Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников
рабочая программа

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.

Возраст детей – 7 - 9 лет.

Сроки реализации программы - 2 года обучения.

Занятия проводятся на внебюджетной основе.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Бальный  танец  обладал и обладает  огромным  потенциалом  для  развития гармоничной  личности.  Начиная  с  XVIII  и  по  сегодняшний  день,  бальная хореография  придает  уверенность  в  движениях,  свободу  и непринужденность  в  постановке  фигуры,  что  положительным  образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет  к  освоению  одного  из  самых  элегантных  видов  танцевального искусства.  Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической  формы  тела  до  очень  тонкой  и  деликатной  области межличностных  отношений,  помогающий  детям  в  будущем  легче адаптироваться в любой социальной среде. Цель программы:  создание  условий  для  формирования  гармонично развитой  личности  ребенка,  успешно  адаптирующейся  в  условиях  современной  жизни,  посредством  бальной  хореографии  и  тесного сотрудничества педагога и родителей.

Задачи программы -

образовательные:

- познакомить с  историей происхождения бальных танцев;

- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;

- обучить основам актерского мастерства танцоров.

развивающие:

- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,

общей физической выносливости;

- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их

двигательной и логической памяти;

- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.

воспитательные:

- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа,  согласно  сценическому  образу  и  правилам  ФТСР,  применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;

- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

-  способствовать  распространению  влияния  эстетики  бального  танца  среди сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balnye_tantsy_dlya_nachinayushchih_pedagog_maslov_a.a.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

Бальные танцы для  младших школьников

Возраст детей – 7-9 лет

Сроки реализации –2 года

Автор – Маслов А.А.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.

Возраст детей – 7 - 9 лет.

Сроки реализации программы - 2 года обучения.

Занятия проводятся на внебюджетной основе.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Бальный  танец  обладал и обладает  огромным  потенциалом  для  развития гармоничной  личности.  Начиная  с  XVIII  и  по  сегодняшний  день,  бальная хореография  придает  уверенность  в  движениях,  свободу  и непринужденность  в  постановке  фигуры,  что  положительным  образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет  к  освоению  одного  из  самых  элегантных  видов  танцевального искусства.  Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической  формы  тела  до  очень  тонкой  и  деликатной  области межличностных  отношений,  помогающий  детям  в  будущем  легче адаптироваться в любой социальной среде.  

Работая  с  детьми,  следует  учитывать,  что  для  младших школьников  характерно  слабое  развитие  мышц,  дети  быстро устают  от  физических  нагрузок.  Из-за  слабости  мышц  спины  они  не способны долго удерживать корпус в прямом положении.  Педагог должен обратить  внимание  на  укрепление  и  развитие  мышц,  формирование устойчивых  навыков правильной  осанки  и  совершенствование  основных естественных движений. Слабость  дыхательных  мышц,  недостаточно  развитая  сердечно-сосудистая  система  -  все  эти  особенности  требуют  от  педагога  очень осторожного увеличения физической нагрузки.

У детей данного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная,  слуховая,  мышечная  и  вестибулярная  чувствительность, несовершенно восприятие: дети не умеют долго  слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие  органов  чувств,  сенсорных  умений  и  совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения.

Хотя  такие  важные  для  занятий  бальным  танцем  способности,  как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых,  следует  отметить,  что  эти  способности  быстро  развиваются посредством  упражнений,  а  младший  школьный  возраст является благоприятной порой для занятия танцем.

Нельзя  не  учитывать  при  работе  с  детьми    младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как  настойчивость,  целеустремленность,  упорство,  дисциплинированность. Поэтому  особую  привлекательность  приобретают  для  детей  этого  возраста занятия, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.

