Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии
опыты и эксперименты на тему

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Еременко Ольга Владимировна

652240, Россия, Кемеровская область, пгт Тяжинский, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей», ул. Ленина, 11, тел(8-384-49)28-0-77

Педагог дополнительного образования, руководитель танцевального коллектива «Созвездие»

17 лет

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Развитие   творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности.  Приобщение детей к хореографическому искусству  показало себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков.

Уровень и направленность обучения в хореографическом коллективе зависят в первую очередь от квалификации педагога, который непосредственно руководит учебной деятельностью. Педагог конкретизирует цели каждого занятия, определяет форму организации, планирует учебный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирает танцевальную музыку, определяет методы и приемы разучивания репертуара.

 Процесс по формированию творческой активности детей хореографического коллектива будет эффективным:

-при учете специфики хореографической деятельности.

-при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.

-использование разнообразных форм и методов в учебной работе творческого коллектива;

-при создании комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития в хореографическом коллективе.

В своей практической деятельности педагог столкнулась с рядом противоречий:
- между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
- между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в системном развитии творческого потенциала детей на учебных занятиях танцевального коллектива через применение различных форм, методов и приёмов работы.

 Среди вариантов развития творческих способностей воспитанников можно выделить – реализация образовательной программы  «Каприз», и ее разделов «Танцевальное творчество» и «Игры на занятиях», разработка и проведение учебных занятий.

Педагог в качестве примера использования творческих заданий на учебных занятиях танцевального коллектива приводит разработки открытых занятий для младших школьников.

 Для того, чтобы происходил процесс развития творческого потенциала детей, необходимо умелое педагогическое руководство.

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Способ: использование творческих заданий в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современного образования: создания условий для его творческого развития. Каждый педагог должен уметь подготовить и провести занятие с использованием творческих заданий, т.к. ему предоставляется возможность эффективно организовать не только учебную деятельность, но и развить творческий потенциал детей.

Новизна:  Инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа развития творческого потенциала детей на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников. Данный способ включает:

-                          визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными  движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

-                          теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

-                          практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

                          рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа  и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы;  также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций). 

Трудоемкость:  Для обучения в условиях творческого объединения:

1. Согласование учебной  программы, тематического плана.

2. Мониторинг формирования ЗУНов.

3. Подбор заданий и игр,  в соответствии с особенностями учебных групп, задачами учебного процесса.

 Для  педагога – это:

- разработка образовательной программы,  в которой  используется творческие задания, задания на импровизацию, музыкальные игры;

- знание психологических и личностных особенностей  своих воспитанников.

Риски: уход из коллектива творческих детей по независящим от педагога причинам (переезд, здоровье, неуспеваемость в школе)

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования творческого потенциала детей посредством занятий хореографией.   Ребенок перестает быть только объектом процесса обучения, он принимает на себя и роль субъекта этого процесса. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребенком и его непосредственном активном участии, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками.

6.Результат изменений

Использование творческих заданий, импровизации предоставляет неограниченные возможности для творчества педагогов  и воспитанников; способствует повышению качества знаний обучающихся, увеличению их мотивации к обучению, развитию самостоятельности, повышению их творческой активности.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1. Еременко О. В. «В мире хореографии», сборник практических материалов Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,

2.  Еременко О. В. Образовательная программа дополнительного образования «Созвездие»,  сборники практических материалов и методических разработок «Музыка и движение»,  «Танцевальное творчество», «Классические экзерсисы на занятиях хореографией», «Ритмические упражнения для красивого движения», «История хореографии», «Стретчинг на занятиях хореографией», «Комплекс ритмики»,  межрайонный конкурс педагогического мастерства «Ярмарка методических идей» - «Возьми в дорогу увлечённость», защита методического комплекса:

 3. Еременко О. В. «Формы и методы работы с детьми по развитию творческого потенциала средствами хореографии», материалы мастер – класса.

4. Еременко О. В. «Использование игровых технологий на занятиях хореографией», материалы методического объединения педагогов дополнительного образования «Использование игровых технологий на учебных занятиях»

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

  Муниципальный уровень распространения опыта: выступление на заседаниях РМО для педагогов, мастер-классы, публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

        

 Ко мне приводят детей за ручку,

                                                                                    Еще не все научились читать,-

                                                                                      Сына, дочку, а кто-то и внучку,

                                                                                  Кто о танце решился мечтать!

