Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.
учебно-методический материал по теме

Елизарова Екатерина Георгиевна

В своей работе я отразила особенности, формы работы и методическую систему гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

Из опыта работы

воспитателя

Елизаровой Е.Г.

                                                           

                                                                         Москва

                                                                         2013

                                                                                                                         Введение

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой  целенаправленный процесс формирования  социально-ценностного отношения  к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении  знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает  необходимость совершенствования  форм и методов работы с детьми в этом направлении. В представленной работе  я хочу остановиться на методических подходах  к организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников.  Считаю, что в гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом,  важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребёнка.  

В основной части я раскрыла содержание гражданско-патриотического воспитания применительно к ребёнку младшего школьного возраста,  конструируем методическую систему гражданско-патриотического воспитания школьников.

В практической части  описываю опыт своей работы, в  котором  определяю  наиболее эффективные формы и методы  гражданско-патриотического воспитания.

  1. Особенности гражданско-патриотического воспитания  младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.

Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.

Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение предмета «Человек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, участие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, просмотр теле- и прослушивание радиопередач дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.

Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание,  я опираюсь на психологические особенности младших школьников.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю  на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, я просила их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Известная эмоциональность младших школьников диктует мне необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, конкретны. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает воспитатель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная  встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма я начинаю  с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.

На мой взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.

Организуя гражданско-патриотическое воспитание,  учитываю и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Огромную роль в воспитании младших школьников играет воспитатель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения воспитателя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Об этом писал В. А. Сухомлинский; «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения...

Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании я широко использую игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в  общественных акциях, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Я познакомила детей с флагом, гербом, гимном России и Москвы. На следующем занятии мы рисовали Российский флаг. Дети запомнили расположение цветов. А работа цветными карандашами ещё раз закрепила навыки письма, правильность захвата карандаша.1ноября прошёл праздник посвящённый Дню независимости России, дети не только выучили стихотворения о Родине, но и поиграли в подвижные игры. Так же прошла беседа посвящённая Бородинскому сражению. 20 февраля прошёл праздник посвящённый Дню защитника отечества. Дети выучили стихотворения. Так же словарь детей пополнился новыми словами: воин, парад, курсанты, погоны. Так же мои дети участвовали в классном часе посвящённом Сталинградской битве. Дети выучили стихотворения, и научились проговаривать слова «сталинградская битва», и познакомились с краткой исторической справкой.  

                                                                                                                                                                                       

  1.                                                                                                   Методическая система гражданско-патриотического воспитания

Методическая система гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, организуется в соответствии с научно-теоретическими представлениями о процессе как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осознание ребенком своих взаимоотношений с миром и себя в мире.

Первым, наиболее важным фактором воспитания мы считаем социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое «Я». Педагог, знающий о роли социальной среды как фактора формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — в отличие от среды формирующей — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Основное назначение воспитывающей среды — дать образец, модель поведения, вовлечь детей в реальные ценностные отношения. Ребенок в силу своей подражательности и узости социального опыта и знаний о явлениях жизни заимствует эти образцы и отношения к миру, как бы создавая себе опору для вхождения в мир. Поэтому мы создаем такую среду, которая способствовала бы гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Одним из содержательных элементов широкой воспитывающей среды является событийное окружение ребенка: события, происходящие в обществе, стране, городе, школе, классе. Знакомство с общественной жизнью и участие в ней расширяет контакты детей с окружающим миром, выводит их за рамки класса, школы. В своей деятельности используем обсуждение теле- и радиопередач, материалов детской прессы, обращая внимание школьников на то, что происходит в стране и мире. Широкие возможности для формирования информационной культуры учащихся имеют информационные часы. Мы  побуждаем детей к постановке вопросов, поощряем их интерес к происходящему вокруг. Участие в добротворческих акциях, митингах, шествиях, линейках, походах «раздвигает стены школы», помогает детям почувствовать себя частью общества, частью своего народа.

