Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста
статья по психологии

Бревнова Алина Николаевна

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативность программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития коммуникативных способностей

у детей младшего подросткового возраста

Автор: педагог-психолог

Бревнова А.Н.

       

  Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………3

Концептуальные подходы………………………………………………...4

Основная часть……………………………………………………………..6

Список литературы………………………………………………………...9

Пояснительная записка

Младший подростковый возраст – это период стремительного развития и быстрых изменений личности. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом возрастном этапе идет быстрыми темпами. Много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В этот возрастной период меняется и характер взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми.

Для подростков ведущим видом деятельности становится личностное общение, когда актуализируется проблема самопознания, статус в группе, рефлексивная позиция в референтной группе. Поэтому проблема общения - одна из основных проблем подросткового возраста.  Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

В этом возрасте общение детей интенсивно, для них типична подростковая «реакция группирования». Несмотря на это, психологическое состояние ребенка в этом возрасте в разных группах может быть различным. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

То, что достаточно часто встречаются случаи, когда класс в силу различных причин не принимает отдельных детей в коллектив, подтверждают и результаты социометрических исследований, проводимых в пятых классах нашей школы. Так индекс изолированности, то есть процент учащихся, оказавшихся без единого выбора, среди всех обследованных детей оказался высоким. Высокие значения по данному показателю свидетельствуют о недостаточно благополучных взаимоотношениях в классных коллективах между учениками.

Эта ситуация ставит актуальный вопрос о разработке программы, которая способствовала бы развитию коммуникативных способностей   младших подростков.    

Наша школа сегодня располагает возможностью вести работу по развитию коммуникативных способностей у учащихся пятых классов. Это наличие  службы социально-психологического сопровождения.

В работе по этому направлению мы руководствуемся следующими нормативными актами:

  1. Конституцией РФ.
  2. Всеобщей декларацией прав человека.
  3. Международной Конвенцией ООН о правах ребенка.
  4. Конвенцией о правах ребенка «Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации» от 15 сентября 1990 г.
  5. Семейным кодексом РФ.
  6. Уголовным кодексом РФ.
  7. Федеральной целевой программой «Дети России».
  8. Законом РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав в Российской Федерации».
  9. Федеральным законом «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г.
  10. Федеральным законом РФ  «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 21.05.1999 г.
  11. Информационно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.12.2003 № 4485 и ГС «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  12. Распоряжением КО №311-р от 25.05.2005 «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  13. Уставом школы.

Концептуальные подходы.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью.

Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса.

Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других.  Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором он самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка

Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при  их оценивании.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.

Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой, – происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Общение со сверстниками имеет огромное значение в формировании личности подростка. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стиля общения были предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, специалистов по детской и возрастной психологии. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона и др. Раскрытию особенностей общения младших подростков посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший подростковый возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. В современной психологии общепризнанным, является мнение о том, что «невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, развитие и функционирование человеческой личности, не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и, не анализируя его конкретных форм и функций, в тех или иных социальных и исторических условиях».

В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности.

В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и одноклассниками являются более содержательными, многообразными и сложными. Школьный класс – важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Отношения между детьми основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов.

Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы. Это связано с тем, что:

  • существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации;
  • складывается особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу»;
  • происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в положении «звезд» и «отвергаемых».

Подростки между собой в общении отрабатывают способы взаимодействия, проходят школу социальных отношений. Взаимодействуя друг с другом, они учатся рефлексии на себе и сверстниках. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Отношения подростка со сверстниками – это фактор риска возникновения различного рода неблагополучия. Не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые дети, и дети излишне агрессивные, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В связи с этим работа с такими детьми приобретает исключительную значимость.

Учитывая всю важность общения в жизни подростка, в настоящее время существует острая необходимость в разработке программ развития коммуникативных способностей в младшем подростковом возрасте.

Основная часть

Цель реализации программы: развитие коммуникативных способностей младших подростков.

Задачи:

1. Выявление детей, имеющих проблемы в общении и в построении взаимоотношений со сверстниками.

2. Выявление причин возникновения нарушений в коммуникативной сфере.

3. Определение  индивидуальных особенностей данной категории учащихся.

4. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, способствующих развивающей работе с детьми, родителями и педагогами.

5. Повышение уровня коммуникативных способностей младших подростков.

6.  Психолого-социальный мониторинг результативности данной программы.

Этапы реализации программы:

Диагностический этап:

Целью этого этапа является необходимость выявить детей, нуждающихся в развитии коммуникативных способностей.

Критериями возможной предрасположенности к возникновению трудностей в общении у младших подростков являются:

  • высокий уровень личностной тревожности;
  • неадекватная (заниженная) самооценка;
  • высокий уровень агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.);
  • низкий социометрический статус в учебном коллективе.

          Исходя из перечисленных выше критериев, вытекают следующие методы их определения:

  • методика «Определения уровня тревожности» Спилберга и Ханина;
  • модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн);
  • модифицированный вариант теста Баса-Дарки;
  • социометрическое исследование (Дж. Морено).

          В данной работе участвуют специалисты социально-психологической службы школы: социальный педагог и психолог.

Аналитический этап.

На этом этапе необходимо:

- провести анализ данных, полученных во время проведения диагностики;

- обсуждение результатов анализа на педагогическом консилиуме;

- составление плана работы, затрагивающие разных субъектов проблемы.

Деятельностный этап.

          Программа предполагает работу по трем направлениям:

1. С младшими подростками. 2. С родителями. 3. С педагогами.

1.1. Программа «Уроки общения» (Проведение занятий, с элементами тренинга  для подростков).

п/п

Тема

Цель

Знакомство.

Создание положительного эмоционального настроя, активизация совместной деятельности, развитие умения работать в группе.

Мы вместе.

Повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Зачем нужно знать себя?

Развитие самопознания и рефлексии.

Мой мир.

Поиск внутренних ресурсов, преодоление неуверенности, развитие произвольного контроля.

Работа с «Я-образом».

Раскрытие понятия «Самоценность человеческого «Я», закрепление навыков групповой работы.

Я глазами других.

Формирование способности к самоанализу, развитие желания самосовершенствоваться, способности принимать друг друга.

Самооценка.

Развитие самоанализа и самооценки,  закрепление навыков групповой работы.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Знакомство с эмоциями. Определение эмоционального состояния других людей. Умение владеть своими эмоциями.

Чувства.

Развитие умения чувствовать себя и окружающую действительность, понимать и выражать свое эмоциональное состояние.

Мои чувства и настроение других людей.

Формирование умения чувствовать состояние других людей, способствующие возникновению ощущения принадлежности к группе, уважительного климата, чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.

Все люди разные и этим интересны друг другу.

Подведение к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения.

Мы все чем-то похожи.

Чувственное восприятие партнера по общению.

Чувство собственного достоинства.

Формирование понятия «обратная связь». Обучение анализу событий, повышающих и понижающих чувство собственного достоинства.

Агрессия и гнев.

Развитие способности посмотреть на явление с разных точек зрения. Обучение анализу своей агрессии через игру, соизмерение своих сил. Развитие навыков конструктивного поведения.

Управление агрессией и гневом.

Развитие у подростков умения управлять агрессией через игру и позитивное движение.

Выражение своих чувств без агрессии и конфликта.

Обучение анализу собственного агрессивного поведения и исследование чужого агрессивного поведения.

Конфликт.

Содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.

Конструктивное разрешение конфликтов.

Развитие навыков поведения в проблемной ситуации.

Обиды.

Знакомство с понятием «обида». Ознакомление со способами борьбы с обидой.

Общение.

Развитие эффективной коммуникации, групповой сплоченности; осознание того, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми.

Общение (невербальные и вербальные формы).

Развитие навыка невербального общения, умения в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих.

Барьеры в общении, искажение информации.

Формирование представлений о вербальных барьерах общения.

Что такое дружба?

Актуализация понятий о друге и дружбе. Развитие доброжелательного отношения друг к другу, чувства эмпатии.

Ищу друга.

Преодоление барьеров в общении.
Совершенствование навыков общения.

Сотрудничество в группе.

Активизация совместной деятельности в малых группах, развитие умения точно согласовывать друг с другом действия.

Ладим друг с другом.

Повышение уверенности в себе, обучение настраиваться друг на друга в общении.

Оказание и принятие помощи.

Развитие умения оказывать и принимать помощь, относиться друг к другу с теплотой и пониманием.

Как правильно высказывать просьбу?

Формирование умения высказывать просьбу, принимать согласие или отказ от ее выполнения, умение отвечать отказом на просьбу.

