Методическое сообщение на тему: "Использование возможностей клавишного синтезатора для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ"
методическая разработка по музыке

В данной работе рассматриваются некоторые функции клавишного синтезатора,которые можно широко использовать на уроках сольфеджиою

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение на тему:

«Использование возможностей клавишного синтезатора  для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ»

Подготовила:

 Космачева Н.В.,

преподаватель теоретических дисциплин

Нефтеюганск

2018

Появление электронных музыкальных инструментов, на наш взгляд, обусловлено двумя основными причинами. Первая из них – постоянное стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с целью обогащения палитры своего музыкального творчества. Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в создании новых электронных музыкальных инструментов. Одним из таких инструментов  - синтезатор -

получил сегодня повсеместное распространение.

Современный клавишный синтезатор - своеобразный «музыкальный компьютер», обладающий широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам

Синтезаторы:  главные функции, разновидности.

Главная отличительная особенность клавишных синтезаторов – многотембровость.  Даже в самых простых и дешевых моделях синтезаторов имеется набор тембров различных инструментов. Обычно они собраны в группы: клавишные, духовые, струнные, ударные. Это могут быть тембры инструментов симфонического оркестра, тембры, характерные для джазовой и современной эстрадной музыки (гитары, саксофоны, басы и т.п.), этнические тембры, а также синтетические тембры и набор различных звуков и шумов.

Еще одна яркая и выразительная особенность синтезаторов – наличие автоаккомпанемента.  Автоаккомпанемент представляет собой заложенные изготовителем варианты («паттерны») различных ритмов или стилей музыки: поп, рок, кантри, джазовой, латиноамериканской, современной танцевальной музыки и некоторые жанры классической (марши, вальсы, польки и т.п.). Режимов исполнения автоаккомпанемента у синтезатора несколько: от простейшей игры «одним пальцем», до полной гармонической палитры со всеми обращениями и альтерацией аккордов. Кроме ритмизированного сопровождения, в арсенале технических средств этого инструмента имеется так называемый режим разделенной клавиатуры (Split), позволяющий играть двумя разными тембрами в разных частях клавиатуры.  

Наличие секвенсера (записывающего устройства) предоставляет возможность не только исполнять музыку на синтезаторе, но и создавать собственные сочинения или делать оригинальные аранжировки. Набор различных цифровых эффектов позволяет легко и быстро добавлять разнообразные нюансы в свое исполнение, например, «разместить» свой инструмент в акустическом пространстве большого концертного зала, или создать эффект одновременной игры нескольких инструментов. Во многих инструментах имеется так называемая динамическая клавиатура, которая реагирует на силу нажатия. Это позволяет «оживить» исполнение на синтезаторе и приблизить электронные тембры к звучанию традиционных инструментов. Все вышеперечисленные качества делают цифровые электронные клавишные инструменты по-своему уникальными и позволяют поставить их в один ряд с традиционными инструментами в системе дополнительного образования.

Все синтезаторы можно условно разделить  на две группы.  К первой группе относятся синтезаторы, основная цель которых - создание новых ярких тембров и звуковых эффектов. Они обычно имеют небольшой набор функций и применяются только в профессиональной музыке (потому что всегда используются в сочетании с другими инструментами). Эти синтезаторы используются только профессиональными музыкантами для студийной работы. Вторая группа - синтезаторы многоцелевые (как теперь говорят, интерактивные). В обязательный набор их функций входят автоаккомпанемент, запись несложной аранжировки, воспроизведение стандартных музыкальных файлов, совместимость с другими синтезаторами и компьютером по стандарту General MIDI. Они предназначены как для профессионалов, так и для музыкантов-любителей.

Таким образом,  можно предположить, что использование функциональных возможностей клавишного синтезатора на уроках музыкально-теоретического цикла не только значительно расширит возможности преподавания, но также и будет способствовать активизации внимания ученика и развитию его музыкального мышления в целом.

Некоторые принципы и методы музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио с использованием возможностей синтезатора.

В программе по сольфеджио для  детских школ искусств указаны основные направления в изучении предмета: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, формирование ладового чувства, воспитание музыкального восприятия, развитие умения анализировать элементы музыкального языка, развитие умения записывать услышанную музыку нотами, воспитание творческих навыков. Некоторые из этих тем и навыков можно  изучать и развивать, используя возможности синтезатора. Так, синтезатор может быть уместным при изучении метроритмических особенностей музыки, развитии чувства ритма, формировании гармонического и тембрового слуха, а также при развитии творческих навыков (досочинение, обработка, аранжировка и т.д.).

Рассмотрим основные функции синтезатора в их связи с развитием того или иного элемента сольфеджио.