Воспитывающая среда благотворно влияет на ребенка, если она правовая, что означает уважение прав ребенка, его достоинства, личности. Мы считаем, что создание правовой среды включает не только ознакомление школьников с правами ребенка, но и реальную защиту детства. Там, где дети имеют возможность участвовать в решении вопросов классной и школьной жизни, где уважаются их права и свободы, где царит доброжелательная психологическая атмосфера, защищающая ребенка от произвола (учителя, сверстников, администрации школы), где имеет ценность позиция каждого ребенка, где есть свобода выбора, — там происходит гражданско-правовая социализация детей.

На наш взгляд, созданию правовой среды способствуют:

- яркое, эмоциональное, доступное разъяснение прав ребенка;

- выработка совместно с детьми правил классной и школьной жизни, общих законов, выполняемых детьми и педагогами;

- активное участие детей в организации жизни и деятельности коллектива (коллективное планирование, осуществление, анализ и оценка сделанного);

- защита и помощь ребенку в решении его проблем;

- благоприятный психологический климат;

-  личностно-гуманный подход к детям;

- конструктивное разрешение конфликтов;

- дисциплина в классе и школе как защита личности каждого ребенка.

Наличие правовой среды делает школу домом, где хорошо и комфортно чувствует себя каждый ребенок.

Как известно, душа народа — в его языке. Поэтому мы считаем, что языковая среда — важная составляющая воспитывающей среды. Она, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова». «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова...». Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь.

Из практики В. А. Сухомлинского по воспитанию любви к родному языку, родному слову: каждый ученик уже во втором классе заводил записную книжку — «словесную шкатулку». В нее записывались слова, которые показались ребенку интересными или непонятными (потом педагог объяснял детям значение или эмоциональную окраску слова). В третьем и четвертом классах, кроме отдельных слов, в «словесную шкатулку» записывались обороты, фразы, предложения, полюбившиеся ученику.

Все наблюдения в природе сопровождались упражнениями детей в описании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учились слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова. «Дети были бы равнодушны к красоте природы, к игре красок и звуков, к неисчерпаемому разнообразию жизни, если бы не слово, не умственное воспитание, не стремление к важнейшей образовательной цели — научить ребенка думать, подмечать взаимодействие предметов, вещей, явлений...». В практике своей работы мы также используем данный приём.

Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому с первых дней пребывания в школе, на наш взгляд,  необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению. Для этого мы используем  собственное выразительное чтение, ознакомление детей со школьной и городскими библиотеками, обсуждение прочитанных книг, праздники и групповые дела, посвященные книге и родному языку: «Праздник книги», «Книжная ярмарка», «Неделя детской книги», «В гостях у писателя (поэта)», «В книжном мире», «День рождения писателя (поэта, читателя)», «Конкурс загадок», «Конкурс пословиц и поговорок», «Сундучок народной мудрости»,  «Путешествие в сказку» и др.

В наших классах  созданы   небольшие библиотечки, куда дети приносят из дома уже прочитанные ими книги. На ее основе организуются уроки внеклассного чтения, коллективные творческие дела, посвященные книге. Библиотекарями по очереди становятся микрогруппы или отдельные дети.

Мы считаем, что языковая среда предполагает заботу о речевой культуре всех участников учебно-воспитательного процесса: детей, педагогов, технического персонала школы. Речевая культура, культура общения должна пронизывать школьную жизнь детей.

Снова обратимся к прекрасной мысли В. А. Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений — все это пробуждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах своего края, своей страны.

На наш взгляд, задача педагога — максимально использовать природное окружение школы для развития мышления детей, для воспитания экологической культуры, для активного взаимодействия с природными объектами.

Значение личности педагога столь велико, что он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразительная, эмоциональная речь учителя усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети, осваивая образцы культурного общения, поднимаются выше в своем языковом развитии.

Отношение педагога к событиям, происходящим в окружающем пространстве, дает ориентиры для их понимания, анализа, оценки. Поэтому мы  обращаем внимание учеников на те события, которые важны в социальном, мировоззренческом, ценностном плане, помогая осмыслить, пережить их, выработать собственное отношение к ним.

