Потенциал искусства в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста
статья

Григорьева Наталья Анатольевна

Художественная и нравственная ценность искусства пробуждает в школьниках их ценностно-значимые свойства и качества личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_iskusstva.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал искусства в духовно-нравственном воспитании

детей младшего школьного возраста

 

Духовно-нравственные основы личности ребенка начинают формироваться еще в периоде дошкольного детства. В настоящее время система ценностей граждан нашей страны находится в периоде восстановления после того, как она была несколько раз радикально разрушена, после того, как в начале XX века религиозная культура была целиком и полностью отвергнута официальными властными структурами, определяющими политику в сфере культуры. В 90-е гг. основы идеологии общества и воспитания детей в очередной раз подверглись разрушению, а новые находятся в процессе формирования. Сложившаяся к настоящему моменту система образования ориентируется, прежде всего, на развитие интеллектуальных способностей ребенка, что само по себе, безусловно, является очень важным. Однако немаловажным в процессе становления полноценной личности является развитие у ребёнка с самых ранних лет интереса к самопознанию. Это позволяет ребенку разобраться в том, что такое добро и зло, максимально раскрыть свои творческие потенции, проникнуться красотой мира, его гармонией и постичь их высший смысл. Это позволит ребенку познать не только себя, но и других людей, что является залогом существования успешного здорового общества.

Искусство в начальной школе является одним из важнейших средств в воспитании детей.  В сравнении с возможностями остальных предметных знаний, которые развиваю рационально-логический тип мышления, искусство (изобразительное, художественное, пластическое, музыкальное и т.д.) связано в основном с формированием эмоционально-образного, художественного типа мышления, развитие которого есть условие становления интеллектуальной и духовно-нравственной деятельности растущей личности. К тому же целенаправленные педагогическое воздействие на материале искусства представляют собой неотъемлемую часть всестороннего развития, активно содействуют этому развитию. Целостную картину мира выстраивают на основе взглядов на жизнь как на непреходящую и самую важную ценность. При этом под ценностью понимают не просто жизнь как таковую, а жизнь как явление Вечности, конкретное единичное ее воплощение с момента зарождения в неповторимой индивидуальности человеческого существа, которое глубоко взаимосвязано со всеми остальными формами Жизни – Вселенной, Природой, Родом человеческим, родителями, своим собственным беспредельно постигаемым внутренним миром. Ценность искусства как явления эстетической культуры состоит в том, что оно, отличая его от науки, отражает мир в целостности, в многообразии жизненных проявлений законов мира, «конкретно-чувственно» и представлено единством Истины, Добра и Красоты. Формирование духовно-нравственных основ личности предполагает осознание и прочувствование ребёнком гармонии окружающего мира, его культурный контекст. В этот процесс включается приобщение школьников к мировой художественной культуре как к отражению всеобъемлющей духовности (религиозности), нравственности. Духовную жизнь по нравственным законом и личность с ее неповторимым внутренним миром Э.В. Соколов считает жизненным центром культуры. Являясь одним из мощнейших источников духовного развития, искусство отражает уровень культуры общества и выполняет в его развитии свои функции. По утверждению Б.М. Неменского, социальная функция искусства состоит в познании мира через сущностный, эмоционально-ценностный опыт, который, как говорит художник, просто неуловим: «проходит сквозь пальцы» – даже сквозь предельно тонко построенные психологические тесты. «Социальную роль искусства, – по мнению Л.А. Закса, – представляет, как раз его натуральная роль в виде необходимой подсистемы культуры, точнее, духовной культуры».  Л.А. Заксом постулируется, что искусство есть объект относительно самостоятельной потребности, особая духовная ценность и цель людей. Е.С. Громов, акцентируя внимание на важнейшей роли активности самой личности в художественном образовании, отмечает, что большое искусство несет людям Истину, Красоту и Добро, но это происходит только с теми людьми, которые хотят и умеют получать эти высокие дары. Автор подчеркивает, что искусство - важнейшее средство формирования духовного мира индивида, его мировоззрения и мироощущения. В связи с этим среди множественных функций искусства в системе культуры Е.С. Громовым особенно выделяется функция воспитательная. На протяжении веков искусство воспринималось человечеством в качестве сильнейшего средства воспитания, и обществом и государством всегда учитывалось это в его воспитательной политике. Именно искусство выделяется как один из могущественных источников и способов духовного развития личности. Особо ценна в искусстве его обращенность не только к отражению, познанию внешнего мира, но и к внутреннему миру человека, его идеалам, жизненным ориентациям и ценностям. Природные и социальные объекты в искусстве охватываются в неразрывном единстве с самим субъектом, его личностным духовным миром. Искусству принадлежит совершенно особое и уникальное место в системе духовной и нравственной культуры в силу ряда причин.