Функция «Автоаккомпанемент» позволяет исполнять аккомпанемент к мелодии, не играя полную фактуру. При нажатии одной или двух клавиш исполнитель слышит целый аккорд (трех- или четырехзвучный). Эта функция чрезвычайно полезна и для начинающих музыкантов и для детей, не обучающихся игре на фортепиано (на уроке сольфеджио часто находятся дети, обучающиеся по разным специальностям, а данная функция позволит почувствовать уверенность в своих силах и народника и струнника).  Благодаря этой функции игру с аккомпанементом можно начать уже с первых уроков сольфеджио в начальных классах. Зачастую, в этот период техническая подготовка учащихся при игре на фортепиано еще достаточно низкая. Играть только одну ноту в басу – занятие довольно скучное и однообразное. Включая же автоаккомпанемент, мы получаем не только полнозвучный аккорд, но и яркое, интересное звучание выученных песен на уроке. При игре одного исполнителя вся группа может «играть» на нарисованных клавиатурах (можно разделить функции между группами учеников – мелодия и аккомпанемент).

В средних и старших классах данная функция может быть использована на занятиях с учащихся не фортепианного отделения. Но задача теперь осложняется: набор привычных мажорных или минорных аккордов расширяется за счет введения септаккордов и поэтому необходимо сразу определить те аккорды, которые будут звучать с помощью автоаккомпанемента, а какие – нет. При помощи комбинации 2-х клавиш можно будет сыграть только мажорные септаккорды (большие и малые), а все остальные септаккорды нужно будет играть при помощи всех четырех клавиш. Но, фактически, в курсе сольфеджио в школе используются чаще малые мажорные септаккорды (кадансовые обороты, отклонения в другие тональности). При этом учащиеся всегда должны представлять состав того аккорда, который они исполняют, поэтому на экране синтезатора высвечиваются ноты того аккорда, который звучит в данный момент. Благодаря автоаккомпанементу любой учащийся сможет исполнить песню или романс с аккомпанементом, не испытывая особых трудностей или эмоциональной «зажатости».  Также эта функция может быть полезна при создании ритмических импровизаций на фоне звучащего автоаккомпанемента. В качестве звучащей музыкальной основы для ритмических импровизаций можно использовать любой стиль автоаккомпанемента в удобном темпе или же только одну ритмическую дорожку, ясно отмечающую основные метрические доли. Импровизации ритма можно исполнять ладонями рук, а также на детских шумовых и ударных инструментах, можно использовать технику «body percussion». Ритмические импровизации могут носить групповой характер, когда исполнители включаются поочередно, импровизируя по несколько тактов друг за другом, а также индивидуальный характер, когда один учащийся на протяжении длительного отрезка звучания изобретает различные варианты ритмического рисунка.  Как разновидность ритмической импровизации можно использовать речевые декламации в стиле «рэп» на основе любых детских стихов, исполняемых также на фоне звучащего автоаккомпанемента. Результатом этой ритмической работы должна стать ритмическая свобода в импровизации и сочинении учащимися своих собственных мелодий, которая непременно проявится в творческих работах наиболее одаренных учеников.

Функция «Стиль» (Style) задает определенный метр, соответствующий тому или иному музыкальному жанру и также подходит для развития у учащихся чувства метроритма. На первоначальном этапе работы с синтезатором важна одна деталь – на экране инструмента высвечиваются доли звучащей музыки, и сильная доля выделяется особенно. Одним из первых упражнений на уроке является «попадание в метр», «попадание в сильную долю». На этом же простейшем упражнении учащиеся постепенно изучают расположение клавиш на фортепиано и учатся играть под ровный метр (без синтезатора эту функцию часто выполняет преподаватель, «отстукивая» метр). В данном упражнении можно задействовать всю группу. Пока один ученик исполняет сильную долю на фортепиано, остальные стучат ее по парте, или исполняют слабые доли. Уже в первом полугодии первого класса учащиеся изучают небольшие простые песенки, удобные для интонирования и запоминания. Их также можно исполнять на синтезаторе, который вновь выполняет функцию метронома, не позволяя ученикам делать лишних остановок и пауз. При достаточно хорошем уровне умений учащихся в данном упражнении можно несколько разнообразить его, меняя стили на синтезаторе. Это не только позволит детям повеселиться, но и обогатит их слух, представляя одну мелодию «в разных лицах», жанрах.

