Внеклассное мероприятие. " С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся"
план-конспект

Карпенко Лариса Николаевна

Цель: Познакомить с мансийскими и русскими пословицами, поговорками.

Оформление: рисунки детей, цветные карандаши, листы А4, трафарет человека. Ткань, иголки, нитки, ножницы.

Мансийские пословицы, поговорки:  "Подольше и побольше походишь, хорошо поешь".

Русская народная пословица: "Что потрудился, то и поел" и т.д.

... В старину маньси как работали, так и ели. Работали много и до усталости. Даже сильные морозы дома не сидели, а шли и работали ...

Рассказ  о Семёне.  (учебник "Мансийская литература". 3 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие     «С мастерством люди не родятся, но добытым  мастерством гордятся».

2-4 класс.

Оформление: рисунки детей, цветные карандаши, листы бумаги, трафарет человека. Ткань, иголки, нитки, ножницы. Рисунок ловушки. Жетоны.

Цель: Познакомить с мансийскими и русскими пословицами, поговорками.

          Формировать правильное, здоровое мировоззрение.

 2 слайд: Мансийская поговорка гласит «Савнув ке eмыгтэгын, eмсякве тэгын». Подольше и побольше походишь, хорошо поешь.

 Читаем  русскую  народную пословицу. «Что потрудился, то и поел».

С  этих пословиц, мне бы хотелось начать наше занятие. А почему я выбрала именно  эти пословицы, вы мне об этом скажите в конце занятия.

     3 слайд: Соль, хумус пес порат маньси рупитасыт, тох и тэсыт. Сaв рyпитасыт, сяр вaгтал патнpныл мус  рyпитaсыт. ( И правдо  в старину маньси как работали,  так и ели. Работали много, и до усталости)

Йӣльпи тал ōвылтахтын порат янгысь асирмаг ēмталы. Хул алысьлан воӈхатныл аквтуп пōсымлы. Такем асирма та ōлыглы. (В зимнюю пору были сильные морозы. На реке над прорубью стоял такой густой пар, будто из печи идет дым).

А мaхум и тамле асирмат юн ат yнлpгыт. (А люди даже  в такой мороз дома не сидели, а шли и работали).

    4 слайд: Тōнт  хотмус рyпитаӈкве пуссын тāхсыт: яныг мāхум, мāнь мāхум, нzврамыт. (В те времена все старались работать: взрослые и молодые люди и даже дети).

zмын урыл потыр.

Слайд   5 (рыбалка ): Сzмын урыл потыр. Рассказ о Семене.

    Ученик 3 класса: Эта история произошла в давние времена. Послушайте.

    Семён был в ту пору ещё маленьким. Он рыбачил. Вместе со взрослыми ходил на рыбалку, но со всеми проблемами справлялся сам.

    Рыбу с ловушек доставать ему было трудно, почти невозможно. Ловушку с рыбой надо было вытаскивать из воды. Семён для этого брал с собой на рыбалку лошадь. Лошадь тащила тяжёлую ловушку из реки, и домой добытую рыбу он вёз на лошади. В те времена на рыбалке лошадь для работы никто не использовал.  И поэтому рыбакам было смешно смотреть на Семена, на то, как он работает. Но Семён, ни на кого не обращал внимание, и не сердился. А только говорил: «Смейтесь сколько хотите, только я свою работу знаю».

Вопросы:  1. Как Семён справлялся с трудной работой?

2. Обращал ли внимание  Семен на усмешки взрослых?

   - А вот следующий случай, который, произошел с Семеном, можно сказать был мудрым.

    Ученик 4 класса: Однажды в ловушку с рыбой попалась выдра. Выйти с ловушки не смогла, потому,  как в ловушке оказалось  много рыбы. Выдре, было, трудно пошевелится, не то что бы куда, то лезть к выходу. Если б смогла подлезть к краям ловушки, то могла бы прогрызть края и вылезла из неё. Но ничего сделать не смогла. Долго пробыла в воде и поэтому погибла.

    И вот Семен, проверив свои ловушки, добыл много рыбы и выдру. Рыбаки, посмеиваются над ним:

  - Семен, ты спроси у матери. Может ты в счастливой рубашке родился?

   - Зачем я буду её спрашивать. Она всегда мне это твердит. Я и вправду в счастливой рубашке родился.

   - Ну, тогда, твоя удача всегда с тобой ходит.  Люди посмотрите, он поймал столько же рыбы, как и мы, а ещё и выдру на шапку себе добыл.

   - Семён, кто тебя научил ловушку с рыбой на лошади из воды вытаскивать?

   - Меня научила бабушка Околь, - сказал Семён.

   - Семён, а как выдру прогнать? Об этом тебе не рассказывала бабушка. А то погляди, совсем обленились, залезут в готовую  ловушку с рыбой, поедят  вдоволь и на волю. Сами вылезут и рыбу выпускают. Теперь такую ловушку только выбросить и остаётся.

