
  7. операция «Чистые родники»;
  8. сбор и выращивание лекарственных растений на грядках;
  9. забота о культурных растениях огорода;
  10. операция «Муравей».

Все перечисленные дела сложны и многоаспектны  по своему содержанию и количеству операций. Например, подкормка птиц – как деятельность учащихся – слагается из следующих отдельных моментов: сбор семян, ягод и плодов дикорастущих и культурных растений для зимней подкормки птиц; изготовление и развешивание птичьих кормушек; зимняя подкормка птиц. Необходимы и знания об этой деятельности, определённые практические умения и, конечно же, мотивация любой деятельности, которой будут заниматься учащиеся. Учитывая, что третьеклассники уже имеют некоторый природозащитный опыт, педагог может предложить им перед проведением беседы ряд заданий: написать сочинение и нарисовать рисунок на тему «Мы помогаем природе»; принести кормушки, сделанные дома (или их макеты), птичьи домики, собранные для подкормки птиц плоды и семена; разучить стихи.  

                                      Очень важно, на мой взгляд, в своей работе учитывать все перечисленные компоненты, т.к., например, занимаясь проблемами нравственности, морали, нельзя упускать познавательный компонент. Безусловно, нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребёнка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения людей. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец погибает. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение по отношению к природе будет экологически целесообразным.

На процесс развития экологической культуры учащихся существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор своего поступка, поведения. Особенность этого момента состоит в том, что перед воспитанником встаёт проблема выбора: надо выбрать самостоятельно какой – то вариант поведения из нескольких возможных – взять ли найденного в поле зайчонка, похожую на милую игрушку, или – не взять? А если не взять, то почему? Или: так хочется принести с прогулки букет полевых или лесных трав, а вроде – нельзя! Как быть? Поможет здесь чтение художественной литературы, при чтении которых главное внимание педагог должен направить на те ситуации, которые затронут не только ум, но и сердце воспитанников.

Многие выдающиеся педагоги советовали читать детям сказки, рассказы, стихи, делающие их сердца милосердными, добрыми, чистыми и горячими.

Надо отметить, что очень большое значение имеет выбор художественных произведений, с которыми ребята будут знакомиться, размышлять над их содержанием, в разнообразных формах обыгрывать, что-то разучивать наизусть, т.к. это необходимо для развития памяти.

На какие критерии мы будем ориентироваться при выборе литературы?

  1. Положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра;
  2. духовное начало и сюжеты, утверждающие христианские добродетели: любовь, доброту, милосердие, послушание, сострадание;
  3. слог и стиль соответствующий возрасту детей;
  4. отсутствие психической агрессии, что сейчас нередко имеет место в детской литературе.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

М.Бычкова

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

В.Митько

В лес зелёный я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

А.Шибаев

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Из программы новогоднего утренника

К сожалению, детская литература пестрит подобными «шедеврами». Поэтому к подбору детской литературы нужно подходить очень внимательно. На занятиях по ознакомлению с природой очень эффективно использовать обращение к литературному и художественному ряду, играм, а также к многократным упражнениям в положительных поступках, т.к. это способствует разрешению противоречия, сложившегося в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними. Обсуждая различные нравственные ситуации, учащиеся анализируют их, делятся переживаниями.

Закончить свой доклад мне хотелось бы словами великого педагога В.Г.Белинского: «чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке».

 В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ

Игра – импровизация «Кто стучит?»

Основу игры составляет стихотворение Китахары Хакусю.

Для импровизации учащимся предлагается тема «Природа», исходя из которой они сочинят свой ответ (вначале оригинал не читается до конца).

После игры – импровизации прочитывается стихотворение с окончаниями в оригинале. Проводится сравнение вариантов и их обсуждение.

Назначение: развитие у учащихся поэтического чувства, образного мышления, стиля; активизация словаря; ознакомление с новой поэтической формой (отсутствие рифмы).

Ключевые, или акцентируемые слова: «тихо стучит», «громко стучит», «поздно стучит».

Тон. Тон. Тон.

-Отворите дверь!

-Кто так тихо стучит?

-…(Вариант ответа ребёнка)

-Это я, кленовый лист. (Оригинал)

Тон. Тон. Тон.

-Отворите дверь!

-Кто так громко стучит?

-…(Вариант ответа ребёнка)

-Это я, горный ветер. ( оригинал)

Тон. Тон. Тон.

-Отворите дверь!

-Кто так поздно стучит?

-…(Вариант ответа ребёнка)

-Это я, лунный свет…(Оригинал)

Диалоговая игра «Бывает – не бывает»

Назначение игры: учить воспитанников умению рассуждать, аргументировать своё мнение. Формировать знания о живой природе.

Условие игры: после каждой фразы учащийся говорит, бывает так или не бывает, и объясняет почему, сообразуя ответ знаниями об окружающем мире.

