Дополнительная общеобразовательная программа для старших школьников "ЛИДЕР" с календарно-тематическим планированием
рабочая программа (9, 10, 11 класс) на тему

Смола Елена Валерьевна

«ЛИДЕР» - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можно сказать, что это – целый набор специфических и уникальных качеств, призванных выявить человека-лидера в любой сфере деятельности. Надо только найти эту сферу.

Программа «ЛИДЕР» включает в себя 2 направления: «Ведущий за собой» (организаторские навыки), «Мастер слова» (навыки режиссера и ведущего).

Выйти вперёд и встать во главе других, в общем- то не бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди. Когда человек берётся вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться того, чтобы тебе поверили, как организовать их.

В ходе занятий учащиеся узнают о том, каким должен быть настоящий лидер, грамотный организатор; как найти подход к каждому человеку, как создать и сплотить коллектив; как правильно организовать работу и многое другое.

Кроме того, эти направления деятельности позволят выявить творческий и лидерский потенциал учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН

СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ

Рассмотрено и одобрено на заседании                         УТВЕРЖДАЮ                                                                                   Педагогического/методического совета                      Директор МБУ ДО ДДТ

МБУ ДО ДДТ ст.Старощербиновская                         ст. Старощербиновская

                                                                        ________ А.В.Приймак

Протокол №_______ от______________                     Приказ №______

                                                                               От «31 » августа 2015 года №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Л И Д Е Р»

________________________________________________________________

 (Указывается наименование программы либо наименование объединения)

     

Направленность: социально-педагогическая

Рассчитана на подростков от 15 до 18 лет

Реализуется в течение 6 месяцев

Педагог дополнительного образования

Смола Елена Валерьевна

станица Старощербиновская,

2015 год

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

 

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 

  1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

«ЛИДЕР» - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можно сказать, что это – целый набор специфических и уникальных качеств, призванных выявить человека-лидера в любой сфере деятельности. Надо только найти эту сферу.

Программа «ЛИДЕР» включает в себя 2 направления: «Ведущий за собой» (организаторские навыки), «Мастер слова» (навыки режиссера и ведущего).

Выйти вперёд и встать во главе других, в общем- то не бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди. Когда человек берётся вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться того, чтобы тебе поверили, как организовать их.

В ходе занятий учащиеся узнают о том, каким должен быть настоящий лидер, грамотный организатор; как найти подход к каждому человеку, как создать и сплотить коллектив; как правильно организовать работу и многое другое.

Кроме того, эти направления деятельности позволят выявить творческий и лидерский потенциал учащихся.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: программа авторская, имеет социально-педагогическую направленность

Новизна 

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

Актуальность

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Актуальность образовательной программы «Лидер» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: «Ключевые меры государственной политики по развитию сферы образования и социализации подростков»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы «Лидер» заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка, научить подростков коммуникативной культуре, способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, способность идти на уступки, не конфликтность.

Программа направлена на формирование мира ценностей человека, которые содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов.

Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности подростков, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель: способствовать формированию лидерских качеств личности.

Задачи:

- создание благоприятных условий для полезного досуга детей;

- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся;

- организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат;

- внесение в жизнь подростка фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Отличительные особенности 

Отличительной особенностью программы «Лидер» является то, что она рассчитана не только на активных детей и подростков, но и предполагает выявление, воспитание и развитие лидерских качеств у ребят, не выделяющихся в коллективе.

Лидер в детском коллективе – это личность, способная осуществлять эффективно и продуктивно формальное и неформальное руководство в группе, ведь стремление к объединению детей в большие и малые группы – естественная потребность растущего организма и формирующейся личности.

Программа дает знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы  проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе.

