Образовательная программа музыкальной студии «DEMO» (Клавишный синтезатор) на 5 лет (возраст детей 7-15 лет)
рабочая программа на тему

Чернышенко Полина Владимировна

Образовательная программа

музыкальной студии «DEMO»

(клавишный синтезатор)

 

Пояснительная записка

 

 Изобретение электромузыкальных инструментов (синтезаторов) привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства и послужило основой для формирования ряда его новых музыкальных жанров - академических и массовых.

Сегодня музыкант может совмещать в себе такие качества как: композитор, исполнитель и звукорежиссер. Творчество музыканта становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным.

 

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог - музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение детей к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.

 

Направленность данной образовательной программы художественно- эстетическая. Программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей. В основе данной программы лежат образовательные программы: программы обучения Шавкунова И.Г. «Игра на синтезаторе», 2001; Красильникова И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001; Порунова А.В., Поруновой И.В. «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»2003; Будкиной Е.М. «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»,2002.

 

В настоящее время предоставляется возможность детям с любыми музыкальными данными и способностями овладеть комплексом знаний и умений в области музыки. Данная программа реализует эту возможность: формирование исполнительских навыков и умений в обучении игре на синтезаторе у детей, не имеющих начального музыкального образования, не проходивших предварительного прослушивания и оценки музыкальных способностей при поступлении.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

высшей категории

Центр развития творчества детей и юношества

Утверждаю

Директор Центра

 творчества

 (ф.и.о.) печать, роспись

(дата)

 Образовательная программа

музыкальной студии

«DEMO»

(Клавишный синтезатор)

на 5 лет

(возраст детей 7-15 лет)

Педагог дополнительного образования

Чернышенко Полина Владимировна

г. Долгопрудный, 2015

Образовательная программа

музыкальной студии «DEMO»

(клавишный синтезатор)

Пояснительная записка

 Изобретение электромузыкальных инструментов (синтезаторов) привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства и послужило основой для формирования ряда его новых музыкальных жанров - академических и массовых.

Сегодня музыкант может совмещать в себе такие качества как: композитор, исполнитель и звукорежиссер. Творчество музыканта становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным.

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог - музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма. В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение детей к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.

Направленность данной образовательной программы художественно- эстетическая. Программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей. В основе данной программы лежат образовательные программы: программы обучения Шавкунова И.Г. «Игра на синтезаторе», 2001; Красильникова И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001; Порунова А.В., Поруновой И.В. «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»2003; Будкиной Е.М. «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»,2002.

В настоящее время предоставляется возможность детям с любыми музыкальными данными и способностями овладеть комплексом знаний и умений в области музыки. Данная программа реализует эту возможность: формирование исполнительских навыков и умений в обучении игре на синтезаторе у детей, не имеющих начального музыкального образования, не проходивших предварительного прослушивания и оценки музыкальных способностей при поступлении.

Актуальность данной образовательной программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в детском и подростковом возрасте, с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий, с другой.

Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом детского музицирования. Его использование способствует обогащению музыкального кругозора детей. На основе собственной творческой практики обучающиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Педагогическая целесообразность программы. Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество юного музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным. Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством музыкального обучения.

Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Цель и задачи

Цель программы:

- развитие творческих способностей и креативного мышления ребенка с помощью возможностей клавишно-электронного инструмента – синтезатора.

Задачи:

  • освоить знания по элементарной теории музыки;
  • освоить знания по истории музыки и искусства;
  • обучить функциям и возможностям синтезатора;
  • освоить технику игры на синтезаторе;
  • развить творческие способности, память, внимание;
  • развить чувство ритма и слух;
  • развить музыкальный вкус;
  • освоить сценические навыки и навыки актерского мастерства;
  • привить желание к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • обучить приемам аранжировки и развить фантазийный пласт сознания;
  • обучить приемам импровизационной игры.

Методы обучения

  • репродуктивный (наглядный, словесный, практический)
  • креативный (самостоятельное творческое мышление)
  • информационно-коммуникационный (анимация, фрагменты мультипликации, звуковые фонограммы, электронные музыкальные презентации и клипы, музыкальные физминутки)
  • игровой (изучение новых тем посредством игровых технологий)
  • проблемно-поисковый (самостоятельность музыкального мышления учащихся в процессе активного познания музыкального искусства)
  • мотивационный
  • огранизационный
  • импровизационный
  • аналитический
  • инновационный (использование инновационных технологий обучения)

Материально-технические условия для реализации программы

- кабинет для занятий

- синтезатор (наушники, педаль) в количестве 2 шт.