  1. Собака Дружок стащил кусочек колбаски. Так бывает? Почему? (Ребёнок поясняет ситуацию)
  2. Съела собака колбасу и замурлыкала от удовольствия. Так бывает? (Ответы детей)
  3. Увидел это кот Барсик и говорит: «Я тоже хочу колбаски». Так бывает? (Ответ)
  4. А собака ему отвечает: «Ты же хорошо по деревьям летаешь, вон на берёзе как раз колбаса созрела, хоть гроздьями срывай!» Так бывает? (Ответы)
  5. Кот Барсик чирикнул – и полетел на берёзу…Так бывает? (Ответ)
  6. Уселся кот на ветку, а воробьи от испуга разлетелись кто куда! Так бывает? (Ответ)
  7. Подлетели воробьи к собаке и просят: «Дружок, пожалуйста, прогони кота с нашей берёзы, он тебя сразу испугается». Так бывает? (Ответ)
  8. «Я так сытно поел, - говорит Дружок, - мне уж очень лень. Вон пусть мышки его подразнят, он за ними обязательно погонится». Так бывает? (Ответ)
  9. Попросили воробьи мышек. Мышки полетали вокруг дерева, кот увидел – и за ними… Да где ему догнать? У мышей – то крылья значительно длиннее! Так бывает? (Ответ)

Поразмышляем с учащимися

  1. Зачем человеку нужно заботиться обо всем живом? (Помочь учащемуся найти и духовную суть, и практическую пользу от этой заботы. Например, если не подкармливать птиц зимой, то их больше погибнет, а птицы разносят семена растений, истребляют вредителей садов и огородов, которые вредят урожаю. На этом и подобных примерах показать учащимся, что все в природе взаимосвязано.)
  2. Предложить учащимся попытаться представить, что было бы, если вдруг исчезли все птицы? (Желательно рассмотреть этот вопрос с разных сторон – и экологической, и эстетической: связь разных экосистем, поэзия, музыка, живопись, красота мира…)

Вопросы учащимся:

-как человек может хранить и приумножать красоту мира? Какими трудами?

-можно ли какой – то труд считать унизительным для человека?(Любой нужный людям труд – важен. Главное – делать хорошо и честно свою работу.)

К сожалению, человек не всегда хочет видеть красоту и бережно относиться к природе. Он часто без нужды опустошает, разрушает и загрязняет окружающий его мир.

-что является небережливым отношением к природе?

Прислушайтесь

Вечер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Только приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

                                В.Семернин

  1. Как учащийся понимает слова «чуткость», «чуткая»?
  2. Почему поэт сравнивает красоту природы с чуткой музыкой? (Не всегда красота мира, природы сразу заметна человеку).
  3. Какие качества нужны человеку, чтобы увидеть и услышать красоту природы? (Внимание, умение тихо и спокойно наблюдать, любовь ко всему живому, мирность…)
  4. Можно ли считать, что у природы есть тайны?
  5. Кому бы сам учащийся мог бы доверить свою тайну?  (Наверное, только близкому, верному другу).
  6. Каким должен быть человек, чтобы природа доверила ему свои тайны? (Добрым, бережливым, заботливым, рачительным и чутким другом).
  7. В каких случаях человек приносит вред и зло при роде?

Обогащение словаря:

  1. Мирность – ровное, благожелательное, светлое, спокойное состояние души.
  2. Чуткость – тонкое чувство, особое внимание к малозаметному, тихому, скромному, неброскому. Чуткость близка наблюдательности.
  3. Благо – то, что полезно не только для тела, но и для души человека.
  4. Рачительность – благоразумное, бережливое пользование чем – либо без вредных последствий.

Значимость

  1. Формирование вкуса, умения видеть, наблюдать и любить красоту мира.
  2. Расширение кругозора в области естествознания и прикладного искусства.
  3. Через тактильный контакт с природным материалом – получение учащимися положительного, оздоравливающего эффекта (сенсорное развитие, психологическая разгрузка).

Творческая деятельность

  1. Предложить учащимся нарисовать картину – воспоминание о любимом времени года
  2. Побудить учащихся (если надо, то помочь) сочинить свой рассказ, связанный с природой.
  3. Предложить учащимся сочинить собственный рассказ – небылицу в форме диалоговой игры (педагог при затруднении может задать учащемуся тему и помочь ему в развитии сюжета)
  4. Используйте возможность во время прогулки собрать вместе с учащимися  какой – то природный материал: листья, шишки, красивые веточки, характерные семена некоторых растений, чтобы на занятии сделать «живую картину», аппликацию или любую декоративную композицию.

  1. Во время прогулки постараться обратить внимание учащихся на что – то красивое, занимательное, характерное для данного времени года и обсудить это.
  2. Поиграть с учащимися в игру с учётом сезона: на любую букву назвать как можно больше объектов окружающего мира. Эта игра развивает наблюдательность, активизирует словарь. (Например, на «С» - солнце, сосулька (если зима), снег, сапог, снегирь, самолёт, сосна…)

На прогулке

  1. Во время прогулки постараться обратить внимание учащихся на что – то красивое, занимательное, характерное для данного времени года и обсудить это.
  2. Поиграть с учащимися в игру с учётом сезона: на любую букву как можно больше назвать объектов окружающего мира. Эта игра развивает наблюдательность, активизирует словарь (Например, на «С» - солнце, сосулька (если зима)).
  3. Каждый раз желательно находить возможность обратить внимание учащихся на то, как красиво и премудро Бог устроил весь мир. На любом доступном примере показывать, что во всём Господь предусмотрел для человека благо, пользу. (Почему и для чего опадают листья, как возрождается природа весной, как растения, птицы и животные нужны и полезны друг другу…)
  4. Во время прогулки постараться обратить внимание учащихся на что – то красивое, занимательное, характерное для данного времени года и обсудить это.
  5. Поиграть с учащимися в игру с учётом сезона: на любую букву назвать как можно больше объектов окружающего мира. Эта игра развивает наблюдательность, активизирует словарь. (Например, на «С» - солнце, сосулька (если зима), снег, сапог, снегирь, самолёт, сосна…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...