Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования
(физкультура и спорт) на тему

Тарасевич Ксения Андреевна

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_konferentsiya_2013_2.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования.

 Тарасевич К.А.

Актуальность исследования. В  период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка, усвоение новых знаний и представлений об окружающем мире, перестраиваются сложившиеся ранее у детей житейские понятия.

С каждым годом интеллектуальные требования к ребенку все выше и выше. Многие родители,в стремлении воспитать умного ребенка, забывают о его физическом развитии, что влияет на его интеллектуальные процессы, способности.

Уже с детского сада ребенка приучают к урокам, «интеллектуальным занятиям», многие родители в стремлении реализовать свои амбиции забывают, что для ребенка хорошо, а что плохо. Отсутствие физической активности приводит к развитию у детей различных заболеваний, не говоря уже о том, что количество различных уроков, занятий не приводит к развитию высоких интеллектуальных способностей, а зачастую наоборот. Ребенок лишается детства, не учится «жизни», что происходит из-за отсутствия подвижных игр. На современных детях можно заметить отсутствие воображения в двигательной активности, зачастую они просто бегают туда сюда, не понимая смысла игры и тем более не способны придумать новую игру.

 В школе тоже ничего не меняется. Увеличивается количество уроков, заданий, часов, которые проводит ребенок в школе. Многие дети, даже после «подготовки к школе» не оправдывают ожидания своих родителей, что еще больше увеличивает давление на них. И со всем этим детям надо справится.

 В школе увеличилось количество уроков физической культуры, и можно сказать что появилось больше возможностей для разнообразия занятий, но как? Ведь достаточной материальной базы все еще нет. Многие учителя не вносят изменений в своих занятия, а просто какие то элементы больше изучают. Но этого уже не достаточно. Современные дети не выдерживают занятий по старым методикам. То, что они должны выполнять в 1 классе, хорошо если выполняют в 3. С увеличением количества уроков, у учителей физкультуры появилось больше времени возможностей для развития детского организма, и для отдыха, разгрузки ребенка. Что, в свою очередь требует изменение старых методик, разработки новых методик. Спортивное ориентирование довольно экономичный вид спорта. Но в тоже время этот вид спорта позволяет ребенку ребёнку развиваться и физически и интеллектуально.

Взаимосвязь двигательного и интеллектуального развития детей находит всё чаще и чаще экспериментальное подтверждение. При этом в ежедневной педагогической практике детских садов и школ данная истина не только не воплощается в конкретные методики, но и всячески игнорируется. Что и послужило актуальностью нашего исследования.

Целью нашего исследования было изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста и его изменения под влиянием спортивного ориентирования. В спортивном ориентировании сочетаются как физические, так и умственные нагрузки, что предполагает физическое развитие организма детей и формирование у них мыслительных способностей. На занятиях по спортивному ориентированию широко используются специфические упражнения: таблицы памяти, выбор пути передвижения, определение стороны горизонта, поиск отдельного фрагмента на целой карте («Перевертыши») и др. Результатом занятий является развитие способности практически применять умения оперировать (наглядно или в уме) знаками на карте или их образами.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности мышления младших школьников.
  2. Определить влияние спортивного ориентирования на мыслительные процессы младших школьников.
  3. Определить особенности влияния занятий спортивным ориентированием на ориентацию в пространстве и в собственном теле у спортсменов-ориентировщиков.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – мыслительные процессы детей младшего школьного возраста.

Методы исследования.

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Тест Равена (Прогрессивные матрицы Равена).
  3. Повороты
  4. Ориентация в собственном теле
  5. «Кубик»
  6. Педагогический эксперимент

Исследование было организовано в 4 этапа. 1-й этап (январь-февраль 2012 г.) – определение контрольной и экспериментальной группы. Контрольная группа (КГ) – ученики МБОУ СОШ №2 города Смоленска (8-10 лет). Экспериментальная группа (ЭГ) – дети, занимающиеся спортивным ориентированием (8-10 лет). На 1-м этапе было проведено тестирование интеллектуальных способностей (тест Равена) и получены следующие результаты. Средний процент IQ у школьников составил 71,52% (максимальный – 94,52%, минимальный – 50,04%). У спортсменов средний результат IQ составил 73,94% (максимальный – 94,52%, минимальный – 55,60%). Очевидно, что различия между спортсменами и школьниками есть, но они статистически недостоверны (t=−0,394, p=0,69).

На 2-4-м этапах проводился формирующий эксперимент. Суть формирующего эксперимента состоит в организации специальных занятий для детей, занимающихся спортивным ориентированием. Наряду с тестом, определяющим уровень интеллектуального развития испытуемых, применялись также тесты, выявляющие степень ориентации детей в пространстве и собственном теле.

Наблюдения детей при выполнении тестов на ориентацию в пространстве и в собственном теле уже сами по себе дали много ценной ин-формации. Так ученики более-менее правильно выполняли все задания до тех пор, пока не менялась заученная схема достаточно простых движений, и сохранялся зрительный контроль. В тот момент, когда задания начинали даваться в случайном порядке и без зрительного контроля, у детей происходила путаница в движениях, связанная с потерей ориентации в пространстве и в своём собственном теле.