- электронное пианино

- компьютер или проигрыватель МР3

-интерактивная доска, меловая или магнитная доска

- мультимедийный проектор (для демонстрации презентаций и видео-         материалов)

- видео-камера (для записи выступлений и работы над ошибками)

- фото-камера (для фотоотчетов с концертов, конкурсов)

- стол для учителя и ученика

- стулья

- подставки для синтезаторов и для ног

- учебные пособия

- нотные сборники

- методические материалы

- канцелярские товары (ручки, карандаши, бумага, нотные тетради, пр.)

Форма и режим занятий

Программа  рассчитана на пятилетний курс обучения. Занятия ведутся 2 раза в неделю по 30 минут и с 5 минутным перерывом.

Аттестация учащихся осуществляется в следующих формах: выступления на отчетных концертах объединения, открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах, фестивалях, смотрах, праздниках и отчетных концертах Центра творчества, городских мероприятиях.

Учебно-тематический план  

Первого года обучения

Темы разделов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

I

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

II

Знакомство с клавишно-электронным инструментом-синтезатором

1

Обзор функций и возможностей синтезатора. Панель управления

0,5

-

0,5

2

Беседа о музыкальных инструментах мира

1

-

1

III

Обучение игре на синтезаторе и изучение теории

1

Элементарная теория музыки. Нотный стан. Скрипичный ключ. Октавы.Ноты для правой и лево руки. Длятельности и паузы. Размеры.

10

-

10

2

Развитие координации рук и пальцев

-

8

8

3

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

1

-

1

4

Музыкальные приемы: стаккато, легато, нон легато

-

2

2

5

Музыкальная фраза и предложение. Фразировочные лиги

1

-

1

IV

Изучение функций синтезатора

1

Знакомство с функциями автоаккомпанемента

-

6

6

2

Названия и характерные особенности банков паттернов и тембров. Изучение кнопок Voice и Style

1

6

7

3

Изучение параметров голосов (Voice R1/R2/L)

1

4

5

4

Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов клавишного синтезатора и фунции «multi pad»

-

4

4

V

Практические навыки

1

Разучивание произведений начальных классов (детские песенки-потешки)

-

8

8

2

Разучивание произведений народного жанра

-

10

10

3

Разучивание произведений классического жанра

-

8

8

4

Разучивание произведений танцевального жанра: вальс, марш, танго

-

20

20

5

Разучивание произведений современного жанра: рок, поп, джаз

-

20

20

VI

Навыки сценического движения

1

Художественный образ и навыки актерского мастерства

3

5

8

VII

Репетиционная деятельность

-

10

10

VIII

Концертная деятельность

-

10

10

IX

Выездные мероприятия

-

4

4

Всего часов

19

125

144

Содержание учебного плана

1-го года обучения

I.Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с учащимся. Беседа о правила безопасности на дорогах в осенне-зимний период времени года, о правилах дорожного движения, о технике безопасности с электрооборудованием и электроприборами. О поведении в чрезвычайных ситуациях.

II.Знакомство с клавишно-электронным инструментом-синтезатором. Беседа о синтезаторе и его свойствах. Чем данный инструмент отличается от классических музыкальных инструментов и какие музыкальные инструменты бывают. Прослушивание базы голосов синтезатора.

III.Обучение игре на синтезаторе и изучение теории. Обучение элементарным знаниям по музыкальной теории, тренировка пальцев и постановка руки. Изучение названий октав и нот 1-ой и 2-ой октавы. Проигрывание нот и октав на синтезаторе с их названиями. Изучение длительностей и пауз. Проверка нот и длительностей по специальным учебным карточкам-картинкам. Изучение размеров 2/4, 3/4, 4/4. Запись ритмических примеров на эти размеры. Самостоятельная работа дома с записью ритмов. Изучение обозначений нот для левой руки: A B C D E F G. Обозначения «m» и «7» для аккордов левой руки. Знаки альтерации. Отрабатывание учащимся и закрепление полученных знаний по игре штрихами легато, стаккато, нон легато. Изучение музыкальных жанров.

