Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.
статья на тему

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных классов.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность, основой которой является системно-деятельностный подход, способствует  более эффективному  усвоению знаний, умений, формированию  нравственных норм, патриотических качеств, успешной социализации  обучающихся младших классов.

Цель опыта: формирование  ключевых компетенций в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся  посредством использования краеведческого материала.

         Задачи:
        
1. Создать благоприятные условия и возможности для  приобретения   знаний и развития нравственной  личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности. 

         2. Сформировать межличностные отношения, активную жизненную позицию учащихся в процессе социализации.

         3. Развивать творческую инициативу (способности), коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_n.a.rar16.42 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ   ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Васильева Н.А.,

МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», Старооскольский городской округ

        Я работаю педагогом дополнительного образования в МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» по модифицированной образовательной программе «Истоки» туристско-краеведческой направленности. В течение трех лет провожу исследование по теме: «Совершенствование нравственно-патриотического воспитания  учащихся младшего школьного возраста посредством краеведения». Исследование проходит на базе общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов».

          Дополнительная образовательная программа (за счет практической составляющей) дает возможность широкого  использования краеведческого материала  для углубления, закрепления краеведческих знаний  у учащихся 2-3 классов и формирования у них нравственно-патриотических чувств, социального опыта.

        В силу того, что уже несколько десятилетий этой проблеме не было оказано должного внимания, среди  подрастающего поколения получили   распространение цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Все это вызывает беспокойство за будущее России.

         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» и Федеральный   государственный  образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСНОО) направлены на:

духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни[1].  

        Таким образом, актуальность моего исследования определяется необходимостью   разрешения противоречий:

        -между требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования к знаниям и личностным качествам  учащихся,  и недостаточными  результатами учебно- воспитательной деятельности общеобразовательных  учреждений;

        -между необходимостью использования краеведческого материала в работе по  углублению краеведческих знаний у учащихся, формированию у них  нравственно-патриотических чувств, успешной социализации и:

        -  отсутствием в школьных программах  краеведения как предмета,

        - недостаточным вниманием учителей начальных классов к введению  краеведческого аспекта в учебно-воспитательный процесс.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность, основой которой является системно-деятельностный подход, способствует  более эффективному  усвоению знаний, умений, формированию  нравственных норм, патриотических качеств, успешной социализации  обучающихся младших классов.

        Вопросы нравственно-патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В. Г. Белинского, В. И. Водовозова,  Е. Р. Дашковой,

П. Ф. Каптерева, Н. И. Новикова,  К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям.  В работах  

К. Ш. Ахиярова, Х. Х. Баймурзина,  В. И. Баймурзиной,   Г. И. Батуриной,    И. И. Валеева,  Г. Н. Волкова,  Р. Х. Гасановой, Я. И. Ханбикова, С. Д. Кириенко и других ученых доказывается, что краеведение выполняет важнейшую функцию в воспитании детей и молодёжи.        

        Цель опыта: формирование  ключевых компетенций в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся  посредством использования краеведческого материала.

        Задачи:
        
1. Создать благоприятные условия и возможности для  приобретения   знаний и развития нравственной  личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности. 

        2. Сформировать межличностные отношения, активную жизненную позицию учащихся в процессе социализации.

        3. Развивать творческую инициативу (способности), коммуникативные качества.

        Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетенция – совокупность качественных характеристик обучающегося, позволяющих ему эффективно и продуктивно осваивать современные реалии на основе опыта (превращение знаний в умения).  

        Понятие «компетенция» составляют:

  • знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы;
  • навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную работу;
  • стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир;
  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

        Для формирования основных компетенций учащихся  воспитание и образование в МБО ДО «ЦДЮТиЭ» осуществляется через организацию совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, детей и социума, подразумевающей приобретение и передачу опыта ценностного общения: с обществом, с другими людьми, друг с другом.

        Этот же постулат о важности специальной совместной деятельности  детей и взрослых заложен в основу Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России [2:17].

        Социализация – как специально организованный, так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения; обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде[4].

        В основе  данного  опыта лежит системно-деятельностный подход.

        Система работы:

        Информационно-познавательная деятельность.

        Экскурсионная деятельность.

        Творческая деятельность.

        Направления работы:

        «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой город», «Моя страна», «Краеведение и туризм».

        Информационно-познавательная деятельность: лекция, беседа, просмотр фильмов, рассматривание фотографий и иллюстраций, подготовка рефератов.

        Экскурсионная деятельность:

Экскурсии по своей школе, микрорайонам,  экскурсии и походы в ближайшие природные зоны: река Осколец, сквер у д/к «Комсомолец», Атаманский лес, к памятникам боевой славы нашего города (мемориал Воинской Славы у Атаманского леса, братская могила № 5  на ул. Комсомольской, Братская могила № 1 на  ул. Ленина, памятный знак «Скорбящая  мать», ул. Ленина (городской парк).

        Экскурсии в школьные музеи:

        музеи  Боевой Славы -  МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»,  ЧОУ «Православная гимназия № 38»;

        музеи, имеющие разделы по военной тематике:

МБОУ  «ООШ № 21», МБОУ «ООШ № 15», МБОУ «СОШ № 11 с УИОП.

        Этнографические музеи: МБОУ «СОШ № 27с УИОП», МБОУ

 «Лицей № 3».

        Краеведческие музеи: МБОУ «СОШ № 27 с УИОП», МАОУ «СОШ

№ 33 с УИОП» (знакомство с традициями, бытом, культурой наших жителей в 19-20 вв.), промышленными  предприятиями нашего города: СГОК, ОЭМКа, СОАТЭ, ОЗММ, кондитерская фабрика «Славянка», молочный комбинат «Авида».

