Главные вкладки

    Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой
    методическая разработка на тему

    Синегина Наталия Борисовна

     

    Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_rebyachki.doc703.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

    ул. Попенченко д. 1 / 1, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

    т/ф (34934) 9 19 85; 9 21 60, e-mail: urengoi_ddt@mail.ru

    Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой.

    Воспитательная система

    детско-юношеского движения «Ребячья республика»

    Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

    (координатор Синегина Наталия Борисовна).

    Детско-юношеское движение «Ребячья республика» работает по модифицированной авторской программе «Свежий ветер», в основе которой лежит программа СПО-ФДО «Игра – дело серьезное», и было создано с целью разработки принципиально новых положений игровой основы организации, поддержки и создания коллектива (объединения) для реализации интересов, потребностей детей и подростков в самореализации и самосовершенствовании, в1997 году.  

    Ориентационно-педагогические основы программы:

    1. Вид объединения – детско-юношеское движение.
    2. Тип программы – ориентационно-информационная.
    3. Ориентация программы – досугово-развивающая.
    4. Программа с завершенным циклом – одногодичная.
    5. По форме организации детей – комплексная.
    6. Уровень освоения программы – общекультурный.
    7. Программа поливозрастная если ее квалифицировать по возрастным рамкам.
    8. В соответствии с особенностями воспитанников, является программой ускоренного развития, т.е. интерес к конкретному виду деятельности, обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.
    9. Основанием для отчисления являются:
    • систематические пропуски
    • грубое нарушение этических и моральных норм поведения.

    Опыт отчисления на сегодняшний день отсутствует.

    Возраст воспитанников 11 – 18 лет, так как возрастные особенности и особенности психологического развития (формирующиеся на определенных знаниях, умениях и навыках общеобразовательной школьной программы), соответствуют данному виду деятельности. Количество воспитанников на данный момент, 42 человека, из них 23 девочки и 19 мальчиков. Дети проявляют повышенный интерес к данному виду деятельности и общения, но большинство участников движения обучаются в выпускных классах общеобразовательной школы, и в конце учебного года нам приходится с ними прощаться. Им на смену приходят новые ребята, а «старики» (оставшиеся воспитанники) становятся «хранителями древних знаний» и передают все ритуалы и традиции «из уст в уста». Это звание считается почетным, такие воспитанники становятся опорой в организации образовательно-воспитательной деятельности координатором движения.

    Координатор движения Синегина Наталия Борисовна, человек целеустремленный, общительный, творческий, увлеченный своей работой, способный увлечь за собой не только детей, но и взрослых. Увлекается нетрадиционными формами диалогового общения и организации педагогической деятельности.

    Перед педагогом и воспитанниками поставлены следующие цели-результаты:

    • воспитанники осознают себя свободными личностями, полноправными членами общества, участниками социального творчества;
    • ребята свободно выражают свое мнение, получают и передают информацию через собственные издания и визуальные программы, обмениваются информацией и опытом;
    • воспитанники владеют навыками организационного мастерства;
    • права и интересы воспитанников защищены;
    • ребята стремятся к интеллектуальному, физическому, духовному развитию;
    • участники движения  самореализованы в игровой деятельности;
    • у воспитанников развиты коммуникативные навыки;
    • сплоченный, проверенный общими делами коллектив.

    В основе общения и взаимодействия педагога с воспитанниками лежат следующие принципы:

    • приоритеты самореализации и самосовершенствовании детей и подростков в жизнедеятельности движения;
    • включения в реальные социально-значимые отношения;
    • открытости для межличностного, межнационального общения;
    • представления и защиты прав и интересов детей;
    • равенства и права голоса всех участников воспитательного процесса.

    Принципиальные положения служат критериями отбора форм, методов и приемов работы координатора и участников движения.

    Далеко не каждому ребенку труд, спорт, художественная самодеятельность дают активные роли. Детская игра – сфера активного обогащения личности, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, и их таланты в наиболее целесообразном применении. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, личности.  

    В рамках воспитательной системы игра может выступать в различных качествах, например:

    • как важнейший вид самостоятельной деятельности, способствующий физическому, психическому, нравственному развитию воспитанников;
    • как средство развития индивидуальных качеств личности с  помощью знаний, умений, навыков;
    • как метод сплочения и формирования коллектива;
    • как средство к улучшению эмоционального состояния;
    • как тренинг мотивационно-волевых качеств;  
    • как способ общения;
    • как фактор, формирующий внутренний мир человека.

    Важно, всего лишь, уметь использовать всю многоликость и многогранность игры.

    Игры

    Цели и задачи

    1.

    Коммуникативные

    • Дружеское и деловое общение
    • Улучшение эмоционального состояния
    • Самокоррекция личностных недостатков
    • Самообладание в общении
    • Открытость для межличностного, межнационального общения

    2.

    Деловые

    • Самоусовершенствование индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков
    • Деловая этика
    • Самореализация в стратегии и тактике

    3.

    Социально значимые

    • Духовное и нравственное самоусовершенствование
    • Осознание себя свободной личностью, полноправным членом общества
    • Осознание себя членом социального творчества
    • Самореализация – «Копилка добрых дел», т.е. включение в реальные социально- значимые отношения

    4.

    Развивающие

    • Мыслительная активность
    • Физическое самоусовершенствование

    5.

    Спортивные

    • Воспитание мотивационно-волевых качеств:

    - самообладание;

    - выдержка;

    - собранность в критических ситуациях.

    • Физическое самоусовершенствование
    • Чувство «команды», «локтя»

    6.

    Формирующие и сплочающие коллектив

    • Успешность коллектива
    • Активизация отчужденных, обособленных  ребят
    • Возможность испытать себя в качестве лидера команды каждым воспитанником.

    7.

    Познавательные

    • Удовлетворение интересов и потребностей  детей в «открытиях»
    • Расширение кругозора и обогащение внутреннего мира подростка.

    Важнейшим системообразующим фактором движения «Ребячья республика», является коллективная деятельность, на основе которой построен годовой круг традиционных дел. Все они разбиты по блокам – основным направлениям деятельности:

    Игротехника (играем).

    ☺ Риторика (грамотно говорим).

    ☺ Основы коммуникативных умений (нет проблем в общении).

    ☺ Психолого-педагогический (работаем над недостатками).

    ☺ Песенный (знаем много песен и поем их под гитару).

    ☺ «Сувенирный цех» (у нас всегда готовы подарки на все случаи жизни).

    ☺ «Школа вожатских наук» (умеем организовать досуг любой публики).

    ☺ Благотворительность (стараемся подарить минуты радости и веселья не только своим     друзьям и близким, но и тем, кто в них особенно нуждается).

     Координатор в данной воспитательной системе выступает «фасилитатором», т.е. оказывает помощь участникам движения в самопознании, самоопределении и самореализации (беседы, тренинги, игры, творческие проекты, индивидуальная работа с воспитанниками).

    «Наши творческие связи» с общественностью:

    Тарко-Салинское Детское                                               Творческий коллектив            

     Движение «Тин-клуб»                                                    Культурно-спортивного

                                                       Педагогический                     комплекса

                                                        коллектив ДДТ

                                                                                            ↕

    Общеобразовательные    ↔       «РЕБЯЧКА»    ↔    Объединения детей и  

                школы                                                                  подростков внутри ДДТ

                                                                     ↕

                                                 Родители воспитанников

                 Друзья по переписке                                     И все с кем мы дружим, в          

     из других детских организаций                             рамках благотворительного блока

    Диагностико-аналитический компонент  воспитательной системы осуществляется с помощью новых методик отслеживания и анализа, как успешности детской деятельности, так и успешности педагогической работы.

    Критерии

    (диагностики и анализа)

    Показатели

    (Умения, признаки)

    Методика

    диагностики

    и анализа

    Как часто проводится анализ

    Уровень приобретенных ЗУН  

    1. Успешность составления воспитанниками игровых и социально значимых программ и проектов, и воплощения их в жизнь;  

    2. Успешность работы (мастерство) ребят в «Сувенирном цехе».

    3. Успешность овладения навыками дизайнерско-оформительской деятельности и журналистики.

    Программные задания, анализ готового продукта, анкеты, опросники.

    Проводится по мере получения готового продукта деятельности

    Уровень проявляемого интереса  

    1. Успешность подобранных форм деятельности;

    2. Успешность подобранных видов деятельности.

    Тесты, анкеты самооценки деятельности, опросники, беседы в непринужденной обстановке («огоньки», «свечки»)

    Еженедельно

    Уровень сплоченности коллектива

    1. Успешность и актуальность традиций, ритуалов, «древних заповедей» (свода правил поведения в коллективе и вне его);

    2. Успешность «Лидерского курса»:

    -  целенаправленной работы по сплочению коллектива, средством игровых упражнений на взаимодействие;

    -  по выявлению негативных и позитивных лидеров;

    -  по поддержке и активизации обособленных детей.

    Тесты, ежедневные анкеты самооценки уровня развития коллектива, обсуждение на сборах, опросники.

    Ежедневно,

    и по мере необходимости  

    Уровень эмоционального

    восприятия

    1. Успешность удовлетворения интересов и потребностей (желаний) ребят;

    2. Успешность создания среды эмоционального благополучия и комфортности воспитанников;

    Ежедневные анкеты  эмоциональной самооценки дня, тесты, карты наблюдения.

    Ежедневно

    Уровень коммуникаций

    1. Успешность участия в диалогах и диспутах;

    2. Успешность свободного выражения своего мнения,  не задевая интересы других;

    3. Успешность обмена информацией и опытом;

    4. Успешность развития личностных, индивидуальных качеств воспитанников в общении.

    Тесты, анкеты, опросники, карты наблюдений.

    Каждые две недели

    Уровень педагогической компетентности

    Успешность помощи юному человеку в осознании себя свободной личностью, полноправным членом общества, участником социального творчества.

    Тесы, анкеты, опросники, анализы сводных анкет, карты наблюдений.

    Ежедневно и по мере необходимости

    Приложение 1

    «Ежедневная самооценка дня»:

    Ребяческое имя _____________________________________

    Школа ______  класс ________

    Год вступления в детско-юношеское движение «Ребячья республика» ___________

    1. Уровень развития коллектива:

    15.09

     

    16.09

    17.09

    19.09

    20.09

    Горящий факел

    Алый парус

    +

    Мерцающий маяк

    +

    +

    Мягкая глина

        +

    Песчаная россыпь

    +

    2. Эмоциональная оценка дня:

    15.09

    16.09

    17.09

    19.09

    20.09

    Красное

    (прекрасное)

    +

    +

    Оранжевое

    (хорошее)

    +

    +

    Желтое

    (нормальное)

    +

    Зеленое

    (ни то, ни се)

    Синее

    (плохое)

    Фиолетовое

    (хуже не бывает)

    Особое мнение, пожелания и предложения,

    вы можете разместить на обратной стороне.

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

    1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

    Проект воспитательной системы класса "Строим город Лидерск"

    Проект воспитательной системы класса представлен на городском конкурсе "Самый классный классный". Отображаются основные направления работы, результаты и т.д....

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

     «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

     «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

    В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, ...

    ПЛАН торжественной церемонии приема детей в ряды Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «ЮНАРМИЯ»

    ПЛАНторжественной церемонии приема детейв ряды Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «ЮНАРМИЯ»...