Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"
план-конспект по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, которое содействует развитию личности и сплочению детского коллектива. Создает основу для развития социального, эмоционального интеллекта обучающегося и применение полученного опыта взаимодействия в детском коллективе, в том числе в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа коррекции "Три С"288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Описание коррекционно-развивающей программы

2.2  Информационная карта программы

2.3. Требования по технике безопасности в процессе реализации программы

Список литературы

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей «Три С» разработана в соответствии с:

1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы»;

6. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области»;

7. Уставом МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска».

1.1 Пояснительная записка

В основе подхода к созданию программы лежит система знаний о необходимости осуществления психологической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дети из проблемных семей постоянно испытывают психологические нагрузки, превышающие предельные нормы и разрушающие их психику.

Длительное нахождение ребенка в состоянии стресса, страха, тревоги порождает негативные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. Это, в свою очередь вызывает изменение состояния на физиологическом уровне: возрастание общей возбудимости, увеличение кровотока, снижение порога чувствительности и т.п.

Длительное воздействие негативных средовых факторов формирует в детях тревожность, как личностную черту. Она формируется в силу нарушения форм внутри и межличностного общения, например между родителями и детьми, детьми и сверстниками и др. и проявляется через эмоции и чувства. Высокая или повышенная эмоциональная тревожность, проявляется в реальной действительности в форме переживаний (эмоции, аффекты, настроения, стрессы и др.).

Таким образом, длительные негативные переживания препятствуют благоприятному физическому и психическому здоровью детей, нарушают психологическое развитие личности.

Важно учить детей понимать себя и свое состояние, правильно строить свое поведение в трудных жизненных ситуациях, обучать приемам самокоррекции и саморегуляции.

Психологическая помощь детям данной группы снижает риск аддиктивного, суицидального, противоправного и других форм девиантного поведения, способствует сохранению их психического здоровья и формированию навыков здорового образа жизни.

Объём и срок реализации коррекционно-развивающей программы «Три С» – 30 часов.

Срок реализации программы – 10 дней.

Форма занятий: очная

Формы и методы, используемые при реализации программы

- практические и теоретические знания в области самопознания личности;

- коммуникативные площадки;

- познавательные, интеллектуальные игры, викторины;

- тестирование развития коммуникативных компетенций, опрос;

- подвижные развивающие игры на природе;

- элементы арт-терапии, мандало-терапии, сказкотерапии;

- тренинговые упражнения.

Особенности организации образовательного процесса

Коррекция и развитие личности проходит в форме активного общения несовершеннолетних, которое содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального, эмоционального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в учебной деятельности. Привлечение    детей «группы    риска», детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации к коррекционно-развивающим занятиям предусмотрено:

- организацией рефлексивной коммуникации;

- организацией         развития личности через тренинговые упражнения в игровой форме, психотехник.

Материально-техническая база

Место проведения: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации коррекционно-развивающих занятий.

Смену планируется провести в 1 этап – реализация программы (июнь)

Канцелярские товары: клей, цветная бумага, ватман, картон черно-белый, картон цветной, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисточки, развивающие игры.

Спортивный инвентарь: мячи.

ТСО: музыкальный центр, диски с релаксационной музыкой.

Обеспечение кадрами: педагог-психолог – 1.

Режим работы группы

09.30 – 09.40 – приём детей

09.40 – 10.40 – коррекционно-развивающие занятия

10.40 – 11.00 – фитопауза, подвижные игры на открытом воздухе

11.00 – 12.00 – арт-терапия, музыкальная терапия

12.00 – 12.20 – уход  домой

Цель программы: оказание психологической помощи детям по достижению социально- психологической компетенции и снижению уровня тревожности через самопознание, самокоррекцию и саморазвитие.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о продуктивном общении с людьми; обучать приемам социо-культурного поведения.
  2. Провести коррекцию повышенного уровня тревожности детей, самооценки, развитие когнитивных процессов.
  3. Обучить приемам сохранения психологического здоровья.

Ожидаемые результаты:

● сформировать знания у обучающихся о продуктивном общении с людьми;

● снизить уровень тревожности и повысить самооценку;

● сформировать внутреннюю позицию, направленную на противостояние к употреблению ПАВ (психологически активных веществ).

● определить уровень развития когнитивных процессов, расширить познавательную деятельность.

1.2 Содержание коррекционно-развивающей программы

Тема

Психологические задачи

1.

Кто я?

Развитие самораскрытия, самопознания, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей

2.

Точка опоры

Помощь в раскрытии своих сильных сторон, актуализация личностных ресурсов, коррекция самооценки, тревожности

3.

Самопринятие. Самоуважение.

Самоодобрение.

Обучение приемам на позитивные установки; активизация процесса самопознания; регуляция состояния

4.

Мои слабости

Обучение тому, как находить в себе не только сильные, но и слабые стороны; повышение самопонимания на основе осознания своих ограничений

5.

Уверенное и неуверенное поведение. Сказкотерапия

Отработка приемов уверенного поведения, коррекция самооценки

6.

Понятие группового давления

Развитие навыков уверенного поведения, обучение навыкам противостояния

7.

Я в своих глазах и глазах других людей. (Эффективные приёмы общения). Уверенное и неуверенное поведение

Дальнейшее прояснение Я-концепции, раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения

8.

Драка.

Арт-терапия

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умений выражать свое эмоциональное состояние. Коррекция агрессивного поведения

9.