        МКУК «Старооскольский краеведческий музей». Залы: город-крепость, природа родного края,  этнографический, боевой Славы.

        Творческая деятельность: обсуждение увиденного (рассказ обучающегося, рефлексия), рисунок, поделка, стихотворение,  реферат, сообщение, исследовательская работа, проект (совместно с педагогом, родителями), участие в конкурсах, акциях, коллективные творческие дела.

        Условия для эффективного усвоения краеведческих знаний и поведенческих норм.

        Вначале учебного года знакомлю детей  с задачами объединения,  чем будем заниматься в течение учебного года. Совместно с детьми разрабатываем правила  туриста-краеведа, распределяем обязанности, используя систему сменных должностей: (штурманы, краеведы, дежурные, командир).

Правила туриста-краеведа

  1. Туристы-краеведы должны во время экскурсий и походов соблюдать: дисциплину, правила дорожного движения, поведения в транспорте (разговаривать тихо, садиться только в том случае, если рядом нет людей старше тебя).
  2. В музее спокойно передвигаться, внимательно слушать экскурсовода,  задавать вопросы.
  3. В походе все принадлежит всем и все делится поровну (осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики».
  4. Рюкзак девочек должен быть легче мальчишечьих  (основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и младших членов группы).

  1. «После нас – лучше, чем до нас!» (Приветствуется поддержание чистоты всех посещаемых природных и культурных объектов, по возможности уборка чужого мусора.)
  2. Мы - друзья природы! (В лесу нельзя ломать деревья, рвать цветы, топтать траву (нужно ходить по тропинкам), обижать лесных животных, не рвать ягоды и грибы).
  3. Говорим красиво и правильно! (Приветствуется культурная, вежливая речь без употребления ругани, грубости, пошлости).

        Условия для формировании ценностных отношений

        Большим потенциалом в формировании ценностных отношений школьника к окружающему миру, и, самое главное, к самим себе обладают возникающие во время однодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок.  Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные условия, многокилометровые переходы, отсутствие привычных бытовых условий – все это требует от ребенка концентрации сил, воли, терпения[3:23].

        В подобных ситуациях-испытаниях ребенок находит ответы  на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть того, что я еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?». Эти испытания дают ему возможность увидеть, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться человеком, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами.

         Таким образом, благодаря эффективной системе деятельности, в объединении обучающиеся имеют возможность не только  получить краеведческие знания о своем ближнем окружении, истории, культуре и природе родного края, но и  понятия о нравственности и морали, а также  первый социальный  опыт.

        Социальный опыт действия обучающиеся  приобретают, участвуя в благотворительной работе во время походов:

        - благоустройство памятников,

        - очистка места стоянки,

        - очистка родника,

        -оказание помощи пожилым людям. Забота о других становится привычным делом юных туристов-краеведов.

        Я стараюсь, чтобы  полученный детьми опыт социального действия обязательно был ими осмыслен, отрефлексирован.  Для этого в конце дня мы обсуждаем с участниками похода  прошедший день. Это учит учащихся анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу, ставить перед собой цель и достигать её, передавать свои чувства и быть открытым для других. В ходе обсуждения дети делятся впечатлениями о том, какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления больше всего их удивили, обрадовали или огорчили? Чем и почему? Кому бы из товарищей ты хотел сказать спасибо? За что? Кто для тебя сегодня был примером, кто тебя чему-либо научил, чем помог?

        Результативность опыта. Результатами моей работы являются  приобретенные детьми знания и практические навыки,  выработанные стереотипы поведения, которые  позволяют им эффективно и продуктивно осваивать современные реалии.        У детей улучшились взаимоотношения в коллективе, они стали дисциплинированными, собранными. У них изменилось ценностное отношение к дружбе, семье, родному краю и своей стране. У детей заложены основы  творческой  инициативы, необходимости  активной жизненной позиции, что очень важно на начальной ступени образования. Обучающиеся стали  активно интересоваться историей своего края, страны, участвуя в исследовательских проектах, защищая свои творческие работы на конкурсах и конференциях.

Члены объединения «Истоки» постоянно участвуют в муниципальных и областных конкурсах патриотической и краеведческой направленности:

Алферова Анастасия, победитель муниципального этапа межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России, 2012 год.

 Темерязев Алексей, Гаврилова Ева – победители открытой викторины «Наш земляк – Н.Ф. Ватутин», 2013 год.

Седых Анжелика, победитель муниципального творческого конкурса «Мой отчий край», 2012 год.

Члены объединений «Знатоки родного края», «Истоки» -  победители и призеры муниципального этапа областного конкурса «Мой отчий край», 2010, 2012 годы.

        В ходе работы по данной проблеме мной разработано методическое пособие «Региональные и государственные символы – наша гордость!», которое стало победителем IV областного конкурса методических материалов в  помощь организаторам туристско-краеведческой  и экскурсионной  работы с обучающимися, воспитанниками, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного образования детей (2010 г.). Пособие утверждено на  МЭС Управления образования администрации Старооскольского городского округа и рекомендовано к использованию.

Источники и литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт  основного начального образования.

        2. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009 . - С.17.

        3. Енин, А.В., Кириченкова, Н.С., Моргунова, М.А. Конструирование программ: хочу, надо, делаю. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся /А.В. Енин, Н.С. Кириченкова, М.А. Моргунова.– Воронеж, 2012.- С.23.

        4. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.

В своей работе я отразила особенности, формы работы и методическую систему гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста....

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...