Проект воспитательной системы класса "Строим город Лидерск"
материал (7 класс) по теме

Пономарева Елена Васильевна

Проект воспитательной системы класса представлен на городском конкурсе "Самый классный классный". Отображаются основные направления работы, результаты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroim_gorod_lidersk.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный профессиональный конкурс классных руководителей

 «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ—2012»

Проект: «СТРОИМ ГОРОД ЛИДЕРСК»

Автор: Пономарева Е.В.

учитель географии

классный руководитель 7 «Б» класса

МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва»

Цель проекта: формирование духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой и физически здоровой  личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.  

Задачи проекта:

1.воспитание патриотизма, гражданственности, чувства любви к родному краю;

2.развивать и укреплять в классе ответственное отношение к учебе и к своим обязанностям;

3.создание благоприятной атмосферы в классе и дружного единого коллектива;

4.воспитание духовной, творческой, физически развитой личности;

5.прививать навыки внешней и внутренней культуры, нормы общения друг с другом;

6. продолжить развитие и укрепление в положительном направлении связи ученик-учитель-родители-школа.

7.воспитание уважения и ценностного отношения к позитивным межличностным отношениям;

8.мотивация здорового образа жизни.

Ожидаемый результат:

-формирование творчески инициативной личности;

-умеет  ставить цели и  достигать их;

-самостоятельно решает личные и общественные проблемы;

-ответственен за себя и за других;

-владеет устойчивым вниманием, наблюдательностью, способен к анализу и синтезу, самооценке при выполнении работ;

-организован, дисциплинирован, обладает чувством коллективизма, уважением к старшим, заботливым отношением к малышам, отзывчивостью и доброжелательностью;

-развиты волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия стоящие на пути достижения цели,  подчиняется требованиям, выполняет установленные нормы поведения, в своих поступках следует положительному примеру;

-участвует наравне со всеми в совместной трудовой деятельности, стремится быть полезным окружающим, добивается результатов.

Пояснительная записка.

Российское образование  XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения. В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности.    Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

 Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

 В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

 Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Категория участников:

Непосредственные участники:

  1. Учащиеся класса – 25 человек
  2. Родители
  3. Классный руководитель

Участники:

  1. Учителя – предметники
  2. Администрация школы
  3. Психолог
  4. Социальный педагог

Время реализации проекта:

1сентября 2009 год - 30 мая 2014год.

5 класс  «Делай как я»

Год обучения, выявления талантов, изучение желаний и возможностей детей.   Классный руководитель — пример для подражания, лидер. Формируется имидж класса, органы самоуправления.

     Успешному осуществлению первого этапа способствует несколько факторов:

1.Личность классного руководителя, его умения, навыки, искренность и заинтересованность в достижении результата.

2.Система воспитательной работы в учебном заведении направлена на совместное сотрудничество класса, учеников, учителей-предметников.

3.Совместная деятельность ребёнок-родители-учитель-школа.

Реализация задач первого года должна привести к пониманию тезиса «Мы можем многое».

6 класс «Делаем вместе»

Акцент делается на работу малых групп. Желающие могут попробовать себя в разных областях. Под руководством и с помощью классного руководителя ученикам дается возможность проявить свои творческие, организаторские, спортивные и другие способности. В итоге учащиеся приходят к выводу: «Мы разные, и у нас разные способности».

7 класс «Делай сам»

Выявляются люди, способные взять на себя ответственность. Большая часть класса вовлечена в совместную деятельность. В результате формируется уважение к талантам и возможностям каждого — понимание того, что «Один в поле не воин».

8, 9  класс «Делай сам и привлеки других»

Создан коллектив единомышленников, способный решать любые задачи, имеющий положительный опыт «успешности». Люди не только способны взять на себя роль лидера в «своём» деле, но и умеют работать продуктивно под руководством человека, успешного в другом. Итог:  «Мы сумели многое, у нас общие позитивные воспоминания, мы себя   уважаем, мы можем достичь ещё большего».

