Концепция здоровьесберегающей технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества
статья по теме

Грабовская Вера Александровна

В данной статье описан опыт экологического объединения "Ритмы природы" МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества Республики Бурятия по применению здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tombov_grabovskaya_v.a..docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на конференцию «Формирование здоровьесберегающего пространства в современном образовательном учреждении»

Фамилия Имя Отчество Грабовская Вера Александровна

Полное название организации МОУ ДОД Заиграевский центр детского и юношеского творчества, экологическое объединение «Ритмы природы»

Должность педагог дополнительного образования


Название доклада Концепция здоровьесберегающей технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества

e-mail: grabovskaya.vera@mail.ru

Статья: Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества

       Концепция «здоровьесберегающей» образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает на способ построения системы «здоровьесохраняющих» условий и средств обучения, воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и обучающихся. Методологическую основу составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явлении, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельный подход. Теоретическим фундаментом являются:

    - теории личности, деятельности и общения;

    - теории и технологии обучения и воспитания;

    - теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования;

     - теории управления.

     Цель современного обучения в системе дополнительного образования – подготовка детей к жизни. Каждый обучающийся должен получить знания, которые будут востребованы в дальнейшей его жизни. В настоящее время цель обучения в детском экологическом объединении «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества, Республики Бурятия может быть достигнута с помощью технологий «здоровьесберегающей» педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагогу дополнительного образования, необходимо владеть современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Ведь здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

      «Здоровьесбережение» выступает как одна из задач образовательно-воспитального процесса воспитанников МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества. Практика работы показывает, что это может быть образовательно – воспитательный  процесс:

     -  медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник – обучающийся);

     - физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);

     - экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

    Только благодаря комплексному подходу к обучению в системе дополнительного образования могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по «здоровьесберегающим» образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья не только учащихся, но и педагогов.

     Неоспоримо, что основная задача экологического объединения «Ритмы природы» МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества состоит в том, чтобы  подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимое экологическое образование. Организация учебной и воспитательной работы  по формированию здорового образа жизни – сложная социально-педагогическая проблема, требующая от педагога дополнительного образования глубоких знаний психолого-педагогических основ формирования здорового образа жизни, профессионально-педагогической компетентности в сфере здоровьесбережения. И это не случайно, ведь проблемы сохранения здоровья моих воспитанников стали особенно актуальными. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование в образовательном процессе экологического объединения «Ритмы природы» МБОУ ДОД ЗЦДЮТ педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Принцип обучения «от общего к частному» стал одним из оснований теории развивающего обучения, развитие креативных способностей обучающихся в формировании здорового образа жизни является важнейшей задачей экологического образования.
 

     Анализ ситуации со здоровьем обучающегося в экологическом объединении «Ритмы природы» МБОУ ДОД ЗЦДЮТ показывает, что объективно существуют противоречия между традиционным уровнем реализации моей педагогической деятельности и современными потребностями общества в педагоге-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением, а также между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и актуальным состоянием здоровья. Очевидно, что воспитательная система учреждений дополнительного образования Республики Бурятия изменения в содержании и организации деятельности обучающихся, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Исходя из этого, диагностируемыми характеристиками здоровья обучающихся, в экологическом объединении «Ритмы природы» в частности,  можно назвать следующие показатели:

    - интеллектуальную и физическую работоспособность;

   - физическое развитие и общую физическую подготовленность;

   - психологическую адекватность и уравновешенность;

   - совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения.

   Поэтому применяя на практике здоровьесберегающие образовательные технологии, обеспечиваю возможность сохранения здоровья за период обучения в экологическом объединении «Ритмы природы», формируя у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель в моей практике,– регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся  и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья моих воспитанников.

 

Литература

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. – (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10, с.84-92.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  4. Куделкина О.В. Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессинального учебного заведения. - Москва, 2008. - 212 с. Диссертация.
  5. Меличева М.В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. - Санкт-Петербург, 2006. - 265 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции» 2008г.

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции » 2008г.   Цель:Достойно представить Россиюна Международном конкурсе детског...

Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества эстрадной песни "Созвездие талантов"

7 октября в п Октябрьском Радищевского района был проведен конкурс по эстадному пению....

Творческие работы фестиваля детского и юношеского творчества "Юные таланты Московии"

Диплом лауреата I степени творческого объединения "Летние радости" в жанре "Литературное творчество" в номинации "Поэзия и проза"Диплом лауреата I степени творческого объединения "Грамматическая аптеч...

Сценарий концертной программы в рамках областного фестиваля детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду»

Цель и задачи: - популяризация детского и юношеского художественного творчества;- выявление и поддержка наиболее талантливых исполнителей и творческих коллективов образовательных учреждений;- воспитан...

Массовые туристско-краеведческие мероприятия МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Старый Оскол, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Статья о мероприятиях и конкурсах , проводимых Центром детского и юношеского туризма и экскурсий города Старый Оскол с учащимися детских объединений и школ города и района  Старооскольского город...

"Применение здоровьесберегающих технологий в условиях реабилитационного центра»

Основные задачи социально-реабилитационного центра, определенные Уставом учреждения, - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся...