«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

Андреева Елена Перфильевна

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».

Андреева Елена Перфильевна,

Учитель технологии

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Предмет: технология

Класс 5

Тема «Систематизация знаний по материаловедению и технологии обработки ткани»

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование.

Цель деятельности учителя:

Систематизация знаний по материаловедению и технологии обработки ткани.

Учебные действия:

Регулятивные: принимают учебную задачу; ставят в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи; планируют алгоритм действий, осуществляют выбор эффективных путей и средств достижения целей; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, работают с текстами: преобразовывают, анализируют, сопоставляют информацию.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников; инициативно сотрудничают; отвечают на вопросы, делают выводы, удовлетворительно владеют нормами и техникой общения, приобретают опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности; устанавливают и поддерживают необходимые контакты с другими людьми.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проводят самооценку своей деятельности (что получилось, что не получилось и почему, проявляют познавательный интерес и активность в данной области предметной технологической деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

 Личностные:

1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении темы.

2. Развитие трудолюбия и ответственности.

 Метапредметные:

1. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук.

2. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности.

3. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.

4. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП3.

 Предметные:

а) в сфере познавательной деятельности:

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации.

2.Выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель.

3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

б) в мотивационной сфере:

1. Оценивание своей способности и готовности к труду.

2. Осознание ответственности за качество результатов труда.

в)в трудовой сфере:

1. Планирование технологического процесса.

2. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок.

г) в физиолого-психологической сфере:

1. Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.

д) в эстетической сфере:

1. Воспитание внимательности, аккуратности.

е) в коммуникативной сфере:

1. Формирование навыков работы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».

Малышева Елена Перфильевна,

Учитель технологии

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Предмет: технология

Класс 5

Тема «Систематизация знаний по материаловедению и технологии обработки ткани»

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование.

Цель деятельности учителя:

Систематизация знаний по материаловедению и технологии обработки ткани.

Учебные действия:

Регулятивные: принимают учебную задачу; ставят в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи; планируют алгоритм действий, осуществляют выбор эффективных путей и средств достижения целей; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; вносят соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, работают с текстами: преобразовывают, анализируют, сопоставляют информацию.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников; инициативно сотрудничают; отвечают на вопросы, делают выводы, удовлетворительно владеют нормами и техникой общения, приобретают опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности; устанавливают и поддерживают необходимые контакты с другими людьми.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проводят самооценку своей деятельности (что получилось, что не получилось и почему, проявляют познавательный интерес и активность в данной области предметной технологической деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные:

1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении темы.

2. Развитие трудолюбия и ответственности.

  • Метапредметные:

1. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук.

2. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности.

3. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.

4. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП3.

  • Предметные:

а) в сфере познавательной деятельности:

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации.

2.Выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель.

3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

б) в мотивационной сфере:

1. Оценивание своей способности и готовности к труду.

2. Осознание ответственности за качество результатов труда.

в)в трудовой сфере:

1. Планирование технологического процесса.

2. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок.

г) в физиолого-психологической сфере:

1. Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.

д) в эстетической сфере:

1. Воспитание внимательности, аккуратности.

е) в коммуникативной сфере:

1. Формирование навыков работы в группе.

Структура урока

 

  1. Организационный этап

(слайд 1)

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами только что закончили изучать тему «Создание изделий из текстильных материалов» и сегодня у нас урок – соревнование. Участвовать в соревновании будут две команды: «Ленок» и «Хлопок». Сначала давайте поделимся на команды. Способ деления - игра "Составление мозаики". Каждый участник выбирает одну часть от двух фотографий, с изображением хлопка и льна и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

  • результат:

- обучающиеся с самого начала урока стали активными участниками образовательного процесса;

- обучающиеся настроены на успешную работу и мотивированы на учебную деятельность.

 

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 

Как вы думаете, почему для нашего урока я использовала именно такой девиз: "С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся"? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Повторять изученное, соревноваться)

Значит, какая цель нашего урока? (Повторение изученного, закрепление знаний о волокнах, тканях и ручных работах)

  • результат:

- обучающиеся раскрыли и сформулировали тему урока, поставили цели и задачи урока.

 

  1. Рефлексия

 

Формирование и выяснение ожиданий и опасений обучающихся через рефлексию.

Перед вами два лица. Первое – вы в начале урока, второе – вы в конце урока. Нарисуйте себе настроение. С каким настроением вы пришли на урок?

  • результат:

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся

 

  1. Актуализация знаний

 

На свете много материалов, из которых можно творить чудеса. Например, песок – его можно превратить в золото, тыкву – в карету, мышей в лошадей и т.д. А мы сегодня начнём с простого, но самого благодатного материала. (учитель показывает) Ученики называют – ткань.

Что можно сделать из ткани? (Одежду, игрушки, постельное бельё и покрывала, украшения и полезные вещи для дома) А из чего изготавливают ткань? (из волокон) Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

А из каких ещё волокон изготавливают ткань? Давайте вспомним:

Загадки: Голубой глазок, золотой стебелёк, скромный на вид, на весь мир знаменит, кормит, одевает и дом украшает. (лён)

Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царём посадили. (лён)

В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает. (хлопок).

