КОНКУРСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
статья по теме

Копылова Елена Сергеевна

В данной статье автор актуализирует необходимость проведения конкурсов педагогического мастерства в учреждениях дополнительного образования. Данные конкурсы дают возможность педагогам реализовать свои инновационные методы и средства обучения, а так же поделиться опытом с другими педагогами. В данной работе представлен опыт проведения конкурсов педагогического мастерства во Дворце творчества детей и молодежи "Истоки" г. Сергиев Посад, Московской области, учреждении, которое отметило в 2011 году свой 75-летний юбилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursy__pedagogicheskogo_masterstva.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная и самая благородная работа, единая для всех и в то  же время своеобразная и неповторимая в каждой семье,- это творение человека.

В.А. Сухомлинский

1) Слово «педагогика» происходит от древнегреческого «детовождение». Педагогическая профессия в отличие от других профессий предполагает двойную подготовку - человеческую и специальную. Педагогу дополнительного образования предъявляет целый ряд специфический требований. Их можно разделить на 5 компонентов:

1. Проектировочный.

2. Конструктивный.

3. Организаторский.

4. Коммуникативный.

5. Гностический – самый важный,  является базовым и содержит умение обучающихся, коллег, собственной деятельности.

    Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.

Инновационная  деятельность педагога становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и  смену её на проблемно - поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

В 2009 году впервые в ДТДМ «Истоки» проходил конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Мы все причастны к Вечному творению».

Конкурс проводился в целях повышения социального статуса и  профессионализма педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки».

Основными задачами Конкурса являлись:

  1. Стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования;
  1. Выявление и распространение лучшего педагогического опыта, способствующего социальной стабилизации общества;
  2. Поиск педагогических идей по обновлению  содержания образовательных технологий в практике воспитания и дополнительного образования детей;
  3. Повышение профессионального мастерства  и престижа труда педагогических работников системы дополнительного образования детей;
  4. Пополнение банка методических материалов.

  В Конкурсе принимали участие педагоги дополнительного образования, проработавшие в ДТДМ «Истоки» не менее 1 года. Конкурсанты объединились в команды по 5 человек: «молодые» и «опытные» педагоги дополнительного образования.

 Участниками конкурса стали:

  1. Люльченко Анна Павловна;
  2. Калмин Николай Григорьевич;
  3. Наумова Лариса Владимировна;
  4. Олифоренко Анна Павловна;
  5. Николаева Елена Сергеевна;
  6. Арсеньев Александр Сергеевич;
  7. Литвинюк Мария Петровна;
  8. Скворцов Евгений Леонидович;
  9. Курышева Наталья Павловна;
  10. Гаврилова Светлана Сергеевна.

 Конкурс проходил в два этапа: подготовительный и финал, который состоял из следующих заданий:

  1. Визитная карточка команды (реклама объединений, результативность работы объединений);
  2. Конкурс «Программа»: из предложенных программ объединений выбрать 3  самых актуальных  (обосновать свой выбор, 3 участника);
  3. Конкурс «Анализ занятия»;
  4. Конкурс «Проверь журнал»;
  5. Конкурс «Учебное занятие»:
  1. каждый участник освещает основные методические подходы к проведению занятий и представляет один из интересных моментов;
  1. Разминка «Возрастные особенности детей»;
  1. каждая команда получает задание с описанием возрастных характеристик обучающихся и предлагает варианты его решения;
  1. Конкурс – «Педагогические ситуации» ( каждая команда решает по две ситуации);
  2. Домашнее задание: копилка интересных идей,  «Работа с родителями»;
  1. При подготовке к конкурсу были подготовлены «памятка для педагогов» и «памятка для родителей», которые получили все участники конкурса и зрители.

Жюри выступление участников оценивало по следующим критериям:

  1. Системность;
  2. Новизна и практическая направленность;  
  3. Творческий подход;
  4. Технологичность.

По итогам конкурса все участники были награждены грамотами администрации ДТДМ «Истоки» и ценными призами.

  Следующим шагом к повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал конкурс программно-методических материалов, который прошел 15 марта 2011 года во Дворце творчества детей и молодежи «ИстокиИСТОКИ»  в рамках областного конкурса.
  Целью конкурса стало повышение качества дополнительного образования детей. Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире, а такие конкурсы способствуют обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта.
  При подготовке к конкурсу был выявлен и представлен лучший опыт работы по программно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждении. Активизировалась и совершенствовалась работа педагогов.
  Жюри конкурса было представлено не только работниками Дворца творчества детей и молодежи «Истоки», были приглашены так же представители Учебно-методического центра образования и директора учреждений дополнительного образования детей Сергиево-Посадского района.

