Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    методическая разработка по музыке на тему

    Федченкова Татьяна Викторовна

     

    Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста

     

     

     

    9

    1.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

     

     

    9

    1.2. Творческие способности детей младшего школьного возраста как индивидуальные особенности, определяющие успешность выполнения ими творческой деятельности

     

     

    16

     

    Глава 2.    Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста

     

     

     

     

    25

    2.1. Направления работы учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

     

     

     

    25

    2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок

     

     

     

    36

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kursovaya.doc217 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Детская школа искусств г.Починок»

                          Методическое сообщение

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                  Выполнила:

                                             Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г.Починок»

                                                                Федченкова Татьяна Викторовна

                                           Починок,201

                                        СОДЕРЖАНИЕ

       Стр.

    Введение 

    3

    Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста

    9

    1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

    9

    1.2.        Творческие способности детей младшего школьного возраста как индивидуальные особенности, определяющие успешность выполнения ими творческой деятельности

    16

    Глава 2.         Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста

    25

    2.1. Направления работы учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

    25

    2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок

    36

    Заключение 

    41

    Список литературы

    43


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. Высшей ценностью современного общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании его личных качеств, входят в круг важнейших проблем современного общества.

    Развитие творческих способностей детей, поиск новых подходов, предполагающих преодоление стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной действительностью на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Как неотъемлемая сторона духовной культуры, творчество тесно связано с самореализацией, представляет собой основу личностного развития и является существенным резервом гуманизации общества.

    Одним из условий, необходимых для формирования творчества, является, нерегламентированность развивающей среды. Педагогические технологии, основанные на развитии только логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере формированию творческой личности детей. В тоже время культурно-досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития творчества.

    Организация досуга детей в аспекте не только развлекающей, но и развивающей деятельности все чаще осознается исследователями культурно-досуговой деятельности как острая необходимость сегодняшнего дня. В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования используются разнообразные социально-педагогические и психологические методики, направленные на развитие творческих способностей детей.

    Основными задачами по организации досуга детей должны быть выявление их творческих способностей, создание условий для развития и саморазвития личности, использование адекватных средств реализации творческого потенциала детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Назрела необходимость пересмотра подходов к развитию творческих способностей детей, разработки и внедрения новых форм работы в социально-культурной сфере, использования потенциала культурно-досуговой деятельности, что в значительной степени определяет возможность творческой самореализации детей.

    Дети младшего школьного возраста обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагога учреждения дополнительного образования состоит в том, чтобы развить эти способности, подходя к каждому ребенку индивидуально. Задача состоит также в том, чтобы выявлять и развивать эти способности в доступной и интересной для детей форме. Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета одаренного ребенка.

    Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

     В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

    Руководитель учреждения дополнительного образования должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка младшего школьного возраста, – его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

    Таким образом, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования является необходимым компонентом их деятельности. В связи с вышесказанным данная проблема представляется актуальной и практически значимой.

    Степень научной разработанности. Начиная с древних времен, творческий процесс привлекал внимание философов (Сократ, Платон, Аристотель, Г.Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, Ф.Шеллинг и др.), был объектом изучения отечественных культурологов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев и др.) и зарубежных исследователей (А. Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ж.П. Сартр, А.Н. Уайтхед, М. Хайдеггер и др.).

    На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

    А.М. Матюшкин, 3.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию.

    Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.Г. Лабунская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, А.Г.Спиркин и др.), в том числе творческого развития детей (Ю.П.Азаров, Н.А.Ветлугина, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов и др.).

    Вопросы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются объектом изучения многих современных исследователей. Так выдающийся российский психолог А. С. Выготский свою книгу «Вопросы детской психологии» посвятил основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу одного возрастного периода к другому, характерным особенностям развития в отдельные периоды детства и др.

    В его же работе «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей.

    Такие ученые как Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин исследовали игру, как фактор, влияющий на развитие творчества детей. Опираясь на практические данные, они утверждали, что игра детей, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий.

