Раскрытие индивидуальности – основополагающий принцип творческой педагогики.
статья по теме

Основные аспекты, на которые мы обращаем внимание в данной методике:

- раскрытие индивидуальности: задача педагога с первых уроков увидеть, понять и всячески стараться сохранять и развивать в ребенке те неповторимые черты, которые отличают его от других.

-развитие творческой самореализации: каждый урок требует активного соучастия ученика. В таком случае удастся существенно расширить его кругозор, научить анализировать, искать, создавать, экспериментировать. Все это, безусловно, разрушает оковы рутины, педагогического шаблона, которые могут являться основным тормозом в развитии ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskrytie_individualnosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раскрытие индивидуальности –

основополагающий принцип творческой педагогики.

Часто возникает вопрос, в каком возрасте начинает формироваться индивидуальность ребенка, на каком этапе обучения она начинает проявляться в исполнении музыки. На это можно ответить так: каждый приходящий в класс малыш - это неповторимая индивидуальность, по-своему одаренная от природы личность. И задача педагога с первых уроков увидеть, понять и всячески стараться сохранять и развивать в ребенке те неповторимые черты, которые отличают его от других. Такой личностный подход - основополагающий принцип любой творческой педагогики. Тем более он важен в системе музыкального воспитания. Он должен быть постоянной заботой педагога-музыканта.

На это можно было бы и возразить, что занятия музыкой это и так сугубо индивидуальный процесс. На самом деле, именно в силу непосредственного, индивидуального воздействия учителя на ученика в процессе урока, последний полностью зависит от воли учителя. Часто именно авторитарность педагогики берет верх; индивидуальность, неповторимость каждого ребенка за годы обучения нивелируются и мы, порой, наблюдаем эффект этакой «инкубаторской» системы «выращивания» питомцев, во многом похожих один на другого или не всегда удачно копирующих своего учителя.

Пожалуй, даже слишком частое употребление таких резко контрастированных противопоставлений: «правильно» - «не правильно», «верно» - «не верно» может привести к ощущению учеником искусства, музыки как некоего шаблона, может внести в творческий процесс заведомо чуждую ему запрограммированность!


Необходимо дать ученику больше свободы, дать ему возможность самому прийти к этому ощущению «правильности», тонко и чутко направляя его. Пусть это ощущение лишь зародится в нем поначалу, но зато впоследствии это будет его собственное ощущение. Не мгновенно полученная оценка из уст учителя и оставшаяся жить в сознании и душе ученика, в лучшем случае основанная лишь на его уважении к педагогу и знании, что «педагог всегда прав», а постепенно выработанная его собственная концепция, которая останется в человеке навсегда - чувство хорошего вкуса, стиля, меры, чувство прекрасного...

Чаще беседуя с учеником, задавая ему вопросы и подчеркивая, что вам важно именно его мнение, вы узнаете много интересного, неожиданного и порой шокирующего. Беседа с учащимся, его ответы подскажут вам, в каком направлении следует двигаться в данном отрезке совместного творческого пути, на какие моменты следует обратить особое внимание, с чем, может быть, следует повременить.

Многим детям очень трудно делать попытки поиска ответов на некоторые вопросы самостоятельно. Прежде всего возможно непонимание ученика: «Зачем учитель спрашивает, разве он сам не знает?» или «Почему учитель спрашивает? А где же готовый ответ?»

Трудным может оказаться для детей процесс самостоятельного творческого поиска. Здесь и боязнь сделать ошибку, и продиктованная ощущением запрограммированности боязнь найти ответ отличный от того, который ожидает получить учитель, и, главное, зачастую заложенная родителями и особенно общеобразовательной школой привычка получать уже готовые и обработанные (специально для него) знания.

Зубрить, запоминать, заучивать и ...понимать... но как? Ведь зачастую такие знания могут оказаться «мертвым грузом»! Долго ли мы помним таким образом полученную информацию?

Именно раннее приучение к творческой самостоятельности должно ставиться на первое место в учебном процессе. Ученик должен иметь право на самостоятельный вариант интерпретации, на собственное исполнительское решение, на личную ответственность за сохранение в хорошем состоянии своего концертного репертуара, за сам результат публичного исполнения.