Критериями для оценки программно-методических материалов стали:

  1. Соответствие программы федеральным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования;
  2. Целостность программы;
  3. Актуальность и инновационность;
  4. Результативность;
  5. Методическое обеспечение программы.

5 участников конкурса представили дополнительные образовательные программы. Колосова И.В. выступала с программой  ЮИД «Дорожный патруль»  культурологической направленности, Александрова Е.А. «Рукодельница», Олифоренко А.П. «Юность», Бухонов Н.М. «Обыкновенное чудо» художественно-эстетической направленности,  Болотова Е.С. «Компьютерная графика и дизайн» - культурологической направленности.

Участники конкурса были награждены грамотами ДТДМ «Истоки».

   Победителем конкурса стала Колосова И.В., представившая свою программу, а также методические разработки по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах и на областном этапе конкурса программно-методических материалов, в котором ежегодно участвуют педагоги ДТДМ «Истоки». Участие в таких конкурсах создает условия для формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Возрастает количество и качество программно-методического обеспечения в учреждении. Проблема качества дополнительного образования детей  является по-прежнему одной из наиболее актуальных тем, что определяет её практический и теоретический интерес.

       Педагог всегда был и остаётся главным стратегическим и технологическим ресурсом: от его профессионализма, мастерства и интеллекта зависит качество дополнительного образования детей. Но кроме высокого профессионализма, педагог должен также обладать свободной от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, гуманным установками по отношению к людям в целом, и в особенности к детям, широкой эрудицией и достаточным уровнем общей и профессионально- дидактической культуры.  В условиях модернизации дополнительного образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка. В этой связи возрастают требования к общей и профессионально- дидактической культуре педагога дополнительного образования.

   Приоритеты педагогического коллектива ДТДМ «Истоки» - личностное развитие и реализация творческого потенциала ребёнка. За прошедшие годы сложилась своя система, появились новые традиции.
  Научно - практическая конференция педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки» является традиционной формой научно - методической работы и имеет следующие цели и задачи:

  1. Выявление и распространение образцов инновационной воспитательной деятельности;
  2. Повышение социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования;
  3. Пополнение банка методических  материалов;
  4. Стимулирование педагогического мастерства.

Как правило, оценочный лист участников конференции состоит из следующих аспектов:

  1. актуальность выбранного исследования,
  2. качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с  современным состоянием проблемы,
  3. умение использовать известные результаты и факты,
  4. владение автором специальным и научным аппаратом,  
  5. сформулированность и аргументированность собственного мнения,
  6. практическая и теоретическая значимость исследования,
  7. четкость выводов, обобщающих исследование,
  8. грамотность оформления и защиты результатов исследования.

В одной из последних таких конференций приняли участие 9 педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки», заслуживает внимания тот факт, что участниками стали не только опытные педагоги со сложившимися подходами к обучению и воспитанию, но и работники, только начинающие свой педагогический путь.

Темы  выступлений педагогов были следующими:
      Курышева Н.П. – «Развитие воображения на занятиях изобразительным  искусством»;
      Артемьева Л.Б. - «Детский голос, его возрастные особенности, задачи и метод работы с детьми»;

      Алтухова И.А.- мультимедийный проект «Система патриотического воспитания»;

      Лящук Т.В.- «Исследование и развитие творческих способностей подростка»;

      Цивилёва Л.А.- «Справочное пособие по краеведению для педагога»;

      Наумова Л.В.- «Арабский танец как средство воспитания толерантности»;

      Арианова Г.В. - «Здоровый образ жизни (справочник для педагога)»;

      Постникова Н.П. - «Народная культура-основа нравственного становления ребёнка»;

      Ходов М.В. -   «Пособие по курсу «Юный оператор».

Работы, представленные на конференции,  были разноплановы и по содержанию, и по стадии разработки. Работы педагогов Курышевой Н. П., Артемьевой Л.Б., Ходова М.В. рекомендованы для печати в методических  сборниках для педагогов дополнительного образования. Работа Алтуховой И.А.- участвовала в Международной Ярмарке социально- педагогических инноваций.

Научно- практическая конференция показала высокий творческий потенциал коллектива ДТДМ «Истоки».

По итогам научно-практической конференции выпущен методический сборник.

Развитие профессиональной компетентности педагогов Дворца творчества детей и молодёжи «Истоки» является залогом эффективности его развития.  

                                Приложение №4        

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении конкурса профессионального мастерства педагогов

дополнительного образования

«Мы все причастны к вечному творенью»

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность.

Инновационная деятельность педагога становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

Конкурс, посвященный 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, организует и проводит администрация  МОУДОД ДТДМ «Истоки».

