Некоторые принципы Орф-педагогики и их практическое применение
статья на тему

Волегова Инна Борисовна

Материалы семинара-практикума 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-_orf.docx57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре-практикуме

для музыкальных руководителей детских садов.

Тема:« Некоторые принципы  Орф-педагогики и

их практическое применение»

Знакомство с принципами педагогики К.Орфа будет интересно всем специалистам воспитателям, преподавателям музыки, и особенно – детям!  Для меня педагогика К.Орфа - волшебный сундук, из которого можно доставать все необходимое для развития не только музыкальности детей, но и личностных качеств. Такие занятия позволяют ребятам осознать свое право на свое действие, свой результат, свое высказывание, свое решение - осознание собственной уникальности.

Главная цель обучения по принципам Орф-педагогики – творческое самовыражение детей, плюс коммуникативный опыт общения со сверстниками, радостное музицирование. Во главу угла ставится творчество детей, опора на их образный мир, соединение музыки, движения и слова, то есть все то, что называется орфовской педагогикой, популярной во всем мире.

Игра тренирует механизм психофизиологического стресса, что позволяет ребенку быстрее приспосабливаться к новой для него ситуации и выдерживать эмоциональные нагрузки.

И последнее: игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Через игровую деятельность ребенок проявляет себя, высказыввается на языке игры. Игровая ситуация изменчива, подвижна. В условиях игры ребенок приобретает способности быстро перестраиваться, находить в себе что-то новое, что имеет большое значение для будущей творческой личности.

        (Обязательное условие – эмоциональная включенность в процесс игры!)

В творческой игре ребенок будет активно искать движение, соответствующее тому образу, который он сам придумал, будет приспосабливать свое движение к звуку, исходя из внутренних ощущений. Образы могут быть самые различные -  животные с их повадками, цветы, с их ароматом и оттенками, явления природы, просто настроения.

Ни одному художнику не придет в голову мысль учить ребенка рисовать путем срисовывания картин. Так и музыкант должен дать возможность ребенку в простой форме говорить звуком, высказываться через игру звуковыми образами, «рисовать» звуковыми красками.

        Вся эта деятельность необыкновенно интересна и привлекательна для ребенка. Он почувствует радость бытия и в музыке, более того, такие занятия музыкой очень благотворно влияют на здоровье ребенка, гармонизуя его движения и душевное состояние.

Необходимо скорректировать курс в сторону, подсказанную К.Орфом, т.е.максимально насытить его жизнью, естеством через движение, речевое интонирование, фольклорное музицирование, танец и театральное действо.

Игра – мощный метод обучения, воспитания. Музыкально-ритмические движения несут не только развивающую функцию, но и воспитательную, коммуникативную.

ПРАКТИКУМ

        Ввести ребенка в мир ритма, ощутить и почувствовать ритм в себе призваны двигательные упражнения, в том числе простые детские танцы, а так же словесная речь и ее ритмизация, так называемые речевые упражнения. 

        

Игра «ИМЕНА» (позволяет участникам семинара познакомиться).

Имена произносятся по кругу

 1)  с жестами – все повторяют;

2) с клавесами ритмизуют – «оркестр»)

        Речевые упражнения могут включать использование детских стихов, считалок, загадок, поговорок. Н.п.

Бабка Ёжка – костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

Побежала в огород,

Насмешила весь народ.

        Выразительное произнесение текста ребенком – это уже первая ступенька его творчества.

        Можно обсудить с ребенком как может выглядеть эта Бабка Ёжка, какой у нее голос, походка, взгляд. Можно изобразить ее.

        Ритмизация стихов – развитие речи. Плюс скороговорки, прибаутки. Вокализация речи. Выразительность, экспрессивность.

        КОЛОБОК

Колобок, колобок

У тебя румяный бок.

Ты от дедушки ушел,

Ты от бабушки ушел.  

        1-2 строфы – дети маршируют по залу четвертями, 3-4 – притопвают ногами восьмыми, руки на поясе

        1-2  - взявшись за руки в маленьком кругу, 3-4 – хлопают в ладоши, последний звук по коленкам.

        «Ноги лучше других частей тела способствуют передаче ощущений различных длительностей» ( Ж. Далькроз – швейцарский педагог, автор системы «Ритмическая гимнастика», основатель Института ритма в Париже) В основу его системы положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает оссознать свои силы, обрести радость в творчестве.

        Аналогично « Наша Таня»( 1 и 3 строфы – шагать четвертями, 2и4 – топать восьмыми)

        Подготовительные упражнения с палочками (клавесами):

        стучать полочкой о палочку, то одна, то другая сверху

        стучать по полу, то одним концом, то другим

        4 раза по полу вертикально

        3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку

        2 – по полу, 2 – по палочке

        стучать поочередно по полу

        2 раза одной, 2 – другой палочкой

        крутить в руках от себя, к себе

        ставить палочку на палочку, меняя руки

        делать «рожки» на счет 4

Можно вначале под счет педагога, позже на внимание!

        С палочками (клавесами):

        РАК

Про меня говорят

Будто пячусь я назад

Не назад, а вперед,

Только задом наперед! ( 1 и 3 – палочками об пол четвертями, 2и4 – поочередно восьмыми)

        БЕГЕМОТ

-        Бегемот,

 Закройте рот.

Вы пугаете народ!