6.Основные этапы проекта:

1.Диагностический

  1. выявление уровня воспитанности школьников;
  2. выявление детей, требующих особого индивидуального подхода;
  3. изучение интересов и увлечений учащихся, их взаимоотношений со сверстниками и родителями;
  4. изучение интересов, запросов, ценностей родителей, взаимоотношений в семье;
  5. определение целей, задач и направлений воспитательной системы класса.

Образ воспитательного пространства создается на основе психолого-педагогических наблюдений, анкетирования, тестирования по следующим направлениям:

а) взаимодействия (анкета по выявлению коммуникативных способностей, анкета по выявлению трудностей в общении детей, социометрия «Фотография класса» и т.д.)

б) творческие способности (анкета по выявлению творческих способностей)

в) самостоятельность (анкета «Познавательная самостоятельность школьника»)

г) семья (тесты «Выходной день в моей семье», «Определение самостоятельности ребёнка», «Мера заботы о ребёнке», методика «Незаконченные предложения» и т.д.)

д) интересы (методика О.И. Мотков)

Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса (образ учащегося класса; образ жизнедеятельности классного сообщества; представление о внешних связях и отношениях класса, его место и роли в школьной общности).

2. Проектирование воспитательной системы

  1. выявление направлений, видов деятельности, форм и условий воспитательной работы;
  2. определение подходов к реализации воспитательной системы класса.
  3. формирование творческого союза
  4. определение системы управления и самоуправления.

определение тем проектов (на основе тематической диагностики).

  1. составление индивидуальных карт по работе с детьми испытывающие различные трудности.
  2. составление плана взаимодействия с родителями
  3. прогнозирование результата воспитательной системы

3.Становление системы

Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.

4.Стабильное функционирование системы.

Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид  совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.

5. Итоги и оценка деятельности всех участников

Для пятого этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая - искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе. 

7.Направления и формы реализации проекта

Основные направления воспитательной работы:

Основные направления

Формы внеклассной работы

Примеры

Патриотическое воспитание


 «Патриот – это человек, служащий своей Родине»

        

  1. тематические классные часы, спецкурсы;
  2. встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  3. конкурсы, викторины по правовой тематике;
  4. читательские конференции по правовой тематике.


-Акция «Георгиевская ленточка»

-Проект «Великая Победа»

-Кл. час «Воронеж вчера и сегодня»

-Кл. час «Кольцовско-Никитинские чтения»

-Кл. час «День народного единства»

-Кл. час

«По имени называют, по отчеству величают»

-Беседа «Их именами названы улицы города»

- Кл. час «По законам мужества»

-Кл. час «Путешествие в страну законию»

-Кл. час «Защитники Отечества гордость России»

- Кл. час «Они покоряли космос»

Нравственно-эстетическое воспитание


 «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества»

  1. тематические классные часы;
  2. тренинги нравственного самосовершенствования;
  3. театральные и кинопросмотры;
  4. экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
  5. дискуссии по нравственной тематике;
  6. организация цикла нравственных бесед

-Акция «Милосердие»

-помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам

-Посадка 65 берёз совместно с ветеранами

-Кл. час «Роскошь человеческого общения»

-Кл. час

«Доброжелательность и грубость»

-Беседа «Подросток и мода»

-Кл. час «Пожилые люди»

-Кл. час «Милые любимые родители»

-Акция «Путешествуем по Воронежу»

-экскурсии, походы в музей, выставки

-Кл. час «Можем ли мы считать себя взрослыми»

-Кл. час «Толерантность. Модные веяния или необходимость?»

-Кл. час «Весеннее поздравление»

-участие в экологических акциях и конкурсах

-статьи в школьные газеты «Параллель», «Школьное время», радиогазету

Спортивно-оздоровительное, безопасная жизнедеятельность

 

 «За здоровый образ жизни»

  1. спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;
  2. походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
  3. ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также  города;
  4. встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

-Беседа о ПДД «Улицы города»

-Кл. час  «Вредные привычки»

-Беседа о правилах поведения в общественных местах и на мероприятиях

-Беседа «Улица полна неожиданностей»

-Кл. час «Красиво! Вкусно! Полезно!»

