Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"
материал на тему

Андросова Светлана Валентиновна

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник, даёт возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал. Задача педагога, организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения и навыки в избразительной деятельности, а главное, разовьёт воображение.

Материал включает в себя:

  • теоретическую интерпритацию опыта,
  • тематическое планирование по нетрадиционным техникам рисования,
  • краткое описание техник,
  • художественно-развивающие игры,
  • конспекты занятий, 
  • уровень ЗУН

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Администрация МО  «Лиманский район»

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества п. Лиман»

Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования

Андросовой Светланы Валентиновны

  Тема опыта:

«Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста»

                                                             

п. Лиман, 2012г.

 I. Теоретическая интерпретация опыта.

1.1. Тема опыта:

«Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста».

1.2.Теоретическая база опыта.

Теоретической основой опыта считаю исследования известного психолога Л.С. Выготского, который исследовал психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Проблемами целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей занимались педагоги под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова,   В.А. Езикеева   –   в   области    рисунка). Авторами исследовалось   детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Были изучены труды  Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Н.А. Ветлугиной «Художественное творчество и ребенок», Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов», Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Преемственность в формировании художественного творчества детей», Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество». Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. В своей работе опиралась на опыт педагогов Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Т.В. Калининой «Большой лес», «Башня, растущая в небо».

При выполнении работы использовались разные методы исследования:

   - изучение теоретического материала по теме;

   - обобщение приёмов и форм работы по выработке у обучающихся              

    практических умений и навыков;

- тестирование воспитанников. 

1.3. Актуальность и перспективность опыта.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

 Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в частности в рисовании. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность. 

1.4. Условия возникновения и становления опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно.  16 лет работы в дошкольном учреждении и 2 года в дополнительном образовании показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции  выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует  творческий подход, они не отражают  то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.  Работая в дополнительном образовании, я продолжила тему исследования, так как возраст моих воспитанников от 7 до 9 лет.

1.5. Сущность опыта.

У многих педагогов нет ясности, как развивать творческие способности ребёнка, развить в ребёнке такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Нетрадиционные способы рисования, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность. Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в изобразительной деятельности, а главное  разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.

1.6. Основные компоненты опыта.

       В своей работе я использую исследования известного психолога Л. С. Выготского, который  развёрнуто, обосновал четыре положения, очень важные для психологии и педагогики.

В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, – пишет Л.С. Выготский,  – всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,  – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении».

Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем детстве, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи, лишь определённой части людей.

Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит своё предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

В четвёртом положении подробно описывается психологический механизм  творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение изменённых элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», – пишет Л.С. Выготский.

1.7. Система работы.

Цель педагогического опыта – развитие творческого воображения у детей младшего  школьного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения нетрадиционных техник.

В ходе проведения исследовательской работы был:  

- проведен анализ специальной и научной литературы по теме;

- разработаны пути развития творческого воображения у детей;

- разработан тематический план  по нетрадиционным техникам  

  рисования;

- апробированы нетрадиционные техники на занятиях по рисованию с

  детьми младшего школьного возраста.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.  Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

Рисование - один из любимых видов детской деятельности, как  в дошкольном  возрасте, так и в школьном. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому  на занятиях рисования использую разные нетрадиционные техники рисования и материалы.

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – это искусство изображать,  не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д), которые можно использовать в рисовании.  А когда выходим не экскурсию, обращаю внимание детей на окружающие предметы.  Палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя, весь этот природный материал также используется в рисовании. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Чтобы выстроить работу с детьми по нетрадиционным техникам рисования, должна быть система проведения занятий, поэтому я разработала тематический план работы (Приложение №1). Знакомство с нетрадиционными техниками рисования проходит на занятиях в творческом объединении «Палитра». Творческое объединение посещают дети с 6 лет. 6-9 лет это самый подходящий возраст для освоения нетрадиционных техник. Хотя дети постарше тоже проявляют интерес к данному виду изобразительной деятельности. Работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками начала с организации художественно-эстетической среды, где занимаются дети. В кабинете размещены детские работы и работы педагога, есть полочка Красоты, на которой расположены предметы декоративно-прикладного творчества: расписные доски, дымковская игрушка, изделия из керамики и просто красивые предметы. При организации учебного места учитывала, чтобы детям были доступны разнообразные материалы и инструменты для работы. На доске творчества воспитанники вывешивают свои работы, выставки работ периодически  меняются. Дети должны видеть результат своего творчества.

Свою работу строю так, чтобы не только познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, но и сформировать у детей технические навыки рисования, научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники. Для этого использую разнообразные методы. Информативно – рецептивный метод включает  в себя следующие приёмы:  рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец педагога и показ. Рассматривание и наблюдения часто использую на экскурсиях (Приложение №2 «Экскурсия в осенний парк»), образец и показ непосредственно на уроке. Процесс показа более увлекателен для детей. Наблюдая, ребёнок видит удивительные превращения на листе бумаги, например как в технике «свеча + акварель». Он ещё называется  методом волшебного рисунка.  Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может брать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Вот как использую этот метод рисования на занятии: «Ребята, вы все умеете рисовать дерево? (Ответы детей.) А вы пробовали нарисовать дерево закрытыми глазами? (Ответы детей.) Рисовать дерево я буду восковой свечой, рисовать свечою по белому листу это всё равно, что с закрытыми глазами. (Показ сопровождается пояснением.)  Посмотрите, дерева практически не видно. А теперь я возьму синюю акварельную краску и перекрою лист бумаги, дерево появилось, да необычное, словно в инее стоит!». Это первый этап знакомства  с новой техникой. Затем задание усложняется, например, нарисовать морозный узор на стекле, или зимний лес. В рисовании используются и восковые мелки, от них эффект тот же, что и от свечи. Фон рисунка можно рисовать в разной цветовой гамме, от этого результат может быть совсем другим. В любом случае ребёнок пробует, экспериментирует, развивается.

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ, художественное слово. Этот метод практически всегда использую на своих занятиях. Например, как на этом: «Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке».

«Петушок с высокой спицы …

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку,

Царствуй, лёжа на боку!

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели …»

Какой смышленый петушок! Всё видит, всё примечает и предупреждает об опасности. Давайте мы сами изобразим такого сказочного петушка. Представьте, что кисть руки – это петушок.  Большой палец – голова на шее, ладонь – туловище, пальцы – хвост. А теперь опускаю ладонь в краску, и отпечатываю его на бумаге. Что получилось? (Ответы детей.) дорисовываю клюв, гребень, лапы».

      Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить воспитанникам свои чувства, прежде чем взять изобразительные материалы в руки. Поэтому при подготовке к уроку, очень тщательно подбираю отрывки из художественных произведений, стихотворения, загадки, пословицы.

 Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора,  работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. Приём повтора и работу на черновиках используются в таких техниках, как «кляксография», «монотипия», «печать листьями». Чтобы получилось красивое изображение, детям приходится несколько раз повторять одно и то же. Приведу пример использования этих техник. Техника кляксография заключается в том, что ребёнок зачёрпывает краску пластиковой ложкой и выливает на бумагу. Бумагу можно повернуть, наклонить, подуть на кляксу в трубочку из-под коктейля, чтобы получилось изображение.  В монотипии дети складывают лист бумаги вдвое, на одной половинке рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). Затем лист разворачивается – получается зеркальное изображение. Второй вариант: на одну половинку листа ребёнок наносит несколько капель краски, накрывает второй половинкой и растирает лист рукой. Угадывает в полученном изображении предмет, дорисовывает его. Техника «печать листьями» заключается в следующем: ребёнок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, прижимает, получается отпечаток. Можно наносить на листок две краски, при смешивании красок получаются разноцветные отпечатки. Печатать можно не только листьями, но и другими природными формами: веточкой, колоском, и даже еловой шишкой.

 Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком - либо моменте работы на занятии. Например, на занятии, посвящённому знакомству с обитателями коралловых рифов, предложила нарисовать рыб в уже знакомой технике «восковой мелок + акварель». По ходу даю понятие о композиции рисунка, объясняю, что не все предметы должны  быть одинаковы по величине: «Можно нарисовать одну-две большие фигуры в сочетании с мелкими. Для рисования моря возьмите три краски: синюю, зелёную, голубую, смешивая их на бумаге, вы получите кусочек моря». На таких занятиях дети не только закрепляют полученные знания и навыки, но самостоятельно создают выразительный образ с помощью цвета, композиции, техники и изобразительных материалов.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Например, на «Занятии-путешествии в заколдованную страну» предложила детям самостоятельно выполнить всю работу.  В роли Алисы пригласила детей в Страну чудес. Попав туда, дети увидели улицу  с изображением геометрических фигур. С удивлением обратилась к детям: «Что случилось с этой улицей? Ведь совсем недавно здесь был красивый город, по нему ходили жители, в нём были животные и птицы!  Наверное, злой волшебник пошёл на новую хитрость и заколдовал дома, жителей, животных этой сказочной страны. А заколдовал он их в геометрические фигуры. Я очень надеюсь на вас, ребята. Думаю, что вы не растеряетесь и расколдуете этот город. Чтобы расколдовать фигуры, вы должны подумать, на что они похожи, и какими изобразительными средствами их нужно дорисовать».

     Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

    Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от урока к уроку. Начинаем работу в этом направлении с таких несложных техник, как печать природными формами, ладонью, поролоном, пальчиковая роспись (Приложение №3 описание техник) и т.п., но далее эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. В дальнейшем, освоив несколько техник, дети совмещают их в одной творческой работе. (Приложение №4 занятие «Осенний букет»). Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

    Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально. Для этого я  использую на занятиях музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствует возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также  сопровождает процесс изобразительного творчества на занятии. Во время занятий использую слайдовые презентации, с помощью которых знакомлю детей с творчеством художников, направлениями декоративно-прикладного искусства, с разными художественными жанрами и т.д.

    Игровые приёмы помогают в работе с детьми. Ведь игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные и эстетические.

 На уроках использую такие игры как:

 • художественно-развивающие — «Облака», «Тени», «Лесной подарок» и др.;

 • графические — «Рисование по точкам», «Нарисуй симметричный предмет» и др.;

 • творческие (Приложение № 5).

Работа с детьми в нетрадиционных техниках предусматривает чередование уроков индивидуальных и коллективных. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога, какой-нибудь большой темы и возможность  более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Например, используя способ монотипии, дети рисуют бабочек, цветы. После высыхания краски, вырезают и наклеивают на общую композицию: «Бабочки и цветы».  Или другой вариант: детям даётся задание разукрасить хвост павлина. Каждый раскрашивает перо в определённой цветовой гамме, затем собирают хвост воедино, чередуя по цвету и размеру. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат создаёт стимул для дальнейшего творчества и уверенности в своих силах. В своей практике так же провожу итоговые занятия, посвящённые одной теме, на которых дети закрепляют технические навыки работы с разными изобразительными материалами в нетрадиционной технике. (Приложение № 6 занятие «Зимний пейзаж»).

1.8. Результативность работы.

      Сравнивая результаты изобразительной деятельности детей в начале года и в конце (Приложение №7),  можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что в начале года у детей преобладает низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились. Уровень знаний, умений и навыков на начало и конец года отображён в (Диаграмме№1). На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.

- У детей развилось чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.

- Воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

- Дети научились создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию.

По итогам проведённой работы видно, что обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития  творческого воображения детей являются:

1.Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4.Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Библиографический список

  1. Выготский. Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. -  Москва: «Просвещение», 1991. – 168 с.
  2. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.22-36.
  3. Казакова. Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  4. Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
  5. Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо» - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.  
  6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 4 с.
  7. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. М., 2001.
  8. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова.  – Москва:  педагогическое общество России,  2002.-240 с.



Предварительный просмотр:

Диаграмма № 1

Уровень знаний, умений и навыков в т/о «Палитра»

за 2010-2011 учебный год.



Предварительный просмотр:

Тематический план

 по нетрадиционным техникам рисования.

п/п

Тема занятия

Техника выполнения рисунка

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

Сентябрь

1.

Тесты, диагностика.

-

2

-

2

2.

Ягоды и листочки.

Оттиск печатками

2

0,5

1.5

3.

Ветка рябины (с натуры).

Оттиск печатками, пальчиковая живопись

2

0,5

1.5

4.

Дымковская игрушка.

Пальчиковая живопись, рисование ватными палочками

2

0,5

1.5

5.

Плюшевый медвежонок.

Оттиск поролоном.

2

0,5

1.5

6.

Мои любимые животные.

Оттиск поролоном.

2

0,5

1.5

7.

В осеннем лесу (1 занятие).

Рисование фона рисунка поролоном, выполнение наброска

2

0,5

1.5

8.

В осеннем лесу (2 занятие).

Пальчиковая живопись, оттиск печатками

2

0,5

1.5

Всего часов:

16

3,5

12,5

           Октябрь

1.

Рисуем дерево

Восковой мелок + акварель

2

0,5

1,5

2.