Используются следующие методы работы:

-объяснительно-иллюстративный. Педагог показывает детям новые фигуры, объясняет технику их исполнения, иллюстрирует каждый шаг. Дети пошагово заучивают элементы. Потом соединяют отдельные шаги в целую фигуру;

-поэтапное обучение. Занятия построены таким образом, что дети обучаются от простых основных шагов к освоению сложных фигур и танцам в паре. Используется принцип от простого к сложному;

-включенная демонстрация. Приглашаются наиболее успевающие дети для разучивания различных элементов  в подгруппах;

Цель программы:  создание  условий  для  формирования  гармонично развитой  личности  ребенка,  успешно  адаптирующейся  в  условиях  современной  жизни,  посредством  бальной  хореографии  и  тесного сотрудничества педагога и родителей.

Задачи программы -

образовательные:

- познакомить с  историей происхождения бальных танцев;

- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;

- обучить основам актерского мастерства танцоров.

развивающие:

- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,

общей физической выносливости;

- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их

двигательной и логической памяти;

- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.

воспитательные:

- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;

- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа,  согласно  сценическому  образу  и  правилам  ФТСР,  применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;

- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

-  способствовать  распространению  влияния  эстетики  бального  танца  среди сверстников.

Формы и режим занятий.

В группы 1 года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, не имеющие противопоказаний к занятиям хореографией (на основании представленной справки из поликлиники). Допустимое количество обучающихся в группе – 15 человек. Для достижения прогнозируемых результатов оптимальный состав группы – 10-12 человек.

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 1 часу.

Группа 2 года обучения формируется из числа детей, успешно освоивших материал 1 года обучения и физически подготовленных детей соответствующего возраста, имеющих достаточный уровень развития чувства ритма и музыкального слуха. В этих группах учащиеся занимаются наработкой танцевального материала, на базовом материале, который был получен ранее, изучается новый, более сложный материал. Начинаются первые конкурсные выступления, результаты которых заносятся в специальные классификационные книжки.

Формы занятий.

  • Групповые занятия.
  • Аттестации, соревнования.

2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Овладение навыками бальной хореографии.

2.Развитие  художественного  вкуса  и  повышение  нравственно-эстетической культуры обучающихся.

3.Возможность  реализации  творческого  потенциала  личности  ребенка  через включение в разные формы социально-культурной деятельности.

4.Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.

5.Появление эмоциональной устойчивости.

6.Формирование культуры здорового образа жизни и правил личной гигиены.

7.Снижение заболеваний, связанных с нарушениями осанки и плоскостопия.

        К концу обучения у детей складывается определенный ритм жизни от  регулярности  посещаемых  занятий,  обучающиеся  своевременно реагируют на слова педагога, имеют определенные навыки постановки в паре и  выполнения  парных  элементов и  движений. Могут артистично двигаться, исполнять  хореографические  этюды,  различать  особенности  медленных  и быстрых  танцев,  могут  слышать  и  понимать  значения  вступительных  и заключительных  аккордов  в  упражнениях.  У  детей  появляется  чувство коллективизма, ребята сплачиваются и чувствуют себя единым целым.

                3.УЧЕБНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

I   год   обучения

Название

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.

7

1

6

3

Музыкальная азбука.

4

-

4

4

Основы классической хореографии.

3

1

2

5

Детские танцы.

26

5

21

6

Знакомство с европейским бальным танцем.

10

3

7

7

Знакомство с латиноамериканскими танцами.

12

3

9

8

Беседа об общей спортивной этике.

2

2

-

9

Повторение пройденного материала

4

-

4

10

Подведение итогов.

2

-

2

ИТОГО:                  

72

2  год  обучения

Название

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.

9

-

9

3

Основы музыкальных ритмов

2

-

2

4

Элементы классического танца

2

1

1

5

Европейская программа

22

3

19

6

Латиноамериканская программа

27

4

23

7

Беседа об общей спортивной этике.

1

1

-

8

Повторение пройденного материала

6

-

6

9

Подведение итогов.

2

-

2

ИТОГО:                  

72

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

1. Вводное занятие.

Требования и порядок проведения занятий в Центре, ТБ. Знакомство  с  коллективом.  Ознакомление  участников  объединения  с программой,  правилами  поведения с  требованиями  к внешнему  виду, форме одежды  (обувь, костюм, прически). Беседа  с  детьми об основах хореографии. Обучение поклону (приветствие - прощание).