-        Честно вам признаюсь:

Я вам улыбаюсь! (2раза одной палочкой об пол, 2раза –другой, друг о дружку, снова об пол по 2раза, в конце – соединить палочки в «улыбку»)

        

ТИГРЕНОК

Эй, не стойте слишком близко:

Я тигренок, а не киска!(С.Маршак)

1.        Педагог ритмично хлопает( по коленям, в ладоши, топает ногой), дети повторяют за педагогом&

2.        Все ходят врассыпную по залу, пальчики –«когти». В конце сказать «А-ам!» или зарычать.

3.        Педагог пятится, на него шагают дети, ритмично проговаривая слова, пугая когтями.

4.        «Тигренок»  ходит по клетке, проговаривая стихотворение,, рычит, все разбегаются.

Если стесняется, то просто изображать тигренка. Пойманный сам становится тигренком.

ДОЖДИК

-        Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

-        Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

-        Я теперь усну едва ли

Топ-топ-топ.

-        Может кошек подковали?

Топ-топ-топ.        

Игровая ситуация: великан, слон, котенок, мышка, дождик? То тише или громче. Соотношение образа с тембром инструмента.

1.        Маршировать по залу , на слова «топ» - остановится и хлопать в ладоши.

2.        В кругу стоят и хлопают, «ТОП» - в круг, из круга шагают

3.        Инструмент – слон – барабан, высокие – треугольник, колокольчик, металлофон.

4.        Один ребенок – чтец. Остальные – оркестр( не произносят «ТОП»)

        Развитие ритмического чувства , пожалуй, наиболее важно чем интонирование, особенно на начальном этапе обучения.

Мы в своей практике ежегодно сталкиваемся со сложными случаями нескоординированности не только слуха и голоса, но и движений ( что особенно удручает специалистов-инструменталистов). Нарушение баланса движений правой и левой руки – показатель неустойчивой связи между полушариями мозга. Это может быть результатом родовых травм, стрессов, психологических зажимов. Опыт работы некоторых педагогов показывает, что это можно исправить, тренировать, но чем раньше, тем лучше.

        Интерес приверженцев Орф-педагогики в последнее время обратился к детям раннего возраста от 1-3 лет.

        Занятие предполагает воспитание ритма через подвижные муз игры, легкие массовые танцы, речевые упражнения – то есть освоение пространства через движение, ритмическое самовыражение.

        Движение позволяет внести разнообразие в процесс урока Движение облегчает и ускоряет процесс восприятия музыкального материала. Песни с движениями исполняются детьми осмысленнее, эмоциональнее, интонационно точнее, музыкальнее

        Терапевтический эффект – движения укрепляют связь центральной НС с периферической. Движения под музыку включают  слухо-динамические (двигательные, мышечные) ощущения, где тело «резонирует», откликается на звучащую музыку. Происходит избавление от мышечных зажимов, спазмов. Это несет не только физиологическое оздоровление, сколько психологическое: избавление от робости, неуверенности, застенчивости. Как результат таких зажимов мы наблюдаем у ребят потерю слухового контроля, сченическое волнение, забывание текста, ускорение темпа исполнения и мн др.

        В условиях нашей ДШИ учебные классы позволяют ввести в образовательный курс элементы ритмики:  музыкально-ритмические и речевые игры.

        Эти формы работы помогают развивать:

        Координацию движений

        Чувство ритма

        Четкость дикции, артикуляции – решает логопедические проблемы.

Одновременно можно использовать их и как пальчиковые игры – гимнастику для пальцев.

Игры:

1.        «Солнечные зайчики» (Вы скачите, палочки) -  клавесы

2.        «Под высокою сосной» - жесты

3.        «На опушке дом стоит» -жесты

4.        «Разыгра» (Девочки и мальчики…) - пальчики

5.        «Пошли курочки гулять» - пальчики

ВИДЕОИЛЛЮСТРАЦИЯ: укр.н.п. «Жил я у пана» –   фольклорная зарисовка с мальчиком 2-х лет (материалы Всероссийской  конференции по теме «Применение идей Шульверка на практике»).

Список рекомендуемой литературы:

1.        И.Галянт «Пальчиковые игры и упражнения» Челябинск, 2003

2.        И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивтельный ритм»С-П «Композитор» 2005

3.        Е.Поплянова «Кто стоит на трех ногах?» Музыкальные загадки. С-П «Композитор» 2004

4.        Поплянова Е. А мы на уроке – играем. Музыкальные игры, игровые песни. М. 1994.

Стихи С. Маршака, Ю.Мориц, А.Барто, К.Чуковского и др.

Инструментарий:

1.        Клавесы – звучащие палочки

2.        Шумовые инструменты: бубны, маракасы, барабан, ложки, треугольники

3.        Инструменты оркестра К.Орфа – штабшпили, блок-флейта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы сдоровьесберегающей педагогики.

Здоровьеберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – 1)системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его у...

Принципы гуманистической педагогики

Нравственность человека – актуальная тема для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной; современный школьник стал неуважительно относиться к старшим, склонен к насилию ...

Раскрытие индивидуальности – основополагающий принцип творческой педагогики.

Основные аспекты, на которые мы обращаем внимание в данной методике:- раскрытие индивидуальности: задача педагога с первых уроков увидеть, понять и всячески стараться сохранять и развивать в ребенке т...

Принципы гуманистической педагогики

В статье описаны множество принципов гуманистической педагогики. Материал лекционного характера...

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики...

Методический доклад "Некоторые аспекты фортепианной педагогики"

Методический доклад "Некоторые аспекты фортепианной педагогики" был представлен на заседании Методического объединения преподавателй по классу фортепиано г. Радужный, ХМАО - Югра. в 2013 -2014 учебном...