Чем выше уровень активности ученика на уроке, чем больше интереса вызывает ситуация и задачи, которые ему предлагает учитель, тем легче для ребенка проходит процесс обучения, тем короче кажется ему длительность урока, тем меньше утомляемость, тем он лучше воспринимает.

Маленькие дети, как правило, еще не умеют лукавить; и если им неинтересно или они устали, то они спрашивают учителя, скоро ли кончится урок, и они смогут пойти домой. Но если урок интересен, задачи ясны и выполняются с успехом, если на уроке царит атмосфера радостного творчества и взаимопонимания, то ученик не замечает времени. Время не тянется, как в первом случае, а пролетает очень быстро и незаметно; в конце такого урока ученики часто спрашивают с разочарованием в голосе: «А что, урок уже закончился?»

Дети готовы трудиться с радостью, если им интересно. Они не могут трудиться в отрицательном, негативном, скучном поле.

Как представляется, каждый урок требует активного соучастия ученика. В таком случае удастся существенно расширить его кругозор, научить анализировать, искать, создавать, экспериментировать. Все это, безусловно, разрушает оковы рутины, педагогического шаблона, которые могут являться основным тормозом в развитии ученика.

 Последствие рутинной деятельности - отсутствие, подавление или постепенное угасание заинтересованности ученика.

При недостатке положительных стимулов исчезает мотивация, появляется апатия, отвращение к занятиям в классе, вызывающее быстрое психологическое и физическое утомление учащегося. Отсюда угроза стойкого взаимонепонимания между педагогом, учеником и родителями. Как волшебно звучит фраза: «Ученик ходит на уроки музыки, занимается с удовольствием» ...Казалось бы - это так естественно! Но оказывается, какое количество духовных сил требуется от педагога, чтобы эти слова стали реальностью!

На этом трудном пути много препятствий. Это - и домашние проблемы, и взаимоотношения с друзьями. Это - и перегруженность современного ребенка нагрузками в общеобразовательной школе, трудными домашними заданиями, спортивными и языковыми кружками. Это - и соблазны компьютера и телевизора. И, как результат, психологическая неподготовленность ребенка к уроку.

Как преодолевать такую проблему, как малопродуктивный, неудачный урок; занятие, на котором педагог как бы остался в «проигрыше», не добившись почти никаких результатов? Совершенно ясно, что таким урокам не должно быть места. В педагогическом арсенале должна быть целая система приемов и методов «трансформации» урока: будучи тонким психологом, учитель в первые же минуты общения с ребенком на уроке, должен почувствовать его внутреннее состояние, его готовность или неготовность к уроку, его самочувствие. Порой проницательному педагогу многое подскажет внешний вид ребенка, а главное его глаза. Учитель, как чуткий локатор, улавливает состояние ученика и частично, а иногда и полностью меняет структуру и план урока. Например, начинающему ученику куда полезнее послушать что-либо из «детского» или «взрослого» репертуара в записи или в исполнении своего учителя или другого ученика (кстати, каждый учитель также, как и каждый ученик, обязан иметь свой, пусть и

небольшой, исполнительский репертуар); услышать интересный рассказ, о том, что ждет ученика впереди, к каким прекрасным произведениям ему следует стремиться; пусть такой урок станет временем свободного общения учителя и ученика, без кажущегося принуждения, без страха ошибки, и, тем более, без крупной неудачи. Такие, продиктованные самой жизнью уроки, принесут большую пользу, чем пропавшее впустую время, испорченное настроение и ощущение собственной несостоятельности как у учителя, так и у ученика.

              Бесценный дар получает ученик, который ощутил радость от процесса творческого мышления, получил привычку мыслить творчески, искать, творить, создавать. Кем бы ни стал впоследствии наш сегодняшний маленький флейтист, пианист, скрипач и т. д., эта способность, безусловно, откроет перед ним многие двери, огромные возможности, всю многогранность мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы сдоровьесберегающей педагогики.

Здоровьеберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – 1)системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его у...

Принципы гуманистической педагогики

Нравственность человека – актуальная тема для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной; современный школьник стал неуважительно относиться к старшим, склонен к насилию ...

Принципы гуманистической педагогики

В статье описаны множество принципов гуманистической педагогики. Материал лекционного характера...

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики...

Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella

Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данная статья рассматривает сущность понятий «диалог» и «диалоговое пространство образования». Рассматриваются различные подходы к рассмотрению основополагающих принципов орган...