Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
статья по психологии по теме

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Магомедова Я.А. преподаватель отделения театрального искусства МОУДОД ДШИ н.п. Африканда

"Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором ... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому"

М. Чехов

Творческое воображение – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема челове ческого воображения вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст вий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что воображение человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Художественно-творческие потенциал является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Творческое воображение у детей проявляется и развивается на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования

         Решение данной проблемы побуждает изучить и проанализировать особенности развития воображения и творчества детей, выявить методы и приемы его  развития путем детской театральной деятельности.

          С точки зрения психологии наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей младшего школьного возраста  как первой ступени среднего образования. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

          Основу  развивающей  работы  по  развитию  творческого  воображения  с  детьми  составляют  творческие упражнения и сюжетные  игры. В  своей  совокупности  они  представляют  собой  блок  занятий, направленных  на  развитие   творческого  воображения.

     Работа по развитию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. При разработке системы занятий были использованы методики и разработки Давыдова В., Гиппенрейтер Ю.Б, Гатанова Н.С., Заика Е.Е., Дьяченко О.М., Чехова М. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами, или индивидуально.

           Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию актерского мастерства, речи, движения и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входит: 1.Расширение кругозора детей; обогащение сенсорного опыта детей; включение всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения. 2.Активизация и развитие речи; обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта; приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.

Структура   занятий  предполагает  использование  творческих  приемов  и  разных  методов, включающих: фантазирование; изодеятельность (работа  с  цветом, формой, абстракцией – элементы  теории  решения  изобретательских  задач); психогимнастику (развитие  невербальных  способов  общения, широты  эмоциональной  выразительности), техники  и  приемы  саморегуляции; сказкотерапию; элементы  групповой  дискуссии.

Основная цель  занятий – развитие  воображения  и  творческого  потенциала  обучающихся; осознание  собственных  творческих  возможностей; преодоление  барьеров, препятствующих  актуализации  творческих  ресурсов.

Разработанные занятия проводились с группой детей в течение двух  полугодий. Дети по очереди выходили на сценическую площадку учились кланяться, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. В ходе занятий дети придумали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).

В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, аудиозаписи.

Постоянно знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.

Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на развитие фантазии “Продолжи сказку…”.

Проводимые  в  течение  года  игры  и  упражнения  на  развитие  творческого  воображения  позволили  не  только  сформировать  эмоциональной  отношение  к  деятельности, но  и  способствовали  процессу  развития  воображения.

      Для сравнения уровня творческого воображения детей были использованы методики диагностики В. Синельникова, В. Кудрявцева и «Дорисовывание фигур»  О.М. Дьяченко.  Результаты диагностики  фиксировались и при сравнении результатов диагностики  на  начало  и  конец  года  позволяет  увидеть, что  уровень  развития  воображения  в  группе  значительно повысился.

Развитие  воображения, творческих  возможностей – тонкий  процесс, пронизывающий  все  развитие  личности  ребенка. Это  мы  могли  наблюдать  и  в  процессе  нашей  работы. Хотя  детям  давались  задания  только  на  развитие  воображения, почти  у  всех  ребят произошли  существенные  личностные  изменения. Дети  стали  более  активными, инициативными, способными  к  принятию  самостоятельного  решения, к  постановке  новых  вопросов  и  к  нахождению  собственных  оригинальных  ответов. У  них  явно  снизился  страх  перед  неудачей, перед  возможным критическим  замечанием. Появилась  большая  уверенность  в  себе, в  своих  возможностях. В  известной  степени  у  ребят  сформировалась  привычка  к  свободному  самовыражению.

Уже  сейчас  можно  сказать, что,  развивая  воображение, творческий  потенциал  ребенка, мы  затрагиваем  развитие  личностных, индивидуальных  его  особенностей, и  мы  должны  чутко улавливать  такие  особенности  каждого  ребенка, строить  все  воздействия  с  их  учетом.

Литература:

Дъяченко  О.М. Развитие  воображения  дошкольников. – М.: РАО, 1996.

Марцинковская  Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей. – М., 1997.

Пидкасистый  П.И., Хайдаров  Ж.С. Технология  игры  в  обучении  и  развитии. – М.: МПУ, 1996.

Чистякова  М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Чехов М. Работа актера. – М.: АРКТИ, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"

ВКР  "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...