2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений. 

Спортивно-танцевальная  разминка,  ритмика  с  элементами  пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Сгибание коленей, подъем на полупальцы, подскоки, прыжки, работа корпуса. Подготовительные упражнения для диско-танцев. Выполнение комплекса упражнений.

3. Основы музыкальных ритмов.

Музыка  и  ее  характер. Варианты  музыкального  сопровождения, характер  музыки  (веселый,  печальный,  плавный,  обрывистый, медленный,  быстрый  и  т.д.),  музыкальный  размер:  2/4,  4/4,  3/4. Понятие ритма в музыке, его выделение. Сильные доли такта, слабые доли, акцент. Различие ритмических рисунков. Выполнение музыкально-ритмических заданий.

 4. Элементы классического танца.

Основы  хореографии:  изучение  позиций  ног  (I,  II,  III,  VI),  рук (подготовительное положение, I, II, III).

5.Европейская программа:

Движения «Медленного вальса», «Квикстеп».

а) Медленный вальс. Повторение основных фигур медленного вальса. Большой квадрат. Понятие линии танца и направления шага. Правый поворот, левый поворот. Понятие променадной позиции. Шассе из променадной позиции. Составление схемы, танцевание в паре.

б) Квикстеп. Подготовительные упражнения. Отработка непрерывного движения с помощью естественных шагов вперед и назад в ритме квикстепа. Удлинение шага с помощью жима. Четвертной поворот вправо. Поступательное шассе. Лок-степ вперед и назад. Разучивание схемы. Отработка в паре.

6.Латиноамериканская программа:

 Новые Танцевальные движения.

а) Самба. Променадный самба-ход. Боковой самба-ход. Виск в повороте. Ботафога: с продвижением назад, в променадной и контрапроменадной позициях, в теневой позиции. Разучивание схемы. Отработка в паре.

б) Ча-ча-ча. Основное движение в открытой позиции. Хип-твист. Веер. Клюшка. Спот-поворот вправо и влево. Разучивание схемы. Отработка в паре.

в) Джайв. Смена рук за спиной. Линк. Хлыст. Променадные ходы. Американский спин. Разучивание схемы. Отработка в паре.

7.Беседа об общей спортивной этике.  Правила поведения на соревнованиях и конкурсной площадке. Отношения в паре.

8.Повторение пройденного материала.  На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.

9. Подведение итогов.

  На основании результатов занятий и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается  уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.

2 год обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с центром. Беседа о требованиях к внешнему виду. Знакомство  со студией бального танца «Юнона». Ознакомление  воспитанников  с  программой  II  года  обучения. Напоминание правил поведения во время занятия, общие правила безопасного поведения в Центре и на выезде. Организационные вопросы.

2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.

Спортивно-танцевальная  разминка,  ритмика  с  элементами  пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Упражнения на развитие координации движений. Упражнения для европейской программы. Упражнения для латиноамериканской программы.

3.Музыкальная азбука.

Выделение музыкальных акцентов. Понятие различных ритмических рисунков в танцах европейской и латиноамериканской программы.

4.Основы классической хореографии. 

Demi-plie, battement tendu, battement tendu jete, 1-6 позиции ног, позиции рук.  Выполнение элементов на середине зала.

5.Детские танцы. 

Хореографические  этюды,  направленные  на  отработку  полученных знаний,  проработку  рисунков  танцев,  взаимодействие  в  парах, вхождение  в  хореографический  образ. Выполнение подготовительных упражнений. Разучивание композиции. Танцевание композиции в паре. Подтанцовки к современным детским песням, танцы-хороводы, танцы-игры и т.д. к Новому году,«Макарена», «Ламбада», «Твист», «Рок-н-рол», и т.д.

6. Европейская  программа  бальных  танцев,  «Е»  класс.  Движения-подготовки  на технику  исполнения.  Танцевальные  фигуры,  связки, комбинации. Исполнение  танцевальных  композиций  с  учетом  особенностей европейской программы.

7. Латиноамериканская  программа  бальных  танцев,  «Е»  класс.

