Главные вкладки

    Мастер-класс: Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
    план-конспект по технологии на тему

    Говорецкая Елена Георгиевна

    Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка и рассматривается как составная часть единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_iz_brosovogo_materiala.docx35.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа-интернат № 2»

    Мастер-класс

    Тема: Возможности использования

    бросового материала в развитии

    элементов творческих способностей

    у детей младшего школьного

    возраста с ОВЗ

                                 

          Учитель технологии:

                          Говорецкая Елена Георгиевна

    Теоретическая часть

    Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка и рассматривается как составная часть единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    До недавнего времени учёными вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями, о наличии их вообще. Как научный сотрудник Центра интегрированного образования при институте повышения квалификации в рамках научно-исследовательской лаборатории ручного труда для младших школьников VIII вида провожу опытно-экспериментальное исследование по теме «Формирование элементов творческих способностей у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках ручного труда». Содержание ручного труда учеников начальных классов составляют работа с различными материалами, такими, как: работа с бумагой и картоном, природными, пластическими, текстильными материалами. Повышению учебной активности учащихся, развитию их творческого потенциала способствует работа с бросовым материалом.

    (Слайд № 1) Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается мастер-класс, который будет посвящён теме «Возможности использования бросового материала в развитии элементов творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

    (Слайд № 2) Цель мероприятия: 1. Формировать представления о пользе и возможностях занятий по изготовлению поделок из бросового материала на развитие детей с ОВЗ.

    2. Практически показать возможности использования бросового материала.

    3. Обосновать, что бросовый материал является доступным в обращении для ребёнка с ОВЗ через практическую деятельность.

    I. Введение.

    Всегда найдется дело для умелых рук.

    Если хорошенько поглядеть вокруг...

    А тот, кто дела не найдет,

    Пусть скучает целый год.

                                             М. Ивенсен

    (Слайд № 3) Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Что можно к нему отнести? Это разнообразные пластиковые бутылки, из которых уже выпит сок или кефир, крышки и пробки, которыми закрывались эти ёмкости, футляры от шоколадных яиц – «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, подложки от полуфабрикатов, коробочки от лекарств или косметики, пуговицы, бусинки, проволочки, камушки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаше всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть и них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность, на уроки труда и в свободное от занятий время.

    (Слайд №  4) Вопрос о вторичном использовании некоторых материалов на занятиях детским творчеством возникает неслучайно. Совсем не обязательно покупать дорогие наборы для труда, чтобы научить детей делать интересные поделки и развивать фантазию и творческий потенциал. Намного интереснее дать вторую жизнь какой-нибудь баночке или коробочке, найти применение для крышек, пробочек, коробочек.

    (Слайд №  5) Из флаконов от шампуней и пластиковых бутылочек от кефира, сока можно сделать удивительные цветы. Даже из карандашной стружки можно сделать чудесную поделку. Я не призываю вас не выбрасывать мусор, а предлагаю посмотреть на некоторые вещи с точки зрения экологии. Может, вместо того чтобы выбросить упаковку из-под яиц, вы сделаете папье-маше, симпатичную куклу из трубочки от туалетной бумаги. Творчество из вторичного сырья доставляет радость и развивает наших деток.

    II. Влияние на развитие детей с ОВЗ.

    (Слайд №  6) Почему выбран для работы именно бросовый материал? Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Как сказал Джон Локк: «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками». Можно, конечно, купить разные вещи в магазине, но все же изделие, сделанное руками ребенка, пусть даже с помощью взрослого, намного ценнее покупной вещи.

    Практическая работа с разнообразными материалами способствует развитию навыков ручного труда, конструирования, знакомит детей с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    (Слайд №  7) Кроме доставленного удовольствия, эта работа способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает внимательность, усидчивость и самостоятельность. У детей формируются элементы творческих способностей, расширяются их представления о формах и размерах предметов и способах их измерения.

    Задача нас, как учителей, организовать данную работу так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки. Ведь не зря бытует мнение, что «от поделки до произведения искусства один шаг».

    (Слайд № 8,9,10) Поделки, изготовленные детьми из бросового материала, могут иметь разное назначение:

    • можно использовать в качестве подарков, сувениров;       • для выставок;

    • для украшения интерьера комнаты, классного кабинета;   • для игры;

    • коррекционно-развивающих упражнений.

    III. Организация деятельности детей при работе с бросовым материалом. (Слайд № 11) Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования. Он должен быть:

    • безопасным  для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

    • тщательно промытым и высушенным;

    • доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);

    • не вызывать чувство брезгливости у детей.

    (Слайд № 12,13) Как правило, работа с детьми проводится коллективно (урок или внеклассное занятие), необходимо:

     • учитывать возрастные особенности детей:

    • правильно распределять время работы в сочетании с отдыхом, физкультминутками;

    • продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений детей;

    • процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

    • ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;

    • предварительную работу по подготовке материала, например, разрезать пластик ножом, обработать лаком, краской, проколоть отверстия шилом, заранее выполняет взрослый;

    • соблюдать правила безопасной работы с ножницами, проволокой, клеем.

    IV. Требования к подбору материалов и инструментов.

    (Слайд № 14)                            Памятка для взрослых

    1. Ножницы должны быть безопасными, с закругленными концами.

    2. Нож с твердым лезвием - для вырезания отверстий на пластиковой основе (эта операция производится только взрослым).

    3. Шило - для прокалывания отверстий в разных материалах. Данный этап работы осуществляется взрослым или под его строгим контролем.

    4. Клеи. В работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, используется клей ПВА. Он не токсичен, не оставляет следов при высыхании. Иногда для склеивания применяется  клей «Момент», им пользуется только взрослый.

    5. Пластиковые пищевые контейнеры. Это пластиковые бутылочки, из которых уже выпит сок, кефир, лимонад пли минеральная вода. Они могут быть разного объема, цвета, необычной формы.

    6. Цветной пластик. Это яркий, достаточно прочный и безопасный материал, полученный из разноцветных пластиковых ёмкостей: шампуней, моющих средств и т.д., он должен быть промыт, высушен и заранее нарезанный на кусочки. Дети могут самостоятельно работать с тонким пластиком, но использование в работе более плотных структур предполагает помощь взрослого.

    7. Контейнеры от шоколадных яиц - киндерсюрпризы. Очень хорошо знакомый детям материал, яркий, безопасный, доступный, используется как полный контейнер, так и его части (половинки).

    8. Проволока. В разных конструкциях используются проволока медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.

    9. Пробки. Пробки-стандарт диаметром 3 см от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.

    10. Колпачки. Малых размеров — от тюбиков с зубной пастой, кремов.

    11. Крышки. Крышки большого диаметра от емкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.

    13. Бусинки. Используются округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.

    13. Пластилин. Кусочки пластилина, ранее использованные в лепке, могут быть с примесями других цветов.

    14. Фломастеры. Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.

    15. Картонные коробочки разных размеров от лекарств, витаминов, косметики, зубной пасты и т.п.

    (Слайд № 15)          V. Физкультминутка: «Хлопушка»

    Пусть стоят на месте ножки.

    Только хлопают ладошки.

    Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай

    Хлоп да хлоп перед собой.

    А теперь скорей похлопай,

    Да погромче, за спиной.

    Выше, выше, выше хлопай,

    Руки выше поднимай.

    Ниже, ниже, ниже хлопай,

    Руки ниже опускай.

    А теперь качать руками

    Можно целых пять минут.

    Отдыхая вместе с нами.

    Руки тоже отдохнут.

    Выполнять «пружинку», руки на поясе.

    Хлопки перед собой.

    Хлопки за спиной.

    Хлопать в ладоши, постепенно

    поднимая руки.

    Хлопать, опуская руки.

    Покачивать руками вперёд-назад, выполняя «пружинку».

    Встряхнуть руками, сесть на место.

    Практическая часть

    (Слайд № 16) VI. Формирование познавательного интереса.

    Мы приступаем к практической части мастер-класса. Вам, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить букет цветов с применением бросового материала – карандашной стружки.

    На день рождения, на юбилей

    В подарок любимой подруге своей,

    На праздники в школе, на именины

    Мы дарим гвоздики и георгины,

    Нарциссы, тюльпаны и алые розы,

    И веточки желтой, пушистой мимозы.

    Приносит нам радость красивый букет:

    Впитали цветы теплый солнечный свет,

    И звезд, и небес, и земли красоту,

    Душевную щедрость и доброту.