  • результат:

Учащиеся вспомнили, из каких волокон делают ткани.

  1. Учебная ситуация с применением ИКТ

 

Ну а теперь перейдём к нашим соревнованиям. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победит та команда, которая наберёт больше жетонов.


Учебное задание 1:

1."Головоломка". Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму понятиями материаловедения. (слайд 2)

Учебное задание 2:

1.Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

• Ктнаь • Оволнко • Лхпоко • Ёлн • Рпжяа • Укиланиря • Ктчасевто (слайд 3)

Ответы: ткань, волокно, хлопок, лён, пряжа, кулинария, ткачество. Лишнее слово – кулинария.

 

Физкультминутка: «Здравствуй, солнце золотое!»

  • краткое содержание элемента:

- Обучающиеся отдыхают через использование физкультминутки.

- Педагог читает стихотворение и показывает упражнения. (слайд 4)

Педагог читает стихотворение и показывает упражнения

Дети делают упражнения

Повтор упражнения

Здравствуй, солнце золотое,

Моргание глазами

8-10 раз

Здравствуй, небо голубое,

Наклоны головы вперёд-назад

8

Здравствуй, вольный ветерок,

Махание кистями к лицу

8

Здравствуй, маленький дубок.

Наклоны туловища вперёд – назад

8

Мы живём в одном краю.

Разводим в сторону то правую, то левую руки

4-5 раз

Всех я вас приветствую!

Разводим в сторону обе руки

4-5 раз

Сел мышонок на маслёнок,

Приседания

4-5 раз

А маслёнок липкий гриб.

Поднимание ног

4-5 раз

Посидел на нём мышонок – и прилип.

Приседания

8-10 раз

«Ой-ой-ой, ай-ай-ай, мама, мама, выручай!»

Наклоны головы вправо-влево

8-10 раз

По болоту я хожу, во все стороны гляжу,

Ходьба с высоким подниманием колена

 

Низко наклоняюсь, клюкву собираю.

Наклоны туловища вперёд

8-10 раз

Я схожу на ручеек, заварю себе чаёк,

Ходьба на носках

 

Буду пить-попивать, красно лето вспоминать.

Приседания

8-10 раз

Любим мы ходить по лужам

Ходьба высоко поднимая колени

 

И с дождём мы тоже дружим.

Хлопки над головой

8-10 раз

Под зонтом гулять пойдём

Руки над головой зонтиком

4-5 раз

И все лужи обойдём.

Обычная ходьба

 

Учебное задание 3:

2.Помоги портному найти лишние предметы: Иглы, Нитки, (Скрепки), Напёрсток, Сантиметровая лента, (Фломастеры), Ножницы, Мыло, Булавки. (слайд 5)

Учебное задание 4:

К каждому термину подберите соответствующие определения: приложение «Терминология ручных работ и материаловедение» http://learningapps.org/display?v=pa3vu7i4t01

Найди соответствие: Приложение «Терминология ручных работ»  http://learningapps.org/display?v=pzeafkiq101 

Викторина: Приложение «Ткани растительного происхождения»  http://learningapps.org/display?v=podathkd301 

Найди пару: Приложение «Закончи пословицу»  http://learningapps.org/display?v=pxpe6siv301 

 

  1. Подведение итогов

Наш конкурс подошёл к финалу. Считаем баллы. Команда победитель получает оценку «5», проигравшая команда оценку «4».

  • результат:

-обучающиеся отработали умение работать индивидуально; - обучающиеся отработали умение адекватно оценивать свою учебную деятельность.

  

  1. Рефлексия урока

Нарисуйте, пожалуйста, с каким настроением вы уйдёте с урока. Изменилось ли ваше настроение?

На доске висит ромашка, пожалуйста, напишите на её лепестках, что понравилось, что нет. Что бы вы поменяли, пожелали?

  • результаты:

- обучающиеся отработали умение адекватно оценивать свою учебную деятельность.

  1. Список ресурсов

 

  • LearningApps.org
  • Программа Notebook
  • http://gigabaza.ru/doc/74131.html, физкульминутка
  • «Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова и др., под редакцией В.Д.Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009
  • Арефьев И.П. «Занимательные уроки технологии для девочек». 5 класс: пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ

Тема урока: Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).Преподаватели: Шибаева Оксана.Викторовна - ...

Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цели  урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...

Урок комплексного применения знаний и умений по теме «Порядок выполнения действий» 5 класс

Составление программ выполнения действий в выражениях, изображение их в виде схем, отработка навыков выполнения вычислений по действиям...

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений по теме «Animals» с закреплением грамматики - образование превосходной степени имен прилагательных»;

Класс: 5Тема урока: AnimalsТип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель: создание условий для развития способностей обучающихся к отбору, анализу, презентации информа...

Конспект урока комплексного применения знаний и умений "Человек-дитя природы"

Материал урока может быть использован при изучении темы "Environmental Protection". Содержит проблемные задания. Развивает коммуникативные навыки и умения....

Внеклассное мероприятие. " С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся"

Цель: Познакомить с мансийскими и русскими пословицами, поговорками.Оформление: рисунки детей, цветные карандаши, листы А4, трафарет человека. Ткань, иголки, нитки, ножницы.Мансийские пословицы, погов...