При этом для многих этих учеников уже характерна судьба современных детей, которые с раннего возраста, с одной стороны, лишены разнообразия двигательной активности. С другой стороны, они сначала до 7 лет интенсивно «готовятся к школе», перенапрягая зрительное внимание процессами чтения и письма. Затем в школе их двигательная активность всё больше сводится к нулю, заменяясь «просиживанием» у репетиторов и за выполнением домашних заданий.

Но, не смотря на то, что у многих испытуемых были дополнительные занятия до школы, а в школе – репетиторы, они не блещут замечательными знаниями и «высоким интеллектуальным развитием», как этого хотелось бы их родителям. Помимо этого оказывается, что они достаточно «глупы» относительно знания собственного тела.

Данные наблюдения подтверждаются и результатами исследования. На 2-м этапе после 3-х месяцев формирующего эксперимента картина выглядела следующим образом. Как и в начале исследования, различия между средним процентом IQ у школьников (73,15%) и у детей-спортсменов (78,31%) были статистически недостоверны. Подобную картину можно было наблюдать и при выполнении теста «Повороты» (средние значения 5,93 и 6,27, соответственно). Но в двух других тестах – «Кубик» и «Ориентация в собственном теле» – различия оказались статистически достоверными. В тесте «Кубик» средние значения у школьников равнялись 7,00 балла, у ориентировщиков – 14,33 балла (t=−2,76, p<0,01). При этом нужно отметить, что у школьников наблюдался существенный разброс в результатах, а дети-спортсмены показывали более ровные и стабильные результаты. В тесте «Ориентация в собственном теле» у школьников средний показатель составил  – 7,80 балла, у детей, занимающихся спортивным ориентированием – 8,67 балла (t=−1,98, p<0,05).

На 3-м этапе после 6-и месяцев формирующего эксперимента результаты были следующими.

Различия между средним процентом IQ у школьников (75,19%) и у детей-спортсменов (79,40%) по-прежнему статистически недостоверны (t=−1,065, P-value=0,295).

У школьников IQ за период с октября 2012 г. по февраль 2013 г. (включительно) повысился с 73,15% до 75,19% (статистически недостоверно t=−0,514, P-value = 0,612). У ориентировщиков повышение также было несущественным – с 78,31% до 79,40% (t=−0,231, P-value=0,819).

Изменения в результатах тестов на ориентацию в обеих группах также оказались статистически недостоверны. При этом сохранилась картина, которая наблюдалась в октябре 2012 г.: ориентировщики показывали лучше результаты (в тесте «Кубик» близко к статистически значимому различию (t=−1,585, P-value=0,124)).

Корреляционный анализ результатов тестирования, полученных на 2-м этапе исследования, показал, что у ориентировщиков между показателями ориентации в пространстве и в собственном теле имеются статистически значимые взаимосвязи (r=0,685 при p<0,01 и r=0,597 при p<0,05), тогда как у обычных школьников их нет. Статистически значимая взаимосвязь между показателями теста «Кубик» и «Ориентация в собственном теле» сохранилась и на 3-м этапе эксперимента.

Выводы:

1.        И у детей-школьников, и у детей, занимающихся спортивным ориентированием, за время эксперимента отмечена положительная динамика показателей интеллекта (71,52% → 73,15% → 75,19% и 73,94% → 78,31% → 79,40%, соответственно). И хотя у ориентировщиков положительная динамика несколько выше, чем у школьников (5,46% против 3,67%), это различие статистически недостоверно. Поэтому здесь трудно оценить: сказалось ли на этом увеличении влияние именно занятий спортивным ориентированием, или это естественные возрастные изменения, в том числе, имеющие отношение к образовательному процессу в школе.

Данное исследование продемонстрировало также ограниченность имеющихся методов исследования мышления детей младшего школьного возраста. Тест Равена не выявляет все аспекты мыслительных процессов детей, в первую очередь, связанных с пространственными характеристиками.

Также необходимо отметить, что для лонгитюдного исследования, направленного на решение заявленных задач, одного года формирующего эксперимента оказалось недостаточно.

2. Школьники, занимающиеся спортивным ориентированием, имеют не только статистически значимо лучшие показатели ориентации в пространстве и в собственном теле, но корреляционный анализ также показал, что их пространственные и телесные представления носят более упорядоченный и структурированный характер.

3. Также данное исследование показало, что в наше время у детей появляется все больше проблем в связи с отсутствием двигательной активности. Дети плохо ориентируются в пространстве и в своем теле. Они не справляются с заданиями предлагаемыми в программе по физической культуре и спорту. Склонны к гиперактивности и даже психической неуравновешенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...

Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики

В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости...

Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания....

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Цель: развитие мышления у младших школьников.Задачи:1. Развитие словесно-логического мышления.2. Развитие творческого мышления.3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.4....

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образо...