Условия возникновения опыта

       На новом этапе развития культуры и образования, особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в творческих личностях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки методов воспитания подрастающего поколения в творческо-художественном воспитании. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражении и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

     Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. В искусстве хореографии заложены многие формы художественного воспитания детей младшего школьного возраста. Именно на танцевальных занятиях успешнее всего реализуется развитие зрительных, слуховых и двигательных форм эмоционального восприятия мира, снимается умственное утомление.

      Данный возраст  является благоприятным периодом развития творческих способностей, т.к. мышление младших школьников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

       С 1999 года осуществляю педагогическую деятельность в МБОУДОД «Центр дополнительного образования для детей», являюсь руководителем танцевального коллектива «Созвездие». В настоящее время в коллективе занимается 70 детей. Обучения  детей хореографии  проходит по следующим ступеням:

  • Первая ступень (младший школьный возраст) – 4 года обучения.
  • Вторая ступень (средний школьный возраст) -    3 года обучения.
  • Третья ступень (старший школьный возраст) -   3  года обучения

Всего в коллективе  5 танцевальных групп, две из них сформированы из детей начальных классов.

    Представленная тема для обобщения опыта была выбрана в связи с тем, что многие выпускники, занимавшиеся с детства много лет в коллективе, могут реализовать себя, свой потенциал в хореографии, и в этом, считаю, есть и моя заслуга.  Выбор темы продиктован необходимостью поиска все новых методов и форм для развития творческих способностей младших  школьников средствами хореографии.  

     Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к творческому процессу.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Сущность опыта или предлагаемой инновационной составляющей опыта

           Для того чтобы реализовать социальный заказ общества на активных людей нужно начинать развивать  творческий способности с детства, потому что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом для развития специальных способностей к восприятию танца и музыки. К сожалению, эти способности с течением времени необратимо утрачиваются. Поэтому я считаю необходимо, как можно эффективнее использовать их в  младшем школьном возрасте.     Как показала практика работы с младшими школьниками, учет возрастных психологических особенностей, позволяет выделить основную направленность в работе: внимание развитию музыкальности, танцевальной координации движений, умению ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков.

          Развитие творческой активности  младших школьников происходит более успешно, если деятельность педагога основывается:

- на уважении и сопереживании воспитанников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой  активности  младших школьников;

- на умении тонко и деликатно обращаться с воспитанниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

- на умении поощрять развитие способности быть самостоятельным, ответственным.

       Развитие творческих способностей осуществляется на учебных занятиях по хореографии через различные творческие упражнения. Глубоко убеждена, что только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, можно развивать способности. Каждое занятие – это поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В. Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников – значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель». Поэтому    в основу  построения занятий заложены следующие принципы хореографии, отражающие творческую направленность:

1. Продуктивное развитие способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций.

2. Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

3. Развитие навыков художественного общения как основы целостного восприятия искусства.

4. Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения эмоционально-творческого переживания.

5. Воспитание навыков импровизации как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

     Специфика развивающего потенциала хореографии отражена в творчестве известных деятелей А. Я. Вагановой, Н. П. Базарова, Р. В. Захаровой, К. Зацепиной и других. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.      

     Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

    Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творческости - это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.

    Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

        Развитие творческих способностей включает:

  • творческое исследование своего тела и его возможностей, поиск своей индивидуальной пластики;
  •  поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве;
  •  исследование различных способов взаимодействия в группе, в различных условиях;
  • формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его реализации на основе музыкальных произведений;
  •  развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в движении.

        Известный отечественный психолог Л. С. Выготский, говоря об особенностях детского воображения, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее — образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Такой вид творчества называется образно-пластическим.       Образно-пластическое творчество — это и придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно-пластического образа, и его выразительное исполнение. В силу импровизационного характера детского творчества эти два процесса неотделимы друг от друга, хотя по сути своей они различны.

    «Сочинительское» творчество — это придумывание ребенком собственных способов построения того или иного двигательно-пластического образа, т. е. своеобразного соединения, сочетания движений, подобранных в соответствии с заданным содержанием. Чем оригинальнее выбранные движения и их сочетания, тем больше оснований называть такую деятельность творческой. Об оригинальности можно судить, сравнивая построенный ребенком двигательно-пластический образ с его прошлыми пробами, в которых подобных «решений» не встречалось (или с «решениями» других детей в том же задании). Иногда продуктом «сочинительского» творчества могут стать не только отдельные образы, но и небольшие законченные композиции — маленькие истории, рассказанные языком движений.