IV. Изучение функций синтезатора.  Освоение учащимся базы паттернов стилей и голосов синтезатора, изучение функций автоаккомпанемента: кнопки стар-стоп, синхро-старт, кнопка включения автоаккомпанемента, кнопки вступлений, окончаний, вариаций. Изучение шумовых эффектов и multi pad.

V. Практические навыки. Разучивание произведений народного, классического, современного жанров. Практические навыки игры на синтезаторе с  работой над координацией движений рук и пальцев. Самоконтроль за инструментом: правильная посадка и постановка рук. Игра как отдельно так и совместно двумя руками.

VI. Навыки сценического движения. Осмысление образа того или иного произведения. Умение передать характер музыки. Тренировка и самоконтроль перед выходом на сцену, вхождение  в образ. Навыки актерского мастерства и самообладания.

VII. Репетиционная деятельность. Отработка конкретных произведений для выступлений на конкурсах, концертах и различных мероприятиях. В репетицию входит: разучивание произведения и работа над художественным смыслом.

VIII. Концертная деятельность. Выступления учащихся в концертах, конкурсах, мероприятиях Центра творчества и города.

IX. Выездные мероприятия. По ходу обучения необходимо посещение с учащимися музыкальных концертов, мастер-классов, театров, выставок, что способствует общему развитию ребенка, развитию его эстетического вкуса и духовного обогащения.

Учебно-тематический план

Второго года обучения

Темы разделов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

I

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

II

Музыкальные беседы

1

Беседа об истории создания синтезатора

1,5

-

1,5

2

Беседа о великих композиторах и музыкантах

2

-

2

III

Обучение игре на синтезаторе и изучение теории

1

Проверка остаточных знаний

1

-

1

2

Понятие лад

2

-

2

3

Тональности до 2-ух знаков

3

3

6

4

Двухголосие в правой руке

1

6

7

5

Трезвучие и полное взятие аккорда для левой руки

2

12

14

6

Доминантсептаккорд и его обращения

2

6

8

IV

Изучение функций синтезатора

1

Знакомство с функциями записи аранжировки в регистрационную память

4

8

12

2

Работа с каналами паттернов при работе над аранжировкой

2

8

10

3

Функции записи «multi pad»

3

10

13

V

Практические навыки

1

Разучивание произведений народного жанра

1

10

11

2

Разучивание произведений классического жанра

1

8

9

3

Разучивание произведений танцевального жанра: вальс, марш, танго

1

20

21

4

Разучивание произведений современного жанра: рок, поп, джаз

1

20

21

5

Чтение нот с листа

1

20

21

6

Импровизация

2

10

12

VI

Навыки сценического движения

1

Художественный образ и навыки актерского мастерства

3

5

8

VII

Репетиционная деятельность

-

15

15

VIII

Концертная деятельность

-

15

15

IX

Выездные мероприятия

-

6

6

Всего часов

34

182

216

Содержание учебного плана

2-го года обучения

I.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о правила безопасности на дорогах в осенне-зимний период времени года, о правилах дорожного движения, о технике безопасности с электрооборудованием и электроприборами. О поведении в чрезвычайных ситуациях.

II.Музыкальные беседы. История создания синтезатора. Использование презентации или иллюстративного материала. Беседа о биографии одного из великих композиторов – классиков.

III.Обучение игре на синтезаторе и изучение теории. Проверка остаточных знаний с помощью контрольной работы – теста. Изучение понятия лад, тональность (до 2- знаков). Проигрывание гамм. Изучение двухголосия. Понятие трезвучия. Изучение полного нажатия аккорда в левой руке. Упражнения на обращение трезвучий. Изучение доминантсептаккорда.

IV. Изучение функций синтезатора.  Изучение функции записи аранжировки  с помощью регистрационной памяти синтезатора. Изучение функции записи multi pad. Работа над аранжировкой с помощью изменения голосов паттернов в стилях.

V. Практические навыки. Разучивание произведений народного, классического, современного жанров. Самоконтроль за инструментом: правильная посадка и постановка рук. Игра как отдельно так и совместно двумя руками. Самостоятельный разбор произведения на фразы и предложения.  Чтение нот с листа детских песенок-попевок. Навыки импровизационной игры и сочинительства.

VI. Навыки сценического движения. Осмысление образа того или иного произведения. Умение передать характер музыки. Тренировка и самоконтроль перед выходом на сцену, вхождение  в образ. Навыки актерского мастерства и самообладания.

VII. Репетиционная деятельность. Отработка конкретных произведений для выступлений на конкурсах, концертах и различных мероприятиях. В репетицию входит: разучивание произведения и работа над художественным воображением.

VIII. Концертная деятельность. Выступления учащихся в концертах, конкурсах, мероприятиях Центра творчества и города.

IX. Выездные мероприятия. Посещение с учащимися музыкальных концертов, мастер-классов, театров, выставок, что способствует общему развитию ребенка, развитию его эстетического вкуса и духовного обогащения.

Учебно-тематический план

Третьего года обучения

Темы разделов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

I

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

II

Музыкальные беседы

1

Беседа об истории создания синтезатора

0,5

-

0,5

2

Беседа о великих композиторах, музыкантах

1

-

1

III

Обучение игре на синтезаторе и изучение теории

1

Проверка остаточных знаний

1

-

1

2

Понятие тоники, супдоминанты, доминанты как основы для сочинения композиции.

4

-

4

3

Тональности до 3-ух знаков

6

-

6

4

Размер 3/8, 6/8, 12/8

1

6

7

5

Интервалы в пределах октавы и их обращения

4

10

14

IV

Изучение функций синтезатора

1

Звуковое колесо (pitch bender)

2

8

10

2

Работа с каналами паттернов при работе над аранжировкой

6

14

20

3

 Работа с микшером для создания нового звучания

4

8

12

V

Практические навыки

1

Разучивание произведений народного жанра

-

12

12

2

Разучивание произведений классического жанра

-

10

10

3

Разучивание произведений танцевального жанра: вальс, марш, танго

-

20

20

4

Разучивание произведений современного жанра: рок, поп, джаз

-

20

20

5

Чтение нот с листа

-

20

20

6

Импровизация

2

14

16

VI

Навыки сценического движения

1

Художественный образ и навыки актерского мастерства

5

5

10

VII

Репетиционная деятельность

-

15

15

VIII

Концертная деятельность

-

15

15

IX

Выездные мероприятия

-

6

6

Всего часов

35

181

216

Содержание учебного плана

3-его года обучения

I.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о правила безопасности на дорогах в осенне-зимний период времени года, о правилах дорожного движения, о технике безопасности с электрооборудованием и электроприборами. О поведении в чрезвычайных ситуациях.

II.Музыкальные беседы. История музыки. Знакомство с инструментами симфонического оркестра, народного оркестра, камерного оркестра, вокально-инструментального ансамбля. Использование презентации или иллюстративного материала. Беседа о биографии одного из великих композиторов – классиков.

III.Обучение игре на синтезаторе и изучение теории. Проверка остаточных знаний с помощью контрольной работы – теста. Изучение понятия Т, S, D – как основы для композиции произведения.  Тональности до 3- знаков. Проигрывание гамм в две октавы. Изучение интервалов пределах октавы и их обращения. Размеры 3/8, 6/8, 12/8.

IV. Изучение функций синтезатора.  Звуковое колесо (pitch bender) – знакомство и использование. Работа с каналами паттернов для создания своей аранжировки. Знакомство с микшером для создания своего голоса.

V. Практические навыки. Разучивание произведений народного, классического, современного жанров. Игра как отдельно так и совместно двумя руками. Самостоятельный разбор произведения на фразы и предложения.  Чтение нот с листа народных пьес и классических произведений 1-2 класса. Навыки импровизационной игры и сочинительства.

VI. Навыки сценического движения. Осмысление образа того или иного произведения. Умение передать характер музыки. Тренировка и самоконтроль перед выходом на сцену, вхождение  в образ. Навыки актерского мастерства и самообладания.

VII. Репетиционная деятельность. Отработка конкретных произведений для выступлений на конкурсах, концертах и различных мероприятиях. В репетицию входит: разучивание произведения и создание художественного образа.

VIII. Концертная деятельность. Выступления учащихся в концертах, конкурсах, мероприятиях Центра творчества и города.

IX. Выездные мероприятия. Посещение с учащимися музыкальных концертов, мастер-классов, театров, выставок, что способствует общему развитию ребенка, развитию его эстетического вкуса и духовного обогащения.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

Темы разделов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

I

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

II

Музыкальные беседы

1

Беседа об истории музыки

0,5

-

0,5

2

Беседа о великих композиторах мира

1

-

1

III

Обучение игре на синтезаторе и изучение теории

1

Проверка остаточных знаний

1

-

1

2

Понятие гармонии и гармонических приемов композиции (Т, S, D, аккорды 2 и 6 ступеней)

4

-

4

3

Тональности до 3-ех и до 4–ех знаков

6

-

6

4

Трезвучие 6 ступени, трезвучие 2 ступени

1

6

7

5

Мелодия и бас как основа музыкальной ткани

4

10

14

IV

Изучение функций синтезатора

1

Изучение функции записи «song»

2

12

14

2

Работа с каналами паттернов при работе над аранжировкой

-

10

10

3

 Работа с микшером для создания нового звучания

-

6

6

4

Закрепление знаний по записи аранжировки и закрепление знаний по записи «multi pad»

-

6

6

V

Практические навыки

1

Разучивание произведений народного жанра (разбор стилей музыки разных народов: кантри, латина, ирландская ипр.)

-

12

12

2

Разучивание произведений классического жанра (разбор паттернов вальс)

-

10

10

3

Разучивание произведений танцевального жанра: танго и фокстрот

-

20

20

4

Разучивание произведений современного жанра: диско-денс, хип-хоп

-

20

20

5

Чтение нот с листа

-

20

20

6

Импровизация и джазовые приемы

-

18

18

VI

Навыки сценического движения

1

Художественный образ и навыки актерского мастерства

5

5

10

VII

Репетиционная деятельность

-

15

15

VIII

Концертная деятельность

-

15

15

IX

Выездные мероприятия

-

6

6

Всего часов

25

191

216

Содержание учебного плана

4-го года обучения

I.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о правила безопасности на дорогах в осенне-зимний период времени года, о правилах дорожного движения, о технике безопасности с электрооборудованием и электроприборами. О поведении в чрезвычайных ситуациях.

II.Музыкальные беседы. История музыки 20 века. Использование презентации или иллюстративного материала. Беседа о биографии одного из великих мировых  композиторов.

III.Обучение игре на синтезаторе и изучение теории. Проверка остаточных знаний с помощью контрольной работы – теста. Использование знаний о  Т, S, D – как основы для композиции произведения.  Тональности до 3-4 знаков. Проигрывание гамм в две октавы. Изучение аккордов и трезвучий 2 и 6 ступеней. Понятие о гармонизации мелодии. Использование аккордов 1, 2, 4, 5, 6 ступеней для создания гармонических цепочек.

IV. Изучение функций синтезатора.  Углубленная работа с каналами паттернов для создания своей аранжировки. Углубленная работа с микшером для создания своего звучания. Изучение функции записи «song». Закрепление навыков в работе над записью аранжировки на многодорожечный секвенсер в регистрационную память синтезатора, «multi pad».

V. Практические навыки. Разучивание произведений народного, классического, современного жанров. Погружение в характер музыки и историю стиля. Более подробное изучение стилей танго, фокстрот, дэнс, хип-хоп, кантри, латина. Навыки импровизационной игры и изучение джазовых приемов.

VI. Навыки сценического движения. Работа над художественным образом произведения. Создание образа для более полной передачи характера музыкального произведения. Работа над сценическим движением.

VII. Репетиционная деятельность. Работа над определенным набором  произведений для выступлений на конкурсах, концертах и различных мероприятиях. Работа над художественным образом произведения.

VIII. Концертная деятельность. Выступления учащихся в концертах, конкурсах, мероприятиях Центра творчества и города.

IX. Выездные мероприятия. Посещение с учащимися музыкальных концертов, мастер-классов, театров, выставок, которые способствуют общему развитию личности, развитию эстетического вкуса и духовного обогащения.

Учебно-тематический план пятого года обучения

Темы разделов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

I

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

II

Музыкальные беседы

1

Беседа об истории джаза

0,5

-

0,5

2

Беседа о современной музыке 21 века

2

-

2

III

Обучение игре на синтезаторе и изучение теории

1

Проверка остаточных знаний

1

-

1

2

Гармонические цепочки для композиции и сочинительства при помощи аккордов всех ступеней.  