Берёзка в осеннем наряде

Восковой мелок + акварель, пальчиковая роспись

2

0,5

1,5

3.

Рыбки в аквариуме

Восковой мелок + акварель

2

0,5

1,5

4.

Я в подводном мире

Пальчиковая роспись, печать от руки

2

0,5

1,5

5.

Два весёлых гуся…

Печать от руки, оттиск поролоном

2

0,5

1,5

6.

Весёлая семейка

Рисование с помощью ладони

2

0,5

1,5

7.

«Гжельская птица»

Печать от руки

2

0,5

1,5

8.

«Петушок с высокой спицы» по сказке А.С. Пушкина

Печать от руки

2

0,5

1,5

Всего часов:

16

4

12

Ноябрь

1.

Осенний пейзаж

Печать листьями

2

0,5

1,5

2.

Осенний букет

Печать листьями, монотипия

2

0,5

1,5

3.

Бабочки, которых я видел летом (коллективная работа)

Монотипия

2

0,5

1,5

4.

Рисуем дождь

Акварель по-сырому

2

0,5

1,5

5.

Рисуем горы

Акварель по-сырому, «расчёсывание краски»

2

0,5

1,5

6.

Космический пейзаж

Акварель по-сырому, с использованием соли

2

0,5

1,5

7.

Цветочная фантазия

Акварель по-сырому, с использованием пищевых красителей

2

0,5

1,5

8.

Итоговое: «Волшебный лес»

Техника по выбору

2

0,5

1,5

Всего часов:

16

4

12

Декабрь

1.

Морозные узоры

Кляксография

2

0,5

1,5

2.

Страна цветных снов

Кляксография с ниточкой

2

0,5

1,5

3.

Зимний лес

Свеча + акварель

2

0,5

1,5

4.

Замела метель

Набрызг

2

0,5

1,5

5.

Снегири на ветках (1 занятие)

Рисование фона поролоном, ветки, птиц кистью

2

0,5

1,5

6.

Снегири на ветках (2 занятие)

Набрызг

2

0,5

1,5

7.

Новогодняя открытка (1 занятие)

Гуашь, набрызг, трафарет

2

0,5

1,5

8.

Новогодняя открытка (2 занятие)

Гуашь, набрызг, трафарет

2

0,5

1,5

Всего часов:

16

4

12

Январь

1.

Снеговик

Трафарет, набрызг

2

0,5

1,5

2.

Весёлые кляксы

Кляксография трубочкой

2

0,5

1,5

3.

Зимние деревья

Кляксография трубочкой

2

0,5

1,5

4.

Саксаулы в пустыне

Кляксография обычная

2

0,5

1,5

5.

Я и мой портрет

Монотипия

2

0,5

1,5

6.

Весёлый клоун

Монотипия

2

0,5

1,5

7.

Избушка для Бабы-Яги

Монотипия

2

0,5

1,5

8.

Урок-путешествие в заколдованную страну

Разные техники по выбору

2

-

2

Всего часов:

16

3,5

12,5

Февраль

1.

Путешествие в страну холодных красок

Знакомство с холодной гаммой цветов

2

0,5

1,5

2.

Лес Ледяного королевства

Освоение приёма тональной и цветовой растяжки

2

0,5

1,5

3.

Дерево холодной страны

Приём работы гуашью

2

0,5

1,5

4.

Упражнение «Звёзды»

Приём работы гуашью

2

0,5

1,5

5.

Путешествие в страну тёплых красок

Знакомство с тёплой гаммой цветов

2

0,5

1,5

6.

Упражнение «Кляксы»

Приём работы гуашью

2

0,5

1,5

7.

Дерево тёплой страны

Приём работы гуашью

2

0,5

1,5

8.

Итоговое: «Зимний пейзаж»

Разные техники по выбору

2

0,5

1,5

Итого:

16

4

12

         Март

1.

Какие бывают линии?

Знакомство с графикой

2

0,5

1,5

2.

Упражнение «Структура листа»

Линейный рисунок

2

0,5

1,5

3.

Составь орнамент на фартуке

Графический орнамент

2

0,5

1,5

4.

Чудесный листок

Графический орнамент

2

0,5

1,5

5.

Городской квартал

Приём штриховки

2

0,5

1,5

6.

Колючая сказка

Приём штриховки

2

0,5

1,5

7.

Полосатая рыбка

Приём штриховки зигзаг

2

0,5

1,5

8.

Композиция из цветов и листьев

Линейный рисунок, составление орнамента

2

-

2

Всего часов:

16

3.5

12.5

          Апрель

1.

Весенняя капель

Акварель по сырому

2

-

2

2.

Цветут сады

Техника по выбору

2

-

2

3.

Наши фантазии

Рисование пищевой плёнкой

2

0,5

1,5

4.

Космос

Рисование пищевой плёнкой, гуашь, акрил

2

0,5

1,5

5.

Сирень

Рисование манкой

2

0,5

1,5

6.

Коралловые рифы

Рисование манкой

2

0,5

1,5

7.

Рыбка

Витражная техника

2

0,5

1,5

8.

Ковёр-самолёт

Витражная техника

2

0,5

1,5

Всего часов:

16

3

13

           Май

1.

Интегрированный урок «Музыка леса»

Техника по выбору

2

0,5

1,5

2.

Коллективная работа «Сказочная птица»

Техника по выбору

2

-

2

3.

Ковёр доброго и злого волшебника

Техника по выбору

2

-

2

4.

Сказочные кони

Техника по выбору

2

-

2

5.

Интегрированный урок «Волшебное дерево»

Техника по выбору

2

0,5

1,5

6.

Терем-теремок

Техника по выбору

2

-

2

7.

Итоговое занятие

Техника по выбору

2

-

2

8.

Итоговая выставка работ

-

2

-

2

Всего часов:

16

3

13

                                                                      Итого:           144



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества п. Лиман»

Сценарий на тему:

«Экскурсия в осенний парк»

(для младшего школьного возраста)

                                                                       Подготовила:

                                                                       педагог дополнительного      

                                                                       образования

                                                                       Андросова Светлана  

                                                                       Валентиновна.

                                                    п. Лиман, 2010г.

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

Задачи экскурсии: ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе, формирование экологической культуры, воспитание нравственных качеств и экологического мышления.

Ход экскурсии: Вступительная беседа. Беседа начинается с входа в парк.

 Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (деревья, кустарники, травянистые растения, и самые поздние цветы, которые провожают лето).