    Исполнительским творчеством (или творческим исполнением двигательно-пластического образа) является перевоплощение, «вживание» в заданный образ. Безошибочный признак исполнительского творчества — яркая индивидуальная манера такого перевоплощения. Кроме этого, можно заметить, что ребенок перестраивает, изменяет привычную пластику движения, стараясь двигаться так, как это присуще воплощаемому персонажу, и включает в образное движение все тело, что также является признаками творчества в исполнении.

     Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия:

  • разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;
  •  четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;
  • ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы.

Методы и формы  творческого развития

     Есть великая формула  К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку         встать на этот путь.
      Развитие творчества  предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления,         основанную         на         новых         принципах.
   Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога.
     Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.            Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям.
1. Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам.
2. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.
    Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к
сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческого потенциала         детей.
        В процессе организации обучения развитию творческого потенциала
большое значение придается общедидактическим принципам:
-         научности;
-         систематичности;
-         последовательности;
-         доступности;
-         наглядности;
-         активности;
-         прочности;
-         индивидуального         подхода.
   Наряду         с         принципами          для активизации творчества ребенка использую следующие  методы работы.

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. Ребенку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца.

2. Метод устного изложения учебного материала. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, я помогаю  детям понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование  этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала обучающимися.

5. Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

6. Метод игры.   Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими         способностями.
1.         Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными         способами         передачи         информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать         интерес         в         течение         многих         лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих         способностей.
   Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать         условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
    В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Поэтому в педагогическом процессе игровую деятельность я использую как метод обучения и развития творческих способностей воспитанников. Для меня ценность этой  деятельности  в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой.

7. Метод анализа и самоанализа позволяет оценивать, анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и деятельность своих товарищей.

8. Постановка танцевальных номеров с использованием элементов детского творчества.

9. Проведение открытых занятий для родителей воспитанников.

10. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. 

     Форма (Творческая деятельность). Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Существуют различные виды творческой деятельности, важное место занимает музыка.   Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по         хореографии. Педагогическая наука считает,  что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения  - активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии детям я предлагаю посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.
      Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает  движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным         в         ней         настроением.
    Творческие способности детей я развиваю на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения  навыками двигаться под музыку.
      В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство – выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество – индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых         средств         воплощения.
     Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение, исполнении танцев, сочинении танцевальных-импровизаций (это я провожу в целях развития творческой инициативы детей); инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.
    Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
     Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.  

    Развитие творческих способностей также осуществляется через реализацию образовательной программы дополнительного образования детей «Каприз».

В данную программу включены следующие разделы, которые представлены на схеме 1.

Схема 1.

             

                                                                         

                                                           

                                                                                                   

«Творческие задания».     На занятиях по хореографии  детям  предлагаются разнообразные творческие задания, которые решают задачи развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущение, восприятие, память, воля, эмоции) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Эта деятельность способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции. Выполняя доступные задания, воспитанники соотносят свои действия с действиями партнеров, ищут новые средства самовыражения.  

     Сценическое воплощение образов животных побуждает наблюдать за ними, проникать в их внутренний мир, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим». Работа с воображаемым предметом обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.  Дети легко принимают правила игры и работают сначала индивидуально, а потом с партнером, где уже требуется соотносить свои действия с движениями партнера, устанавливая необходимый контакт.

      Воспитанники с энтузиазмом выполняют следующие творческие задания: «Скульптор»,  «Цирковые артисты»,  «Неодушевленные предметы», «Превращения», «Животные в цирке». В задании «Дрессировщики» детям предлагаю в качестве дрессировщиков «Укрощение… диких портфелей, строптивых ботинок, свирепых носовых платков, необъезженных стульев, непослушных барабанов». В задании «Картина» участвует вся группа, воспитанники перевоплощаются в одушевленные и неодушевленные персонажи с картины: «На речке летом», «В огороде», «На спортивной площадке», «В лесу», «В городском парке».