-Беседа «Правила поведения в школе»

-Кл. час «За здоровый образ жизни»

-спортивный марафон

-спортивные соревнования по футболу, баскетболу

-активное посещение спортивных секций

-Кл. час «Мы выбираем спорт»

-Интеллектуальное


«Знание лучше всякого богатства»

  1. внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  2. интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
  3. интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
  4. научно-исследовательские конференции;
  5. cпецкурсы и факультативы.

-Кл. час «Учись учиться»

-Кл. час

«Экзамен: от «А» до «Я».

-школьный конкурс «Эрудит»

-участие в предметных неделях

-Киселёвские чтения

-участие в конкурсах, олимпиадах

-организация и посещение школы одарённых детей, научных обществ учащихся, дополнительных курсов  

Трудовое воспитание


«Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться»

-профориентация

-планирование и организация летней практики

-организация трудовых бригад

-организация дежурства

-организация трудовых десантов

-трудовой десант «Листопад»

-уборка пришкольной территории

-участие в акциях по уборке парков

-обустройство классного кабинета

планирование и организация летней практики

-организация трудовых бригад

-организация дежурства

Развитие классного коллектива и самоуправления


«Один за всех и все за одного»

  1. празднование памятных дат в жизни учащихся;
  2. празднование памятных дат календаря;
  3. посещение театров, музеев, выставок;
  4. театрализованные представления;
  5. фестивали, презентации.
  6. спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
  7. тренинги общения учащихся и их родителей;
  8. тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
  9. самопрезентации и самопредставления;
  10. праздники, конкурсы, дебаты.

-Кл. час «Мы выбираем, нас выбирают»

-Кл. час «Мои достоинства, мои недостатки»

-Кл. час «Поставь оценку классу»

- Кл. час «Вот и стали мы на год взрослее»

-работа с активом класса

-оформление классного уголка

-подготовка отчётов активом класса

-посещение театров: ТЮЭ, «Зазеркалье», кукольного

-поздравление именинников

-планирование классных мероприятий

Работа с родителями


«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей главная школа воспитания детей - взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

          В. А. Сухомлинский

  1. изучение семей учащихся;
  2.  педагогическое просвещение родителей;
  3.  обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  4.  педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
  5.  индивидуальная работа с родителями;
  6.  информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

-консультации для родителей индивидуальные и групповые

-консультации с учителями предметниками

-проведение родительских лекториев

-тематические родительские собрания (6 класс): 1.Результативность школьного урока. От чего она зависит?

  1. 2.Способности и роль семьи в их развитии.
  2. 3.Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее»

Индивидуальная работа с учащимися


«Многие личности обладают, подобно необработанным алмазам, блестящими качествами, скрытыми под грубой наружностью»

 Децим Юний Ювенал

 

  1. Изучение документов личного дела
  2. Беседы
  3. Психологическое изучение и рекомендации
  4.  Вовлечение в занятия по интересам
  5. Моделирование проблемных ситуаций.
  6. Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
  7. Воспитание успехом, работа с одаренными детьми

-Кл. час «Мир  моих увлечений»

-Кл. час «Этикет в современном обществе»

-Кл. час «Почему мы так говорим»

-организация и посещение школы одарённых детей, научных обществ учащихся, дополнительных курсов  

-индивидуальные беседы

-контроль за успеваемостью, посещаемостью

-организация посещения секций и кружков

8. Механизм реализации проекта

Моделирование воспитательной системы класса основано на модели воспитательной системы школы:

Первый компонент воспитательной системы класса - индивидуально-групповой компонент. Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.