Программа насыщена разнообразными методиками, тренингами, тестами, которые помогут лучше узнать самого себя, сравнить себя с другими людьми, понять особенности своего характера, разобраться кто такой лидер, как стать лидером и как самосовершенствоваться в лидерской деятельности. Кроме того, в программе предложены конкретные дела, которые позволяют объединить усилия детских организаций в подготовке лидера, осуществлять совместный поиск наиболее эффективных форм этой работы. Занятия имеют педагогическое основание для того, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли применить полученные знания и приобретенные навыки в школьной, студенческой и общественной жизни.

Приоритет отдается диалогическим методам обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу, что создает максимальные условия для развития личности.

Теоретические знания активно подтверждаются различными играми и тренингами, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала.

У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

Возраст участников данной дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на подростков обоего пола в возрасте от 15 до 18 лет, не требует предварительной подготовки.

Предполагаемый состав групп - разновозрастные.

Уровень образования - база средней общеобразовательной школы (9 - 11 класс).

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области определяется в процессе первых занятий.

Наличие способностей - выдающихся талантов и способностей для участия в программе не требуется.

Требования к физическому здоровью детей не предполагают особенной физической подготовки, т. к. программа не включает  специальных физических нагрузок.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 6 месяцев обучения, содержит теоретический и практический материал (при успешной реализации цели и задач может быть переработана и дополнена на срок до 3 лет).

Формы и режим занятий

  1. Основной формой обучения является учебное занятие продолжительностью 45 минут.
  2. Программа рассчитана с учётом 36-недельного учебного года из расчёта: 4 академических часа в неделю. Срок обучения - 28 недель (112 часов).
  3. Оптимальное количество учащихся на занятиях  не более 12 человек, что позволяет педагогу выработать определенную стратегию работы, включая специальные индивидуальные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.
  4. Занятия в группах начинаются с 14 декабря и заканчиваются 29 июня.
  5. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения.
  6. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.
  7. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться. На первом занятии и последующих (по необходимости) проводится инструктаж по ТБ.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Ожидаемые результаты:

- учащиеся будут уметь самостоятельно разработать и составить сценарий культурно-досугового мероприятия, организовать и осуществить его проведение;

- будут уметь общаться с аудиторией, держаться на сцене;

- станут более общительными, раскрепощенными, коммуникабельными.

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях и т.п.

- итоговое анкетирование учащихся и их родителей.

Формы подведения итогов реализации программы: подготовка и проведение культурно-досугового массового мероприятия, подготовка аналитической справки с приложением фотоотчета.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Инструктаж по ТБ.

Введение: основные направления работы в течение года.

2

2

-

1

2

3

4

5

Кто такой Лидер?

4

4

-

Тренинги на развитие лидерских качеств.

10

-

10

Коллектив-основа организаторской деятельности

2

-

2

Психология правильного поведения

8

2

6

Как правильно организовать работу в коллективе

4

-

4

Организация самоуправления

4

2

2

Основы режиссуры мероприятий

4

2

2

Основы составления сценария мероприятия

16

2

14

План подготовки и проведения мероприятия

12

2

10

Подбор и сортировка сценарного материала

12

0

12

Этикет ведущего

4

2

2

Создание имиджа

4

0

2

Ощущение сцены

4

2

2

Отработка навыков сценической речи

10

0

10

Воспитательная работа

4

2

2

Работа с родителями

4

2

2

Закрепление навыков и умений

2

2

2

Итоговое анкетирование

2

2

-

Итого:

112

22

90

Методическое обеспечение 

Разработки игр, бесед, конкурсов, сценариев, дидактического и лекционного материала и т.д.

Материально-техническое оснащение кабинет, столы, стулья, ноутбук или компьютер, доска, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доступ к сети Интернет

В программе возможны изменения, дополнения

Список литературы

1. В помощь педагогу-организатору. Информационный сборник. Под ред. А.В.Никитина – М, 2012.

2. Мир школьных праздников. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий. – М, 2013.

3. Журнал «Чем развлечь гостей».- М, 2011 - 2014 г.г..

4. Большая книга тамады – М.: Ставрос, 2014.

6. Журнал «Сценарии и репертуар». – М, 2011 - 2014 г.г..

7. Психологические тесты и тренинги на развитие лидерских качеств и повышение самооценки.- М.: ЭКСМО, 2011.

8. Андреев В. Режиссер устраивает сцену // Праздник. - 2001. - № 3. - С. 14-15.

9. Васильева Т.Г. Учет особенностей аудитории в процессе создания и реализации культурно-досуговых программ в условиях рынка // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. ст. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. - 2003. - Вып. 4. - С. 82-87.

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 1998. - 248 с.

11. Искусство и новые технологии: Методол. пробл. соврем. искусствознания: Сб. науч. тр. / М - во культуры РФ, РАН. Рос. ин - т истории искусств; Сост. Тимченко М.; Отв. ред. Иоскевич Я. - СПб.: Изд - во Рос. ин - та истории искусств. - Вып. 7. - 2001. - 128 с.

12. Комарова М.В. Технологические аспекты организации и постановки социально-культурных программ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. тр. - М.: МГУКИ, 2000. - С. 202-210.

13. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / Кубан. гос. ун-т. - Ставрополь, 2003. - 22 с.

14. Рябиков В.М., Агеева И.В. Педагогические проблемы социально-культурной сферы (теория, история, методика): Ретросп. науч.-вспом. библиогр. указ. автореф. дис. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 328 с.

15. Современные технологии социально-культурной деятельности. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.

16. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2002. - 184 с.

17. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ. – М.: ТетраСистемс, 2004. - 224с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

 Дом детского творчества муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская

Рассмотрено и одобрено на заседании                         УТВЕРЖДАЮ                                                                                   Педагогического/методического совета                      Директор МБУ ДО ДДТ

МБУ ДО ДДТ ст.Старощербиновская                         ст. Старощербиновская

                                                                                          _________А.В.Приймак

Протокол №_______ от______________                      Приказ №______

                                                                               От « 31 » августа 2015 года №1

Календарно-тематическое планирование

на 2015 – 2016 учебный год

Объединение: «Лидер»

Год обучения 1 группа № 1

Количество часов: всего 112; в неделю 4

Из них: количество индивидуальных часов: всего 54; в неделю 2

Педагог дополнительного образования:

Елена Валерьевна Смола

(Имя Отчество Фамилия)


Объединение «Лидер», 1 год обучения

№ заня-тия п/п

Дата по расписанию, количество часов

Тео-рия (ч.)

Прак-тика

(ч.)

Фактичес-кая дата

Темы занятий по разделам программы

Индиви-дуальные занятия

(ч.)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

15.12

(2 часа)

2

-

Инструктаж по ТБ.

Введение: основные направления работы в течение года.

-

2.

20.12

(2 часа)

-

-

Кто такой Лидер? Определение и выявление лидерских качеств. Тесты.

2

3.

22.12

(2 часа)

2

-

Кто такой Лидер? Определение и выявление лидерских качеств. Тесты.

-

4.

27.12

(2 часа)

-

-

Кто такой Лидер? Определение и выявление лидерских качеств. Тесты.

2

Итого за декабрь:

8 часов

4

0

4

5.

12.01

(2 часа)

-

2

Тренинги на развитие лидерских качеств

-

6.

17.01

(2 часа)

-

-

Тренинги на развитие лидерских качеств

2

7.

19.01

(2 часа)

-

2

Тренинги на развитие лидерских качеств

-

8.

24.01

(2 часа)

-

-

Тренинги на развитие лидерских качеств

2

9.

26.01

(2 часа)

-

2

Коллектив-основа организаторской деятельности

-

10.

31

(2 часа)

-

-

Тренинги на развитие лидерских качеств

2

Итого за январь:

12 часов

0

6

6

1

2

3

4

5

6

7

8

11.

02.02

(2 часа)

2

-

Психология правильного поведения

-

12.

07.02

(2 часа)

-

-

Психология правильного поведения

2

13.