Создание правовой среды, особенно в начальных классах, преимущественно зависит от педагога. Мы  организуем групповое взаимодействие, вводим нормы достойного общения, заботимся о самочувствии каждого ребенка, устанавливаем определенный порядок и дисциплину, вместе с детьми обсуждаем законы (правила) коллективной жизни, осуществляем принцип неприкосновенности личности, создаем условия для развития детей, охраны их здоровья. Кроме того, мы оказываем  влияние и на семейную среду, стремимся улучшить ее с целью воспитания и развития ребенка.

Мы считаем, что влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит немаловажным компонентом в воспитывающую среду. Именно в семье происходит социализация личности. А выход семьи за рамки семейных отношений в другие сферы социальной жизни (во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, просмотра телепередач, чтения газет и журналов) формирует в сознании ребенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.

Хотелось бы отметить, что нет общественных явлений, которые нужно скрывать от детей, сколь бы сложными они ни были по социально-психологической сущности. Поэтому мы убеждаем родителей, что обо всем можно говорить с ребенком, только надо выделять главное в происходящем и оценивать его с точки зрения человеческой жизни («очеловечивая события»).

Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.

Подводя итог рассмотрения вопроса о влиянии воспитывающей среды, можно сказать, что ее организация имеет первостепенное значение для создания поведенческих, отношенческих эталонов, образцов, которые привлекают, которым хочется следовать.

Надо учесть, что окружающая среда становится фактором воспитания и личностного формирования только при условии активного взаимодействия личности с этой средой.

На наш взгляд, ребенок не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому деятельность — важнейший фактор воспитания патриотизма. Если среда создает образ мира и образ жизни, что служит предпосылкой социального развития, то в деятельности это развитие происходит реально. Именно в процессе деятельности рождаются те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру.

Деятельность — активная форма отношения субъекта (ребенка) к объекту (событию, факту, предмету, явлению и т. д.). В процессе деятельности ребенок вовлекается в заботу о своем классе, сверстниках, школе, самом себе, об обществе в целом.

Важное значение для воспитания ценностного отношения к своему классу, товарищам, школе имеет активное участие детей в жизни класса, школы. Оно подразумевает, во-первых, организацию повседневной заботы о своем классе, коллективе путем чередования традиционных поручений. Эту работу мы  организовываем следующим образом.  В начале учебного года в рамках деятельности детского объединения «Октябрята» дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, санитары, цветоводы, журналисты, информаторы, затейники, артисты, хозяйственники, почемучки и т. д. (см. приложение 1)

Выбрав по числу микрогрупп поручения, они в течение одной-двух недель выполняют их, затем перед всем классом отчитываются, а все остальные обсуждают и оценивают их работу. В число критериев оценки входят ответы на вопросы: «Какую пользу принесли классу?», «Дружно ли работали?», «Внесли ли что-то новое в выполнение знакомого поручения?». Во-вторых, активное участие детей в делах школы и класса проявляется в оформлении школы и класса, поддержании классных и школьных традиций, участии в работе школьного самоуправления (заседания совета командиров), выполнении организаторских поручений. Чем больше заботы проявляют дети о своем классе и школе, тем более близкими они становятся.

Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («Забота», «Ветеран живет рядом», «Милосердие»), к которым, на наш взгляд,  нужно приобщать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности, благодаря чему они вступают в сопричастность с жизнью страны, вовлекаются в поле сложных общественных отношений.

Особенно это чувство обостряется у тех ребят, кто является членом какого-либо общественного объединения. 100% учащихся школы  являются членами детского объединения «Октябрята».  Главная цель всех октябрятских дел — делать добро, помогать тем, кто нуждается в опеке и защите.

Большие возможности для воспитания патриотизма создает организация различных видов воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художественной, ценностно-ориентировочной.

Так, в социально-ориентационной деятельности мы осуществляем ориентацию детей на социальные ценности, воспитываем активную гражданскую  позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. Учащиеся знакомятся с жизнью своей страны, ее историей, современным положением, государственным устройством, символикой. В русле этой деятельности мы приобщаем детей к чтению таких периодических изданий, как: «Зорька», «Раніца», «Бярозка», «Вясёлка», «Лесавік», «Пионерская правда», «Юный спасатель» и др., — чтобы они были в курсе событий, происходящих в стране и мире.

В этой деятельности начинается процесс формирования правовой культуры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.

В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей — интеллектуальный компонент патриотизма. В ней происходит познание истории своей родины, ее географического положения. Мы знакомим детей с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и др. Они изучают духовное наследие своего народа.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр («Колесо истории», «В гостях у художника (писателя и т. д.)», «Говорили наши деды», «Конкурс пословиц и поговорок», «По белорусским заповедникам», «В пущу, к Деду Морозу», «Белорусские замки» и др.). (см. приложение 2)

На наш взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их патриотического сознания и самосознания.

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окружающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому мы продумываем  не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей.

Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, освоение традиционных народных ремесел, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности используются нами  при воспитании патриотических чувств детей.

Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобразительную культуру. Кроме того, мы включаем детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, лепка, аппликация, драматизация. Это наиболее близкая детям деятельность, именно в ней ребенок ярче всего проявляет себя, особенно это касается музыки.

    Считаем, что художественная деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира, активности, непосредственности. Все эти особенности способствуют успеху в данной деятельности.

Художественная деятельность в нашей работе принимает самые разнообразные формы: концерты (для малышей, родителей, ветеранов,), конкурсы («Алло, мы ищем таланты»), творческие выставки (игрушек, поделок, рисунков, народного декоративно-прикладного искусства: вышивки, ткачества, соломоплетения, керамика), литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.

В художественной деятельности важно, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от общения с искусством, от процесса созидания, активного творчества.

С древнейших времен славянские народы большое внимание уделяли физическому воспитанию подрастающего поколения.

Современные молодые люди также должны иметь хорошее здоровье, соответствующую физическую подготовку, необходимую не только для защиты страны, но и для профессиональной деятельности, для воспитания здорового потомства. Поэтому физическое воспитание, на наш взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализуется в физкультурно-спортивной деятельности. Ее цель — воспитание ценностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому образу жизни, желания и умения продлевать жизнь.

Физкультурно-спортивная деятельность организуется нами  в форме  проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, ежедневных гимнастических упражнений, школьных  спартакиад,  путешествий, народных национальных игрищ, эстафет и др.

Таким образом,  мы считаем, что деятельность выступает фактором воспитания патриотизма благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с такими объектами, как природа, человек, семья, школа, народное искусство, родной край ребенок осваивает социальное окружение.

«Если среда как фактор предоставляла образ мира, то деятельность позволяет проникнуть в глубь данного образа, понять сущность явлений, оценить их с позиции человеческой жизни», — пишет Н. Е. Щуркова.

Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. И мы считаем, что этому помогает третий фактор воспитания патриотизма — осмысление мира и себя в этом мире. Назначение этого фактора — осознание ребенком значения (ценности для общества) и личностного смысла (ценности для себя) таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, народ, его культура, страна и др. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощутил себя носителем этих отношений. (см. приложение 3)

Осмысление своих связей с собственным народом и страной осуществляется, прежде всего, через содержание учебного материала в процессе обучения. Особенно высок потенциал патриотического влияния учебного материала по литературному чтению, языку, предмету «Человек и мир». Особое место в этом ряду занимает такой предмет, как «Мая Радзіма — Беларусь», где дети знакомятся с жизнью наших предков, их верованиями, занятиями, их отношением к своей Отчизне (проявление храбрости и самоотверженности при ее защите). Изучение географического положения страны дает школьникам возможность «совершить путешествие» по всем областям Беларуси, увидеть красоту ее природного ландшафта, задуматься о целесообразности деятельности человека по изменению природы (осушение болот, загрязнение и обмеление рек, строительство огромных сооружений и др.).

Исторический материал дает представление о становлении белорусской государственности, помогает заглянуть в глубь истории, осмыслить непростой путь, который прошла Беларусь, борясь за суверенитет и независимость.

Важную роль в осмыслении своих связей с миром играет ценностно-ориентировочная деятельность. В ней происходит оценка мира, осознание своей связи с другими людьми, с обществом (Родиной), осмысление собственного существования на земле, места своего «Я» в жизни.