    VII.  Анализ образца изделия.

    (Слайд № 17) Посмотрите на образец:

    - какие материалы нам понадобятся? (Цветной картон, цветная карандашная стружка, клей ПВА)

    - какие инструменты и принадлежности будут нужны для работы? (Точилка, кисточка, салфетка)

    - какие правила нужно соблюдать при выполнении практической работы? (Работать на своём месте, не отвлекаться, быть внимательным, аккуратным, соблюдать правила техники безопасности,  а, именно: работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе; с клеем работать аккуратно, излишки клея убирать салфеткой;  мыть руки после работы с клеем)

    (Слайд № 18, 19) VIII. Последовательность выполнения изделия:

    - подготовьте цветной картон, цветную карандашную стружку, клей ПВА, салфетку;

    - выберите, какой цвет вы используете для выполнения цветов;

    - в верхней части листа картона в центре с лицевой стороны нанесите клей ПВА в виде круга;

    - стружки выкладывайте внакладку – второй слой частично перекрывает первый, третий слой – второй;

    - выкладывайте на клей длинную стружку так, чтобы верхняя цветная часть стружки осталась приподнятой, не приклеенной, а нижнюю часть прижимаем пальцами;

    - также выполните второй и третий цветок слева и справа от первого цветка;

    - для стебельков нанесите клей узкой полоской и выложите стружку зелёного цвета;

    - положите изделие для  просушки,  оформите  рамочкой.

    (Слайд № 20)   IХ. Раздача материала.

    (Слайд № 21)  Х. Пальчиковая гимнастика.  «Цветок»

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Раскрываются пальчики, кисти рук

    поворачиваются влево-вправо.

    Потихоньку пошевелить пальчиками.

    Сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»).

    Кисти рук опустить вниз.

    Круговые движения кистями рук.

    (Слайд № 22)  ХI. Практическая работа.

    Ориентировка в задании по алгоритму действий «Последовательность выполнения изделия» и инструкционной карте выполнения последовательности выкладывания букета. Удачи вам в творчестве!

    ХII. Анализ выполненной работы.

    При изготовлении цветов для букета каждый из вас выбрал по своему усмотрению, желанию тот цвет, который ему ближе, приятней. Кому-то больше нравится жёлтый цвет, кому-то – красный, оранжевый, синий.

    – Какой материал применили для изготовления изделия? (Бросовый - карандашную стружку)

    – В какой последовательности нужно выкладывать стружку? (От верхнего наружного слоя к серединке)

    – Скажите, как можно использовать готовые поделки? (Готовые изделия можно использовать для оформления интерьера комнаты, кабинета, преподнести в качестве приятного подарка своим друзьям)

    ХIII. Подведение итогов.

    1. Выставка работ.

    – Выставляются ВСЕ работы участников мастер-класса.

    – Оценивание работ мастером и участниками.

    (Слайд № 23) На уроках ребенок должен учиться самостоятельно оценивать свою деятельность. Это позволяет сделать рефлексия. 

    Сегодня на мастер-классе:

    – Научился …                         – Было интересно …  

    – Было трудно …                    – Мои ощущения …

    Надеемся, что наше занятие поможет вам организовать увлекательную, полезную, развивающую деятельность при работе с детьми с ОВЗ. Также данный материал можно использовать для организации интересной работы детей и воспитателей, детей и родителей.

    (Слайд № 24) Спасибо вам за творчество! Мы всегда рады встрече с вами! Творческих успехов вам в дальнейшей работе!

    Литература

    1. Цамуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Серия «Умелые руки». Ярославль. Академия развития, 2000
    2. Большая энциклопедия поделок. М.: Изд–во Росмэн.
    3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
    4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн-2. Поделки из бросового материала. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
    5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн-3. Поделки из бросового материала. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
    6. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
    7. Литвиненко В.М., Аксёнов М.В. Игрушки из ничего. СПб.: Изд–во «Кристалл», 1999
    8. Грушина Л.В. Я дарю подарки. М.: ООО ТД «Издательство «Мир книги», 2008 (Мастерилка)
    9. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997
    10.  Анна Ллимос. Пластик. Чудесные поделки. Легко и быстро. Книжный клуб «Клуб семейного досуга». М.:, Айрис–Пресс, 2006
    11.  Данилова Е. Поделки из подручных материалов. Школа творчества. М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2006

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

    Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

    Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

    Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

    Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...

    «Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

    Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

    Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015

    1.         Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...