Мы полюбуемся красками осени и красивым  нарядом деревьев. Ребята мы с вами пришли в гости к хозяевам парка, а кто знает как нужно вести себя в гостях? (Ответы детей). Давайте поздороваемся с ними, пожелаем им тепла, уюта и красоты. Улыбнитесь им и почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ. (Дети встают в круг, улыбаются солнцу, небу, деревьям, друг другу.)

         Ребята, как вам кажется, рад парк тому, что мы пришли? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (Ответы детей). Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно заметите всю красоту осеннего парка, который нас так приветливо встретил.

 Послушайте, тихо в парке или нет? (Дети слушают, а затем учитель выслушивает ответы детей). Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, голоса птиц тоже слышны. А чем пахнет в парке? Сейчас в парке хозяйничает осень и запах здесь особый. Пахнет опавшими листьями, дождевой влагой. Вдохните этот аромат, нравится он вам?  Ребята воздух в парке чистый, он содержит полезные вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Чистым воздухом полезно дышать для здоровья. Давайте, выполним дыхательные упражнения. (Дети становятся в круг, учитель сообщает о том, что полезнее дышать через нос, особенно если погода прохладная, так как воздух согревается в носиках, прежде чем попадает в легкие; выполняется дыхательная гимнастика).

Давайте полюбуемся осенними красками.

                                          Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

                                          Весёлой пестрою стеной

                                          Стоит над светлою поляной.

                                                                                       И. Бунин

        Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На берёзе и липе листья желтые, на клене – красные с некоторым оттенком. А зеленые листья, на каких деревьях и кустарниках? (Дети должны понаблюдать и ответить).

        Посмотрите, а тополя уже совсем голые, они давно сбросили свои листочки, но мы их можем увидеть под ногами. (Педагог обращает внимание детей на то, что листья тополя истлели и высохли, так как они упали с деревьев давно). А кто знает, почему листья опадают? (ответы детей).

 Листопад деревьев – это их защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.

        Вот мы идем с вами по яркому мягкому ковру. Приглядитесь, каких листьев больше всего среди опавших? (Ответы детей; дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают, рассматривают, фотографируют листья).

         Вот мы и подошли к выходу из парка, и наша экскурсия в осенний парк закончилась. Но мы уходим не с пустыми руками, парк нам подарил букетики нарядных листьев со своих деревьев. Из некоторых мы сделаем букетики и поставим в кабинете, чтобы они радовали нас, а некоторые мы засушим, и зимой будем любоваться ими и делать различные поделки, а также использовать их для рисования.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые усыпают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший соберём из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.



Предварительный просмотр:

Описание нетрадиционных техник рисования.

Рисование пальцами, ладонью. Опустить палец в краску и нанести пятно на бумагу. На каждый палец можно набрать разную краску, а затем на бумаге смешать. Ладонь также можно опустить в краску, а можно нанести краску кисточкой и сделать отпечаток на бумаге. Полученное изображение дорисовать.

Монотипия. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Количество красок в монотипии - любое. Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советую использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги...

Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.

        Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.

Кляксография с трубочкой. Зачерпнуть пластиковой ложкой краску и вылить на лист бумаги. Подуть на кляксу из трубочки, раздувать кляксу можно со всех сторон, пока не получится какое-нибудь изображение.

Набрызг. Набрать краску на зубную щётку, затем зубочисткой проводить по щетине в направлении (на себя), краска разбрызгивается по бумаге. В данной технике рисуем салют, снегопад, создаём фон рисунка.

Оттиск пробкой, пенопластом, печаткой. Пробка, пенопласт, печатка прижимается к штемпельной подушке из тонкого поролона, пропитанный гуашью. Затем на бумагу наносятся оттиски. Данная техника подходит для декоративного рисования.

Рисование по сырой бумаге. Намочить бумагу водой, можно губкой, а можно опустить в ванночку с водой. Рисуем по сырому акварелью или акварельными карандашами.

Рисование с помощью соли. Для достижения выразительности образа можно использовать каменную соль. На лист бумаги, смоченный водой, наносят акварельные краски в любой колористической гамме. Затем посыпают лист бумаги крупной солью, которая впитывает часть краски, образуя множество выбеленных пятнышек. Задача ребёнка – увидеть в образовавшихся пятнах образ, подчеркнуть его характерные особенности, придать выразительность.

Рисование манкой. Манкой посыпают готовый фон, выполненный по сырому, но манка в отличие соли, не разъедает краску, а наоборот впитывает её. Затем работа акварельными красками. Сначала манка прилипает к кисточке. Чем кисть более влажная, тем фактурнее работа. Данный эффект помогает изображать кроны деревьев, гроздья сирени, горы, коралловые рифы, облака.

Рисование бумажными салфетками. Выполнить фон в технике по сырому. Затем нанести цветные пятна в тех местах, где будут рисовать объекты. Слегка смятыми бумажными салфетками промакивают цветные пятна. Салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру: крону деревьев, шерсть животных и т.д. Дорабатывают образ кистью, слегка корректируя рисунок.

Цветные ниточки. Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне, сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист.  А нитки-то волшебные!..



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества п. Лиман»

Сценарий занятия по рисованию

(Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.)

                                                             

                                                                Подготовила:

                                                                педагог дополнительного образования

                                                                Андросова Светлана Валентиновна.

П. Лиман, 2011г.

I. Аннотация.

Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения занятия по рисованию для учащихся учреждений дополнительного образования детей. Методическая разработка призвана оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы.

Занятие по рисованию разработано на базе «Технологической сказки по ознакомлению с методом печати различными природными материалами: «Как краски искали друзей» педагога Т.А. Рогаткиной («Дошкольное воспитание» № 10/2000г.)

Данная методическая разработка может быть использована в образовательном процессе на уроках рисования в дополнительном образовании, начальной школе.

II. Пояснительная записка.

  • В настоящее время развитие творческого воображения детей актуально. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.
  • Цель методической разработки – оказать методическую помощь в проведении урока рисования с использованием нетрадиционных техник педагогам дополнительного образования и учителям начальной школы.
  • К проведению данного занятия можно привлечь музыкального руководителя или учителя музыки. Он может оказать помощь в подборке музыкальных произведений для прослушивания, а также музыкального сопровождения во время рисования.
  • Занятие проводится в кабинете. Необходимое оборудование: сундучок. Материалы к уроку: засушенные листья различных деревьев, бумага форматом А4 на каждого ребёнка, гуашь, кисти, трубочки для коктейля, пластиковые ложки, вода в баночках, салфетки, газеты. Техническое оборудование: магнитофон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.
  • Возраст детей: 7-10 лет, воспитанники творческих объединений, ученики начальной школы.
  • Ожидаемый результат: данная методическая разработка разовьёт у детей творческое воображение, научит нетрадиционным техникам, даст возможность применять их в дальнейшей творческой деятельности.
  • Новизна данной разработки состоит в том, что на одном занятии используется несколько нетрадиционных техник. Комплексное использование техник, разовьёт у детей способность создать нечто новое, оригинальное.

