План-конспект открытого занятия "Наследие прошлых поколений"
методическая разработка (8 класс) по теме

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ».

 

Цели и задачи:Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.

(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформление и декорации делят его на две части, одна – прошлое, оформлена декорациями избы, другая – настоящее)

Ведущая(педагог):Добрый вечер! Сегодня мы с вами проведем нетрадиционное занятие, которое называется «Наследие прошлых поколений» и вспомним с чего же все начиналось и откуда же зародился наш вид декоративно-прикладного искусства – кружевоплетение на коклюшках.

 

(Звучит приглушенная музыка, свет погашен, горят свечи)

 

Ведущая:Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Оно веками копилось и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды,  радости и горести. И нам нельзя забывать об этом.

Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца.

Русские мастера не расставались с художественными промыслами своего народа, они всегда дорожили ими. Благоговейно относились к творчеству, и старое наследие «прорастало» в творениях людей поздних поколений. И сегодня мы вспомним историю нашего вида – кружевоплетения. Что же мы знаем о нем?

 

(Педагог сидит за большим столом вместе с воспитанницами, рядом стоят стойки с валиками)

 

Света Г.:В далекую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством. Откуда оно появилось в России, точно не установлено, но хорошо известно, что первыми кружевницами были монахини.

В работе они использовали золотые и серебряные нити, вплетали блестящее волочоное золото, жемчуг, драгоценные камни, и такие кружева были похожи скорее на ювелирные изделия. 

 

Яна Н.:Выплетали работы для монастырей, церквей, изготавливали украшения для одежд священнослужителей. Золотое и серебряное кружево плели для пышных царских нарядов и даже для повозок знатных князей и бояр.  

 

Лена М.:Изредка монахиням разрешалось посещать своих родственников. Общаясь, они обучали их рукоделию, но так как в деревнях кроме льняной нити, из которой плели холсты, ничего подходящего не было, то кружево стало нитяным. И оно оказалось духовно богаче и красивее, чем выплетенное из дорогого материала.

 

Женя В.:В сложном, гармоничном узоре переплетались звездочки, листочки, раскидистые веточки, цветы и травы. Осторожно, угольком (карандашей у кружевниц не водилось) наводили узор на бумаге, потом тонким шилом накалывали дырочки, чтобы видно было, куда вкалывать булавки.

 

Ведущая:Все кружева плелись по сколкам, возможности заказать сколок у художника не было, поэтому кружевницы использовали готовый рисунок, сотворенный самой природой.

С наступлением зимы женщины брали листы бумаги, смачивали их и накладывали вечером на стекло. А на следующее утро, когда осторожно снимали бумагу, видели, что иней написал на ней чудесную зимнюю сказку. Обводили угольком и принимались за новое кружево. В летний период собирали растения, укладывали их на бумагу и так же обводили. Особо удачные рисунки хранились и передавались в своем роду по женской линии.

 

Кристина О.:Одни умели плести только мерное кружево, другие только кружевные изделия, соревнуясь между собой. Плести мерное кружево считалось делом более почетным.

 

Катя Г.:Этот вид женского рукоделия быстро распространился. В городах за коклюшками сидели купеческие жены и дочери, мещанки пригородных слобод и крепостные богатых барских домов. Даже царицы и царевны прилежно сидели над подушками. Но после того как Петр 1 открыл двери теремов и дал женщинам пышные роброны вместо старинных сарафанов и летников, все изменилось. В погоне за иноземной роскошью женщины высших классов бросили плести кружева. Но в народе древнее, ничем не вытеснимое искусство продолжало расцветать.

 

Света Р.:Под грустные старинные песни деревенские девушки на посиделках вплетали в белые узоры свои мечты о счастливой жизни и бережно прятали готовые, прозрачные рулоны в деревянные, пестро раскрашенные сундуки с приданым. Молодые женщины с любовью обшивали пышными оборками кружев простыни и полотенца, и нарядные «крестильные» рубашки для своих первенцев. 