«Танцевальная импровизация». На протяжении всего курса обучения воспитанникам предлагаю задания на танцевальную импровизацию. Выполняя их, воспитанники индивидуально и группами пытаются фантазировать на заданную тему, на заданную музыку. В эти задания включены сюжеты, связанные с окружающим миром, с природой, сказочными героями книг, мультфильмов. Уроки танцевальной импровизации развивают у детей творческую инициативу, умение передавать музыку и содержание образа движениями, а также помогают снять внутренние зажимы, дают выход спонтанному чувству танцевального движения.

      Музыка на занятиях необходима для создания определенной атмосферы, настроения. Она помогает детям в образном перевоплощении, в поиске выразительных движений. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает танцевальные этюды, перевоплощается в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

    Воспитанникам очень нравится, когда ими придуманное упражнение включается в комплекс повседневных упражнений и называется их именем. Родители, присутствуя на открытых занятиях, подготовленных специально для них, гордятся  самостоятельно подготовленными выступлениями своих детей. Сочиненный воспитанниками номер «Минута славы» из раздела программы «Трюки» был встречен овациями и на показательном занятии для родителей и на мероприятии Центра «Снова мы в кругу друзей». Выполнение творческих заданий и заданий на импровизацию объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают ощущения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним.

      Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу следует только направлять их фантазию, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное отношение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической скованности. Иногда дети предлагают темы для творчества. Например, после просмотра передачи «Большие танцы» мы воплотили на занятии понравившийся «Танцевальный батл».  Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их всестороннему эстетическому развитию.

 «Музыкальные игры». Хотелось бы остановиться на еще одном разделе танцевальной программы «Музыкальные игры». Детские игры – явление многообразное. Музыкальные игры, занимают особое место в хореографическом развитии ребенка. Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. А удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости. Поэтому каждое танцевальное занятие в младшем школьном возрасте заканчивается интересной игрой.

     Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх «Зоопарк» и «Угадай животное» воспитанники учатся имитировать повадки зверей и птиц; в играх «Магазин игрушек» и «Море волнуется» учатся фиксировать свое тело в красивой танцевальной позе; в играх «Разминка для лица» и «Театр» учатся развивать мимические мышцы лица и обогащать актерское мастерство.

Результат деятельности

          Состоявшаяся творческая личность - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности. Исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку.

Результат учебно-воспитательного процесса

1. Рост качества обучения (Таблица 1.  Динамика усвоения образовательной

программы «Каприз»).

Таблица 1.

2. Стабильность и сохранность детей в коллективе (Таблица 2).

Таблица 2.

 80% - процент детей, обучающихся в коллективе с дошкольного возраста

20% - процент детей, обучающихся в коллективе со школьного возраста

 3.    Динамика развития творческих способностей детей (Таблица 3).

Таблица 3.

4.  Воспитанники  коллектива «Созвездие» - участники многочисленных районных и поселковых мероприятий, спортивных праздников, концертов: фестиваль детского творчества «Адрес детства – Россия», фестиваль хореографических коллективов «Каблучок», районный праздник «День детства»,  фестиваль молодежного творчества «Эхо войны», ежегодная акция «Дети Кузбасса – солдатам России», выездные концерты по району. Воспитанники стали победителями в областном конкурсе «Юные звезды Кузбасса» в номинациях  «Эстрадный танец» и «Народно – стилизованный танец», в областном фестивале «Модный формат» (г. Новокузнецк). Воспитанники танцевального коллектива «Созвездие» принимали активное участие во Всекузбасском Дне Села.          

5.  Воспитанники проявляют активность и творчество, участвуя  и занимая призовые места в районных творческих конкурсах «Живи в гармонии с природой», «Моя малая родина», «Слова признания учителю», «Любимые черты», «Тяжинские просторы», «Я живу в Кузбассе», «Вот оно какое наше лето», «Подними глаза в распахнутое небо», «Глава семьи. Кто это?», «Лучшая мама на свете», «Неразлучные друзья, милый папа мой и я», «Семейные традиции», «Символика Нового года и Рождества», «Безопасный переход».  

      Самые творческие и активные воспитанники участвовали в районном конкурсе КВН, в составе команды «Поколение NEXT» и заняли 1 место.      Суслова Маргарита и Волчецкая Ирина разрабатывали творческий проект «Вокально – танцевальная композиция» для воспитанников старшей группы. В 2008 году коллектив пригласили в лагерь «Сибирская сказка» и был удостоен звания «Самый звездный коллектив».

Хочется сказать о выпускниках танцевального коллектива:

- Шумилова Ирина. Танцует  в студенческом танцевальном коллективе в г. Новосибирск;

- Волчецкая Ирина преподает школьникам ритмику в с. Полысаево

- Хохлова Алина, руководила танцевальным коллективом в с.Чулым;

- Свентитская Ульяна руководит  студенческим танцевальным коллективом в техникуме г. Юрга;

- Грачев Константин танцует в студенческом танцевальном коллективе г. Юрга;

- Ласточка Данила преподавал азы хореографии детям танцевальной студии в г. Москва.

Результат педагогической деятельности   

В настоящее время очень сложно соответствовать потребностям и желаниям наших детей. В профессиональном плане педагог должен развиваться постоянно.

  • 3 место в Международном Заочном Конкурсе балетмейстеров-постановщиков «Созвездие Терпсихоры» в номинации «Эстрадный танец»;
  • Победитель во Всероссийском фестивале достижений «Мое портфолио»;
  • Дипломом фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
  • Победитель Областного конкурса «Социальная звезда» в номинации «Горячее сердце»;
  • 1 место в межрайонный конкурсе педагогического мастерства «Ярмарка методических идей «Возьми в дорогу увлечённость»;
  • 2 место в районном конкурсе фотографий «Я живу в Кузбассе» в номинации «Исторические памятники Кузбасса».

         Разработан учебно – методический комплекс: «Музыка и движение»,  «Танцевальное творчество», «Классические экзерсисы на занятиях хореографией», «Ритмические упражнения для красивого движения», «История хореографии», «Стретчинг на занятиях хореографией», «Комплекс ритмики»  

Необходимые условия для внедрения педагогического опыта

         

       Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности         различного         рода.
    Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем         школьном         детстве.
     Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями         являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании заданий, продолжительности выполнения заданий;
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления
ребенка         к         творчеству.
    Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие  творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются         в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня         развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры,
направленные на эффективное развитие творческих способностей обучающихся:
1. Ввести в программы  задания, направленные на развитие творческих способностей.
2. На  занятиях давать детям задания творческого характера.
3. Использовать специальные игры, развивающие творческие способности детей.
4.         Работа         с         родителями.

Список литературы

1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /

    Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.

2. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

    для детей [Текст]: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. – М.: Гном –

    Пресс, 2001. – 64 с.  

3. Колчеев, Ю. В., Колчеева, Н. М. Театрализованные игры в школе [Текст]:                  

    практическое пособие /  Ю. В. Колчеев, Н. М. Колчеева. – М.: Рольф,

    2003. – 96 с.

4. Петрусинский, В. В. Игры – обучение, тренинг, досуг  [Текст]:

    практическое пособие /  В. В. Петрусинский. – Р.: Вексель, 2000. – 87 с.

5. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие /

    З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.

6. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика [Текст]: практическое пособие /

      С. Л. Слуцкая. –  М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.

7. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. Са – фи – дансе [Текст]: практическое      

     пособие  / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Спб.: Ленинградское

     издательство, 2003. – 169 с.  

8. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет [Текст]: практическое пособие /  

      Спб.: Ленинградское издательство, 2009. – 224 с.

 

Приложение 1

Конспект открытого занятия  по хореографии «Цветик – семицветик»

Тема занятия:  «Цветик – семицветик»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Форма занятия: урок творчества

Год обучения: 3 – й год обучения

Цель занятия:  закрепление основных азов танцевальной техники                                                          

Задачи:

  1. Закрепить танцевально-тренировочные упражнения, а также первоначальные движения классического танца;
  2. Повторить ранее изученные этюды и танцы;
  3. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии воспитанников;
  4. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Методы обучения: рассказ, практическая и самостоятельная деятельность, продуктивный метод, метод мотивации и стимулирования.

Оборудование: музыкальный центр, видео аппаратура.

Музыкальное оформление:

  1. «Все сбывается на свете» муз. Е. Крылатова;
  2. Мелодия из мультфильма «Бременские музыканты»;
  3. Эстрадная музыка.

Ход занятия

Звучит песня «Все сбывается на свете» муз. Е. Крылатова. Дети входят в зал.

Педагог: Сегодня необычный день – в нашем зале расцвёл Цветик – семицветик. Такой же, как в сказке В. Катаева, только побольше. Лепестки у него разные и очень красивые. Мы будем срывать по одному лепестку и загадывать желания, а цветик – семицветик будет эти желания исполнять.

(Звучит мелодия, дети вместе с педагогом подходят к цветку)

Педагог: Сорвём первый лепесток и вспомним волшебные слова.

Воспитанники: Ты лети, лети лепесток

                            Через запад на восток,

                            Через север, через юг,

                             Возвращайся, сделав круг.

                            Лишь коснёшься ты земли,

                            Быть, по-моему вели.

Воспитанники: Хотим, чтобы зазвучала любимая мелодия из мультфильма «Бременские музыканты».

Педагог: Музыка зазвучала, и я вам предлагаю исполнить комплекс обще-развивающих упражнений (ОРУ), комплекс партерных упражнений и упражнений без слов.

(Воспитанники показывают педагогу комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), партерные упражнения и упражненяй без слов)

Педагог: Молодцы, вы все правильно сделали. А наше путешествие продолжается. Мы снова срываем лепесток и повторяем волшебные слова.

(Воспитанники повторяют слова и называют следующее желание)

Воспитанники: Хотим танцевать в Большом театре.

Педагог: Ребята вы же знаете, чтобы танцевать на большой сцене надо очень много трудиться у станка, знать терминологию по классическому танцу.

Воспитанники: А мы всё знаем, умеем и сейчас вам покажем.

(Ребята показывают классический экзерсис  у станка, и отвечают на вопросы педагога)

Воспитанники: (повторяют слова и называют следующее желание) Хотим покататься на лошадке!

Педагог: Галоп, галоп –

                У лошадок  нет хлопот.

                Шире, шире, шире шаг,

                Ветерок свистит в ушах.

                Рысью побежали –цок, цок, цок.

                Вожжи натянули – стоп, стоп, стоп.

(Дети исполняют танец «Помощники»)

Педагог: Срываем следующий лепесток и загадываем желание.

Воспитанники: Хотим покататься ещё на чём-нибудь!

Педагог: Чух, чух, пыхчу,

                 Пыхчу, ворчу,

                 Стоять на месте не хочу.

Колёсами стучу, верчу,

 Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

(Дети становятся за педагогом в колонну и исполняют этюд «Поезд»)

Педагог: На машине поедем,

                До реки доедем.

                По мосту проедем.

(Дети расходятся по залу и исполняют этюд «Автостоп»)

Педагог: Молодцы! А теперь срываем пятый лепесток и загадываем желания, при этом повторяем волшебные слова.

Воспитанники: Надоело нам кататься,

                            Мы хотим сейчас играть.

(Играют в музыкальные игры «Горошинки, «Запомни мелодию»)

Воспитанники: А теперь хотим превратиться в зверей!

(Играют в музыкальные игры «Зоопарк», «Угадай животное»)

Педагог: Ребята отгадайте загадку.

                                  Ты летал туда,

                                 Не знаем куда,

                                Ты принеси нам то,

                                 Не зная что!

Воспитанники: Это бубен!

Педагог: Правильно это бубен. И сегодня у нас на занятии непростой бубен, а волшебный. Я ударяю в бубен и пускаю его по кругу, вы его передаёте друг, другу, произнося слова:

                                 Ты катись, веселый бубен,

                                  Быстро-быстро по рукам.

                                 У кого весёлый бубен,

                                 Тот сейчас станцует нам.

У кого бубен задержался на последних словах, тот выходит в круг и танцует.

Рефлексия

Педагог: Ну что же ребята наше путешествие подходит к концу. И у нас остался последний седьмой лепесток. Лепесток – желаний!

- Какое бы вы, ребята, хотели загадать желание?

- Что бы вы хотели пожелать друг другу?

Педагог: А я вам хочу пожелать, что бы вы были добрыми, дружные и что бы ещё раз расцвёл цветик-семицветик в нашем зале.

Занятие заканчивается маршировкой за педагогом под песню «Всё збывается на свете».

Приложение  2

Конспект открытого занятия по хореографии «Гастроли»

Тема занятия: «Гастроли»

Тип учебного занятия: повторение и закрепление

Форма занятия: путешествие

Возраст детей: 7-9 лет

 Цель занятия: повторение программного материала за учебный год.

Задачи: 1. Закрепить упражнения классического экзерсиса у станка, комплекса ОРУ, упражнений в партере, танцевальных комбинаций по кроссу, исполнение танцевальных этюдов;

2. Повторить термины классического танца, позиции рук и ног;

3. Способствовать умению выступать на публике;

4. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Методы обучения:

Оборудование: Музыкальный центр

Музыкальное оформление: 1. Классическая музыка зарубежных и русских композиторов; 2. Песенный репертуар детской вокальной группы «Волшебники двора».

