Экспериментальная программа "ПРИГОТОВИШКИ"
рабочая программа на тему

 

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

 

Театр – студия «СТУПЕНИ»

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 

"П Р И Г О Т О В И Ш К И"

в  рамках личностно – ориентированной  программы

 

«ОДАРЕННЫЕ  ДЕТИ»

 

 

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет,

сроком – 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – педагог дополнительного образования

Токмакова Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“У каждого человека есть задатки дарования,

 талант к определенному виду или

 нескольким видам деятельности.

 Как раз эту индивидуальность и

надо умело распознать, направив затем

жизненную практику ученика по такому пути,

 чтобы в каждый период развития ребенок достигал,

 образно говоря, потолка”.

 

В. А.Сухомлинский

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок”.

В.А Сухомлинский

 

Основной принцип педагогики – все дети талантливы. Детская одарённость, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в  раннем возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и педагоги, чей уровень профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.

 

Развитию творческих способностей детей в дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? Этому поможет театр. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

 

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка – эмоциональность и подражание – являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

 

Опираясь на эти факты, при театре – студии «СТУПЕНИ», в рамках личностно-ориентированной программы «ОДАРЕННЫЕ  ДЕТИ» создана экспериментальная группа «ПРИГОТОВИШКИ» для детей дошкольного возраста.

 

Актуальностьэксперимента в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для раннего творческого развития способностей детей дошкольного возраста, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 

Это определило тему эксперимента:

“Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры”.

 

Обоснование выбора темы экспериментальной работы.

 

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

 

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, мышления, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

 

Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.

 

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

 

С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и начинается его социально-личностное развитие. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Актерские способности присущи всем детям. Постепенное вовлечение ребенка в театрально-игровую деятельность развивает и раскрывает в нем врожденные актерские способности, что способствует формированию коммуникативных качеств и положительных сторон его характера.

 

 

 

 

Участники эксперимента: дети старшего дошкольного возраста.

Возраст – 5–6 лет. Это определяется тем, что дети этого возраста становятся более активными и самостоятельными, относятся к играм творчески.

 

Продолжительность эксперимента –2 года.

 

Цель эксперимента:

обеспечение благоприятных условий для раннего раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

 

Гипотеза:

  • если учебно-воспитательный процесс будет организован с учетом выявления и развития одаренных детей в условиях индивидуального подхода к личности и её самореализации;
  • если будут созданы условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.).

 

то будут достигнуты высокие результаты в творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

 

Задачи экспериментальной работы:

  • Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  • Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  • Определить уровень развития коммуникативных способностей.
  • Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.

 

Методы получения информации о ходе педагогического эксперимента:

 

  • Анализ литературы по проблеме.
  • Изучение передового педагогического опыта.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Анализ.
  • Диагностирование.
  • Составление конспектов-занятий.

 

 

Этапы работы:

 

Диагностический:

 

1. Составление и подбор диагностических методик для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности. (Приложение №1)

2. Составление анкет для родителей по данной проблеме.

3. Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх.

4. Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

 

Практический:

 

1. Анализ методической, педагогической литературы по данной проблеме. Обобщение педагогического опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры.

3. Условия состояния игровой среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста.

4. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».

5. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.

6. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности.

7. Составление  консультаций для родителей.

 

Обобщающий:

1. Обобщение итогов индивидуальной работы с детьми.

2. Подготовка отчета о проделанной работе и оформление исследовательского материала.

3. Разработать цикл консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

4. Составление сборника сценариев, занятий.

 

 

Задачи учебно-воспитательного процесса:

 

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, память, внимание;
  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
  • развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
  • учить сочетать речь и движения;
  • учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
  • формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
  • развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитание уверенности в себе.

 

 

Формы и режим занятий.

 

Дети  занимаются в группе 1 раза в неделю. Продолжительность занятий - 25 минут. Количество занятий – 2. Структура урока зависит от цели занятия. Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, проводится пальчиковая гимнастика. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказ детей, показ педагога способа действия, так и практические занятия – игры-импровизации, игры- драматизации, подготовка и показ концертных номеров.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

 

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, мышление, творческое воображение.

 

Виды театральной деятельности:

  • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов, пластики;
  • художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, слуха);
  • театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

 

 

Условия организации занятий с целью творческого развития дошкольников:

 

  • Педагог должен принимать любые ответы, показы детей;
  • Обеспечивать независимость выбора и принятия решений воспитанников;
  • Восхищаться идеей ребёнка;
  • Использование ошибки ребёнка, как неожиданный взгляд на что – то привычное;
  • Положительная поддержка личности каждого ребёнка (повышение мотивации успеха);
  • Исключение критики личности и деятельности детей;
  • Добиваться целостного проживания ситуации ребёнком при обязательном задействовании эмоциональных механизмов. При развитии творческого потенциала эмоциональные реакции ребёнка являются тем центральным стержнем, с которым должен работать педагог.

 

 

Предполагаемый результат:

 

После завершения эксперимента предполагается овладение детьми:

  • определенными умениями и знаниями,
  • развития у детей вербальной и невербальной стороны речи,
  • осознание ребенком своих способностей,
  • уверенности в себе.

 

Итоговая диагностика:

  • дети вступают в активное речевое взаимодействие;
  • проявляют интерес к творческой деятельности.
  • речь дошкольников стала эмоционально выразительной;
  • у детей сформировалась произвольность речевого общения, активность и интерес к публичным выступлениям;
  • у детей появилось чувство долга и стремление к достижениям успеха,
  • развились познавательные и коммуникативные навыки.

 

 

              Результатом учебного процесссаявляются выступления детей с  сольными или групповыми концертными номерами.

          Обязательными являются  выступления на концертах,  посвященных Дню сельхозработников, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы,  Дню Пионерии, где одаренный ребенок может себя проявить,

 

Таким образом, развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность станет средством и речевого и социального, и интеллектуального совершенствования.

 

Дополнительное образование - образование творческое: главное здесь - не научить, а открыть ребенка, его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитиюв театре-студии «Ступени».

 

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир детей стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка, которая заставит их звенеть, – это увлекательные досуги, в том числе театрально-игровая деятельность. Практически все игры просты и основаны на импровизации – бесценной импровизации детей

 

Театрально - игровая деятельность представляет собой разноцветные мгновения счастливой жизни детей, где в игре приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса., 2003.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Издательство “Арки”. М. 2004.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчество-дети” М.: АРКТИ, 2004г.

Шорохова О.А. “Играем в сказку” Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006

Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. Синтез, 2007.

Чистякова М. И. "Психогимнастика". М.: Просвещение, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

Экспериментальная модель аэромобиля /проекты ТО "Экспериментатор" в помощь любителям экспериментального моделирования и конструирования/

Проект экспериментальной модели аэромобиля не имеет аналогов и может быть полезен всем интересующимся экспериментальным моделированием и конструированием при разработке аналогичных моделей из доступны...