Во-первых, искусство таково, что оно отражает окружающую действительность в ее ценностном значении для человека, т.к. оно создано человеком и для человека, и говорит о человеке. По словам Б.М. Неменского, искусство – это область, нацеленная на формирование именно «эмоционально-ценностного отношения к миру» со своей спецификой содержания и спецификой форм передачи опыта, что совершенно не идентично научной сфере познания. Искусство вносит неоценимый вклад в процесс формирования и развития духовно-нравственной личности. Приобщая ребенка к огромному духовному и нравственному опыту человека, искусство, по его словам, очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к объяснению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного. Транслирует в зрительных и осязаемых образах эталон нравственного и безнравственного.

Во-вторых, искусство, в силу своей полифункциональной природы, выступает как модель научных, философских, нравственных представлений и идей, причем все уровни этой деятельности: чувственный и рациональный, сознательный и бессознательный, мотивационно-эмоциональный и когнитивный – доступны художественно-эстетической образности и инвариантны специфике художественно-образной выразительности. Художественно-эстетическую деятельность определяют, как метадеятельность, аккумулирующую в себе все другие виды деятельности и духовное содержание материальной деятельности. Поэтому духовное начало человеческой жизни, по мнению М.С. Кагана предстает в искусстве в своей полноте и целостности, а не односторонне, как в науке или идеологии, в морали или игре. Вот почему говорят, например, об интеллектуальном содержании науки или философии, но о духовном содержании искусства - в нем интеллектуальное начало есть только момент сложной психологической целостности, имя которой – духовное. Духовное содержание искусства и его особая роль в духовно-нравственной культуре характеризуется еще и тем, что в нем высшие ценности бытия отражены в наиболее полном и чистом виде. Выполняя множество функций, искусство, в общем своем образовании, необходимо, по мнению Б.М. Неменского, ради своей основной, ведущей функции в жизни общества, а именно: формирование эмоциональных критериев личности как стимула действия, то есть ощущения смысла жизни. Не просто знание, а ощущение смысла и форм своего отношения к явлениям жизни. И в педагогике, как считает академик, нет и не будет более мощного, чем искусство средства формирования этой стороны передачи социального опыта. Формируя у детей младшего школьного возраста духовно-нравственные основы, представленные нравственно-эстетическими категориями, полагают, что искусство - одно из наилучших средств этого процесса, поскольку способность искусства потрясать все существо человека, замеченная людьми еще в глубокой древности, есть следствие взаимообусловливающего, взаимопроникающего характера соотношения в нем нравственного и эстетического начал. Совершенство формы и содержания, их гармония, единство нравственного и эстетического являются непреложным законом искусства, нарушение которого способно привести к превращению искусства в морализаторство либо лишить его содержательности, сведя к «чистому» эстетству. Концепция диалектического единства нравственного и эстетического и процесса ее познания – это методологическая основа разработки вопроса формирования духовно-нравственных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства. Данная теория нашла свое отражение еще в трудах Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шиллера, A. Герцена и др. В современной науке данная проблема детально рассматривалась В.И. Толстых, Н.Л. Лейзеровым, И.Н. Михеевой, B.Ф. Сикорским и др. Единство нравственного и эстетического выступает в качестве процесса диалектического взаимовлияния и взаимопроникновения, в которых нравственное представлено как добро, а эстетическое – как идеальное. Эстетическое приобретает этическое содержание только будучи отраженным в человеческом сознании, которое, согласно данным ряда наук (таких, как археология, этнография, лингвистика, психология и др.), в человеке первобытном было синкретично, нерасчлененно и являло собой форму «простого тождества», слияния всех видов освоения окружающей действительности. Генезис нравственного и эстетического – свидетельство единой природы их происхождения, а также того, что на заре существования человеческого общества в сознании людей наблюдалось их нерасчлененное единство. Нравственная сторона человека формируется как результат общественных, межличностных и культурных взаимодействий. Усвоить духовно-нравственные ценности (такие, как ценности человечности, доброты, милосердия, сострадания, уважения и др.) и руководствоваться ими в повседневной жизни – значит вести речь об одной из сторон духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание личности зачастую рассматривается в качестве формирования у человека готовности совершить нравственный ценностный выбор. Именно в ситуации нравственного выбора, ситуации создавшегося конфликта, столкновения интересов, в условиях противоречия человеческих ценностей и т.д., когда необходимо отдать предпочтение одной из них в ущерб другой, проявляется степень нравственного развития личности, ее духовная и нравственная надежность, активность жизненной нравственной позиции. Уровень культуры человека, его духовного богатства тесно связан с уровнем нравственности и сформированности в ней нравственного и эстетического в их единстве. По мере духовно-нравственного развития личности нравственное и эстетическое сливаются, образуя семантическую связь смыслов, неделимую динамическую структуру человеческого сознания. Данное единство обнаруживается в течение жизни человека, особенно, если жизнь связана с реализацией сущностных сил человека на творческом, созидательном уровне. В результате человек, преобразующий окружающий мир, творит его по законам красоты и добра, создает при этом свою же собственную «вторую природу», а именно: социальную культуру. Искусство имеет отношение к тем компонентам социальной культуры, которые способны оказать наиболее благотворное воздействие на развитие духовности личности. Это обуславливается тем, что искусство, будучи концентрированным выражением закономерности единства духовного, нравственного и эстетического, оказывает непосредственное воздействие на сознание человека и формирует в человеке духовно-нравственных основ его бытия.