Ход занятия

Организационный момент.

      Сегодня вы будете профессиональными танцорами. Мы отправимся на гастроли по городам Кемеровской области. Пусть все увидят то, чему вы научились за год. Мы выступим только в некоторых городах.

Основная часть.

1. - Из нашего поселка мы отправимся в город Мариинск, это самый ближайший к нам город. Совсем недавно он объявлен историческим памятником. Отправимся пешком и бегом.

(дети исполняют шаги и бег по кругу под песню «Дорога к солнцу»)

- Добрались до Мариинска. В этом городе вы покажете, как умеете выполнять ритмические упражнения на середине зала. Зрители уже собрались.

Ритмические упражнения на середине зала

- Зрители! Не жалейте аплодисменты для юных артистов.

2. - Молодцы! А теперь нас ждут в другом городе. До него мы поплывем на лодках.

(дети исполняют упражнение «Пловцы» на полу в парах)

 Мы доплыли до города Анжеро-Судженск. Это город шахтеров. Здесь вы покажете упражнения партерной гимнастики.

Партерная гимнастика

- Я, думаю, зрители остались довольны.

3. Молодцы, ребята! Дальше мы едем поездом. Строимся за Викой. Она будет паровозом, а остальные – вагончики. Поехали!

(дети идут по залу, высоко поднимая колени за ведущей)

Мы приехали в город Междуреченск. Это самый молодой город нашей Кемеровской области. Здесь собрался самый искушенный зритель, потому что для них вы исполните классические упражнения у станка.

Классический экзерсис у станка

4. Молодцы! А теперь на самолетах полетим в город Новокузнецк. Его называют южной столицей нашей области.

(дети бегают на полупальцах по залу, изображая самолет, по команде: «Займи свое место» становятся на свои места )

В этом городе зрителю увидят исполнение упражнений по кроссу.

Упражнения по кроссу

           5. А теперь мы отправимся покорять столицу нашей области. В городе  

           Кемерово мы окажемся, если оседлаем лихих и резвых лошадей.

(дети изображают скачку на лошадях, по команде:

«Займи свое место» становятся на свои места)

           К выступлению в столице мы подготовились основательно, здесь дети

          покажут этюды и танцы.

Этюды «Автостоп»,

 «Топ и хлоп», «Крокодил Гена»,

танцы «История в желтом», «Капитошка»

           - Мне кажется, зрители столицы остались довольны.

6. Подошло время вернуться домой. Осуществим это на машине времени.

(дети закрывают глаза и крутятся на месте вокруг себя)

Мы дома и на радости поиграем в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется»

7. Ребята! Наши гастроли прошли успешно. Вы заработали много аплодисментов и улыбок зрителей.

         

Приложение  3

Конспект открытого занятия по хореографии

«Посвящение в ученики танца»

Тема занятия: «Посвящение в ученики Танца» 

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Форма занятия: урок - сюрприз

Категория участников: младший школьный возраст

Цель занятия: формирование представления о классических упражнениях у станка.

Формы учебной работы: фронтальное занятие

Задачи: 1. Разучить простые упражнения классического экзерсиса лицом к станку, правила их исполнения;

2. Закрепить комплекс ОРУ и танцевальные комбинации по кроссу;

3. Способствовать умению выступать на публике;

4. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Методы обучения: словесный, продуктивный метод, наглядный, метод мотивации и стимулирования

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийное оборудование

Музыкальное оформление:

1. Песни из репертуара детской вокальной группы «Непоседы»;

2. Классическая музыка зарубежных и русских композиторов

Подготовительная работа:

1. Подготовка исполнительницы танца па пуантах из старшей группы коллектива;

2. Создание слайд-шоу по балету

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Воспитанники: исполняют поклон

Педагог: Я очень рада снова видеть вас в нашем танцевальном зале. Ребята, я хотела у вас узнать – вы любите ходить в гости?

Воспитанники: Да!

Педагог: Ребята, а вы любите, когда к вам приходят гости?

Воспитанники: Да!

Педагог: Ну, тогда встречайте гостей! Сегодня к вам пришли педагоги нашего Центра.