   - Наши ловушки, выдра тоже повредила. Бабушка говорит,  надо капкан ставить там, где у них не застывшие проходы есть, - сказал

 Семён.

  - Ты хороший мальчик! Хоть и маленький, но уже мудрый.  Всему учишься. Живи и дальше так!

Вопросы: 1. Как посмеивались взрослые рыбаки над Семёном?

2.  Какими словами заканчивается эта история?

3.  Как вы думаете, в чем проявляется мудрость маленького мальчика?

- Итак, несмотря на тяготы и на насмешки взрослых мальчик выполнял непосильную для ребенка работу.

  Слайд  6: Пословицы и поговорки сочинялись   народом, который большую часть своей жизни проводил за работой. Поэтому сложено много пословиц и поговорок  о труде.

Задание: собрать слова к рассказу о Семёне.

Ловушка, выдра.

Вопрос: почему вам попались именно эти слова?

(маленький мальчик был трудолюбивый, и за его нелёгкий труд природа поднесла ему удачу-выдру на шапку)

     Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

Слайд 7:  Игра «Объясни Пословицу».(Раздать пословицы).

Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.

 От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

Не ленись за плужком – будешь с пирожком.

Всякий человек у дела познаётся.

Кто рано встаёт тому бог  даёт.  

В труде рождаются герои.

 Всякое умение трудом даётся.  

Любовь к труду- у людей на виду.

 От труда здоровеют, а от лени болеют.  

Хлеб даром не даётся.

Труд кормит, лень портит.

 Каков рыбалов, таков и улов.

 Кто любит труд, того люди чтут.

Каковы дела, токова и слава.

Уменье работать дороже золота.

Гляди не на человека, а на его дела.

Когда пьёшь воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Кому работа в тягость в тягость, тому неведома радость.

Труд человека кормит.

Будешь упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться.

Что потрудился, то и поел.

Без труда мёду не едят.

- Наши рисунки к пословицам. (Стенд с рисунками детей). На стенде

Вывешены ваши рисунки к пословицам. Посмотрите. Этот рисунок нарисовал….

Слайд 8: Труд восхваляется, работой живут люди. Часто в пословицах и поговорках лентяев и бездельников укоряют, трудолюбивые, напротив, в почёте, их ждёт вознаграждение за труд.

Задание: Нарисовать Бездельника.

Раздать трафарет человека, карандаши листы бумаги.

-Если не работать не шевелиться, то можно стать вот таким. (дети показывают бездельника, ).

Слайд  9:   Труд и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического труда, а также активного отдыха и сна.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоровым, счастливым и трудолюбивым. Но чтобы ребенок полюбил труд, уважал чужой труд, его необходимо правильно воспитывать.  

 С мастерством люди не родятся, но добытым  мастерством гордятся.

 Есть терпение – будет и умение.

 Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Слайд 10: Конкурс «Аккуратная хозяйка». Аккуратно прошить края прихватки. (Приглашаются две девочки из разных классов).

Мальчикам из пластилина слепить ловушку по картинке.

-Посмотрите, какие аккуратные у нас работы получились. Теперь я знаю, что ребята тоже будете трудолюбивыми людьми.

Слайд 11: Так, что же означают пословицы:

  • «Савнув ке eмыгтэгын, eмсякве тэгын». 
  • «Что потрудился, то и поел»?.

  Да и для современного человека работа необычайно важна. Так что ёмкие и выразительные пословицы о труде не утрачивают своей мудрой актуальности.  В них выражена глубина жизненного народного опыта и высказаны поучительные наблюдения, демонстрирующие важность труда.  Пословицы, с которыми мы познакомились, не только утверждают важность работы, но и призывают уважать трудящихся, ценить чужие усилия.

Пословицы о труде помогают формировать правильное, здоровое мировоззрение.

Муравей не велик, а горы копает.

Пчёлка маленькая и та работает.

Землю красит солнце, а человека труд.

  Теперь, я надеюсь вы тоже будете как тот маленький мальчик Семен, мудрыми и умными.

Слайд: 12.  Спасибо за внимание ! Пумащипа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Для всех людей одна планета"

Данное мероприятие имеет большое воспитательное значение в деле формирования любви к родному краю....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»

Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны.  Закрепление материала проходит в форме викторины...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...

Внеклассное мероприятие "Поверьте, это совсем не просто, жить так, чтоб гордилась тобою страна"

Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний воспитанников о Великой Отечественной войне, закрепляет представления об огромном историческом значении Победы для нашего народа; способствует в...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ на тему: «Люди, профессии которых - спасать и помогать»

Внеклассное мероприятие на тему: «Люди, профессии которых - спасать и помогать»  Цели:формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;ф...

Внеклассное мероприятие " Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"

Развивать представление о добре и зле,воспитывать стремления совершать добрые дела,культуру общения,взаимоуважения....