    Исследователи З. Н. Новлянская и Г. Н. Кудина изучали литературные творческие способности детей и выяснили, что значительная часть этих способностей, точнее их предпосылок может появиться у детей уже в старшем дошкольном возрасте, а не в подростковом, правда, при использовании особых средств введения этих детей в область литературы.

    Исследователь М. Я. Зяблицева в своей работе «Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения» приводит интересный практический материал для педагогов-психологов, воспитателей и родителей: упражнения, игры, этюды, задания для развития памяти и воображения.

    Возможности и развитие творческих способностей в условиях социально-культурной среды, использование ее педагогического потенциала рассмотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности (А.И.Арнольдов, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.Г. Михайлик, Г.А. Праздников, Ю.А. Стрельцов, Т.Л. Якубовская и др.).

    Объектом исследования являются творческие способности детей младшего школьного возраста.

    Предметом исследования – процесс развития  творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

     Цель исследования: выявить особенности развития  творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

     Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи:

    • уточнить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
    • раскрыть  творческие способности детей младшего школьного возраста как индивидуальные особенности, определяющие успешность выполнения ими творческой деятельности;
    • проанализировать направления работы учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста;
    •  изучить развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок».

    В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие  творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования будет более эффективно если:

    - использовать педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности (свобода выбора, добровольность, самодеятельная активность, вариативность, нерегламентированность, демократический стиль отношений субъектов педагогического процесса, взаимодействие семейной и внешкольной среды),

    - принципы педагогики и психологии;

    - учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

    Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В период детства и отрочества происходит бурный процесс формирования личности. Без знания и учёта психолого-педагогических особенностей этого возраста немыслимо эффективное воздействие на сознание и поведение ребенка, на весь процесс формирования его личности, на организацию его досуга.

    Личность подрастающих — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Эта индивидуальность выражает собой неповторимый самобытный способ бытия конкретного человека.

    Эффективность процесса воспитательной деятельности во многом зависит от учета психолого-педагогических свойств личности. Рассмотрим более детально психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

    Изменение социального положения детей младшего школьного возраста (7—11 лет) накладывает свой отпечаток на весь образ жизни. Помимо домашнего труда появляется общественный труд в школе, что требует разумного регулирования времени. Это период интенсивного физического развития. Ребенок быстро растет и прибавляет в весе. Идет процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется непоседливость детей), формируются способности к целенаправленному систематическому труду, любознательность. Для детей характерны эмоциональность и непосредственность восприятия мира. Внимание детей в этот период неустойчиво. Преобладающим является непроизвольное внимание. Память и мышление носят образный характер. Специфической возрастной особенностью является подражание старшим. Дети подражают и копируют взрослых, родителей, воспитателей. По мнению П. П. Блонского, ребенок подражает инстинктивно, ради самого подражания, подражает неточно, своеобразно, творчески, оригинально, используя при этом символы и образы. В связи с этим возникает необходимость использования в культурно-воспитательной деятельности ярких художественных образов, сказок, мультфильмов, живого примера родителей и воспитателей [7, С. 51].

    В этот период идет активный процесс формирования свойств личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, развивается чувство дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. Характерными чертами являются доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам. Вместе с тем для детей этого возраста характерны и такие отрицательные качества, как раздражительность, капризы, недостаточная самостоятельность, легкая внушаемость, некритичный подход к людям, непоседливость, слабость воли и вместе с тем упрямство. Для нас кажется необъяснимым это упрямство. Между тем, как утверждает доктор Добсон, безответственность и подвижность детей естественны. А упрямство объясняется тем, что у детей существует волевой протест. Нередко дети даже проверяют родителей на прочность воли. Педагогам в этой борьбе важно не переступить черту, чтобы не оскорбить, не унизить ребенка, так как это может привести к отчуждению. Задача взрослых — терпеливо и тактично искоренять отрицательные качества ребенка, используя весь арсенал средств.