Воспитанники аплодируют гостям

(гости заходят и рассаживаются на свободные места)

Раздается стук в дверь.

Педагог: Ребята, мне послышалось, или правда кто-то стучит в дверь?

Воспитанники: отвечают

Педагог: Наверно, еще кто-то из гостей спешит к нам!

               (заходит девушка из старшей группы танцевального коллектива и исполняет классический танец на пуантах)

2. Основная часть.

Педагог: Ребята, как вы думаете кто это?

Воспитанники: ответы детей.

Волшебная балерина: Я – волшебная балерина с планеты Танца.

Педагог:  Ребята, а вы знаете кто такая балерина?

Воспитанники: ответы детей.

Педагог: Сейчас я вам расскажу. Давайте сядем, и наша волшебная балерина присоединится к гостям.

(показ слайдов)

Балерина занимается классическим танцем на пуантах.

  • Пуанты – это обувь балерины. (Передают пуанты, рассматривая их)Посмотрите, в отличии от чешек они жесткие, что позволяет балерине как бы парить над сценой.
  • В паре с балериной танцует партнер. Как вы думаете, он называется? (ТАНЦОР)
  • Балерина танцует в специальной юбке, которая называется – ПАЧКА. Она бывает разной длины, в зависимости от балета.
  • Одежда танцора называется ТРИКО.
  • Многие балеты поставлены по мотивам  разных сказок народов мира «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», «ЩЕЛКУНЧИК», «ЗОЛУШКА».

Педагог: Что нужно сделать, чтобы научиться танцевать классический танец?

Воспитанники: ответы детей.

Педагог: Но сначала нужно приготовить мышцы и суставы к работе, разогреть их. И исполним упражнения на середине зала и по кроссу, а волшебная балерина посмотрит, чему вы научились.

(воспитанники исполняют комплекс ОРУ и упражнений по кроссу)

Волшебная балерина: На моей Планете Танца все танцоры, так же как и вы, делают разминку, а затем мы занимаемся классикой у станка. А вы уже занимались у станка?

Воспитанники: Нет.

Педагог: А хотите?

Воспитанники: Да.

Педагог: Тогда подходите к станку вместе с волшебной балериной. Станок – это не просто палка, это рука помощи танцору. А зеркала в зале отражают все ваши достоинства и недостатки. Так пусть же с каждым уроком достоинств отражается все больше.

Воспитанники разучивают у станка движения классического экзерсиса:

  • Плие по 1 и 2 позициям
  • Порт де бра в стороны
  • Батман-тандю,
  • Релеве по 1 и 2 позициям
  • Гранд батман

Волшебная балерина: Вы все молодцы! Я думаю, что вы все достойны, чтобы вас посвятили в Ученики Танца.

Педагог: Для посвящения в Ученика Танца нужно произнести клятву.

Клятва

  • Клянетесь ли вы постоянно посещать занятия танцевального коллектива?

Клянемся!!!

  • Клянетесь ли вы на занятиях помогать и поддерживать друг друга?

Клянемся!!!

  • Клянетесь ли вы дарить свой талант зрителям?

Клянемся!!!

(после клятвы каждому ребенку надевают ленту с надписью 

«Ученик танца»)

Педагог: А теперь ребята хотели бы показать для волшебной балерины с планеты Танца свой первый танец «Во саду ли, в огороде».

Исполнение детьми танца «Во саду ли, в огороде»

Волшебная балерина: Спасибо всем! Мне надо лететь на свою волшебную планету Танца! До свидания! До встречи!

3. Подведение итогов занятия

Педагог: По традиции мы заканчиваем занятие игрой. Сегодня это игра «Море волнуется», но правила игры мы немного изменим. Возьмите у меня по 1 цветной ленте.

(воспитанникам раздаются по 1 цветной ленте)

Это лента будет ответом на мои вопросы. Если ответ «Да», то в фигуре поднимите цветную ленту вверх. Если ответ «Нет», то поднимите руку без ленты.    

       

  • «Море волнуется раз.  Море волнуется два.

Море волнуется три.

Понравился ли вам танец волшебной балерины? Покажи».

  • «Море волнуется раз.  Море волнуется два.

Море волнуется три.

Понравился ли вам заниматься у станка? Покажи».

  • .          «Море волнуется раз.  Море волнуется два.

Море волнуется три.

Понравился ли вам занятие? Покажи».

Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Встаньте на свои места и исполните поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...