4

-

4

3

Тональности до 5 знаков

6

-

6

4

Трезвучие 3 ступени

1

6

7

5

Понятие о родственных тональностях

4

10

14

IV

Изучение функций синтезатора

1

Закрепление функции записи «song»

2

12

14

2

Работа над аранжировкой

-

10

10

3

 Изучение функции педали

-

6

6

4

Паттерны джаза и смешанных стилей. Особенности и характеристика

-

6

6

V

Практические навыки

2

Разучивание произведений джазовых стилей

2

25

27

4

Игра в ансамбле

1

24

25

5

Чтение нот с листа

-

20

20

6

Импровизация и джазовые приемы. Джазовая гамма.

1

19

20

VI

Навыки сценического движения

1

Художественный образ и навыки актерского мастерства

-

7

7

VII

Репетиционная деятельность

-

20

20

VIII

Концертная деятельность

-

20

20

IX

Выездные мероприятия

-

6

6

Всего часов

28

191

216

Содержание учебного плана

5-го года обучения

I.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа о правила безопасности на дорогах в осенне-зимний период времени года, о правилах дорожного движения, о технике безопасности с электрооборудованием и электроприборами. О поведении в чрезвычайных ситуациях.

II.Музыкальные беседы. История джаза. Музыка 21 века. Использование презентации или иллюстративного материала.

III.Обучение игре на синтезаторе и изучение теории. Проверка остаточных знаний с помощью контрольной работы – теста. Тональности до 5 знаков. Проигрывание гамм в две октавы. Изучение аккордов 3 ступени. Создания гармонических цепочек. Использование знаний о построении трезвучий на всех ступенях и их разрешения. Понятие о родственных тональностях.

IV. Изучение функций синтезатора.  Работа над аранжировкой. Самостоятельная запись «song», «multi pad». Работа с педалью. Разбор паттернов джаза и смешанных стилей.

V. Практические навыки. Разучивание джазовых композиций. Импровизация. Изучение джазовой гаммы. Чтение с листа. Собственное сочинение мелодии с помощью знаний и навыков гармонизации мелодии.

VI. Навыки сценического движения. Работа над художественным образом произведения. Создание образа для более полной передачи характера музыкального произведения.

VII. Репетиционная деятельность. Работа над определенным набором  произведений для выступлений на конкурсах, концертах и различных мероприятиях. Работа над художественным образом произведения.

VIII. Концертная деятельность. Выступления учащихся в концертах, конкурсах, мероприятиях Центра творчества и города.

IX. Выездные мероприятия. Посещение с учащимися музыкальных концертов, мастер-классов, театров, выставок, которые способствуют общему развитию личности, развитию эстетического вкуса и духовного обогащения.

Примерный репертуарный список произведений

  1. Брукс Ш. «Однажды»
  2. Груббер Ф. «Тихая ночь»
  3. Джойс А. «Где ты?»
  4. Джойс А. «Грезы»
  5. Джойс А. «Осенний сон»
  6. Кемпферт Б. «Путники в ночи»
  7. Кингстей Г. «Воздушная кукуруза»
  8. Косма Ж. «Опавшие листья»
  9. Лей Ф. «Мелодия»
  10. Леннон Д., Маккартни П. «Возвращайся»
  11. Леннон Д., Маккартни П. «Леди Мадонна»
  12. Леннон Дж., Маккартни П. «Вчера»
  13. Леннон Дж., Маккартни П. «Мишель»
  14. Маландо М. «Звездная ночь»
  15. Манчини Г. «Луна»
  16. Мичем Ф. «Американский патруль»
  17. Паулс Р. «Маэстро»
  18. Паулс Р. «Мелодия»
  19. Паулс Р. «Пасмурно»
  20. Портер К. «Прощай»
  21. Пресли Э. «Люби меня»
  22. Пресли Э., Матсон В. «Люби меня нежно»
  23. Рашель Р. «До свидания, Рим»
  24. Роджерс Р. «Что я люблю?»
  25. Рота Н. «Тема любви»
  26. Скляров Е. «Не уходи»
  27. Уорд С. «Шилеми»
  28. Уэббер Э. «Память»
  29. Фостер С. «О, Сюзанна»
  30. Херман Д. «Привет, Долли»
  31. Херман Д. «Прости»
  32. «Подмосковные вечера»
  33. «Эх, дороги»
  34. Чайковский П. «Сладкая греза»
  35. Элвис Пресли «Can,t help falling in love»
  36. Песня из к/ф «Человек амфибия» «Морской дьявол»
  37. Мелодия из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  38. Тема из к/ф «Джентельмены удачи»
  39. Тема из к/ф «Ва-банк»
  40. Пьяцолла «Либертанго»
  41. Юрима «River flowers in your»
  42. Дога вальс «Мой ласковый и нежный зверь»
  43. Свиридов «Время вперед»
  44. Дунаевский «Весна идет»
  45. М. Бернес «Шаланды полные кефали»
  46. Марш из к/ф «Жестокий романс»
  47. День победы
  48. Марш «Прощание славянки»
  49. Мирей Матье «Пардоне»
  50. Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не сожалею»