III. Сценарий занятия по рисованию на тему: «Осенний букет»

Возраст учащихся: 7-8 лет

Продолжительность занятия: 40 мин.

Дата проведения: 25 октября

Место проведения: МКОУ ДОД  ЦДТ

Цель: познакомить с новым видом изобразительной техники – печать природными формами (листьями).

Задачи: 

 - научить детей рисовать, используя новую технику – печать листьями;

 - развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные фор-      

   мы, чувство композиции, цветовое восприятие;

 - воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на

   красоту осени.

Оборудование: засушенные листья разных деревьев, сундучок с засушенными листьями, бумага формата А 4, гуашь, кисти, трубочки для коктейля, пластиковые ложки, вода, салфетки, газеты, палитра с наклеенными разноцветными листочками.

Материально-техническое обеспечение: магнитофон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Предварительная работа: наблюдения за осенней природой во время экскурсии. Беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, сбор листьев. Рисование в технике «кляксография трубочкой», «монотипия».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Послушайте прекрасную музыку из альбома «Времена года» П.И. Чайковского об осени.  (Педагог читает отрывок из стихотворения И. Бунина):

                                           Лес, точно терем расписной –

                                           Лиловый, золотой, багряный,

                                           Весёлой, пёстрою стеной

                                           Стоит над светлою поляной…

   Так композитор и поэт выразили через музыку и слова красоту осени.  

   Сейчас за окном осень, и сегодня мы с вами будем рисовать на осеннюю  тему.

II. Сообщение темы и цели урока.

Педагог. А рисовать  мы с вами будем осенний букет. Как вы думаете, какой должен быть осенний букет? (Ответы детей).

Педагог.  Да, но букет может быть не только из цветов, но и из листьев. Ребята, помните нашу экскурсию в парк. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей).

Педагог. Природа осенью очень красива. Наблюдая за деревьями в парке, мы убедились в том, что осень – великий художник. Ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день. Ребята, а какими красками осень расписывает листья на деревьях? (Ответы детей).

Педагог. Да, листья радуют нас необычной расцветкой: красной, жёлтой, оранжевой, золотой.  Но красота эта недолговечна.

Послушайте стихотворение «Как обидно» И. Михайловой.

                                   Осень длинной тонкой кистью

                                    Перекрашивает листья.

                                    Красный, жёлтый, золотой –

                                    Как хорош ты, лист цветной!..

                                    А ветер щёки толстые

                                    Надул, надул, надул

                                    И на деревья пёстрые

                                    Подул, подул, подул!

                                    Красный, жёлтый, золотой

                                 Облетел весь лист цветной…

Да, действительно обидно, что такая красота пропадает. (Педагог обращает внимание детей на сундучок.)

Педагог. Интересно, что в нём? (Достаёт из сундучка листья.)

          Педагог. Ребята, да это листья, которые мы с вами собирали в парке.  

          (Дети рассматривают листья, уточняют их форму, величину, расцветку.)

          Педагог. Сейчас мы будем создавать букет с помощью наших листиков, а вернуть

         окраску листьям поможет гуашь.

III. Основная часть.

  1. Педагог. Вазу для осеннего букета рисуем способом «монотипия». С этим способом вы уже знакомы. (Для выполнения монотипии необходимо лист бумаги сложить пополам. На одной стороне листа (около сгиба) нарисовать половину вазы любой формы и закрасить  краской. Затем лист свернуть, место рисунка прижать рукой, чтобы изображение лучше отпечаталось. Если рисунок плохо отпечатался, необходимо приём повторить.)

     Педагог. Обратите внимание на композицию букета: первый лист располагается                     в центре букета, остальные вокруг него. А сейчас  я познакомлю вас с новой          техникой – печать листьями.

  • Возьмите любой понравившийся листик, покройте его краской, не оставляя пустых мест и не забывайте окрашивать края. Делать это нужно на газете.
  • Взять листик за черенок и положить окрашенной стороной на лист бумаги, черенком вниз. Плотно прижмите его, старайтесь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет смазанным, нечётким. Затем осторожно снимите листок, держа за черенок с поверхности бумаги.
  • То же повторите с другим листом. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанести на него другой цвет, тогда при  смешивании красок может получится необычный оттенок.
  • Когда рисунок заполнится отпечатками листьев, можно дополнить  композицию ветками, выполненными способом «кляксография трубочкой». С этим способом вы уже знакомы. («Кляксография трубочкой» – зачерпнуть пластиковой ложкой краску, вылить на бумагу, раздуть трубочкой в разные стороны.)

  1. Педагог. Ребята, давайте перед работой вспомним правила работы с краской и кисточкой.  (Достаёт палитру с наклеенными разноцветными листочками. На обратной стороне каждого листочка – вопрос.  Предлагает кому-то из детей выбрать листочек. Зачитывает вопрос, ребёнок отвечает.)
  • Для чего нужно осушать ворс кисточки и как это делать?
  • Как нужно рационально расходовать краску?
  • Что нужно делать, чтобы не испачкать одну краску, после рисования другой?
  • Что нужно сделать с кисточкой, после работы?
  • Что делать с другими инструментами и материалами после работы? (Ответы детей).

               (Правила работы на уроке рисования см. приложение).

  1. Самостоятельная работа детей (дети рисуют).

  1. Физкультминутка (см. приложение).

   

                   

IV. Итог урока

    Педагог. Полюбуйтесь, ребята, какие разные букеты у вас получились! Найдите среди      рисунков самые яркие, необычной расцветки листья. (Дети выбирают.)

     Педагог. Объясните, почему вы выбрали именно эти рисунки. (Ответы детей.)

     Педагог. А какой способ рисования помог вам добиться таких результатов? (Ответы детей.)

     Педагог. Какие ещё способы рисования вы использовали в своей работе?  (Ответы детей.)

     Педагог. Молодцы ребята! Вы хорошо работали, поэтому и рисунки получились замечательные. В своих рисунках вы запечатлели частичку яркой,тёплой осени.

 На этом наш урок закончен, спасибо! До свидания!

IV. Методическое обеспечение методической разработки.

  1. Приложение.

                      Правила работы на занятии по рисованию.

  • На двухместные столы ставится один набор красок и одна банка с водой. Подставка с кисточкой – справа от каждого ребёнка.

