Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
статья по психологии ( класс) на тему

Платонова Екатерина Владимировна

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskie_osnovy_razvitiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы развития

творческих способностей у детей младшего

школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

В учебном процессе способности выступают и как условие, и как результат учебной деятельности. Будучи условием, они обеспечивают усвоение знаний, умений, навыков. Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности, значит, развивает и свои способности  в ней. Нужно отметить, что обнаруживаются способности не в знаниях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко и легко осуществляется процесс усвоения знаний, умений, навыков, которые являются важным для данной деятельности.

В зарубежной  психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология, не признавая врожденных способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов  чувств и движения, особенностей типа нервной  системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из  условий формирования способностей.  Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития.

Действительно иногда способности считаются врожденными, «данными от природы», однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются  результатом развития задатков. Задатки – врожденные анатомо – физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения коры головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются  в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь много и упорно сопутствующей деятельностью. К этому стоит добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо–физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но Ито, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. На развитие способностей оказывают влияние типы нервной  деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители – возможность только улавливать сходство или различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования динамического стереотипа – приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, творческие и т.п. способности формируются только в деятельности. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. В.П. Ушачёв замечает, что «под творческой деятельностью подразумевается целенаправленный умственный труд по осмыслению разрозненных фактов, Поиску недостающей информации  с помощью специальных приемов и  средств творческого процесса  и  последующего представления изучаемого неизвестного  события,   явления, предмета как мысленной модели». При этом  выделяют следующие   основные  типы   творческой деятельности:

  • научно – логический;
  • технико – конструктивный;
  • образно -  художественный;
  • вербально – поэтический;
  • музыкально – двигательный;
  • практико – технологический;
  • ситуативный;

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности развития ее творческого потенциала.

В применении  к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего-либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование,  рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения. По широте различают общие   и специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого – либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, педагогический такт у учителя. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение  внимания, критичность и глубина ума, хорошая  зрительная память,  творческое воображение должно быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико – синтетическая способность. Благодаря ней, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное,  характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что – то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая  различных людей в  разных ситуациях. Выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа, и,  обобщая эти черты, создает  типичный образ. Выделяя  и сравнивая различные приемы введения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей   культуры и результативности труда.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать  определенной деятельностью, осуществляя ее по образу. Достигнув второго уровня человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать нечто новое, оригинальное. Интересен подход   к данной проблеме  Д.Б. Боголюбленской, полагающей, что творческие   способности проявляются  в  умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за   пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный  компонент. Отечественные психологи (Д.Б. Боголюбленская, Э.А Голубева и др.) рассматривают творческие   способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к  миру. Согласно их представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты: биофизиологические, анатомо – физиологические задатки;   интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать    и решать новые проблемы; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и др.

Необходимо также помнить, что под  творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Технологической основой развития творческих способностей является отработка каждого этапа в творческих ситуациях. Анализ психолого-педагогической литературы, позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний,  умений, их качество (верные – не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития  психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение.

Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы.

Для развития творческих способностей  в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок – путешествие, урок – лабиринт, урок – сказка.

Включение в структуру уроков  подобных занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.

Структура творчества может быть определена структурой самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.

Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит  в том, что учеников не обучают непосредственному овладению тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такие  условия в учебной работе, которые требуют особого деятельного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится   в сложной  ситуации,  в первой момент не  вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая напряженность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его  выполнения, совмещение деятельностей.

Отсюда вытекает важный вывод: познавательный процесс будет творческим и полноценным в том случае, если кроме эмоциональной сферы ученика (настроения радости, удивления внимания к объекту) и появление познавательной потребности – интереса, учитель сможет создать и поддержать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, ...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...