Нравственное является естественным, неотъемлемым, содержательным компонентом искусства, одним из условий его полноценности. Нравственное находит выражение в идее произведения, в том, как в нем поставлена та или иная морально-этическая проблема. Искусством аккумулируется богатейший нравственный опыт человека, оно представляет личности множество вариантов решения противоречивых, жизненных ситуаций, дает примеры нравственного поведения (поступок Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Нравственное в искусстве обретает идеальное существование и может материализоваться только с помощью системы художественных образов. А потому воспитательную силу искусства обусловливает не только наличие в нем нравственного содержания, но и его эстетическая природа. Искусство есть концентрированное выражение эстетического отношения к окружающей действительности, «привилегированное носителем эстетической функции», так как направленность художественного творчества связана с созданием эстетической ценности красоты, которая, доставляя людям наслаждение, способствует их духовному обогащению. Нравственный смысл и ценность искусства обусловливаются силой эстетического переживания, которое рождается в процессе его восприятия, проживания сопричастности человека к чему-то великому, значительному. Данное переживание способно проявить себя в особом моральном состоянии, которое Аристотель называл «катарсисом» (очищением). Б.М. Неменский «проживание» (переживание) считает единственным средством освоить многовековой опыт человеческих чувств. Это является эмоциональным уподоблением лица, получающего информацию, лицу, передающему ее (посредством произведений искусства любых видов и жанров). Представляя собой особую эмоциональную форму освоения окружающей действительности с позиций эстетического идеала, искусство обладает способностью пробуждения в человеке потребности творить по законам красоты и добра. Высший уровень нравственности только тогда и становится возможным, когда на поведение воздействуют не принудительные нравственные чувства, а эстетические вкусы, когда правильный поступок доставляет человеку чистую эстетическую радость. Таким образом, следует акцентировать внимание на том, что содержание искусства является высшим духовно-нравственным ориентиром в отношениях человека к жизни, людям, самому себе, воздействию искусства присущ всепроникающий, всеохватывающий характер. В единстве духовного, нравственного и эстетического заключена основная закономерность развития искусства, реализация его социальновоспитательной функции, чем обусловливается исключительная сила его художественного воздействия. Л.С. Выготский так охарактеризовал значение художественного воздействия на личность: «Действие искусства, если им совершается катарсис и вовлекаются в этот очистительный огонь самые жизненно важные потрясения личной жизни, есть воздействие социальное»

[3, с. 316].

Искусство понимается и воспринимается посредством чувств и эмоционального отклика восприятия, ведь с помощью искусства открывается мир тем, кто умеет видеть, слышать, чувствовать, а этому искусству восприятия эстетического, как и всякому другому сложному навыку, необходимо учиться. Восприятие является непосредственным чувственным отражением действительности. Процесс становления личности обуславливается деятельностью восприятия. Особенности психологии восприятия изучались такими известными философами и психологами, как Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Б.М. Теплов, В.П. Зинченко,