Прогнозируемые результаты обучения

В результате прохождения образовательной программы учащийся должен:

• иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;

 • свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;

• владеть панелью управления синтезатора;

• знать элементарную теорию музыки;

• ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;

• знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;

• создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные жанровым особенностям музыкального произведения;

• уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;

• уметь читать ноты с листа;

• уметь импровизировать;

• уметь сочинять;

  •  иметь представление о музыкальном искусстве в широком понимании (знать композиторов разных эпох, музыкальные стили и жанры, историю музыки, музыкальные термины и пр.);
  •  креативно мыслить и работать над произведением;
  •  фантазировать и искать необычные формы самореализации в музыке;
  •  владеть начальными навыками актерского мастерства и уметь «входить» в образ перед выступлением.

В заключении

Развитие навыков практического музицирования у каждого ребенка – одна из главных задач педагогики музыкального образования. Использование новых современных образовательных технологий позволяет педагогу доступно и просто заинтересовать учащегося и помочь сориентироваться в многообразии музыкальных инструментов.  

Клавишный синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности различные роли: исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера и даже композитора. Чтобы исполнить музыкальное произведение на клавишном синтезаторе  учащийся должен выбрать паттерн, тембр, поработать над звукорежиссёрскими настройками, записать музыку на многодорожечный секвенсор, почувствовать выразительность того или иного музыкально-художественного средства. Всё это приводит к тому, что постижение музыкального искусства становится более глубоким. Приобщение учащихся к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителю группы электронных цифровых инструментов, способствует развитию творческой инициативы, самостоятельности. Индивидуальное занятие обучения игре на клавишном синтезаторе включает следующие разделы: исполнение, аранжировка, теоретический анализ музыкального материала (строение аккордов, анализ формы, развитие мелодии, определение стиля и жанра музыкального произведения), изучение функциональных возможностей («кнопочная техника»).

В образовательной программе музыкальной студии «DEMO» представлены практические методы, с помощью которых можно доступно объяснить тот или иной музыкальный материал.

 Креативный подход к работе с клавишным синтезатором – неотъемлемая часть успеха педагогической деятельности. Подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий – один из важных способов передачи информации.  Интерес к заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, его особой художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ребенка, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступных в музицировании на синтезаторе даже начинающим.

Разнообразие форм урочной деятельности, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребенка, индивидуальный подход к каждому учащемуся – это путь, который приведет к положительным результатам учебной и педагогической практики.

Список методической литературы

  1. Алпарова Н.Н. «Универсальный синтезатор: от фолька до саундтрека», Ростов н/д.: Феникс, 2009. - 72 с.
  2. Бойко В. «Синтезатор и я - лучшие друзья!», СПб.: Композитор. - 64 с.
  3. Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради для маленького музыканта. Тетради 1-3. Магия интервалов. Лад. Мелодия. Гармония. Аккомпанемент», СПб.: Композитор. - 76 с.
  4. Живайкин П. «Как играть современную популярную детскую музыку»

Учебное пособие/ - М.: Издатель Смолин К.О., 2001. - 64 с.