 

Педагог:Вечером кружевницы собирались в одной избе и принимались за работу. Давайте же вспомним как это было и окунемся в атмосферу прошлых лет.

 

Сценка.

(В избе сидят три подруги – бабы и плетут кружева, к ним приходит четвертая. Все собрались в избе у Капиталины.)

 

Матрена:Вечер добрый подруженьки! Еле до вас дошла Капитолина. Слякоть – то, чуть с подушкой не кувырнулась. 

 

Капитолина:Да и я – то гляжу в окошко, погода худая.

 

Софья:Думали, то уж ты Матрена не прейдешь.

 

Матрена: Я бы уж одна, так бы тоже не стала. Уже на продажу целую не плела, не давали, сцепного не дали, дали прошву. А ее шибко тянуть надо

Софья! А ты, что Анна четырьмя – то плетешь? 

 

Анна:А! Смеетесь, небось, бабы – Анна – то четырьмя коклюшками плетет. А того не помните, сколько я знала. Я знаю численное, когда надо нитки считать, и узор сам собой повторяется. Численное – это уже самое старинное русское, давно уж нет численниц – то нигде. Знаю я и кружево сканое, шитое, и пряденое понимаю. А на коклюшках – то все разумела: манер белозерской, балахнинской, рязанской, вологодской, скопинской, елецкой, все знаю.

И рязанские – то павлинки, и протикай-речку, и ветви-разводы травчатые, и бровки-пышки-города, и гипюр зубьями – все знала.

 

Капитолина:Но против нашего вологодского манера – никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведет. Видела я – то у других баланфен плетеный французский, и гипюр нитяной испанский. Не пришлось за нрав. Нет у них этой чистоты нашей – недаром вологодское кружево на убрусы невестам шло.

 

Софья:Да, и я ходка была – то на работу – ходка. По полтиннику в день вырабатывала: зимами – то фунт керосину в коптилке сжигали. В полдень чайку попьешь, и опять за работу, - очень мы чай любили, да сахару не жалели: когда вприкуску, а когда и вприглядку попьешь… и опять за коклюшки…

 

Капитолина:А я уж плетея – то была. Я на узком кружеве – то не сидела. Цельные платья выплетала, тальмы, вуали, чепцы плела.

 

Матрена:А я слыхала, были – то среди плетей и мужчины. Я знала такого мужика из Никольского, Глебом звали. Он плел, но стеснялся этого. Жена, когда приходила кружева сдавать, так говорила: «Это мои кружева, а это другой кружевницы». Мужа то есть. И никто никогда не видел его за подушкой. Только разговоры ходили.

Софья: А в Томаши тоже были мужчины, которые плели. Один так плел, что ни одной женщине было за ним не угнаться.

 

Анна:Да, кружева плести – не руками трясти

           Как заплетется, так и наплетется.

 

Капитолина: Да и плести ведь надо аккуратно, чтобы кружева белоснежные были. А одна неряха тетка хорошо придумала:

           Грязных кружев наплела и мукой напудрила.

 

Софья: Наши прадеды посудой глиняною славились,

             А прабабки вологодским кружевом понравились.

 

Капитолина: Ну а теперь бабоньки, чайку – то пожалуй попьем?

 

Анна:Попьем!

 

Матрена:Можно и попить.

 

Софья:А то притомились. Больно уж спину свело.

 

(Подходят к столу, садятся пить чай.)

 

(Зажигается свет. Две девочки встают из - за стола и садятся за валики, плетут, к ним подходят бабки.)

 

Капитолина: А давайте посмотрим как же сейчас плетут кружева?

 

Софья: Ой молодцы девочки. Хорошо плетете.

 

Ведущая:В круглосуточном труде проходила вся жизнь русской кружевницы, из под пальцев которой метр за метром выходили, расходились по всей России и уплывали за границу волны морозных узоров.

Давно прошли тяжелые времена для русских кружевниц. Теперь они объединились в мастерские. Большой известностью в наше время пользуется кружево объединения «Снежинка» в Вологде.