  • Тряпочка для осушения кисти кладётся около подставки.

  • Тряпочка складывается вчетверо в виде подушечки.

  • Кисть осушается путём прикладывания ворса к тряпочке.

  • Не допускается вытирание кисти тряпочкой, т.к. от этого кисти портятся.

  • После каждого использования одной краски и перед набором другой – тщательно промыть кисть.

  • Окрашивать листья необходимо на газете, чтобы не пачкать столы.

  • Необходимо экономно расходовать краску и рационально использовать время.

  • После работы палитры замочить на некоторое время в воде и промыть.

  • Кисти после работы вымыть и поставить ворсом вверх в баночку.

  • Убрать инструменты и материалы на специально отведённые места.

                                   

                                    Физкультминутка.

                                         

                                          Лист кружился сиротливо

                                          И в моё окно влетел.

                                          (Дети кружатся.)

                                          Он от осени дождливой

                                          Лишь случайно уцелел.

                                          (Наклоны.)

                                          Целый ворох листьев я
                                         Впрок насобирала,

                                          (Круговые движения руками.)

                                           Но кленового листа

                                           Мне очень не хватало.

                                           (Пожимая плечами, дети делают повороты  

                                           направо-налево.)

                                           По листам бумаги белой

                                           Скачут кони золотые,

                                           (Прыжки на месте.)

                                           Петухи шагают смело,

                                           (Ходьба на месте.)

                                           Замки выросли цветные.

                                           Все из листьев и сучков,

                                           Из засушенных цветов…

                                           (Потягивание – руки вверх.)

                                           Запоздавший листик клёна

                                           (Круговые движения кистями.)

                                           Будет царскою короной.

                                           (Дети показывают корону растопыренными      

                                           пальцами.)     

Вопросы к анализу детских рисунков.

    1. Какой рисунок самый:    

                                           - нарядный;

                                           - красочный;

                                           - весёлый;

                                           - грустный.                                          

     2. Найдите самый аккуратный рисунок.

     3. Как бы вы назвали этот рисунок.

     4. Какие способы рисования помогли вам добиться таких результатов?

     5. Чем тебе нравится эта работа?

     6. Что бы ты сделал иначе?

                              2.Методы и приёмы.

В данной методической разработке использованы методы:

Наглядные – показ образца, показ способа изображения, использование ТСО. Наглядные методы направлены на формирование у детей навыков восприятия, внимания, наблюдательности.

Словесные – беседа, художественное слово, пояснение. Словесные методы способствуют развитию поэтического видения, эстетического образного восприятия.

Практические упражнения  направлены на овладение детьми новой техникой изображения, развитие композиционных умений, формированию изобразительных навыков.

Метод проверки знаний – использовался для выяснения у детей знаний о правилах поведения во время урока и правил работы с красками и кистью.

В данной методической разработке использованы приёмы:

- привлечения и сосредоточения внимания детей;

- приём обеспечения эмоционального интереса детей;

- приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки.

V.Заключение.

На занятии дети овладели новой техникой рисования. Выполняя новый рисунок, опирались на имеющиеся знания, умения и навыки. При выполнении рисунка у детей развивалось чувство композиции, ритма, цветовосприятия. Овладев способом изображения предмета, дети получили возможность выбора, что в свою очередь, обеспечило уроку творческий характер. Нетрадиционные техники рисования способствовали развитию познавательной и творческой активности детей, что в дальнейшем положительно скажется на их творчестве, раскроет способность создавать нечто новое и оригинальное.

Ценность данного опыта состоит в том, что педагог, знакомя ребёнка с нетрадиционными техниками, стимулирует его к творческой деятельности. Ведь не каждый ребёнок знает, что с помощью обычных предметов: листочка, веточки, трубочки, можно создать на бумаге настоящий шедевр. Задача педагога научить ребёнка творчески преобразовывать специфические особенности техники для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретённым опытом в своей деятельности.

VI. Список литературы.

  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс. –М.: ВАКО, 2009. – (В помощь школьному учителю).
  2. Рогаткина Т.А.  Технологическая сказка по ознакомлению с методом печати различными природными материалами: «Как краски искали друзей». – Журнал «Дошкольное воспитание» №10/2000.



Предварительный просмотр:

Художественно-развивающие игры

«Тень»

Игры, в которых ребенок пытается распознать предмет по его тени, принадлежат к числу наиболее интересных и способствующих развитию творческого потенциала. Образность и непосредственность, изначально свойственные детям, благодаря возможности пофантазировать на славу становятся мощным толчком для зарождения художественного таланта.

Немногие владеют искусством показывать тени на стене с помощью пальцев, но достаточно даже каких-то минимальных знаний, чтобы продемонстрировать голову собаки или другие простейшие фигуры. Ребенок, для которого предназначена эта игра, то есть в возрасте детского сада и начальной школы, получит настоящее удовольствие, если кто-то из взрослых покажет ему такие фигуры. Но от этой, казалось бы, простой забавы можно получить и большую пользу, так как дети, пытаясь угадать тень животного, одновременно тренируют свою память и сообразительность, а также на время уходят в страну вымысла и фантазий.

«Облака»

Самой простой из огромного числа игр, направленных на развитие художественно-образного мышления, является игра «Облака». Она способствует возникновению ассоциативности у ребенка и активной работе воображения. Рассчитана она на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но наряду с детьми играть в нее могут и взрослые. Организовать ее лучше на свежем воздухе, в облачный летний день. Заключается она в том, чтобы попытаться определить, с какими знакомыми вещами или животными имеют сходство проплывающие облака.

«Лесной подарок»

Рассчитана игра на детей дошкольного и младшего школьного возраста и принадлежит к числу настольных, но участвовать в ней может неограниченное число детей и взрослых. Для этой замечательной забавы детям понадобятся пластилин, еловые и сосновые шишки, желуди и каштаны. Задача ее состоит в том, чтобы дети попытались с помощью подручных средств изобразить пейзаж, который чем-то привлек их внимание, или же сюжет, рожденный фантазией. И если ребенок действительно заинтересуется этой игрой, предела полету его фантазии не будет. В ход могут идти различные предметы, казалось бы, не сочетающиеся друг с другом, и чем богаче творческие способности у ребенка, тем неожиданнее и вернее окажутся эти сочетания.

Кроме непосредственной тренировки художественно-образного мышления, эта игра способствует развитию памяти, так как в следующий раз ребенок сам сможет сосредоточить свое внимание на тех деталях, которые он хочет воплотить в пластилине. Одновременно он постарается домыслить то, что не успел запомнить, а также найти лучшее соотношение желудей, каштанов и прочего, что помогает развитию чувства гармонии и творческого воображения.