Движения-подготовки  на  технику  исполнения.  Танцевальные  фигуры, связки,  комбинации.  Исполнение  танцевальных  композиций  с  учетом особенностей латиноамериканской программы.

8.Беседа об общей спортивной этике.

Беседа о поведении на соревнованиях.

9.Повторение пройденного материала.

На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.

10.Подведение итогов.

На основании результатов занятий  и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается их уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.

                        V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1.  Гусев С.И. Детские бытовые массовые танцы. [Текст]-М., 1985.

2.  Кауль  Н.  Как  научиться  танцевать.  Спортивные  бальные  танцы. [Текст]– Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

3.  Копорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. [Текст]-М., 1978.

4.  Лиф И.В. Ритмика. [Текст]- М., Академия , 1999.

5.  Мур  А.  Пересмотренная  техника  европейских  танцев.  –  Перевод  и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1993.

6.  Немов  Р.С.  Общая  психология:  Учебная  деятельность  студии образовательных  учреждений  среднего  профессионального образования.  [Текст]-М.,  Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС, 2001.

7.  Новые бальные танцы. [Текст]-М., 1980.

8.  Пересмотренная  техника  латиноамериканских  танцев.  [Текст]-Лондон. Имперское общество учителей танцев. Перевод и ред. Ю.С. Пина. – М., С-П., 1992.

9.  Пересмотренные направления и формы обучения танцам. – Перевод и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1995.

10.  Светинская  В.Н.  Современный  бальный  танец.  Учебное  пособие. [Текст]-М., 1976.

11.  Современный  бальный  танец.  Под  редакцией  В.М.Стриганова  и В.И.Уральской. [Текст]-М., Просвещение 1978.

12.  Строганов В.Н. Современный бальный танец. [Текст]- М., 1975.

13.  Ткаченко Т.С. Народный танец. [Текст]-М., 1980.

14.  Уральская В. Разрешите пригласить! Репертуарный сборник.  [Текст]-М., 1973.

15. Череховская Р.Л. Танцевать могут все.  [Текст]-Минск. Издательство «Народная асвета», 1973.

Для детей:

1.  Вербицкая А.В. Основы сценического движения. – [Текст]-М., 1973.

2.  Гринберг Е.Я. Растем красивыми. [Текст]- Новосибирск, 1992.

3.  Земская И. Свет мой, зеркало, скажи. [Текст]- Новосибирск, 1984.

4.  История костюма. [Текст]-М., Искусство, 1996.

5.  Как построить свое «я». [Текст]- М., Педагогика, 1991.

Интернет ресурсы:

1.  Бальный  танец  в  становлении  личности:  история  и  современность

[Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  -(http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a2ad78a4d53a88521216d37_1.html)

2.  Все  для  хореографов  и  танцоров  [Электронный  ресурс].  –  Режим доступа.- http://www.horeograf.com/

3.  Выбор.SU  -  общероссийский интернет-портал [Электронный ресурс].  –Режим доступа.- http://www.vybor.su/author/2007-06-07_courage.htm

4.  Гендерные  отличия  спортсменов  подросткового  возраста  в  бальных танцах  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  -(http://www.informio.ru/publications/id736/Gendernye-otlichijasportsmenov-podrostkovogo-vozrasta-v-balnyh-tancah)

5.  Методы  обучения  бальным  танцам  [Электронный  ресурс].  –  Режим доступа.-  (http://book-science.ru/humanities/perfarts/metody-obuchenijabal-nym-tancam.html?page=5)

6.  Содержание  программы  «Музыка  с  мамой»  [Электронный  ресурс].  –Режим доступа. -  http://www.mama-music.ru/list.html

7.  Федерация Танцевального Спорта России [Электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://www.ftsr.ru/data.php

8.  Философия  и  этика  бальных  танцев.  [Электронный  ресурс].  –  Режим доступа. - http://dnevniki.ykt.ru/maverick/437747


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа для старших школьников "ЛИДЕР" с календарно-тематическим планированием

«ЛИДЕР» - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»

Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...