Суть ценностно-ориентировочной деятельности, по нашему  мнению, — в осмыслении и решении проблем жизни, требующих духовного усилия, напряжения. В результате школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как: «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество (Родина)», «Я и природа», «Я и мои близкие». Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осмысление социального значения явлений мира и установление личностного смысла по отношению к этим ценностным объектам.

Такое осмысление происходит тогда, когда педагог помогает за предметным результатом деятельности (познавательной, социально-ориентационной, художественной, спортивной, трудовой) увидеть ее ценностное содержание — воспитательный результат. Если за строками учебника, повествующими о далеких исторических событиях, дети увидели сильных и бесстрашных людей и восхитились их мужеством; если, сажая деревья, они украшали родную землю; если, вышивая платочек, хотели доставить радость маме; если, выступая на концерте, хотели порадовать малышей или ветеранов; если, составляя родословную, они задумывались над своими корнями, значит предметная деятельность, которую организовывал педагог, одновременно являлась и ценностно-ориентированной, и духовной, поскольку в ней дети осознавали свое отношение к ценностям: Родина, мама, другие люди, природа и т. д.

По нашему мнению, педагог должен помочь детям обнаружить в объектах, предметах, событиях, явлениях их социальную сущность, разглядеть ценность там, где она скрыта за предметной оболочкой. Это делается через аргументацию требований, просьб, обращений педагога к детям. Например, требование соблюдения детьми дисциплины, аккуратности, порядка аргументируется тем, что они способствуют достижению наилучших результатов в работе, свидетельствуют об уважении к себе и другим людям, что дисциплинированный человек принесет в конечном итоге больше пользы своей стране.

Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на наш взгляд,  является знакомство с персоналиями выдающихся людей. Образ яркой, неординарной личности привлекает детей, она в концентрированном виде иллюстрирует понятие патриотизма как беззаветного служения Отечеству

Мы убеждаем детей, что такие люди есть и сейчас. Они трудятся, ставят перед собой цели и добиваются их, их заботит благополучие и процветание Отечества. Мы устраиваем встречи с такими людьми — представителями каких-либо профессий, людьми, занятыми решением насущных жизненных проблем (экологических, научных, творческих). У детей появляется мечта — быть достойным человеком. Это первый шаг к самовоспитанию, работе над собой.

Помимо косвенного воздействия на сознание детей, которое осуществляется через названные выше источники, мы используем прямое воздействие через специально организованное нравственно-патриотическое просвещение детей. Оно призвано переключить их внимание с широких представлений о нравственности, патриотизме на конкретную действительность, окружающую их.

Таким образом, можно сделать вывод, воспитание патриотизма будет успешным при соблюдении определенных методических условий.

Оно должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспитанием. Отношение к Родине — одно из стержневых отношений, поэтому его формирование встраивается в процесс нравственного воспитания. Воспитание патриотического отношения неразрывно связывается с воспитанием других нравственных отношений: к людям, обществу, труду, самому себе. Для младших школьников такое объединение имеет особый смысл, т. к. Родина для него — это, прежде всего, его близкое окружение.

Отсюда можно сформулировать следующее условие: детям должна быть близка и понятна идея Родины как места, где человек родился и вырос, где живут близкие и родные люди, где все знакомо с детства. Она должна быть близка и жизни ребенка: его интересам, потребностям, желаниям и т. д.

По нашему мнению, воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.

Следуя возрастным изменениям детей, патриотическое воспитание строится последовательно, поэтапно: постепенно расширяется круг социальных объектов (мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, товарищи, класс, школа, улица, город (село), страна, мир), углубляется понимание патриотизма (быть патриотом — значит любить свою семью, свой дом; быть патриотом значит любить свою школу; быть патриотом — значит любить, беречь, охранять природу родного края; быть патриотом — значит любить и защищать свою Родину), усложняется нравственно-патриотическая деятельность (от заботы о своем маленьком уголке родного края — до участия в серьезных общественно-политических акциях старших школьников).