Цели и задачи Конкурса:

Конкурс проводится в целях повышения социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования ДТДМ «Истоки».

Основными задачами Конкурса являются:

  1. стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования;
  2. выявление и распространение лучшего педагогического опыта, способствующего социальной стабилизации общества;

поиск педагогических идей по обновлению  содержания образовательных технологий в практике воспитания и дополнительного образования детей;

  1. повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников системы дополнительного образования детей;
  2. пополнение банка методических материалов.

Участники Конкурса:

В Конкурсе принимают участие педагоги дополнительного образования, проработавшие в ДТДМ «Истоки» не менее 1 года.  Педагоги объединяются в команды по 5 человек: «молодые» (до 35 лет) и «опытные» педагоги дополнительного образования.

Время и порядок проведения Конкурса:

Конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап – подготовительный с марта по апрель

2 этап – финал, апрель

Подведение итогов Конкурса:

Все участники награждаются грамотами администрации ДТДМ «Истоки» и ценными призами.

Финансирование:

Расходы, связанные с подготовкой к Конкурсу берут на себя участники Конкурса.

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением финала Конкурса берет на себя администрация ДТДМ «Истоки».

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые моменты деятельности педагога в организации занятия

1.

Цель занятия.

2.

Сформулированы ли задачи, которые необходимо решить по пути достижения цели?

3.

Существует ли связь с предыдущим занятием, как оно «работает» на последующие занятия?

4.

Выполнена ли дидактическая цель занятия: обучение, развитие, воспитание?

5.

Какие были подобраны приемы, методы и средства обучения?

6.

Какие были предусмотрены варианты самостоятельной деятельности учащихся?

7.

Какие формы контроля за усвоением материала учащимися были использованы?

8.

Какие знания, умения, навыки являются актуальными на данном занятии?

9.

Как была организована практическая деятельность?

10.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия?

11.

Какие были подобраны дидактические материалы, оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия.

12.

Успешно ли проведенное занятие? Удалось ли реализовать все поставленные задачи и почему?

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  1. Происходит рождение социального «Я» ребенка. В целом в этом возрасте можно выделить две основные линии развития психических функций (мышление, воспитание, память, внимание) – интеллектуализацию и произвольность. (7 – 11 лет)

  1. Ребенок хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким хотел бы быть. В целом самооценка оказывается низкой и неустойчивой. Ему кажется, что все вокруг наблюдают за ним и оценивают. (11 – 15 лет)

  1. Это благотворное время для появления сущностных жизненных отношений: различные увлечения, занятия спортом, привязанности к животным, любовь к природе и т.д. (7 – 11 лет)

  1. Самоуважение возрастает, устанавливается оптимистический взгляд на себя, происходит общая стабилизация личности, начинавшаяся с формирования «Я – концепции». (15 – 17 лет)

  1. В этом возрасте говорят о «реакции группирования». Если человек в этом возрасте попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. (11 – 15 лет)

  1. Этот возраст называют вершиной детства. Учение для него – значимая деятельность. (7 – 11 лет)

  1. При благоприятном стиле отношений в семье в этот период обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. (15 – 17 лет)

  1. Этот возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием, которое зависит от эндокринных изменений. Увеличивается рост и вес, изменяются пропорции тела. (11 – 15 лет)

  1. Этот возраст отличается повышенным стремлением к различного рода деловым, интеллектуальным, познавательным и одновременно развлекательным творческим играм. (15 – 17 лет)

  1.  Для этого возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения – не учебные занятия. (11 -15 лет)

Педагогические ситуации для этюдного решения.

  1. Начните разговор «Что такое зло?»
  2. Ученик сказал, что «2 * 2 = 8». Ваша реакция?
  3. Дети говорят: «Сегодня прикольно было на уроке…». Ваша реакция?
  4. Организуйте момент поздравления именинника.
  5. Проведите разговор по теме: «Руки человека».
  6.  Проведите разговор по теме: «Одиночество».
  7. Начните разговор по теме: «Сильный и слабый».
  8. На перемене… Видите, как ваша ученица сидит на коленях у юноши… Как реагируете?
  9. Найдите форму обращения к группе перед расставанием на каникулы.
  10. Ученик очень хорошо отвечал на вопрос… Ваша реакция.
  11. Вы бы хотели, чтобы дети бережно обращались друг с другом. Воспроизведите одно из ваших воздействий.
  12. Предложите детям поработать на субботнике.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
  2. Не заниматься попутно каким – либо другим делом.
  3. Заранее подготовить высказывание.
  4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
  5. Говорить о конкретных действиях.
  6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
  7. Заверить подростка в своем дружеском участии в его делах.
  8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
  9. Следить за реакцией подростка.
  10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять поцеловать, похлопать по плечу и т.п.)