Путь доверия.

Развитие чувства близости, чувства безопасности, умения сопереживать.

Ярмарка достоинств.

Обучение навыкам самоанализа.
Развитие уверенность в себе.

Состояние успеха.

Зафиксировать состояние успеха, учить привлекать успех. Повышение уверенности в себе.

Сделай себя счастливей.

Поиск ресурсов, снятие внутренних зажимов.

Создание позитивного настроя, сплочение группы.

Моя страна.

Поиск внутренних ресурсов.

Материк группы.

Развитие социальных и коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Сплочение группы, развитие доверия.

1.2. Классные часы, направленные на развитие навыков эффективного взаимодействия, сплочение классного  коллектива.

2. Работа с родителями.

п/п

Форма работы

Метод

1.

Анкетирование родителей.

  1. Метод незаконченных предложений.
  2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

2.

Лекция

«Такой вот подростковый возраст»

3.

Беседа

«Особенности общения в младшем подростковом возрасте»

4.

Родительское собрание

«Формирование у младших подростков адекватной положительной самооценки»

3. Работа с педагогами.

3.1. Проведение индивидуальных консультаций для педагогов и классных руководителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержки учащимся.

3.2. Выступления на методических объединениях классных руководителей по темам: «Работа с агрессивными и неуверенными подростками», «Младший подросток».

4. Диагностический этап.

Для вторичной диагностики используются те же методы, что и на первом диагностическом этапе

 Условия реализации программы

1. Желание всех участников процесса (подростков, родителей, педагогов) работать по этой программе.

2. Отдельный кабинет с мебелью.

3. Материально-техническое обеспечение:  музыкальный центр, компакт-диски с функциональной музыкой, канцелярские принадлежности.

4. Диагностические материалы: анкеты, тесты, методики.

   

Точки риска

1. Нежелание подростков и родителей идти на контакт.

2. Нежелание  всех сторон менять что-то в своей жизни.

Результативность программы

Диагностика проводилась в начале работы группы, и после ее окончания.

Анализ полученных данных методики «Определения уровня тревожности» Спилберга-Ханина показал снижение уровня ситуативной тревожности с 57% до 29%; личностной с 36% до 21%.

Результаты исследования самооценки свидетельствуют об изменении её уровня: уменьшился процент учащихся, имеющих высокую и низкую самооценку, увеличилось количество детей с адекватной самооценкой.

Также можно сказать о снижении уровня агрессии во всех формах её проявления.

 

        

Результаты социометрического исследования говорят об изменении индекса изолированности, что свидетельствует об улучшении взаимоотношений в классных коллективах между учениками, и о том, что у ранее изолированных учащихся появился свой круг общения.

Улучшив прежние показатели, дети приобрели такие качества, которые позволили отстаивать свое мнение, планировать работу, не теряться в новой обстановке, стремиться расширить круг своих знакомств, с удовольствием принимать участие в организации общения.

На основании полученных результатов были разработаны рекомендации классным руководителям по оптимизации процесса общения в классном коллективе (создание благоприятного психологического климата, поддержание и поощрение инициативы детей в организации различных видов совместной деятельности).

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Учащиеся, входящие в состав группы, продемонстрировали в конце учебного года наличие положительной динамики в развитии коммуникативных способностей.
  2. Наиболее существенными результатами данных занятий стали:
    а) понимание участниками собственных психологических особенностей;
    б) развитие эффективных умений и навыков коммуникативной деятельности.

Таким образом, работа педагога–психолога с использованием предложенной программы помогает младшим подросткам развить коммуникативные способности. Ребята становятся способными искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой личностный потенциал. По мере корректировки самооценки у многих возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это способствует лучшей адаптации детей к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом их личность и здоровье.

Список литературы:

  1. Волкова Т.Н. Программа педагогической диагностики школы// классный руководитель 2003. №6.
  2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб., 2000.
  3. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Волгоград, 2010
  4. Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель. 2000.№6.
  5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001
  6. Левина И.И. Коррекционно-развивающее обучение. М., 2003
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
  8. Мудрик А.В. Мы им нужны: Популярная психология для родителей. М., 2001.
  9. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 2001.
  10. Рогачева А. Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки // Воспитание школьников. 2004. № 10.
  11. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.
  12. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // «Школьный психолог», № 13 2002.
  13. http://festival.1september.ru/articles/414900/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей....