Детско-юношеский пресс-центр
рабочая программа (8 класс) по теме

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Детско-юношеский пресс-центр" составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, рассчитана на 1 год обучения (4 часа в неделю). Для обучающихся 8-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_press-centr.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, указанными в «Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844».

Актуальность введения программы «Детско-юношеский пресс-центр» обусловлена необходимостью противодействия социальной дезадаптации подрастающего поколения. Эта проблема зачастую является следствием несформированности у подростков коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, соответствующей мотивации, что обуславливает отклонение от норм и правил школьной жизни, снижение мотивации к учению, асоциальное поведение.

Данная программа направлена на успешную социальную адаптацию ребенка благодаря тому, что:

  1. программой обеспечиваются различные формы реализации деятельности подростков в соответствии с их интересами и наклонностями, обеспечивается возможность переключаться с одного вида деятельности на другой — с интервьюирования на пассивный сбор материала, с формирования структуры статьи и газеты в целом на ее оформление;
  2. отсутствие жестких стандартов и заинтересованность педагога в сохранении посещаемости задают особые условия работы: креативность, разноуровневое, индивидуализация (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации подростка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником);
  3. социальный опыт, приобретенный обучающимися, есть опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах общественной жизни: межличностные отношения, отношения внутри семьи, класса, школы. В процессе работы ребят из пресс-центра с детьми-сиротами, детьми с девиантным поведением, малообеспеченными, поднимаются не только актуальные общественные проблемы и проблемы социальных взаимоотношений, но формируется и собственная позиция. Через освещение тем, проблем, волнующих их, решаются конкретные социально-педагогические задачи. Обучающиеся получают навыки формирования общественного мнения, становятся активной движущей силой общественного развития;
  4. современные тенденции развития общества побуждают к раннему профессиональному самоопределению подростков. Программа «Детско-юношеский пресс-центр» позволяет подросткам получить первичные допрофессиональные ЗУНы, что помогает им утвердится в выборе будущей профессии;
  5. специфика программы позволяет подросткам обращать особое внимание на установление взаимопонимания с окружающими, преодоление собственных мировоззренческих стереотипов.

Программа «Детско-юношеский пресс-центр» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (11 – 18 лет).

Поскольку специальных условий набора детей программой не предусмотрено, среди обучающихся есть дети из неполных и малообеспеченных семей, дети со склонностью к девиантному поведению. Именно поэтому воспитательным задачам уделяется особое внимание.

Основные воспитательные задачи, решаемые в ходе реализации программы:

  1. Поддержка общественно значимой и политической активности в подростковой среде.
  2. Формирование гражданско-патриотических позиций у подростков.
  3. Пропаганда здорового образа жизни и культуры поведения.
  4. Расширение культурного кругозора.
  5. Расширение информационного пространства в подростковой среде.

Становление самосознания — центральное новообразование в подростковом возрасте. Особое значение для подростка начинает приобретать такой вид деятельности как общение со сверстниками. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя.

Для успешной социальной адаптации подростка необходимо создание среды для его самореализации. Этой средой может стать детско-юношеский коллектив (творческое объединение), во главе которого стоит значимый для подростка взрослый (педагог), являющий собой образец для подражания, способный оказать помощь в формировании внутренней нормативно-ценностной базы.

Среда самореализации предполагает наличие социально-значимого дела, в котором подросток, играя роль взрослого, будет нести ответственность за его выполнение.

Проанализировав стремление и способности ребят, педагог может прогнозировать результат обучения, варьировать программу таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность:

  1. четко ставить перед собой цели;
  2. организовывать свою работу, искать пути решения поставленной задачи;
  3. уметь собрать полную, оперативную информацию;
  4. самодисциплинировать свою деятельность;
  5. уметь довести дело до конца;
  6. быть любопытным, но при этом объективным;
  7. уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  8. уметь вырабатывать идею, создавать художественный образ;
  9. уметь рассуждать в устной и письменной форме.

К отличительным особенностям программы необходимо отнести следующее:

1. В процессе создания и оформления молодежной газеты принимают участие сами подростки. Они авторы идей, интервьюеры, репортеры, фотографы, дизайнеры. Но это вовсе не означает, что их аудитория — исключительно подростки. Как показывает практика, газеты «Пятерка плюс...» и «самОлет», выпускаемые участниками пресс-центра, читают люди самых разных возрастов.

  1. Одна из задач программы - не просто представить проблему, а помочь подросткам воплотить ее через реальные факты, реальных людей, исследовать ее, попытаться найти способы ее решения. Таким образом, основным содержанием молодежной газеты становятся не проблемы, а информация, расширяющая кругозор подростков (юнкоров и их аудитории), их мнения и впечатления.
  2. Журналистское творчество — коллективное творчество, предполагающее союз юнкоров, фотографов, дизайнеров и верстальщиков. А раз так, то необходимость укрепления схемы взаимодействия «юнкор-педагог-фотограф», «юнкор-педагог-дизайнер» совершенно очевидна. Таким образом, цель программы — не только развитие личностных качеств подростков, но и развитие умения работать в одной команде, в одной творческой группе.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (итого 216 часов в год).

Структура групповых занятий позволяет уделять необходимое время для выстраивания индивидуальных траекторий развития.

Цель программы:

Познакомить ребят с основами журналистского мастерства (в том числе с основами фотодела, дизайна и верстки) и культуры речи, помочь им изучить свои творческие способности, склонности, приобрести необходимый опыт, сформировать чувство успешности.

Задачи:

  1. научить ребят грамотно излагать свои мысли, оформлять их в виде журналистских материалов, работать с различного рода информацией (собирать, обрабатывать, систематизировать информацию и использовать ее при создании журналистской статьи);
  2. научить ребят при необходимом объеме информативности придавать своим материалам необычный, оригинальный вид (форму), писать статьи, используя для этого более сложные, синтезированные жанры журналистики, способствовать поиску авторской манеры письма (стиля);
  3. способствовать повышению уровня социальной адаптации, профессиональному освоению выбранной образовательной области и совершенствованию профессиональных методов работы;
  4. диагностировать и развить творческие способности, содействовать личностному росту подростков;
  5. содействовать более глубокому освоению выбранной образовательной области (журналистика, фотодело, дизайн и верстка), вовлечению в активную социально значимую деятельность (работа с общественным мнением, социальное проектирование);
  6. развить навыки самостоятельной работы по выбранной образовательной области;
  7. воспитать культуру коллективного взаимодействия и навыки труда в гуманитарной области.
  8. воспитать в ребятах такие личностные свойства как ответственность, целеустремленность, усердие, настойчивость и т. д.
  9. воспитать четкую общественную позицию, чувство журналистской ответственности через общественный резонанс на опубликованные материалы.

Типы и формы занятий

  1. Практическое занятие. Для того, чтобы подростки приобре тали новые навыки и умения, педагог использует наглядный при мер (материалы газет, журналов, литературных текстов и т. д.), ста вит перед ребятами практическую задачу (написать заметку, репор таж, взять интервью, отредактировать текст и т. д.).
  2. Деловая игра с использованием метода проблемного обучения. Ребятам предлагается проблема, в результате разрешения которой они получат искомый результат.
  3. Исследовательская деятельность. Обучающиеся выбирают собы тие, факт, явление действительности, самостоятельно собирают всю необходимую информацию, обрабатывают ее, находят специалистов, способных прокомментировать исследуемое ими событие или явление.
  4. Творческое задание. Обучающиеся на основании собранной в ходе исследовательской деятельности информации выбирают жанр будущего материала, составляют план статьи и занимаются ее написанием.
  5. Редактирование и литературная правка. Обучающиеся уча ствуют в процессе допечатной подготовки материалов будущих пуб ликаций.
  6. Моделирование и проектная деятельность. Обучающиеся уча ствуют в моделировании номера газеты, своей авторской рубрики, своих материалов. Также подростки участвуют в разработке и реа лизации социальных проектов, что позволяет им не только приоб щаться к общественно полезной деятельности и проявлять иници ативу, личностно-организаторские качества, но и повышать куль туру социальных взаимодействий.
  7. «Планерка». Обучающиеся участвуют в плановых оргсобраниях, посвященных планированию номера газеты, распределению заданий и обязанностей, обсуждению новостей и текущих вопро сов, касающихся деятельности пресс-центра.

Ожидаемые результаты обучения по программе

К концу обучения подростки должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:

Исследовательская и собственно журналистская деятельность:

  1. поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, пробле мах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное озна комление с существующими сведениями по данной теме и опреде ление хода дальнейшей работы над нею;
  2. «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблю дение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
  3. формирование замысла будущей публикации, составление плана;
  4. реализация профессионально-творческого замысла — непос редственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (ил люстративного и других материалов);

Организаторская деятельность (привлечение к сотрудничеству различных слоев общественности):

  1. определение круга представителей общественности, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций и установле ние контактов с ними;
  2. обеспечение выражения в издании мнений широких слоев аудитории по актуальным темам (организация и проведение опро сов, обсуждений и т. д.);

• работа с редакционной почтой и читательскими обращениями;

Редакторская деятельность (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в издании):

  1. оценка степени готовности материала к печати;
  2. редактирование, литературная правка печатного текста;

Проектная деятельность:

  1. участие в разработке макета газетного номера, рубрики, ав торского проекта и т. д.;
  2. планирование собственной работы;
  3. участие в коллективном планировании редакционной работы и анализе ее результатов (редакционные «летучки» и другие формы совместной рефлексии);


Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.  

Основы журналистики, литературная правка и культура речи

36

12

24

2.  

Основы фотодела и компьютерного дизайна

30

6

24

3.  

Художественно-техническое оформление издания

48

12

36

4.  

Технология публикации электронной информации

16

4

12

5.  

Редакционно-издательская деятельность

14

2

12

ИТОГО

144

36

108

Содержание программы

Тема 1. Основы журналистики, литературная правка и культура речи        – 36 часов (теория – 12 часов, практика – 24 часа).

Теория. Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях. Предмет и задачи обучения. Краткое введение в историю журналистики. Основные функции    журналистики, многообразие современных средств массовой информации. Принадлежности, необходимые для занятия. Вспомогательный материал, словари, банк данных, досье.

Знакомство с деревом жанров. Информация. Заметка. Отчет. Репортаж. Интервью. Пресс-релиз. Опрос. Обозрение. Комментарий. Рецензия. Статья. Очерк. Зарисовка. Фельетон. Памфлет. Эссе.

Типы заголовков. Требования к заголовку (соответствие содержанию текста, точность, выразительность, яркость). Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Выразительные средства русского языка (синонимы, метафора, сравнения, эпитеты, многозначные слова). Библиографический список, его назначение, состав, правила оформления.

Практика. Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонный опрос, работа с документами). Проведение телефонного и уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события. Способы постановки и решения проблемы, описания новости или конфликта. Проведение тематических опросов, их оформление. Составление комментария. Написание информационных материалов. Составление заголовков и подзаголовков для журналистских текстов. Работа с фактами и тезисами в тексте. Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и т.п. Правила и приемы цитирования устных высказываний. Подготовка материалов для публикации в газете. Вычитка как завершение работы над печатным изданием.

Тема 2. Основы фотодела и компьютерного дизайна – 18 часов (теория – 6 часов, практика – 12 часов).

Теория. Графические изображения и цифры. Век цифровой графики. Устройство и принципы работы цифровой фотокамеры. Метод передачи данных на компьютер. Жанры фотографии. Правила организации фотосъемки. Требования к условиям освещения и работе с фотовспышкой. Свет и цвет. Контраст. Общие принципы композиции.

Растровая графика. Назначение, функции и приемы работы с Adobe Photoshop.

Практика. Работа с фотоаппаратом. Работа со светом и планом (крупный, средний, общий). Работа с ракурсом и заполнением. Работа с композицией. Создание фоторабот. Подписи к фотографиям.

Настройка основных параметров Adobe Photoshop. Открытие и закрытие файлов. Размер изображения, разрешение, изменение размеров, вращение, обрезание и наращивание изображения, инструменты выделения. Приемы выделения сложных областей. Понятие слоя. Текстовые слои. Спецэффекты на слоях. Основные рекомендации по работе с многослойным изображением. Стили. Инструменты для рисования и ретуширования. Выбор цвета в Adobe Photoshop. Работа со слоями. Обработка, выделение и монтаж изображений.

Тема 3. Художественно-техническое оформление издания – 48 часов (теория – 12 часов, практика – 36 часов).

Теория. Компьютер как инструмент для работы с информацией. Преимущества компьютера перед другими способами работы с информацией.

Компьютерные программы для работы с текстом. Объекты печатного издания. Оформление документов. Бланки. Основные типы. Основные форматы потребительских бумаг. Стан дартные размеры полей, устанавливаемых в документах. Основные правила ввода и редактирования текста. Формати рование текста. Основные требования к таблицам, формулам, иллюстрациям.

Неделимая природа существования изображения и текста на газетной полосе. Логические и визуальные принципы размещения графических и текстовых материалов на полосе. Приемы и методы выделения текста на газетной полосе. Основные правила макетирования газетной полосы. Понятие многоколоночной верстки.

Особенности использования и преимущества издательской сре ды Publisher. Сравнительная характеристика издательской системы и текстового процессора Word. Объектно-ориентированные модели. Панели инструментов Publisher.

Практика.  Работа над текстом: набор, редактирование и форматирование. Создание колонтитулов, нумерация страниц. Оформление ти тульного листа. Стилевое оформление документа, создание оглав лений. Оформление заголовков. Вставка иллюстраций. Макетирование газетной полосы. Подготовка материалов к печати. Работа с шаблонами и мастерами. Выполнение компьютерной верстки.

Определение структуры буклета. Работа с бланком описания буклета. Настройка параметров буклета. Создание публикации «с чистого листа». Ввод текста в существующие текстовые рамки. Объединение и разъединение отдельных частей текста. Замена рисунков. Ввод подписей к графическим изображениям. Группирование и разгруппирование объектов. Вставка буквицы. Установка границ и направляющих. Просмотр публикации. Изменение размера и положения поля. Редактирования текста в текстовом поле. Вставка страниц. Импорт текста из других источников. Переполнение текстового поля. Сохранение публикации. Группировка объектов. Наложение объектов. Выравнивание объектов. Поворот объекта. Текстовые рамки. Рамки графических объектов.

Тема 5. Технология публикации электронной информации – 16 часов (теория – 4 часа, практика – 12 часов)

Теория. Глобальные сети. Сеть Интернет и ее функции. Правила безопасной работы в Сети. Понятие сайта. Информационно-поисковые системы. Электронная почта и другие средства передачи информации и общения.

Технология публикации электронной информации. Функции и строение сайта.

Практика. Путешествие по Интернету. Поиск информации в сети Интернет. Поиск и сбор профессиональной информации. Сохранение веб-страниц и их просмотр. Создание электронного почтового ящика.

Обновление содержания информационного узла (сайта) образовательного учреждения. Подготовка заметок для колонки новостей. Подготовка информационного сообщения для городского сайта. Отправка сообщения по электронной почте. Создание личных страничек.

Тема 7. Редакционно-издательская деятельность – 26 часов (теория – 2 часа, практика – 24 часа)

Теория.  Особенности работы малой редакции. Творческая и техническая части редакции, их функции. План номера газеты. Темы, разделы, рубрики. Распределение профессий: редактор, ответственный секретарь, фоторепортер, корреспонденты, наборщики, корректор, верстальщик, художник.

Подготовка материала к печати. Редакторская правка. Корректорская вычитка. Изготовление фотоиллюстраций.

Практика. Работа над концепцией газеты. Планирование этапов работы над газетой. Анализ и уточнение имеющейся информации. Обсуждение и поиск дополнительной информации. Участие в коллективном обсуждении. Самоанализ и самооценка процесса и результатов деятельности.

Набор материалов на компьютере. Верстка газеты по полосам, разделам, рубрикам. Макетирование отдельной публикации. Макетирование полосы, номера. Шрифтовое оформление газеты.

Тиражирование номера. Распространение газеты. Общественное мнение. Анализ отдельных материалов и газеты в целом. Выпуск фотогазеты. Выпуск иллюстрированных проспектов, буклетов, брошюр.


Методическое обеспечение программы

Характеристика  юношеского возраста и виды  деятельности старших  школьников
 
Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый,  не получил еще четкого оформления и  является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие.

 

Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском  идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

 

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:

  1. внутренний мир и самопознание;
  2. любовь и семья;
  3. ценности и товарищество;
  4. интересы и профессия;
  5. мораль и общественная позиция.


Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

 

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.


Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

 

Практики реализуются через технологическую организацию жизнедеятельности.  Поэтому старшая школа должна строиться не по принципу предметных профилей, а на основе технологических профилей, где  материал предмета является средством введения в ту или иную общественно-производственную практику (например: инженерно-технологический профиль, био-технологический профиль, профиль образовательных технологий, полит-технологический профиль, профиль средств массовых коммуникаций, информационно-технологический профиль…).


Так построенное юношеского образование требует и иных педагогических позиций. Взрослый в таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он теряет значение для молодых людей.

 


Педагогические технологии, методы и приёмы

п/п

Раздел/тема

Цель

Технологии

Методы, приемы

1

Основы журналистики, литературная правка и культура речи

Изучение основ журналистского мастерства.

Личностно-ориентированные

Технологии активизации и интенсификации деятельности

Метод самостоятельного выполнения задания

Метод познания через практическую деятельность

2

Основы фотодела и компьютерного дизайна

Изучение основ фотодела и компьютерной обработки графических файлов.

Технологии активизации и интенсификации деятельности

Метод самостоятельного выполнения задания

Метод творческих проектов

Совместная разработка творческих проектов

3

Художественно-техническое оформление издания

Ознакомление с технологическим процессом верстки и оформления различных текстов.

Технологии активизации и интенсификации деятельности

Метод сравнительных аналогий

Метод самостоятельного выполнения заданий

4

Технология публикации электронной информации

Изучение основ работы с интерактивными ресурсами

Деятельностные технологии

Технологии активизации и интенсификации деятельности

Метод познания через практическую деятельность

Метод самостоятельного выполнения заданий

5

Редакционно-издательская деятельность

Знакомство с процессом создания различных видов публикаций, в том числе газеты

Личностно-ориентированная

Совместная разработка творческого проекта


Воспитательная деятельность

Основными направле ниями воспитательной деятельности являются:

  1. нравственно-эстетическое;
  2. экологическое;
  3. спортивно-оздоровительное;
  4. военно-патриотическое;
  5. социальное;
  6. национально-патриотическое.

Нравственно-эстетическое направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, воз можность творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества. Система эстетического воспитания даёт возможность вырастить эстети чески грамотных людей, способных наслаждаться искусством. Приобщение детей к искусству способствует развитию у них потребности в искусстве как источнике духовного обогащения. Занятия изобразительной деятельностью учат детей видеть и чувство вать глубже и тоньше. Сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, к пониманию, выводам.

Задача нравственно-эстетического воспитания в том, чтобы воспитывать чувства, развивать данную человеку природой способность воспринимать прекрас ное. Мероприятия нравственно-эстетического направления помогают детям не только познать мир, но и самоопределиться в нём, самовыразиться, ставят их перед необходимостью и возможностью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Открытие творческого сезона
  2. Осенние праздники
  3. Новогодние праздники
  4. Рождественские встречи
  5. Мероприятия ко Дню 8 марта
  6. День открытых дверей
  7. Отчётные концерты Дома детского творчества
  8. Юбилейные мероприятия творческих коллективов
  9. Участие творческих коллективов в фестивалях, конкурсах, выставках различного уровня

Экологическое направление даёт  возможность воспитать у детей высокие волевые и морально-этические качества, ответственность за свои поступки и охрану окружающей среды, самостоятельность, инициативность и коммуникативность, даёт возможность изучения флоры и фауны родного края.

Одной из форм экологического воспитания являются походы. Дети по натуре следопыты, путешественники. Походы открывают мир, учат видеть и беречь землю, дают неоценимый опыт, многоумение, общение друг с другом и природой. Дети в походах раскрепощаются, преодолевают комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и с педагогом. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат удивляться жизни.

Таким образом, экологическое воспитание обеспечивает ребёнку возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохраняя физическое, нравственное и интеллектуальное здоровье, обеспечивает развитие здоровой личности, готовой к выполнению социальных ролей.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Походы на природу
  2. Экологические семинары
  3. Участие обучающихся в научно-практических конференциях по биологии и экологии
  4. Праздничное мероприятие «Чистая планета»

Спортивно-оздоровительное направление содействует физическому развитию ребёнка, укреплению здоровья, формированию основ здорового образа жизни. Спортивно-оздоровительная деятельность является частью системы формирования личности, таких её черт характера, как целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Использование специальных упражнений для оздоровления на занятиях (здоровьесберегающие технологии)
  2. Походы
  3. Проведение занятий на открытом воздухе

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, целенаправленная деятельность, способствующая формированию у подрастающего поколения высокоразвитого сознания, верности своей Родине, готовности её защищать.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Праздничное мероприятие «Все мы в Армию пойдём»
  2. Участие обучающихся в параде Победы на городской площади
  3. Мероприятия, посвящённые Дню Победы

Целью социального направления воспитательной деятельности является социализация и адап тация детей в современном мире, создание условий для их развития через освоение какого-либо вида деятельности. Успешность социализации и адап тации детей обеспечивается активной педагогической поддерж кой их деятельности, включённостью детей в реальные социаль ные отношения, социальным взаимодействием с окружающими через участие в социально значимых делах.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Участие в концертах ко Дню пожилого человека
  2. Участие в концертах ко Дню матери
  3. Дни именинника
  4. Участие обучающихся в подготовке к мероприятиям
  5. Поездки в кинотеатр, экскурсии в выставочный зал, городской и поселковый краеведческий музей

Одной из приоритетных задач воспитания в Доме детского творчества является национально-патриотическое воспитание: развитие чувства патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности. Человек – это открытая система. Он имеет два вектора раз вития: в сторону добра и в сторону зла. И только культура спо собна вывести человека к добру.

Мероприятия соответствующего направления воспитательной деятельности:

  1. Экскурсии в музей «Коми керка»
  2. Коми посиделки
  3. Праздничное мероприятие «Все народы – одна семья»
  4. Плановые мероприятия, проводимые в музее «Коми керка»

Обретение личности – это всегда обретение культуры – культуры прошлого, культуры традиций, культуры пережива ния, культуры общения, культуры достоинства.

Мы живем в условиях, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся  истинными представления приходится преодоле вать, многие психологические стереотипы перестраивать. Под растающему поколению трудно отыскать жизненные ориенти ры, научиться отличать вечные ценности от преходящих.

В поисках цельности, в стремлении упорядочить свой мир, найти в этом мире защиту, человек обращает свой взор к опыту народа – народной культуре.

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путём «присваивания» им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической дея тельности и усвоения норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в це лом. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях. Выступая в качестве коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.

Такой памятью выступают, прежде всего, духовные и матери альные ценности этноса, устные традиции народного творчест ва, народное художественно-прикладное искусство.

Детей притягивает живой, не ограниченный условными пра вилами фольклор. Он увлекает их своей мудростью, глубиной и в то же время наивной искренностью, возможностью импро визировать. Цель этой деятельности – формирование у ребёнка основ нравственности, духовности, чувства прекрасного, гармо нии внутренней и внешней через передачу культурного коллек тивного опыта народов во всех сферах деятельности.

Формы воспитательно-досуговых мероприятий

Годовой цикл воспитательно-досуговых мероприятий – неотъемлемая часть программы воспитания Дома детского творчества. Участие в этих мероприятиях является основной и конечной формой творческой самореализации обучающихся.

Ценность воспитательных мероприятий для детей и подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Реаль ным мотивом для посещения школы для большинства учащихся выступает желание общаться с товарищами, участ вовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Всё это они получают, занимаясь в творческих объединениях Дома детского творчества, участвуя в воспитательно-досуговых мероприятиях.

Педагогически грамотно организованный досуг – это профи лактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллекту альной узости, практической ограниченности. В ходе культурно-досуговых мероприятий ребёнок взаимодействует с товарищами, устанавливает дружеские связи, налаживает общение. Это эффективная форма воспитательной работы с детьми, которая обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Коллективные мероприятия сплачивают дружеское взаи морасположение, благотворно действуют на всех и становятся источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Они  помогают раскрыть творческий потенциал личности, реализовать коммуникативные навыки, соз дать ситуацию успеха.

Участие в мероприятиях даёт возможность каждому ребёнку занять лидирующее положение в какой-либо деятельности. Это действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребёнка, развить и выявить его творческие способно сти и дарования.

Формы:

  1. культурно-досуговые мероприятия:
  1. конкурсные и игровые программы,
  2. дни именинника,
  3. семейные конкурсные программы;
  1. мероприятия культурно-познавательного характера:
  1. тематические беседы,
  2. походы,
  3. экскурсии,
  4. посещение спектаклей, концертов, просмотр фильмов;
  1. театрализованные представления:
  1. выступления детских театральных коллективов;
  1. театрализованные праздничные мероприятия:
  1. календарные праздничные мероприятия;
  1. концертные выступления:
  1. участие в концертах различного уровня;
  1. выставочная деятельность:
  1. участие в выставках различного уровня;
  1. участие творческих коллективов в фестивалях, конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Традиционными мероприятиями в Доме детского творчества являются:

Мероприятия

Дата проведения

Открытие творческого сезона

Октябрь

Осенние праздники

Октябрь-ноябрь

Новогодние представления

Декабрь

Рождественские встречи

Январь

Концерты для пап и мам

Февраль, март

День открытых дверей

Март

Отчётные концерты Дома детского творчества

Апрель

Закрытие творческого сезона

Апрель-май

Юбилейные мероприятия творческих коллективов

В течение года

Коми посиделки

В течение года

На мероприятиях в качестве зрителей и участников присутствуют учащиеся школ Комсомольского района, родители, друзья и родственники воспитанников Дома детского творчества, жители посёлков Комсомольского района. Многие мероприятия проходят на базе Дома культуры посёлка Воргашор. На этих мероприятиях проводятся и выставки лучших работ обучающихся декоративно-прикладных творческих объединений Дома детского творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Основные приоритетны и направления деятельности детско-юношеского центра" 03.09.2013 г.

Выступление на тему "Дидактические условия формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в условиях открытой образовательной среды" раскрывает понятие коммуникативной компетентности к...

Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 1. Fritzing - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники

Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учрежденияхЧасть 1. Программы для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники...

Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 2. KiCAD - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники

Наигравшись вдоволь с макетными платами наступает время сделать серьёзный проект на настоящей печатной плате и поработать с паяльником. Встаёт проблема как создать и изготовить плату для проект...

Открытое занятие с элементами проектной деятельности «Пресс-релиз как форма работы школьного пресс-центра».

Открытое занятие в рамках работы экспериментальной площадки "Отработка модели сетевого взаимодействия с целью передачи лучших образовательных практик для повышения эффективности деятельности обра...

Посвящение в детское объединение «Фантазеры» детско – юношеского объединения «Школьная академия» МБОУ «Подсинская СШ»

Посвящение в детское объединение «Фантазеры»  проводится для привлечения учащихся в активную школьную жизнь....