«Передай рисунок»

Все игроки разбиваются на две равные команды. Каждая команда усаживается в свой замкнутый круг. Принцип игры, как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Этот игрок должен догадаться, что это такое, и быстро «передать» рисунок дальше. Обе команды получают одинаковое задание - рисунок от ведущего.

Правила игры должны соблюдать все игроки, подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми, чтобы сами игроки без особого труда догадывались о том, что изображает напарник. Заранее объясните детям, какие это могут быть значки: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочки и т. п.. Соответственно этим значкам, ведущий должен подобрать простое задание. Получив сообщение - рисунок, последний в цепочке быстро вслух называет загаданное изображение. Ведущий сравнивает этот ответ с первоначальным заданием, и если рисунок правильно отгадан, команда выигрывает.

Графические игры.

«Рисование по точкам».

Перед вами галерея картинок, которые вам предстоит нарисовать самим. Это очень просто, даже если вы еще не очень хорошо умеете рисовать, ведь вам нужно просто вести карандаш от точки к точке.  

                                                

Менее 10 точек                       20 точек                                   30 точек

«Нарисуй симметричный предмет»

Детям раздаются картинки  с изображением любого симметричного предмета (ваза, неваляшка, человек и т.д.).   Половина предмета нарисована, вторую половину нужно дорисовать ребёнку самостоятельно.

Творческие игры

Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка фартук или специальную рабочую одежду. Создаём коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки - разные дома, машины, деревья, скульптуры, животных, посуду, мебель... Короче, любые красивые картинки, сортируем их по темам.

     Затем выбираем тему работ. Вот некоторые темы: "Улица", "Пейзаж", "Гости пришли", "В лесу". Делая такую аппликацию, не забудьте объяснить ребёнку, что предметы расположенные от нас далеко, должны быть поменьше и располагать их надо в верхней части листа. Можно создавать интересные работы не только из картинок. Используйте пластмассовые крышки от бутылок, спичечные коробки, кусочки пенопласта, ваты, фантики от конфет, кусочки фольги, лоскуты ткани, бусинки. Что из этого "мусора" можно сделать? Очень много! Вот только один пример:

     Крышки от бутылок - это колёса, спичечные коробки - кузов машины. Раскрашенные кусочки пенопласта могут быть чем угодно - камешками, горкой, светофором. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Всё это наклеиваем на картон - "шедевр" готов!

А ещё, наклеивая разные крышки и коробочки на картон, можно сделать "Цветы в вазе" (крышки - лепестки), "Сказочный дворец", Волшебную карету". Из цветных лоскутков – водоросли и рыбок «Подводное царство». А можно сделать композицию в стиле абстракции - просто наклеить - украсить крышку от картонной коробки всем, чем захочет ребёнок. Это может быть "Ковёр-самолёт", "Скатерть-самобранка", "Волшебная планета"...



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества п. Лиман»

Сценарий занятия-путешествия

 на тему:

 

                                                             

                                                           

                                                                        Подготовила:

                                                                        педагог дополнительного  

                                                                        образования

                                                                        Андросова Светлана

                                                                        Валентиновна.

п. Лиман, 2012г.

Сценарий урокзанятия-путешествия на тему:

 «Зимний пейзаж»

Дата проведения:  27.02.2012г.

Время проведения: 40 мин.

Место проведения: МКОУ ДОД  ЦДТ.

Участники: воспитанники т/о «Палитра».

Возраст участников: 8-10 лет.

Форма занятия: занятие-путешествие.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: методы – наглядные, словесные, практические упражнения, метод проверки знаний. Приёмы - привлечения и сосредоточения внимания детей, приём обеспечения эмоционального интереса детей; приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки.

Цель: привлечь внимание детей к красоте зимней природы в картинах русских художников.

Задачи: 

 - подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чём ему захотелось рассказать;

- закрепить технические навыки работы с разными изобразительными материалами в нетрадиционной технике;

- развивать образное, эстетическое и художественное восприятие; творческое воображение;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: сани, бумага формата А 4 (белая и тонированная), гуашь, акварель, восковые мелки, кисти, баночки с водой, салфетки, кусочки поролона, тарелочки с краской, палитры, шаблоны ёлок, трафареты.

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, экран, ноутбук, музыкальная аппаратура, слайды по теме: «Зимний пейзаж в картинах русских художников».

Музыкальное оформление: звуки вьюги, звона колокольчиков.

Предварительная работа: рисование в технике «по-сырому», восковой мелок + акварель, рисование с использованием шаблона, трафарета, оттиск смятой салфеткой, оттиск поролоном. Разучивание загадок о зиме.

Ход занятия.

I.Организационный момент. Звук вьюги. Входит педагог в костюме Зимы.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Отгадайте про меня загадку.

                                       Дел у меня немало –

                                       Я белым одеялом

                                       Всю землю укрываю,

                                       В лёд реки убираю,

                                       Белю поля, дома,

                                       А зовут меня… (Зима.)

Молодцы, ребята, сразу отгадали. А вы сами-то знаете загадки о зиме? (Ответы детей). (Дети загадывают загадки Зиме и друг другу).

Педагог. А сейчас я приглашаю вас на своих сказочных санях в путешествие, погулять по русским просторам, полюбоваться красотами русской зимы, а заодно ко мне в гости заглянуть.  (Звучит звон колокольчиков, дети садятся в сани вместе с Зимой).

II. Сообщение темы и цели занятия.

Педагог. Вот и прокатились мы. А теперь я приглашаю вас в свою зимнюю картинную галерею. Рассаживайтесь удобнее. Ребята, сейчас я познакомлю вас с картинами русских художников. Эти картины художников о зиме, но все они совершенно разные, разные не только в технике исполнения. Каждый художник нашёл в зимней природе что-то новое и неповторимое. Он нашёл то, что удивило его, порадовало и ему захотелось рассказать об этом. А как вы знаете, художники рассказывают красками. После просмотра вы тоже с помощью красок и изобразительных материалов нарисуете зимний пейзаж.

III. Основная часть. 

(Показ слайдов).

1 слайд. Картинная галерея.

2 слайд. «Мороз и солнце. День чудесный!..» Именно о таком дне А. С. Пушкин сказал, изображённом на картине К. Ф. Юона. И то верно – что может быть чудесней русской зимы, когда и небо чисто и воздух прозрачен. Поляна сверкает, словно её блёстками осыпал и разукрасил добрый волшебник. Длинные прозрачные сине-голубые тени ложатся вокруг от деревьев. От елей и берёз. А снег совсем не белый, он розовый, голубой, местами синий, и даже золотистый.

3 слайд. «Стоят деревья в инее –

               То белые, то синие». (А. Каминчук).

 Красив лес, будто одетый в нарядное платье – белое, прозрачное, из кружев, в которые превратились  длинные ветки берёз. Только кружева эти с тонким хрустальным звоном. Ветки заиндевели. Окажешься в таком лесу, как в сказку попадёшь. Таким изобразил зимний лес художник И.Э. Грабарь.

4 слайд. Вот ещё одна картина этого же художника. Называется она «Восход солнца». Рано утром проснулся художник, вышел на улицу и увидел незабываемую картину. В лучах восходящего солнца стояли берёзки, припорошенные инеем. Иней вроде и белый, но если присмотреться, то вы увидите, что иней разных цветов: голубого, синего, розового, фиолетового цвета. Смотришь на картину, и создаётся впечатление, что берёзки словно парят в воздухе.

5 слайд. «Заколдован невидимкой,

                 Дремлет лес под сказку сна,

                 Словно белою косынкой

                 Подвязалася сосна».

Снег, снег – царство снега.  Всё в лесу в сказочно-белых сугробах. Снег, видно выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Холодно, морозно, и кажется, что всё в этом лесу заснуло, застыло, замёрзло. Волшебница-зима торжествует, властвует на картине И.И. Шишкина «Зима».

6 слайд. «Простор сияет чистый,

                 Белым – бела земля.

                 Под шубою пушистой –

                Леса, луга, поля». (Н. Лисич).

 «Русская зима», так называется картина К. Ф. Юона. Среди красоты зимней природы особенно веселы зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговиков, катание на коньках, лыжах. Такая зима и нас порадовала в этом году: белая, пушистая, морозная.

7 слайд. Эта картина очень знаменита. Кто знает, как она называется? (Ответы детей). Конечно это картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». На картине настоящее чудо-дерево. На фоне лазоревого, ясного и чистого неба солнце высветило жемчужную белизну берёзок и кружево ветвей. Рыхлый снег в его лучах стал розовым, с глубокими, синими тенями от деревьев. Кажется, что сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это звонкая, радостная  громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

       Зима несёт нам много радостных и интересных впечатлений. Нужно только внимательно смотреть вокруг – картины художников, рассказывающие о зиме, учат нас видеть красоту зимней природы.

Педагог. Ребята вам понравилась моя картинная галерея? (Ответы детей). А сейчас мы с вами немного разомнёмся и поиграем.

Физкультминутка

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок. – Круговые движения руками: скатываем снежок.

Он превратился в толстый ком – показать руками.

И станет ком Снеговиком. – Нарисовать пальцем в воздухе снеговика.

Его улыбка так светла – показать улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла, – показать пальцами глаза, шляпу, нос, метлу.

Но солнце припечёт слегка – прикрыть руками голову.

Увы! –  и нет снеговика! – развести руки в стороны, пожать плечами.

Педагог. Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою мастерскую. Вы посмотрели картины русских художников о зиме. А хотите ли нарисовать для моей картинной галереи зимние пейзажи? (Ответы детей). Для этого я приготовила вам разные изобразительные материалы. Сейчас вы покажете своё мастерство. Вы нарисуете в той технике, которая вам больше всего нравится. Ребята, во время рисования не забывайте о композиции. Постарайтесь на разных уровнях расположить свои изображения на листе бумаги. Скажите, зачем нужно располагать изображение на разных уровнях? (Ответы детей).

Педагог. Ребята, давайте перед работой вспомним правила работы с краской и кисточкой.  

  • Для чего нужно осушать ворс кисточки и как это делать?
  • Как нужно рационально расходовать краску?
  • Что нужно делать, чтобы не испачкать одну краску, после рисования другой?
  • Что нужно сделать с кисточкой, после работы?
  • Что делать с другими инструментами и материалами после работы? (Ответы детей).

Самостоятельная работа детей (дети рисуют).

   

IV. Итог урока

 Педагог. Полюбуйтесь, ребята, какие пейзажи у вас получились! Расскажите, какой лес вы изобразили? (Ответы детей).

 Педагог. Какую технику рисования использовали? (Ответы детей).

 Педагог. А какие способы рисования помогли  вам добиться выразительности рисунка? (Ответы детей.)

 Педагог. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рисунки, они просто замечательные. Вы смогли с помощью разных изобразительных материалов, передать впечатления о зиме, передать красоту зимы в своих рисунках. Когда краска на рисунках подсохнет, я ваши работы размещу в своей картинной галерее. Спасибо, ребята, вы очень порадовали меня. А теперь садитесь в сани, нам пора возвращаться. (Дети садятся в сани, звучит звон колокольчиков.).

 Педагог. На этом наше зимнее путешествие закончено, спасибо! До свидания!



Предварительный просмотр:

                                                                                             Таблица № 1

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (начало года).

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача

движения

Цвет

Общее кол-во баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Бокова Д.

Бутымова А.

Гайдуков Д.

Гаврилова А.

Игизбаева К.

Касимова Д.

Линченко Ю.

Родионова Ю.

Уразгалиев Р.

Ерёмина М.

Цыбулина К.

Янченко А.

2

2

2

1

2

1

2

3

2

2

3

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

3

2

2

3

2

8

8

7

6

8

6

7

12

8

8

12

8

Итого баллов по критериям

24

14

14

12

12

22

98

       Развитие умений и навыков детей в начале года находится  на низком уровне - 51% и у 37% детей – средний уровень. То есть уровень умений и навыков рисования у детей находится между средним и низким уровнем. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут правильно соединить пропорции и составить композицию. Передача движения в рисунке находится на низком уровне. Использование цветовой гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отсутствует.

                                                                                             Таблица № 2

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (конец года).

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача

движения

Цвет

Общее кол-во баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Бокова Д.

Бутымова А.

Гайдуков Д.

Гаврилова А.

Игизбаева К.

Касимова Д.

Линченко Ю.

Родионова Ю.

Уразгалиев Р.

Ерёмина М.

Цыбулина К.

Янченко А.

3

3

2

2

3

2

3

3

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

13

12

10

10

12

10

11

14

11

14

15

12

Итого баллов по критериям

32

26

18

17

20

31

144

Исходя, из результатов данной диагностики я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. По результатам наблюдений высокий уровень составляет 36% детей,  средний –53%, низкий – 11%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»

В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности  с целью психофизической разгрузки....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...