Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ
план-конспект занятия по музыке на тему

Прибыльщикова Светлана Александровна

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solfedzhio2.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Прибыльщикова Светлана Александровна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории                                                

МОБУ «Гимназия № 83»

Город Ижевск, Удмуртская Республика

Методическая разработка на тему:

Использование игровых форм работы  на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

                                

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время среди проблем  все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время учащийся ДШИ должен обладать не только суммой определенных знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике.

Проблема использования игровых приемов на сольфеджио в настоящее время очень актуальна. Нужно отметить, что к настоящему времени о дисциплине «Сольфеджио» сложился стереотип «скучного» урока. Я же в своей работе хочу доказать обратное. Сольфеджио может быть не только не скучным, но и очень увлекательным занятием.

Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приемов воспитания и обучения,  одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке.

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

В.С. Мухина очень точно подчеркивает: «Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”».

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка.

Говоря о всех достоинствах игры, мне хотелось бы сказать, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе.

Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие. Поэтому при планировке занятий учитывается следующее:

а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут.

б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие. Например, письменные задания чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.

в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.

В данной методической разработке я представляю итоговое занятие  по сольфеджио (конец 2 четверти) - 2 год обучения.

Тип урока: - обобщающий: (повторение)

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся.

Задачи:

Воспитательные: Воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности.

Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, образно-эмоциональной сферы.

Образовательные: развитие у детей чувства ритма, развитие навыков интонирования звуков, развитие внутреннего и звуковысотного слуха.

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый, эвристический..

Методическое обеспечение: столбицы,  письмо, интервальная партитура, дидактическое пособие «Рыбка», карточка, ритмическая партитура «Серый краб», шумовые инструменты.

Конспект занятия сольфеджио

2 год обучения

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее и  все готовы к уроку.

1. «Музыкальное приветствие».

Учитель: Ребята, давайте сегодня вспомним стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». Помните, что там приключилось?                

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

     Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

     Квакать!"

Ребята,  а что случилось в результате этой путаницы?

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Ребята, как же можно было избежать этой беды? А у меня сегодня тоже случилась неприятность. Какой-то шалун побывал в нашем кабинете и навел здесь такой беспорядок. Посмотрите на доску. Здесь же все перепутано. Ребята, помогите мне навести порядок в наших музыкальных знаках (На доске перемешаны карточки ключевых знаков, трезвучий,  ступени лада, карточки различных интервалов и др.). Нужно по соответствию соединить карточки. Каждому ребенку дается определенное задание – собрать интервалы, собрать трезвучия, определить ключевые знаки в тональностях, найти правильные ступени. Дети выполняют задание. Проверяют и обсуждают правильность выполнения.

Учитель: Ну что, ребята, справились с заданием, тогда предлагаю поиграть в нашу любимую игру  «Глупое и умное эхо».

Игра «Глупое и умное эхо».

Глупое эхо – повторить стихотворение в ритме за педагогом

Умное эхо – проговорить стихотворение ритмослогами.

«Утром было солнечно и совсем тепло.

Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,

Затянуло озеро корочкой стекла».

Учитель: Отгадайте загадку: «Ползет в море паук – восемь ног, пара рук. В руках клещи, в глазах - испуг»

Ритмическая партитура «Серый краб» (ритмодекламация под музыку).  Сначала идет проработка ритмослогами, звучащими жестами (топы, шлепы, хлопы) и только затем партитура исполняется со словами под музыку. Задача – закрепить ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая (см. Приложение).

«Угадайка».  Повторение (на доске выписан звукоряд До мажор)

Ребята, ваша задача – пропеть «про себя» знакомые нам песенки по моей указке (Дети внутренним слухом пропевают мелодию полностью, и только затем дают правильный ответ. Поем со словами, затем нотами).

Музыкальный материал: «Паровоз», «Жучка», «Луноход», «Жук» (пение по ролям с движениями), «Лето» - устно транспонировать в Ре мажор, Ми мажор, Фа мажор».

Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? В каком? Что видели. Представьте себе, что мы на экскурсии в музее гамм. Вдруг экскурсовод забыл порядок посещения залов. Помогите ему вспомнить дорогу (двигаться можно вверх, вниз, влево, вправо).

Т

Т

ПТ

ПТ

ПТ

Т

Т

Т

ПТ

ПТ

ПТ

Т

Т

ПТ

ПТ

Т

Т

ПТ

Т

ПТ

Вокально-интонационная работа. Гамма ля минор.

Назовите параллельную тональность ля минора, одноименную тональность ля минора. Какие виды минора вы знаете? (ответы детей).

Исполнение песенок-правил «3 вида минора» (см. Приложение).

 - исполнить гамму в восходящем и нисходящем движении с ручными знаками, по столбице (см. Приложение).

- натуральный: 1)исполнить 2 звука вслух, 2 про себя,  2) 2 звука на стаккато, 2 звука на легато,

- гармонический: игра «Живой рояль» - каждый ребенок исполняет определенную ноту.