    К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований: стремление к общественно значимой деятельности; способность управлять своим поведением; умение делать простые обобщения; практическое овладение речью; умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

    В 6—7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [16, С. 152].

    Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

    Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

    Сосредоточенность, концентрация внимания у детей младшего школьного возраста может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания.

     Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только при зеленом свете светофора и обязательно надо смотреть, не идет ли машина. Однако ребенок не всегда выполняет это, так как объем его внимания мал. Даже позже, когда он переходит в следующий класс, ребенок может увлечься игрой в мяч и побежать за ним на середину улицы, не обращая внимания на движущийся транспорт.

    Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Недостатки восприятия ребенка нередко объясняются рассеянностью, но и она сама часто зависит от особенностей детского восприятия. К недостаткам восприятия относится неточность в различении сходных предметов, вследствие чего дети могут допускать ошибки при чтении, смешивая буквы или слоги. Нередко рассеянность ученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребенку необходимо отдохнуть, отвлечься.

     Таким образом, внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания.

    Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача обучения первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский [7, С. 61], ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

    Большую роль в познавательной деятельности ребёнка младшего школьного возраста играет память. Естественные возможности ребёнка первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Дети 7-8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими. Задача учителя — выяснять каждый раз, насколько понимает ученик то, что говорит, и добиваться того, чтобы ребенок научился излагать материал своими словами (кроме того, что должно быть передано точно: стихи, некоторые отрывки художественной прозы, правила). Но свободный пересказ возможен только при понимании учебного материала. Если ученик понял материал и упражняется в таком пересказе, то это очень помогает развитию его речи и мышления [16, С. 178].

    В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.

    Кроме указанных общих закономерностей, у детей наблюдаются индивидуальные различия памяти. Одни, обладая высокой готовностью памяти, могут быстро припомнить и дать нужный ответ. Другие медленно усваивают и не отличаются скоростью и легкостью воспроизведения.

    Становление личности детей младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного, внешкольного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).

    Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется педагог. Роль начальной школы, учреждений дополнительного образования и культуры в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

    Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, ребёнок совершает множество необдуманных действий.

    Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой детей младшего школьного возраста. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

    Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно, важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдержанно. Сознательно сберегать спокойствие есть проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с очевидными, прямиком ведет ребенка к склочному, вздорному, мелочному взрослому. Поэтому в начальной школе так важно учить детей признавать ошибки.

    Дети младшего школьного возраста нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование со многими упоминаниями, малопонятными для постороннего. Самим им такой рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними.

    Впечатления от стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма у детей младшего школьного возраста могут быть глубокими и стойкими. Чувства жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей дети допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того, ребёнок может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания.

    Итак, главным видом деятельности детей младшего школьного возраста является учение, состоящее в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к жизни.

    Для организации культурно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста необходимо соблюдать следующие условия: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми, личностный подход, т. е. учет интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам.

    1.2. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

    К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.

    Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности - это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [16, С. 374].

    Б. М. Теплов в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» [23, С. 9] рассматривает способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

    Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [23, С. 10].

    Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развивать в себе «все общественно-необходимые свойства». По Б.М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. Он говорит по этому поводу: «Не в том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным. Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей» [23, С. 40]; «...не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Неизмеримо важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные - не в количественном, а в качественном отношении» [23, С. 39].

    В этой же работе Б. М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности» [23, С. 42], - подчеркивает он. Это положение чрезвычайно существенно для понимания связи способностей и деятельности.

    Б. М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [23, С. 15]. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [23, С. 14].

    Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее - в плане выявления их психологической структуры [20].

    В первых своих работах С. Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, по С. Л. Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности.

    Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.

    С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

    Таким образом, в отличие от Теплова Б.М. Рубиншейн С.Л. наряду с деятельностным обращается и к личностному подходу в определении способностей, когда личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер данной деятельности.