09.02

(2 часа)

-

2

Психология правильного поведения

-

14.

14.02

(2 часа)

-

-

Психология правильного поведения

2

15.

16.02

(2 часа)

-

2

Как правильно организовать работу в коллективе

-

16.

21.02

(2 часа)

-

-

Как правильно организовать работу в коллективе

2

17.

24.02

(2 часа)

2

-

Организация самоуправления

-

18.

28.02

(2 часа)

-

-

Организация самоуправления

2

Итого за февраль:

16 часов

4

4

8

19.

01.03

(2 часа)

2

-

Основы режиссуры мероприятий

-

20.

06.03

(2 часа)

-

-

Основы режиссуры мероприятий

2

21.

09.03

(2 часа)

-

2

Основы составления сценария мероприятия

-

22.

13.03

(2 часа)

-

-

Основы составления сценария мероприятия

2

23.

15.03

(2 часа)

-

2

Основы составления сценария мероприятия

-

24.

20.03

(2 часа)

-

-

Основы составления сценария мероприятия

2

1

2

3

4

5

6

7

8

25.

22.03

(2 часа)

-

2

Основы составления сценария мероприятия

-

26.

27.03

(2 часа)

-

-

Основы составления сценария мероприятия

2

27.

29.03

(2 часа)

2

2

Основы составления сценария мероприятия

-

Итого за март:

20 часов

4

8

8

28.

03.04

(2 часа)

-

-

План подготовки и проведения мероприятия

2

29.

05.04

(2 часа)

2

-

План подготовки и проведения мероприятия

-

30.

10.04

(2 часа)

-

-

План подготовки и проведения мероприятия

2

31.

12.04

(2 часа)

-

2

План подготовки и проведения мероприятия

-

32.

17.04

(2 часа)

-

-

План подготовки и проведения мероприятия

2

33.

19.04

(2 часа)

-

2

План подготовки и проведения мероприятия

-

34.

24.04

(2 часа)

-

-

Подбор и сортировка сценарного материала

2

35.

26.04

(2 часа)

-

2

Подбор и сортировка сценарного материала

-

Итого за апрель:

16 часов

2

6

8

36.

04.05

(2 часа)

-

2

Подбор и сортировка сценарного материала

-

37.

07.05

(2 часа)

-

-

Подбор и сортировка сценарного материала

2

1

2

3

4

5

6

7

8

38.

08.05

(2 часа)

-

-

Подбор и сортировка сценарного материала

2

39.

10.05

(2 часа)

2

-

Этикет ведущего

-

41.

15.05

(2 часа)

-

-

Подбор и сортировка сценарного материала

2

42.

17.05

(2 часа)

-

2

Этикет ведущего

-

43.

22.05

(2 часа)

-

-

Создание имиджа

2

44.

24.05

(2 часа)

2

-

Ощущение сцены

-

45.

29.05

(2 часа)

-

-

Создание имиджа

2

46.

31.05

(2 часа)

-

2

Ощущение сцены 

-

Итого за май:

20 часов

4

6

10

47.

05.06

(2 часа)

-

-

Отработка навыков сценической речи

2

48.

07.06

(2 часа)

-

2

Отработка навыков сценической речи

-

49.

12.06

(2 часа)

-

-

Отработка навыков сценической речи

2

50.

14.06

(2 часа)

-

2

Отработка навыков сценической речи

-

51.

19.06

(2 часа)

-

-

Отработка навыков сценической речи

2

52.

21.06

(2 часа)

2

-

Воспитательная работа

-

1

2

3

4

5

6

7

8

53.

24.06

(2 часа)

2

-

Работа с родителями

-

54.

26.06

(2 часа)

-

-

Закрепление навыков и умений

2

55.

29.06

(2 часа)

-

2

Итоговое анкетирование

-

Итого за июнь:

18 часов

4

6

8

Итого за год:

112

22

36

54



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр"

Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментах для детей 5-9  классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....