 

Аня К.:С целью сохранения и развития этого ремесла в нашем доме детского творчества работает объединение плетение на коклюшках.

 

Ведущая:Проанализировав изученные техники плетения, мы выбрали для работы практичную и наиболее эффектную – Вологодскую. В ее основе лежит одно философское изречение «В конце начало или в начале конец», то есть откуда начинаешь работу, туда и овзвращаешься. Выполняется кружево полотнянкой, полоской шириной в 1 сантиметр, с помощью которой создается рисунок кружева. Это объединяющий нас в Вологдой момент, а отличительной особенностью является сам рисунок.

 

Лера В.: Все вместе мы разрабатываем чертежи по которым плетем изделия.

 

Света Г.:А прежде чем выполнить контрольное изделие, мы должны изучить определенные темы и выполнить образцы, такие как: плетешок, полотнянка без перевития крайних пар, полотнянка с перевитием на ходовой, с перевитием всех пар, полотнянка выполненная сеткой, простая решетка в пол заплета, в полный заплет, прошва 4-х лапковый паучок, 6-ти лапковый паучок, подушечка выполненная полотнянкой,выполненная сеткой, московская решетка, фестон выполненный полотнянкой, выполненный сеткой, рыбка, фестон с рыбкой,косичка, звездочка-плетешковая решетка и вилюшка. Затем выплетается контрольная работа, которая остается в фонде дома творчества.

 

Ведущая:Девочки, а я хочу вспомнить, что за период существования наш коллектив принимал участие в станичных, районных, краевых выставках, на которых ваши работы были удостоены дипломов лауреата, награждены граматами и памятными подарками.

Одной из форм отчета мы выбрали показ изделий.

Тем кто посещает наше объединение уже 2 и 3 год я желаю и в дальнейшем так же плодотворно трудиться, а те кто только первый год у них еще все впереди.

Анализ.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ».

Цели и задачи: Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.

(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформление и декорации делят его на две части, одна – прошлое, оформлена декорациями избы, другая – настоящее)

Ведущая(педагог): Добрый вечер! Сегодня мы с вами проведем нетрадиционное занятие, которое называется «Наследие прошлых поколений» и вспомним с чего же все начиналось и откуда же зародился наш вид декоративно-прикладного искусства – кружевоплетение на коклюшках.

(Звучит приглушенная музыка, свет погашен, горят свечи)

Ведущая: Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Оно веками копилось и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды,  радости и горести. И нам нельзя забывать об этом.

Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца.

Русские мастера не расставались с художественными промыслами своего народа, они всегда дорожили ими. Благоговейно относились к творчеству, и старое наследие «прорастало» в творениях людей поздних поколений. И сегодня мы вспомним историю нашего вида – кружевоплетения. Что же мы знаем о нем?

(Педагог сидит за большим столом вместе с воспитанницами, рядом стоят стойки с валиками)

Света Г.: В далекую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством. Откуда оно появилось в России, точно не установлено, но хорошо известно, что первыми кружевницами были монахини.

В работе они использовали золотые и серебряные нити, вплетали блестящее волочоное золото, жемчуг, драгоценные камни, и такие кружева были похожи скорее на ювелирные изделия.  

Яна Н.: Выплетали работы для монастырей, церквей, изготавливали украшения для одежд священнослужителей. Золотое и серебряное кружево плели для пышных царских нарядов и даже для повозок знатных князей и бояр.  

Лена М.: Изредка монахиням разрешалось посещать своих родственников. Общаясь, они обучали их рукоделию, но так как в деревнях кроме льняной нити, из которой плели холсты, ничего подходящего не было, то кружево стало нитяным. И оно оказалось духовно богаче и красивее, чем выплетенное из дорогого материала.

Женя В.: В сложном, гармоничном узоре переплетались звездочки, листочки, раскидистые веточки, цветы и травы. Осторожно, угольком (карандашей у кружевниц не водилось) наводили узор на бумаге, потом тонким шилом накалывали дырочки, чтобы видно было, куда вкалывать булавки.

Ведущая: Все кружева плелись по сколкам, возможности заказать сколок у художника не было, поэтому кружевницы использовали готовый рисунок, сотворенный самой природой.

С наступлением зимы женщины брали листы бумаги, смачивали их и накладывали вечером на стекло. А на следующее утро, когда осторожно снимали бумагу, видели, что иней написал на ней чудесную зимнюю сказку. Обводили угольком и принимались за новое кружево. В летний период собирали растения, укладывали их на бумагу и так же обводили. Особо удачные рисунки хранились и передавались в своем роду по женской линии.

Кристина О.: Одни умели плести только мерное кружево, другие только кружевные изделия, соревнуясь между собой. Плести мерное кружево считалось делом более почетным.

Катя Г.: Этот вид женского рукоделия быстро распространился. В городах за коклюшками сидели купеческие жены и дочери, мещанки пригородных слобод и крепостные богатых барских домов. Даже царицы и царевны прилежно сидели над подушками. Но после того как Петр 1 открыл двери теремов и дал женщинам пышные роброны вместо старинных сарафанов и летников, все изменилось. В погоне за иноземной роскошью женщины высших классов бросили плести кружева. Но в народе древнее, ничем не вытеснимое искусство продолжало расцветать.

Света Р.: Под грустные старинные песни деревенские девушки на посиделках вплетали в белые узоры свои мечты о счастливой жизни и бережно прятали готовые, прозрачные рулоны в деревянные, пестро раскрашенные сундуки с приданым. Молодые женщины с любовью обшивали пышными оборками кружев простыни и полотенца, и нарядные «крестильные» рубашки для своих первенцев.  

Педагог: Вечером кружевницы собирались в одной избе и принимались за работу. Давайте же вспомним как это было и окунемся в атмосферу прошлых лет.

Сценка.

(В избе сидят три подруги – бабы и плетут кружева, к ним приходит четвертая. Все собрались в избе у Капиталины.)

Матрена: Вечер добрый подруженьки! Еле до вас дошла Капитолина. Слякоть – то, чуть с подушкой не кувырнулась.  

Капитолина: Да и я – то гляжу в окошко, погода худая.

Софья: Думали, то уж ты Матрена не прейдешь.

Матрена: Я бы уж одна, так бы тоже не стала. Уже на продажу целую не плела, не давали, сцепного не дали, дали прошву. А ее шибко тянуть надо

Софья! А ты, что Анна четырьмя – то плетешь?  

Анна: А! Смеетесь, небось, бабы – Анна – то четырьмя коклюшками плетет. А того не помните, сколько я знала. Я знаю численное, когда надо нитки считать, и узор сам собой повторяется. Численное – это уже самое старинное русское, давно уж нет численниц – то нигде. Знаю я и кружево сканое, шитое, и пряденое понимаю. А на коклюшках – то все разумела: манер белозерской, балахнинской, рязанской, вологодской, скопинской, елецкой, все знаю.

И рязанские – то павлинки, и протикай-речку, и ветви-разводы травчатые, и бровки-пышки-города, и гипюр зубьями – все знала.

Капитолина: Но против нашего вологодского манера – никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведет. Видела я – то у других баланфен плетеный французский, и гипюр нитяной испанский. Не пришлось за нрав. Нет у них этой чистоты нашей – недаром вологодское кружево на убрусы невестам шло.

 

Софья: Да, и я ходка была – то на работу – ходка. По полтиннику в день вырабатывала: зимами – то фунт керосину в коптилке сжигали. В полдень чайку попьешь, и опять за работу, - очень мы чай любили, да сахару не жалели: когда вприкуску, а когда и вприглядку попьешь… и опять за коклюшки…

Капитолина: А я уж плетея – то была. Я на узком кружеве – то не сидела. Цельные платья выплетала, тальмы, вуали, чепцы плела.

Матрена: А я слыхала, были – то среди плетей и мужчины. Я знала такого мужика из Никольского, Глебом звали. Он плел, но стеснялся этого. Жена, когда приходила кружева сдавать, так говорила: «Это мои кружева, а это другой кружевницы». Мужа то есть. И никто никогда не видел его за подушкой. Только разговоры ходили.

Софья: А в Томаши тоже были мужчины, которые плели. Один так плел, что ни одной женщине было за ним не угнаться.

Анна: Да, кружева плести – не руками трясти

           Как заплетется, так и наплетется.

Капитолина: Да и плести ведь надо аккуратно, чтобы кружева белоснежные были. А одна неряха тетка хорошо придумала:

           Грязных кружев наплела и мукой напудрила.

Софья: Наши прадеды посудой глиняною славились,

             А прабабки вологодским кружевом понравились.

Капитолина: Ну а теперь бабоньки, чайку – то пожалуй попьем?

Анна: Попьем!

Матрена: Можно и попить.

Софья: А то притомились. Больно уж спину свело.

(Подходят к столу, садятся пить чай.)

(Зажигается свет. Две девочки встают из - за стола и садятся за валики, плетут, к ним подходят бабки.)

Капитолина: А давайте посмотрим как же сейчас плетут кружева?

Софья: Ой молодцы девочки. Хорошо плетете.

Ведущая: В круглосуточном труде проходила вся жизнь русской кружевницы, из под пальцев которой метр за метром выходили, расходились по всей России и уплывали за границу волны морозных узоров.

Давно прошли тяжелые времена для русских кружевниц. Теперь они объединились в мастерские. Большой известностью в наше время пользуется кружево объединения «Снежинка» в Вологде.

Аня К.: С целью сохранения и развития этого ремесла в нашем доме детского творчества работает объединение плетение на коклюшках.

Ведущая: Проанализировав изученные техники плетения, мы выбрали для работы практичную и наиболее эффектную – Вологодскую. В ее основе лежит одно философское изречение «В конце начало или в начале конец», то есть откуда начинаешь работу, туда и овзвращаешься. Выполняется кружево полотнянкой, полоской шириной в 1 сантиметр, с помощью которой создается рисунок кружева. Это объединяющий нас в Вологдой момент, а отличительной особенностью является сам рисунок.

Лера В.: Все вместе мы разрабатываем чертежи по которым плетем изделия.

Света Г.: А прежде чем выполнить контрольное изделие, мы должны изучить определенные темы и выполнить образцы, такие как: плетешок, полотнянка без перевития крайних пар, полотнянка с перевитием на ходовой, с перевитием всех пар, полотнянка выполненная сеткой, простая решетка в пол заплета, в полный заплет, прошва 4-х лапковый паучок, 6-ти лапковый паучок, подушечка выполненная полотнянкой,выполненная сеткой, московская решетка, фестон выполненный полотнянкой, выполненный сеткой, рыбка, фестон с рыбкой,косичка, звездочка-плетешковая решетка и вилюшка. Затем выплетается контрольная работа, которая остается в фонде дома творчества.

Ведущая: Девочки, а я хочу вспомнить, что за период существования наш коллектив принимал участие в станичных, районных, краевых выставках, на которых ваши работы были удостоены дипломов лауреата, награждены граматами и памятными подарками.

Одной из форм отчета мы выбрали показ изделий.

Тем кто посещает наше объединение уже 2 и 3 год я желаю и в дальнейшем так же плодотворно трудиться, а те кто только первый год у них еще все впереди.

Анализ.

   

  муниципальное учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества ст.Калининской

муниципального образования Калининский район

СЦЕНАРИЙ

Культурно-массового мероприятия

 «Наследие прошлых поколений»

Место проведения: ДДТ ст.Калининской

Дата проведения: 25 февраля 2005 года

Время проведения: 15.00

Возраст воспитанников: 11-17 лет

Участники мероприятия: учащиеся объединений прикладного                     творчества «Калининское кружево                        

                                    Дома детского творчества ст. Калининской

ст.Калининская

2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...