    Для С.Л. Рубинштейна деятельность представляет собой основу развития способностей. Он считает, что способности человека - это прежде всего способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются.

    Богоявленская Д.Б. [5, С. 53] считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

    Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

    Итак, способности – прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым, стимулируя развитие новых способностей.

    Анализ проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

    Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

    Творческая деятельность развивает чувства детей младшего школьного возраста. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность, помогает её усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость, трусость, и т.д. Создавая произведения творчества, дети младшего школьного возраста отражают в них свое понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, по-новому осмысливают их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство детей младшего школьного возраста. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость детей младшего школьного возраста к миру, оценка прекрасного.

    Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента ребенка, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества.

    В.А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение подростка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его и т.д., а не служить безликим памятником умения владеть технологиями [13, С. 15].

    Доступность для детей младшего школьного возраста занятий творческой деятельностью развивает осознанную способность к генерированию собственных идей.

    В самом общем виде определение творческих способностей детей младшего школьного возраста выглядит следующим образом.

    Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [14, С. 6-36].

    1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

    3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

    4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

    5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

    6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

    7. Гибкость мышления.

    8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

    9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

    10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

    11. Лёгкость генерирования идей.

    12. Творческое воображение.

    13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

    Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

    - Чувство новизны;

    - Способность преобразовать структуру объекта;

    - Направленность на творчество;

    - Критичность;

    И в качестве показателей предложил, соответственно:

    - Умение и стремление к познанию;

    - Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

    - Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;

    - Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке [6, С. 42].

    При развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо ориентироваться на раскрытие в их деятельности следующих качеств. Именно они должны проявляться и формироваться у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности:

    1. Способность рисковать.

    2. Дивергентное мышление, т.е. разнонаправленное, учитывающее многие аспекты задачи.

    3. Гибкость в мышлении и действиях.

    4. Скорость мышления.

    5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

    6. Богатое воображение.

    7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

    8. Высокие эстетические ценности.

    9. Развитая интуиция [22, С. 139].

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста:

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество.

    Удивительно велики целительные возможности творчества, как и беспредельны социальные ресурсы человеческого организма. Организм восстанавливается физически и духовно благодаря приобщению к творчеству и проявлению личности в творчестве [2, С. 54-69].

    Таким образом, творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности. Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода.


    ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    2.1. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

    Учреждение дополнительного образования детей – это  тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

    Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

    Существуют следующие виды учреждений дополнительного образования:

    • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
    • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
    • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
    • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
    • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
    • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
    • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
    • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

    В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

    Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2010 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн. детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

    На 31 декабря 2010 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 – ДЮСШ, 464 – СДЮШОР, 556 – ДЮКФП, 7 – центров физической культуры.(59,5% от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений.

    В последние десятилетия XX века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования.

    Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в учреждения дополнительного образования.

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста активно происходит в учреждениях дополнительного образования.

    Учреждения дополнительного образования решают следующие задачи:

    • осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;
    • обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;
    • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
    • использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
    • создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса.

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для этого периода развития детей (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

    Современные технологии развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, их идейная сущность и основные направления определяются современным этапом реформирования нашего общества.

    Беседы и занимательные рассказы при общении с детьми, детские утренники, игры способствуют развитию творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования.

    К традиционным видам и жанрам творчества, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста относятся:

    1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной  песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
    2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
    3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
    4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
    5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
    6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
    7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) [21].

    Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

    Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников в учреждениях дополнительного образования, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

    Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» художественного творчества в учреждениях дополнительного образования непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности.

    Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей — наиболее активных посетителей всех объединений. Между тем его современное состояние вызывает определенную тревогу. Продолжается процесс сокращения драматических и хоровых коллективов, оркестров народных инструментов. Пока еще активно функционируют хореографические кружки, эстрадные ансамбли. Идет процесс изменения престижности крупных коллективов. Большой популярностью пользуются малые ансамбли, индивидуальное исполнительство, развивается авторская самодеятельность. Есть попытка возрождения художественных ремесел и фольклора.

    Слишком велики потери наших истоков. Болезненные процессы происходят и в новых рыночных условиях. Высокие цены на билеты в театры, концертные залы, кино резко сократили посещаемость их детьми. Это сказалось и на посещении учреждений дополнительного образования, плата за которые тоже возросла. Особенно плохо обстоят дела с техническим творчеством детей. Словом, творчество детей переживает не лучшие времена, хотя его значение исключительно велико, так как оно способствует развитию творческих способностей детей, выявлению талантов, профессиональной ориентации, эстетическому и нравственному воспитанию.

    Специфика творчества детей младшего школьного возраста состоит в том, что оно не является самоцелью, а служит средством общего развития и саморазвития детей. Конечно, это не исключает и выявление талантов с ранних лет. Однако опыт показывает, что детские увлечения нередко быстро меняются. Объясняется это психологической неустойчивостью внимания и несформированностыо интересов. Именно поэтому дети часто переходят из одного кружка в другой.

    В учреждениях дополнительного образования дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами.

    Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются кружки, секции и студии.

    Кружок или секция — объединение детей по интересам, возглавляемое руководителем-профессионалом. Как правило, кружки и секции функционируют на платной основе, поэтому ответственность за его деятельность несет руководитель. Бюро или староста кружка, секции оказывает помощь руководителю.

    Студия — специфическое учебное заведение, в котором дети получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. Студии функционируют на платной основе по определенному учебному плану и программам, которые реализуют педагоги-предметники.

    На сегодняшний день учреждения дополнительного образования предлагают широкий выбор видов творческой деятельности - кружков, секций, студий, клубов. Охарактеризуем самые популярные из них:

    1. Хореографические кружки. 

    Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. Ведь это основа для развития всех видов творчества. С самого раннего детства человек учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества.

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;

    - психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность подростку проявить свою индивидуальность;

    - дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится.

    Также занятия в хореографическом кружке помогают развить у ребёнка способность к более глубокому восприятию музыки и отражению ее в движении. Таким образом, хореографический кружок способствует развитию творческих способностей детей.

    2. Художественные кружки (изостудии). 

    Следующим видом творчества, имеющим огромное значение для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация.

    Если в хореографическом кружке развиваются общие движения, то в художественном кружке начинается перенос этих движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является более удобным для самовыражения.

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: развивают мелкую моторику;

    - психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

    - развитие творческих способностей. В процессе занятий в художественном кружке (или изостудии) подросток каждый раз будет искать свое решение поставленной задачи, будет пытаться найти свои способы выражения, без навязывания стереотипов в рисовании деревьев, машин, домов...

    Умение найти свое, оригинальное решение, не похожее на решения других раскрепощает подростков, они не боятся делать по-своему. Они развивают свое индивидуальное видение, становятся настоящими творческими людьми [24, С. 134].

    3. Музыкальные школы, кружки. 

    Особое место в развитии творческих способностей ребёнка занимает музыкальное искусство, которое реализуется в музыкальных школах, кружках.

    Детское музыкальное творчество, как и исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Что бы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

    - психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От подростка потребуются хорошее внимание и память;

    - развитие творческих способностей ребёнка.

    - дополнительные преимущества: ребёнок получит музыкальное образование.

    Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил.

    4. Вокальные студии. 

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;

    - психическое развитие: выступления на сцене помогут ребёнку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;

    - развитие творческих способностей. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

    Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

    - дополнительные преимущества: в вокальной студии ребёнку поставят голос, научат технике пения.

    Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор [24, С. 157].

    5. Театральные студии.

    Творческие способности у ребёнка проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность подростка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

    Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество ребёнка. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на ребёнка со стороны педагогов. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на ребёнка в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

    - психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;

    - дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

    6. Кружки декоративно - прикладного творчества. 

    Способствуют и направлены на:

    - физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

    - психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля.

    - Развитие творческих способностей. Большую роль в развитии творческих способностей ребёнка занимают занятия по шитью, вязанию.

    К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

    Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей.

    На сегодняшний день учреждения дополнительного образования могут предложить широкий выбор видов творческой деятельности: спортивные секции; музыкальные кружки; вокальные студии; хореографические кружки; театральные кружки; кружки декоративно-прикладного творчества [24, С. 190].

    Условиями развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются:

    • раннее начало,
    • обеспечение условиями для творчества,
    • максимум напряжения сил,
    • свобода выбора,
    • помощь,
    • добровольность,
    • многогранность,
    • самостоятельность.

    Незыблемыми правилами руководства творчеством детей являются: отсутствие запрета, навязывания своего мнения, доброжелательность [21].

    Таким образом, в учреждениях дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

    2.2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Г. ПОЧИНОК»

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок» расположено по адресу: 216450, Смоленская область, г. Починок, ул. Карла Маркса, д. 24.

    Основной формой развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок»  являются их занятия на отделениях:

    •  Народных инструментов (балалайка, домра, гитара, баян, аккордеон);
    •  Хореографическом (дети обучаются классическому, народному, современному, историко-бытовому танцам, истории хореографического искусства);
    •  Эстрадно-духовых инструментов (труба, саксофон, кларнет, ударные, тромбон);
    •  Фольклорном (дети обучаются коллективному музицированию, сольному пению, сольфеджио, игре на фортепиано, основам народной хореографии);
    •  Изобразительного искусства (дети получают навыки по скульптуре, графике, рисунку, живописи, истории изобразительного искусства).

    Важнейшим из компонентов в обучении в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок» является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Детское творчество – это создание ребенком значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития в процессе творческой деятельности, а также проявления инициативы во всем.

    Очевидно, что для развития творческих способностей детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе; познакомиться с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного, с архитектурой, дизайном, народным искусством), приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности.

    При обучении искусству, как и любой другой деятельности, необходимы два вида способностей: репродуктивные и творческие. Овладевая исполнительским приемом, осваивая элементы техники, учащийся копирует показанные преподавателем образцы. Репродуктивная деятельность, таким образом, обязательна в обучении, однако она должна сочетаться с творческой деятельностью.

    Творческие способности человека, как и все другие, формируются и развиваются в деятельности, причем именно в той, в которой они необходимы. Развитие творческих способностей требует включение учащегося в творческую деятельность. Ошибочно мнение о том, что развивать творческие способности, говорить о творчестве можно лишь после овладения основами исполнительской техники.  Известно, что есть учащиеся, обладающие высоким уровнем развития репродуктивных способностей, которые могут прекрасно полировать показанные преподавателем образцы. С такими детьми легко работать, они, как правило хорошо учатся. Однако они не станут творческими личностями, если преподаватель ограничивается только показом, не организует специально их творческую деятельность.

    Педагоги детских художественных, музыкальных, хореографических школ и студий, руководители самодеятельных коллективов в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок» с первых же занятий большое внимание уделяют выявлению и развитию творческих способностей, и не только в процессе выполнения специальных заданий на восприятие, исполнение и сочинение музыки, танца, эпизода, но и при изучении технических приемов (звукоизвлечения в музыке, движений в хореографии и др.).

    Склонность, интерес ребенка к определенному виду деятельности и развитие способности к ней взаимосвязаны. Чем сильнее привлекает деятельность, тем больше ребенок занимается ею, тем значительнее успехи, устойчивее интерес и эффективнее развитие соответствующих способностей.

    Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

    Сфера дополнительного образования детей – особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, где складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, но и где расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

    Занятия в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок» учат детей владеть выразительными средствами музыки, пения, танца и их характерными особенностями, развивают внимание и воображение, память и художественный вкус, содействуют физическому развитию, прививают навыки культурного поведения и общения. Приобщение детей к искусству танца, музыки, пения оказывает положительное влияние на развитие эстетического вкуса, рост общей культуры.

    Большое значение для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок»  играет концертная деятельность, а также участие в конкурсах. Это стимулирует и самых одаренных и просто способных детей.

    Занятия в ансамбле русского танца Детской школы искусств способствует стремлению учащихся серьезно работать над собой. Каждый выход на сцену в репертуаре ансамбля мобилизует все силы и эмоции ребенка. Эти затраты компенсируются восхищением и аплодисментами зрителей. При этом часто бывает, что ребенок, вначале не подававший никаких надежд неожиданно раскрывается как способный танцор.

    В изящных или задорных движениях танца каждый ребенок имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Занятия танцами в ансамбле воспитывает доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи. Участие в коллективных действиях объединяет и сплачивает детский коллектив.

    Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в Детской школе искусств г. Починка принимаются следующие меры:

    - на занятиях по рисованию, музыке, лепке детям даются задания творческого характера;

    - используются детские предметные и сюжетно-ролевые игры с целью развития воображения детей;

    - используются специальные игры, развивающие творческие способности детей.

    Поступающие в Детскую школу искусств г. Починка дети с большим интересом присматриваются к новой для них жизни школы, их очень привлекает кружковая работа.

    Многое в педагогических приёмах непередаваемо и держится на интуиции. Но каждый педагог сможет на основании собственного выбора определённой технологии сочетать те или иные приёмы в самых различных комбинациях. Увлечённость своей профессией, желание, чтобы ученики полюбили преподаваемый предмет, подскажут ему собственный путь и помогут достигнуть основной цели – развития творческих способностей своих воспитанников.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

    К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.

    Творческие способности детей младшего школьного возраста - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

    Творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности.

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста активно происходит в учреждениях дополнительного образования.

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для этого периода развития детей (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

    Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей — наиболее активных посетителей всех объединений.

    В учреждениях дополнительного образования дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами.

    Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются кружки, секции и студии.

    В учреждениях дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

    Важнейшим из компонентов в обучении в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Починок» является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    Сфера дополнительного образования детей – особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, где складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, но и где расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Анчуков, С.В. Художественное творчество и индивидуальность школьников / С.В. Анчуков, М.Г. Романцов. - СПб., 1999. – 163 с.
    2. Аронов, А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004. - № 2 . – С. 54-69.
    3. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. /М.Н. Баринова. - Л, 1961 – 102 с.
    4. Березина, В.Г.,  Детство творческой личности. /В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
    5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.
    6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.
    7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
    8. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин.// Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5. - С.101-109.
    9. Ермолаева – Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева – Томина. – М., 2003. – 173 с.
    10. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2001. – 362 с.
    11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп./ А.Д. Жарков. -  М.: Изд-во МГУК, ИПО Профиздат, 2002. – 473 с.
    12. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Изд-во Московского гос. университета культуры, 1995. -  487 с.
    13. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. - 156 с.
    14. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.
    15. Мелик – Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Знание, 1981. – 239 с.
    16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 282 с.
    17. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества / Н.Н. Поддъяков. - М., 1990. - 108 с.
    18. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М., 1976. – 328 с.
    19. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
    20. Рубинштейн, С.Л. Вопросы общей психологии. Изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. – М., 1953. – 683 с.
    21. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004. – 510 с.
    22. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996.
    23. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. / Б.М. Теплов.- М.,1961.
    24. Черкова, М.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. / М.А. Черкова, А.М. Чибизова. - Кемерово, 1995. – 249 с.
    25. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества. / П.М. Якобсон. – М.: Знание, 1971. – 257 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

    Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

    Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...

    «Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

    Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

    Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

    Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...

    Выпускная квалификационная работа "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"

    ВКР  "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"...