Функция автоаккомпанемента в  сочетании с  функцией «Стиль» (Style)  помогут  при изучении интервального состава аккордов и их буквенных обозначений в процессе музыкально-творческой деятельности. Теоретический материал по изучению интервального состава аккордов, сложность и сухость которого зачастую является причиной охлаждения ребят к предмету сольфеджио, может быть преподнесен в более привлекательной форме и использован в творческом музицировании учащихся. Можно изучать строение аккордов и их буквенные обозначения в процессе исполнения на синтезаторе популярных мелодий с сопровождением. Учащийся, выступающий в роли концертмейстера, выбирает стиль на синтезаторе и исполняет аккорды в режиме автоаккомпанемента по буквенным обозначениям, выставленным над нотной строкой. Группа учащихся при этом исполняет вокальную партию. Хорошо освоив аккорды, ученик затем сможет сам исполнить мелодию с аккомпанементом. На начальном этапе предлагаем примеры с нечастой сменой гармоний, чтобы дать ученику время на продумывание каждого аккорда. В дальнейшем постепенно усложняем задачу, используя мелодии с частой сменой гармоний, а сами гармонии тоже постепенно усложняются.  

Также при помощи функции «Стиль» возможно изучение основных фактурных формул различных стилей и жанров современной популярной музыки и традиционных европейских танцев 18-19 веков. Эта работа включает в себя слуховое знакомство с различными жанрами  в музыкальных произведениях и прослушивание паттернов имеющихся стилей автоаккомпанемента на синтезаторе, а в дальнейшем и их слуховой анализ (жанровые «угадайки»), а также исполнение учащимися фактурных формул различных жанров на инструменте.

 Функция «Тембр» (voice) задает звучание исполняемой музыки в определенном тембре (как собственно музыкальном, так и шумовом).

Данная функция может быть полезна, прежде всего, для записи мелодических диктантов в разных тембрах для избежания слуховой инертности у учащихся. Учащиеся привыкают слушать и слышать тембр своего основного инструмента, осваиваемого по специальности. При написании диктантов на групповых занятиях по сольфеджио в классе, оснащенном, как правило, только инструментом фортепиано, учащиеся фортепианного отделения оказываются в более привычных для себя условиях по сравнению с учащимися других отделений, поэтому пишут диктанты более успешно. Практика написания диктантов, исполняемых различными тембрами на синтезаторе, позволит всем учащимся группы попробовать свои силы в распознавании звуковысотной линии в иных тембровых звучаниях и развить более универсальный слух.

Также наличие функции «Тембр» несет в себе рекреативную (т.е. развлекательную) функцию на уроке. Каждую выученную мелодию можно сыграть, включив тот или иной тембр (сколько радости принесет игра мелодии в тембре «лающей собаки» или «телефонного звонка»). И при этом, дети в непринужденной форме смогут повторить и закрепить нотный материал, выученный на уроках сольфеджио.

Режим разделенной клавиатуры (Split Point) может быть использован при игре интервалов и интервальных цепочек для слухового анализа. В этом режиме верхний и нижний голоса интервалов звучат тембрами двух разных инструментов. На начальном этапе можно использовать контрастные по звучанию тембры (например, флейта и фортепиано, или гитара и струнные), затем – сходные по тембру (виолончель – скрипка, орган – хор, гобой – кларнет и т.д.).

Функция записи (секвенсер).  Если синтезатор имеет данную функцию, то любое произведение, сыгранное на нем может быть воспроизведено после его исполнения учеником. Так, учащийся может прослушать свое исполнение сам и оценить его качество, выявить неверно сыгранные фрагменты, а это – отличное упражнение для тренировки музыкального слуха.

В данной работе перечислены далеко не все функции, включенные в программу синтезатора, лишь основные из них.

Однако с уверенностью можно сказать, что специфика электронных клавишных синтезаторов позволяет широко использовать их на уроках сольфеджио и тем самым значительно обновить многие традиционные формы работы, создать новые, специфические формы работы на уроке, привлечь интерес учащихся к предметам теоретического курса, что является весьма важным условием всестороннего развития музыканта (профессионала или любителя).

 

 

Список литературы

  1. Барроуз Т. Все о клавишах. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 189с.
  2. Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Владос, 2010. – 208 с.
  3. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – М.: Экон - Информ, 2011. – 205 с.
  4. Красильников И.М.  Методика музыкального обучения на основе

 цифрового инструментария. – М.: Институт новых технологий, 2008 – 212с.

  1. Лысенко В.В. Учимся играть на синтезаторе. – Ростов-на-Дону, 2016. – 239с.
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2013.–536с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Образовательная программа музыкальной студии «DEMO» (Клавишный синтезатор) на 5 лет (возраст детей 7-15 лет)

Образовательная программа музыкальной студии «DEMO»(клавишный синтезатор) Пояснительная записка  Изобретение электромузыкальных инструментов (синтезаторов) привлекло большое внимание му...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"

Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"  в педагогической практике....

"Развитие музыкально-творческих способностей одаренных детей в пении"

В статье рассказывается о важности пения, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкально-творческих способностей детей....

Методическая карта урока на тему: "Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц"

Учебно методическая карта урока, предмет "информатика", тема: "Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц" для студентов СПО по профессии "Поварско...