  1. Карагичева И. «Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс», М.: Музыка, 2010. - 84 с.
  2. Красильников И.М. «Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария» Пособие для учителя. — М. Институт новых технологий. — 2008 г. — 212 с.
  3. Красильников И.М., Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе» . М.: ВЛАДОС, 2005. - 208 стр.
  4. Красильнников И.М., Семенова Д.А. «Электронное музыкальное              творчество», М.: Институт Новых технологий, 2008. - 49 с.
  5. Кузнецова В.В. «Знакомство с синтезатором», М.: Издатель Смолин К.О., 2000. - 59 с.
  6. Музыкальные инструменты мира. Иллюстрированная энциклопедия., Минск: Попурри, 2014. - 320 с.
  7. Новожилов В.В.  «Играю на синтезаторе». Выпуск 2., М.: Музыка, 2002. - 48 с. 
  8. Обрист Х. «Краткая история новой музыки», Перевод с англ. Кузнецова С., М.: Ad Marginem Press. - 280 с.
  9. Петренко Л.Е. (сост.), Новожилов В.В. (ред.) «Играю на синтезаторе». Выпуск 1 , М.: Музыка, 2002. - 48 с. 
  10. Росс А. «Дальше - шум. Слушая ХХ век», с англ. Калужский М., Гиндина А., М.: Астрель, 2015. - 560 c.
  11. Трифонова Н. «Играем на синтезаторе Yamaha». Учебное пособие. Выпуск 1. СПб.: Композитор,2012. -  48 стр. 
  12. Шавкунов И.Г. Хрестоматия. Мой инструмент синтезатор. Часть 1., СПб.: «Композитор»,2002. - 42 с.
  13. Шавкунов И.Г. Хрестоматия. Мой инструмент синтезатор. Часть 2., СПб.: «Композитор»,2003. -  76 с.
  14. Шавкунов И.Г. Хрестоматия. Мой инструмент синтезатор. Часть 1., СПб.: «Композитор»,2003. - 68 с.
  15. Чернова В. «Учимся импровизировать и подбирать на слух. Практический курс на материале эстрадно-джазовой музыки», Новосибирск: Окарина, 2012. - 68 с.
  16. Ядова И. «Синтезатор. Играем на Casio и Yamaha», СПб.: Композитор, 2010. -56 с.   

Список литературы для учащихся

  1. Бакуменко М. «На солнечной стороне улицы», Новосибирск: Окарина, 2010.
  2. Дунаевский М. «Музыкальный сборник для голоса в сопровождении фортепиано», М.: Дрофа, 2002.
  3. Живайкин П. «Школа блюза, буги-вуги и рок-н-рола». Практическое пособие для начинающих и опытных пианистов. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  4. Кондаков А. «Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для синтезатора», М.: Донецк, 2010.
  5. Красильников И.М., Кузьмичева Т.А. «Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши», М.: Владос, 2004.- 66 с.
  6. Поливода Б., Сластененко В. «150 новых пьес для синтезатора:
    «лучшее из хорошего», М.: Феникс, 2009. - 104 с.
  7. Романенко В.В. Начальный курс джазовой импровизации на фортепиано. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  8. Романенко В.В. Учись импровизировать. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  9. Романенко В.В. Учись сочинять. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  10.  Романенко В.В. Гармония популярной песни. – М.: Хобби-Центр, 2001.
  11. Семенова Н. «Музыкальные картинки. Пьесы для синтезатора», М.: Искусство и образование, 2008.
  12. Тимонин Ю. «Играть на синтезаторе легко... Если знаешь, куда нажать!», М.: ФАИНА, 2012. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе

Создание музыкальной композиции на клавишном синтезаторе(синтезатор модели YamahaPSR1500) Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества ...

Статья "Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы"

Статья содержит краткие рекомендации по использованию синтезатора на уроках специальности из опыта работы преподавателя....

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение

В связи с открытием  класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...

Дополнительная образовательная программа "Клавишный синтезатор" 3, 5, 7 - летнее обучение

Примерная образовательная программа дополнительного образования детей «Клавишный синтезатор»...

Учебно-методическое пособие к образовательной программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне»

Данное пособие является необходимой частью методического комплекса к  образовательной программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне» студии электроакустичес...

Методическое сообщение на тему: "Использование возможностей клавишного синтезатора для музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио в ДШИ"

В данной работе рассматриваются некоторые функции клавишного синтезатора,которые можно широко использовать на уроках сольфеджиою...