!!! Тактичный развивающий совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать

линию поведения исходя, прежде всего из блага подростка.

..................................................................................................................................................................................

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Агрессия – это вредоносное поведение, сильная активность, стремление к самоутверждению:

  1. процесс, имеющий, специфическую функцию и организацию.
  2. «реакция», в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Некоторые возможные приемы и методы взаимодействия

педагога с агрессивными подростками:

  1. непринужденная беседа на отвлеченные темы;
  2. поиск общего интереса;
  3. обучение различным формам саморегуляции;
  4. использование психогимнастики, игровой коррекции поведения, изотерапии и других видов терапии

..................................................................................................................................................................................

Тест «Ваши способности к самообразованию»

Вопросы

Нет

(1 балл)

Частично

(2 балла)

Да

(3 балла)

  1. Читали ли вы что – либо о методах самообразования и самовоспитания?
  2. Знаете ли вы свои сильные и слабые стороны?
  3. Был ли у вас идеал (пример), которому вы стремились подражать?
  4. Вели ли вы когда-нибудь дневник?
  5. Стремились ли вы воспитывать в себе силу воли или другие качества?
  6. Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов и неудач?
  7. Хотите ли вы лучше познать себя, свои возможности?
  8. Необходимо ли вам, на ваш взгляд, самообразование и самовоспитание?
  9. Считаете ли вы себя целеустремленным человеком?
  10. Способны ли вы продолжать решать трудную задачу, если первые 2 час не дали ожидаемого результата?
  11. Способны ли вы к самостоятельному овладению новыми видами деятельности?
  12. Планируете ли вы свою жизнь (на день, неделю, месяц, год)?
  13. Проводите ли анализ того, что из запланированного не удается выполнить и почему?
  14. Отмечали ли окружающие вас люди «ваши изменения к лучшему»?
  15. Способны ли вы сдерживать себя в конфликтной ситуации?
  16. Способны ли вы к риску?
  17. Заботит ли вас ваше будущее (то, что будет с вами через 5-10 лет)?

Тест позволяет охарактеризовать способности человека к самообразованию и самовоспитанию.

Просуммируйте число баллов, которое вам удалось набрать, и найдите по приведенной шкале уровень развития этих способностей.

Уровень развития:

48-51 баллов – очень высокий уровень;

44-47 – высокий уровень;

36-43 – выше среднего;

32-35 – средний уровень;

25-31 – ниже среднего;

21-24 – низкий уровень;

17-20 – очень низкий уровень;

Итоги тестирования:  

В тестировании приняло участие 32 человека. Из общего числа опрошенных респондентов 19% набрали максимальное количество баллов, что говорит о стремлении педагогов к самообразованию и самовоспитанию, «движению вперед».

33% педагогов  имеют высокий уровень в стремлении к самообразованию, 42% - выше среднего, 6% - средний уровень в стремлении к самообразованию и воспитанию.

Таким образом, результаты тестирования показывают, что большинство педагогов  стремятся к повышению самообразования и самовоспитания, что может говорить о высокой квалификации  работников нашего учреждения.

Песня команды «Молодые»

Конкурс профи мастерства  здесь объявили,

Объявили…

Педагогов всех к нему подключили,

Подключили…

Припев:

Мы сейчас для вас споем

И даже спляшем вам...

Пусть мы молоды еще,

Но мы талантливы...

Сочинить, пропеть, сыграть

Для вас готовы мы

Поддержите же вы нас –

Аплодисментами!

Молодежь в ДТДМ – вся на славу,

Вся на славу...

Заряд бодрости дает нам Татьяна,

Нам Татьяна...

Мы сегодня здесь для вас выступаем,

выступаем...

Во Дворец «Истоки» всех приглашаем,

приглашаем!

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерства "Новогодний сапожок"

Урок-мастерства проводиться совместно с родителями. Очень интересно! Очень люблю эту форму работы с родителями! Всегда получаешь не просто удовлетворении, а наслаждение от увиденного  семейного т...

Школьный фестиваль педагогического мастерства «Классное начало»

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном фестивале педагогического мастерства «Классное начало»...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

образовательная программа: "От увлечения к мастерству"

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...

Конкурс педагогического мастерства «И мастерство, и вдохновенье!»

Традиционный конкурс педагогического мастерства в Центре внешкольной работы "Академический"...

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...

Презентация к защите XIX Городского конкурса выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика "Ах, эта красная рябинка"

Презентация  представление к защите работы на XIX Городской конкурс выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика" "Ах, эта красная рябинка"...