И последнее. Патриотизм — глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер. «Особенность этого отношения, — пишет Н. Е. Щуркова, — такого глубокого, тонкого и в такой степени скрытого, что сам человек не догадывается о "тепле патриотизма", — о том, что оно не выставляется на общее обозрение, не демонстрируется...»

 Считаем, что воспитание столь глубокого и скрытого отношения требует от педагога тонкого, деликатного подхода. Его нельзя насаждать авторитарными методами, прямой пропагандой, которые скорее могут оттолкнуть ребенка от идей, проповедуемых педагогом. В гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребенка.

  1. Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию

В своей работе используем следующие формы по гражданско-патриотическому воспитанию: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности. (см. приложение 5)

Беседы. Беседа – метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.

Опираясь на свой опыт, можем сказать, чтобы беседа достигла поставленных целей и задач, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить; в таком случае гражданско-патриотические идеи приобретают  личностный характер;
  2. Содержание беседы должно  соответствовать возрасту учеников, уровню их подготовленности;
  3. Учитывая возрастные особенности детей (эмоциональность, наглядно-образное мышление и т.д.), необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;
  4. Беседа должна носить проблемный характер, разрешать жизненные проблемы, возникающие в классе, во взаимоотношениях детей друг с другом, со взрослыми, с миром;
  5. Проводя беседу, учитель опирается на жизненный опыт детей, на их взаимоотношения, нормы морали, которые уже сформированы  и определяют их поступки;
  6. Успех беседы зависит от активности детей, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь детей к поиску материала для беседы;
  7. Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;
  8. Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.

В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:

  1. Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;
  2. Высказывания учащихся  по теме беседы (их понимание, что такое ответственность, заботливость, долг, мужество, бесстрашие, любовь к Родине);
  3. Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;
  4. Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);
  5. Обсуждение прочитанного, выявление в нем гражданско-патриотического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);
  6. Анализ поступков детей, событий из жизни класса, окружающих людей;
  7. Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).

Темы бесед, проводимых в наших классах:

«Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом», «Безнравственно только брать от природы, надо обогащать её», «Я и моя малая Родина», «Кого мы называем добрым?», «Что такое «красивый поступок»?», «Земля – уникальное творение Вселенной», «Своя земля и в горсти мила», «Что значит быть патриотом?», «Пусть всегда будет мама», «Святое слово Мать», «Каждый человек должен», «Красивое и уродливое», «Всё в мире создано трудом», «Какой след ты оставишь на Земле?», «Уважай и почитай родителей: они дали тебе жизнь» и др.

Классный час. Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений  к окружающему миру.

Известны три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний  учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т.д. темой обсуждения может стать  то,  что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания.

Благодаря этой функции, наши классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Старинные замки Беларуси», «От старины до наших дней»,  «Наша Конституция»,  «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы Республики Беларусь» и др. объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определённых отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если  просветительская функция  помогает знакомиться  с миром, то ориентирующая  помогает оценивать мир.

Направляющая функция  классного часа помогает  перевести разговор о жизни  в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие  на практическую сторону  воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.

Чаще всего  классный час  одновременно имеет  все три указанные  функции: он и просвещает, и ориентирует,  и направляет.

Структура классного часа представляет собой 3 части: вступительная, основная (содержательная) и заключительная.

Назначение вступительной части: мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное и уважительное  отношение к обсуждаемой теме, определить место и значение обсуждаемого  вопроса в жизни  человек аи общества. Вступительная часть помогает ввести учащихся  в сферу непосредственного свободного общения.

Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа.

Заключительная часть должна вызвать  у учеников чувство  удовлетворения, стимулировать их самостоятельную деятельность после  классного часа и вне школы, возбуждать у детей желание внести  изменения в работу класса. Она не должна быть длительной, чтобы «не смыть» впечатления от основного содержания классного часа.

На наш взгляд, классный час является высшей формой  воспитательной работы, ее ядром, т.к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к  обществу, людям. Он помогает осознать  социальную направленность всех дел.