Как справиться с плохим настроением

Развитие умения самоанализа, обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть тревогу и избавиться от нее

10.

Арт-терапия по методу «Рисование пальцами»

Коррекция состояния, самовыражение, укрепление уверенности в себе

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

2.1 Описание коррекционно-развивающей программы

Модель обучающей программы: программа достижения социально-психологической компетентности

Совокупность психологических знаний, используемых в программе:

  • Системность в подходе к коррекционно-развивающей работе с детьми
  • Активизация познавательной деятельности детей
  • Изменение восприятия
  • Перестройка мотивов
  • Изменение психологического состояния
  • Изменение деятельности

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Информированность подростков и всех участников психолого-медико-педагогического и социального сопровождения о работе, в которую они будут вовлечены
  • Добровольность участия
  • Вовлеченность школьников в групповую деятельность
  • Изменение мотивов поведения

Этапы программы:

1  этап – информационно-подготовительный

2  этап – первичная диагностика

3  этап – планирование работы

4  этап – реализация программы

5  этап – итоговая диагностика

6  этап – оформление результатов

7 этап – информирование администрации, педагогического коллектива и родителей о результатах реализации программы

2.2  Информационная карта коррекционно-развивающей профилактической смены «ТРИ С»

1.

Полное название проекта

Коррекционно-развивающая профильная смена для обучающихся среднего звена МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» по профилактике  и коррекции социальной дезадаптации и девиации поведения несовершеннолетних

2.

Цель проекта

Оказание психологической помощи детям по достижению социально- психологической компетенции и снижению уровня тревожности через самопознание, самокоррекцию и саморазвитие

 

3.

Форма проведения

Коррекционные занятия

4.

Специализация проекта

Коррекционно-развивающее направление

5.

Краткое содержание проекта

- системность в подходе в коррекционно- развивающей работе;

- активизация познавательной деятельности;

- изменение восприятия;

- изменение психологического состояния.

6.

Ожидаемый результат

- сформировать знания у обучающихся о продуктивном общении с людьми;

- снизить уровень тревожности и повысить самооценку у обучающихся;

- сформировать внутреннюю позицию, направленную на противостояние к употреблению ПАВ (психологически активных веществ).

7.

Руководитель проекта

Мисюк Елена Викторовна  –

педагог- психолог

8.

Название проводящей организации

МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска»

9.

Адрес проводящей организации

Амурская область, г. Благовещенск,

ул. Институтская, дом 15

10.

Телефон/факс

209-535

11.

Предполагаемая база проведения

Специально оборудованные   кабинеты, одноразовое питание на базе  МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» за счет денежных средств родителей

12.

География участников проекта

Обучающиеся МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска» занимающиеся в коррекционных группах, подростки из социально- незащищенных семей

13.

Количество смен, участников проекта

Одна смена до 12 человек

14.

Сроки проведения

Июнь 2021

15.

Кадры

Мисюк Е.В., педагог-психолог

16.

Условия участия в проекте

Согласие родителей на участие ребенка в коррекционных занятиях

17.

Финансовое обеспечение проекта

За счет внебюджетных средств (организационные мероприятия)

18.

Особая информация и примечания

Летняя занятость обучающихся с согласия родителей после проведенных собраний по классам.

2.3 Требования по технике безопасности в процессе реализации программы и общие правила проведения детей пребывания в школе.

1. Территория должна постоянно содержаться в чистоте. Сгораемый материал, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории школы.

2. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям и открытым водоисточникам, используемые для пожаротушения, подступы к пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии.

3. О закрытии дорог, отдельных участков или проездов, необходимо немедленно сообщать в администрацию школы.

4. Территория школы в период организации летнего отдыха для детей должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения противопожарных водоисточников.

5. Расстановка мебели в помещении не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения. Здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Эвакуационные проходы, выходы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

6. Учащимся необходимо строго соблюдать общие санитарно-гигиенические нормы, а так же все установленные правила, в том числе правила охраны труда, противопожарной безопасности, правила поведения в школе и на ее территории.

7. В случае ухудшения самочувствия на занятиях сообщить об этом руководителю занятий.

8. Соблюдать правила поведения на занятиях, не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.

9. Дети обязаны бережно относиться к имуществу, быть аккуратными как со своими, так и с чужими вещами.

10. Дети друг к другу должны обращаться строго по имени, к организатору занятий – по имени отчеству, вести себя честно и достойно, придерживаться норм морали и этики в отношениях между собой и старшими.

11. Дети на занятия должны приходить строго к началу занятий, после занятий – уходить домой, нахождение на территории школьного двора после окончания занятий не предусмотрено.

     Список литературы

  1. Потёмкина О., Потёмкина Е. «Тесты для подростков», М., 2005.
  2. «Практическая психодиагностика», Редактор-составитель Д.Я. Райгородский Самара, 2002
  3. Л. Анн «Социально-психологический тренинг с подростками», 2006 г.
  4. «Практикум по социально-психологическому тренингу», под редакцией Б.Д. Парыгина, 2000
  5. Л.П. Пономаренко, издание "Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. (Методические рекомендации для школьных психологов) ", (1999).
  6. И.В. Дубровина. Психология. Учебное пособие. Москва-Воронеж, 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста

Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста.Интерактивная программа конкурса построена на принципе деятельностного подхода и предполагает активное участие школьник...

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа " Изучаем английский с удовольствием"

Занятия английским языком в период летних каникул помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобрете...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»

Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...