- мелодический: 1) исполнить вслух – устойчивые ступени, про себя – неустойчивые ступени.  2) пение гаммы в ритме;                            

- пение устойчивых, неустойчивых, вводных ступеней, опевание неустойчивых ступеней.

- игра «Музыкальный переводчик». Педагог поет мелодические обороты ступенями, а дети – нотами. (Например, педагог: раз - пять – шесть- пять – три – раз. Дети: ля – ми – фа – ми – до – ля).

Динамическая пауза. Игра «Глухие телефоны».

(Дети встают в колонну друг за другом и кладут руки на плечи. По цепочке отправляем «ритмическое послание»                        - отстукивает ритм впереди стоящему. Задача – точно передать ритмический рисунок.

Работа с интервалами.

- Песня «Интервалы».

-  интервалы на слух.

Игра «Звездное небо»: педагог играет в среднем и высоком регистрах интервалы. Среди множества знакомых «планет» – интервалов, дети отыскивают знакомые «звезды» – какой-либо заранее выбранный интервал. Узнавание этого интервала отмечаем поднятием руки.

Игра «Интервальные дорожки»  – дети расходятся в разные стороны  класса. В руках у каждого из них карточка с изображением какого-либо интервала. Водящий слушает фразу, исполняемую учителем на фортепиано и в соответствии с тем, на каком интервале она построена, направляется по «интервальной дорожке» к своему интервалу. При правильном определении интервала водящий сменяет держащего картинку, который отдав ее, сам становится водящим.

 - пение попевок  – интервалов «Малая секунда горько плачет, а большая тут же громко плачет», «Я терция большая мажорная такая, терция малая – очень усталая», «Пусто звучит, но как хороша. Хочется квинту спеть не спеша» и др. (см. Приложение).

- Интервальная партитура «Волшебная музыка хрустальных колокольчиков» (см. Приложение). 

Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас побывает в роли композитора. На фортепиано мы будем импровизировать. У каждого получится свое, ни с кем не сравнимое  музыкальное произведение (каждый ребенок импровизирует за инструментом. Желательно имполнять партитуру в высоком и среднем регистрах).

- Построение интервалов. Дети телятся на 2 группы по рядам.  На доске расположено дидактической пособие «Рыбка», «Павлин». Цель – найти в ней все интервалы. Каждый найденный интервал ребенок играет на фортепиано (см. Приложение). 

Музыкальный диктант.

Учитель: Ребята, совсем забыла. Я сегодня получила письмо от Феи музыки. Интересно, что же там? Давайте прочитаем.

Читаем письмо: «Дорогие ребята, у нас случилась беда. Дети  в Новогодний праздник могут остаться без песни. Кто-то украл нотки из нашей любимой песни «В лесу родилась елочка». Я знаю, что вы очень любите музыку, поэтому можете мне помочь. Спасибо вам, ребята».  

(Дети переписывают в тетрадь заготовку. В ходе прослушивания мелодии определяем размер, направление мелодии, ритмические особенности).

Ритмический оркестр. 

Исполнить ритмическое сопровождение к песне «В лесу родилась елочка» на музыкальных инструментах – колокольчиках, треугольнике, металлофонах, палочках, маракасах, ложках.

Рефлексия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что мы пожелаем друг другу на следующий год?

                  Попевка «До,свидания».

                                         

                                                      БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева М. От примы до октавы. М. 1976.

  1. Выготский Л. С. Психология искусства М.: Педагогика 1987

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975, №2.

4. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).

 5. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986;

6. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. – М.: Педагогика, 1986 – 320 с.

 7. Картавцева М. В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио /

Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М. 1989

8. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 1 класса ДМШ: Учебное пособие «Мы играем, сочиняем и поем. Спб. 1989.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: - 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.

10. Рокитянская Т. Ритм. Воспитание ритмического чувства. М.,1999.

11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Т.-1. - М., 1946. – 488 с.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

13. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. – с.134-136

14. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М. 1997.

Прибыльщикова Светлана Александровна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории                                                

МОБУ «Гимназия № 83»

Город Ижевск, Удмуртская Республика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Методическая разработка «Развитие творческих навыков учащихся на уроках сольфеджио в младших классах фортепианного отделения ДШИ»

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к пре...

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"

Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...

Методические разработки по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей»

В данной работе рассматривается проблема девиантного поведения у подростков; определяются причины его возникновения и основные принципы работы  педагога с детьми, поведение которых отклоняет...

Методическая разработка урока на тему "Использование метода игровой технологии на уроке английского языка"

АннотацияВ статье рассматривается использование игровых технологий как эффективного инструмента для повышения успеваемости учащихся на уроках английского языка в среднем образовании. Нами проанализиро...

Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий на уроках физической культуры»

Итоговая работа слушателякурсов повышения квалификации по проблеме:«Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС основного и среднего общего образо...