Для того, чтобы  классный час стал эффективной  формой воспитательной работы, мы следуем требованиям-идеям:

  1. Идея развития (динамики): вместе с развитием  детей должен развиваться и классный час. Изменяется позиция детей – от пассивного слушателя  активному организатору. Усложняется содержание – от простого к сложному, от близкого к далёкому. Усиливается  социальная направленность – от предметной к ценностной.
  2. Идея субъектности: все  больше давать детям  возможность высказать свое мнение, оценку, поделиться  своими знаниями, опытом.
  3. Идея своевременности: ставить вопросы, волнующие детей, отвечающие их интересам, возрастным потребностям.
  4. Идея оптимизма: классный час  должен нести  положительный эмоциональный  заряд, он должен опираться на положительные эмоции, развивать чувства детей. Анахронизмом сейчас выглядит классный час, на который дети идут с большой неохотой, т.к. учитель  на нем поучает, ругает, читает нотации.
  5. Идея профессионализма педагога: все требования могут быть  реализованы, если  сам педагог богат душой, если он владеет широкими познаниями о мире, если тема и материал классного часа волнует и трогает его самого, если педагог любит жизнь во всех ее проявлениях, если он сам гражданин и патриот. Другими словами, фундаментом организации классного часа является, прежде всего, личность педагога и наличие у него глубоких психолого-педагогических знаний.

Информационный час. Информационный час – одна из действенных форм гражданско-патриотического воспитания.

Мы считаем, что основное  назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и  значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны:  расширять  знания детей об окружающем мире; учить работать с  периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

В своей практике мы используем обзорные и тематические информационные часы.  Обзорные информационные часы знакомят учащихся  с текущими событиями в стране, мире, городе. Тематические – знакомят  с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями  нашей жизни, юбилеями памятных событий  в жизни страны.

В начальной школе обзорные и тематические информационные часы обычно продолжаются  не более 20-25 минут. Этого времени достаточно, чтобы ярко, интересно и занимательно  обсудить самые значимые события и явления.

Во время информационного часа мы используем следующие формы работы:

  1. Комментированное чтение  газетных и журнальных материалов;
  2. Газетные сообщения;
  3. Пересказ событий в мире  и стране с использованием газетных и журнальных материалов;
  4. «путешествие» по картам и глобусам.

Информационные часы в наших кассах проходят в виде:

  1. Пресс-игры:  «По страницам  газет и журналов», «Турнир стран и континентов», «Презентация прессы», «В гостях у газеты (журнала)», «Пресс-турнир» и др.;
  2. Информационного ринга;
  3. Викторины;
  4. Конкурса эрудитов;
  5. Конкурса плакатов;
  6. Фестиваля детской прессы;
  7. Встреч и экскурсий и др.

Организуя подобные дела, мы знакомим детей с многообразием периодических изданий, учим их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, ориентироваться в структуре печатных изданий, уметь рассказать другим, что узнали сами.  В наших классах организована подписка на газету «Юный спасатель». Материалы газеты используются во время информационного часа.

Устный журнал.  Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные  темы окружающей жизни  и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.

Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Например, вот как был сделан такой журнал третьеклассниками.  Каждый член микрогруппы, отвечающий за выпуск страницы, представлял ее, а помогали ему все члены группы.

Ученик демонстрирует обложку, на которой  написано: «Новости нашей жизни». Выпуск 3 «Г» класса. Авторы – микрогруппа «Дружные ребята».

Открывается 1 страница журнала – «Классные новости». Ребята по очереди  рассказывают о том,  сколько и каких отметок получено за неделю,  кто особенно отличился в контрольной работе, на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т.д.

2 страница – «Живые картинки нашей жизни». На ней – юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами.

3 страница – «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д.

4 страница – «Загадки». И снова в юмористической форме.

Журналы подобного типа в наших классах выпускаются регулярно. Ценность таких журналов очевидна:  они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе. Дети с большим удовольствием участвуют и смотрят подобные отчеты.

Другой вариант устного журнала – устный журнал-альманах.

В его выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?»,  «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи.

На наш взгляд, устные журналы в форме альманаха способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.

Кроме того мы используем ещё одну форму устного  журнала – информационный журнал. Его задача – познакомить детей с событиями общественной жизни. Благодаря такому журналу, учащиеся  всегда в курсе событий своей страны, города, района, школы.