И.Н. Якобсон, М.С. Каган, В.В. Медушевский и др. Особое внимание проблемам художественного восприятия и его воспитательной, личностно-формирующей функции в воспитании уделялось М.С. Каганом, который подчеркивал, что предназначение любого произведения искусства – это восприятие, которое является мыслительным актом, происходящим на основе переживаний духовно-нравственного характера. Зависимость восприятия произведений искусства от возраста, прошлого опыта, среды и понимания языка искусства рассматривалась М.С. Каганом, Е.В. Назайкинским, который посвятил свои исследования вопросам психологии музыкального восприятия. Основа адекватного и эффективного восприятия, которое способствует духовному развитию ребенка, – способность прочитывать выразительные средства.  Е.В. Назайкинским отмечается, что взаимодействие субъекта и среды представляет собой сложный динамический процесс, обусловливающий индивидуальность, неповторимость личности, накладывающий на его «тезаурус» (под которым понимается набор закрепившихся в памяти у человека следов прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей, и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения) и природные задатки». Этим тезисом научно обосновывается и им прямо указывается на необходимость продуманного, последовательного, целенаправленного педагогического воздействия и руководства процессом формирования духовно-нравственных основ младших школьников средствами искусства.  Влияние произведений искусства через восприятие на личность ребёнка и влияние личностных свойств на восприятие произведения искусства исследовал Ю.У. Фохт-Бабушкин, которым выявлена и обоснована социально-психологическая и деятельностная детерминация восприятия художественных ценностей. В связи с этим ученым выделены следующие виды человеческой деятельности:

  • преобразовательная, творческая, созидательная;  
  • познавательно-гносеологическая;  
  • ценностно-ориентационная, аксиологическая;
  • коммуникативная.

Ученым называются особые способности духовных или личных потенциалов, составляющих духовный мир человека, указывается на присутствие эмоционального компонента в каждом из потенциалов. Ю.У. Фохт-Бабушкиным утверждается, что, как всякая способность, потенциалы проявляются и формируются в деятельности. В связи с этим ученый делает вывод, что под духовно-нравственным развитием личности следует понимать развитие ее основных потенциалов (таких, как способность к созиданию, познанию, оценке). При этом всестороннее духовное развитие являет собой комплексное развитие всех потенциалов. Опираясь на выделенные в приведенном исследовании теоретические положения, можно сделать вывод, что один из путей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства – целенаправленное воздействие на мысли и чувства детей в процессе восприятия ими произведений искусства. Особая ценность искусства для человека обретается тогда, когда его созерцают и переживают, любуются им и вглядываются в него, вслушиваются, пытаются понять. Художественной, нравственной ценностью искусства пробуждаются в людях их ценностно-значимые свойства и качества. Непреложное следствие художественного восприятия – эстетическая оценка произведения и оценка событий и образов с точки зрения нравственных идеалов и эталонов.  Целостное, универсальное воздействие искусства на духовный мир ребёнка объясняется также тем, что оно, благодаря своей видовой специфике, «включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности» (познание, общение, игру, творчество, воспитание и др.) Следствием этого является полифункциональность искусства. Подобно опытному педагогу, умеющему скрыть от воспитанников свои педагогические цели и усилия, искусство, моделирует вторую реальность, воздействует на личность незаметно, как сама жизнь, без навязывания необходимых выводов, но целенаправленно, исподволь подводя к желаемому результату, к правильному решению нравственных проблем. Эффективность искусства как средства воспитания отнюдь не означает его всесилие. Оно не может стать панацеей от всех нравственных бед. Это связано и с тем, что:  

  • во-первых, его воспитательное воздействие во многом зависит, как отмечалось выше, от субъективного фактора: готовности и способности ребёнка к восприятию искусства, его ценностей и смыслов (наличие эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, достаточной художественной подготовленности, нравственно-эстетических ценностных ориентации, нравственных идеалов и убеждений и т.д.).  
  • Во-вторых, роль искусства, это отдельный элемент в системе духовно-нравственного воспитания личности ребенка.  

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что духовно-нравственная воспитанность, как результат воспитания (когнитивная, ценностно-смысловая, эмоционально-чувственная и деятельностно-поведенческая сферы ребенка) во многом зависят от правильно выбранных воспитательных средств. Так, искусство является эффективным средством воспитания, благодаря своей образности и содержательности. Именно признание последнего и обусловило наш научный интерес к искусству как способу развития духовности и нравственности личности ребенка. Обращение к искусству позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений искусства, ребенок всматривается и вдумывается, у ребенка возникают эмоционально-чувственные сопереживания главным героям произведений искусства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т.д.). Через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика, укрепляется эмоционально-чувственная и духовно-нравственная сфера личности ребенка.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. М.: АРКТИ, 2010.  
  2. Арзямова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства / Г.В. Арзямова // Начальная школа. - 1982. - № 11.
  3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР. – 1991. – 294 с.
  4. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
  5. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.: 1988. -  224 с.
  6. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе. - М., 1989. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

Эссе "Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения"

В данном материале освещен перечень проблем современного росиийского общества, связанных с формированием духовно-нравственной культуры у подростков и молодежи, и возможные пути решения данного вопроса...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...

Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..

Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в  процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать ...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...