В информационном журнале могут быть такие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Внимание – интересная книга», «Новости техники», «Спортивная» и др.

Несколько особняком  стоит более знакомая  форма устного журнала – тематический. Он не связан с жизнью класса, а, судя по названию,  посвящен определенной теме.

Тематика подобных журналов: «Памятные места Беларуси», «Древние белорусские замки», «Молчаливые свидетели древности (о волунах)», «Праздники белорусской письменности», «Древние и современная столицы Беларуси», «Белорусские святыни», «Гербы белорусских городов» и др.

Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью,  с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит  и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами,  явлениями природного,  социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели  ознакомление по книгам.

По нашему мнению в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью  природного, культурного, социального пространства.

В экскурсии мы выделяем три момента:

  1. Подготовку к экскурсии;
  2. Выход (выезд) на реальные объекты мира;
  3. Обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение  объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор  средств и материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения детей к подготовительной работе мы используем самые разнообразные. От активности детей в данный период зависит успех экскурсии.

Можно, к примеру, просто повести детей в краеведческий музей, послушать рассказ экскурсовода о возникновении города и ближайших поселений, о занятиях людей и т.д. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим  в процессе подготовительной работы.

Поэтому, перед проведением экскурсии в краеведческий музей мы предлагаем учащимся ответить на вопросы:

  1. Кто по профессии твои родители, на каких предприятиях они трудятся, какую работу выполняют?
  2. На какой улице ты живешь? В связи с чем она получила такое название?
  3. Какие ближайшие поселки (деревни) находятся около города?
  4. Наш город разделен на микрорайоны. Расспроси у родителей, почему они так названы. В каком микрорайоне ты живешь?
  5. Расспроси у старожилов о происхождении названия города?

В русле гражданско-патриотического воспитания  были организованы экскурсии на мемориальный комплекс в д. Красный Берег, Хатынь, на  Курган Славы,  в  музей Военной Славы, обзорные экскурсии по Минску,  по городу и др. (см. приложение 4)

Путешествия. Путешествие – это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается  интересным сюжетом, который разворачивается  перед детьми и героями которого они становятся.

На наш взгляд,  с младшими школьниками целесообразно  проводить  не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Игры-путешествия требуют от детей большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится  самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный  материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой  научно-познавательной  литературой,  ищут нужный материал,  формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом,  путешествия развивают воображение, творчество: мало найти  нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения и др.).

Праздники. Праздник – особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что,  во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство   различных направлений  воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные  действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В своей работе используем  праздники как средство сплочения  детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу,  школе, окружающим людям. Праздники дарят  взрослым и детям  радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить  свое единство с классом, школой, городом, страной.

Педагогические функции праздников  многообразны. Они помогают создать в коллективе  благоприятный психологический  климат; реализуют потребности  детей в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться,  проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.

По содержанию можно выделить следующие  виды праздников: общественные, школьные,  народные календарные,  школьно-семейные,  праздники искусств, экологические.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

  1. Дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);
  2. Необходимо привлечь  родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;
  3. Все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;
  4. Необходимо создать атмосферу  эмоционального комфорта,  внимания, защищенности каждого ребёнка;
  5. В разработке праздника не стоит использовать  готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;
  6. Чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение,  танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);
  7. Серьёзное материальное обеспечение (оформление, костюмы,  музыкальные записи,  театральный реквизит,  репродукции картин и др.)

Игры. Игры – важнейшая сфера  жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Хотя ведущим видом деятельности младшего школьника является учение, игра для него по-прежнему остается привлекательной. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации.

По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Хотя игра – деятельность непродуктивная и ее мотив заключен  не в результате, а в содержании самого  игрового действия, в конечном итоге она  дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя,  подвергая анализу накопленную информацию о жизни.

В  учебно-воспитательном процессе широко используем  игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь детей. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности,  неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить  без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому мы используем игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе  гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные,  подвижные, настольные,  социально-педагогические и др.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании необходимо использовать разнообразные  формы  работы.

                                      Заключение

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...