Проблема создания и функционирования  воспитательной системы класса не может не волновать администрацию, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Взаимодействия класса в школе  МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва»

 Второй компонент воспитательной системы класса - ценностно-ориентационный. Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Основные принципы воспитания:  

 - Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального.

 -Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

 - Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

 -Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

 -Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника.

 Третьим компонентом воспитательной системы класса является функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности  и общения классного сообщества и классного руководителя.

Приоритетное направление в воспитательной системе «Новое поколение» является проектно-исследовательская деятельность, которая способствует комплексному взаимодействию таких направлений, как нравственно-эстетическое и экологическое, спортивно-оздоровительное, патриотическое, трудовое.

  В процессе проектно-исследовательской деятельности формируется очень важная связь дети – родители – учитель. Все участники проекта, исследования являются партнёрами, помощниками, консультантами, экспертами. Были разработаны и реализованы проекты: «Моё хобби», «Сохраним новогодний символ», «Георгиевская лента», «Воронеж. Родина. Любовь» и т. д. Организация процесса работы над проектами предполагает интеграцию урочной деятельности с различными видами внеурочной деятельности. Одним из примеров интеграции является планирование и проведение тематических недель.

2. Систематизация  воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. На протяжении трёх лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:

-         организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, организации ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;

-         создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных декадах, в играх «Эрудит», спортивных соревнованиях, выпуску радиогазет и статей в газету «Школьное время», предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольной программы «Лидер».

-         аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны.

    В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Это творческие периоды «Осенний калейдоскоп», «День учителя», месяц "Безопасный мир», «Кольцовско-Никитинские дни», «День согласия и примирения»,  «Новый год», «Освобождение Воронежа», «Отечества славные сыны», «Весеннее поздравление», «День Победы», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого, прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.

  Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного  сообщества и построении системы воспитания. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может выбрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы.

  Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность,  демократизм, гуманизм, социальная направленность, творчество,  разновариативность, самостоятельность.

 Для достижения данных принципов необходимо:

 - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

 - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

 - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

 Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классе  город «Лидерск»

Девиз: «Если быть, то быть лучшими»

7 «Б» класс – город «Лидерск». Администрация города (актив класса) – это орган классного самоуправления. В состав администрации избираются представители класса (советники), которые возглавляют  одно из направлений работы. Актив класса состоит: мэр города, вице-мэр, советники.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый мэром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

 Четвертый компонент - пространственно-временной включает в себя:

      1.Эмоционально – психологической, духовно – нравственной и предметно – материальной среды.

Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 7 «Б» класса является кабинет географии. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя,  учащихся класса об уютной, комфортной обстановке  в   кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё  это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества.

    Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

    Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

2. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели седьмых классов  проходят совместные игры «Эрудит», спортивные соревнования, участие в предметных неделях, акциях, конкурсах. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов ), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа, художественное отделение  и т.д.)

3.     Этапы становления и развития воспитательной системы включают в себя:

-  первый этап – диагностический;

-  второй этап -  проектирование;

-  третий этап – становление;

-  четвёртый этап – стабильное функционирование;

-  пятый  этап – итоги и оценка деятельности.

    Анализируя результаты воспитательной работы в классе, можно отметить, что первый этап был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

    На втором этапе особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы».

В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится  на основе  традиций,  которые  сохраняются  и  поддерживаются  всеми  членами классного сообщества.

Пятый компонент- диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:

1.     Критерии эффективности воспитательной системы.

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

Аналитико–диагностическая деятельность в классе  проводится совместно с психологом школы. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии  определения эффективности воспитательной системы класса:

     - общий уровень воспитанности класса – 0,71балла, 4 человека  обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 6 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

     -тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители  постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать (экскурсии, посещение музеев и театров, организация праздников).

2.     Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

-         М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;

-         Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;

-         Тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

-         Анкета  «Я и моя семья»,

10.Оценка эффективности работы по проекту

Результативность оценивается  с помощью самых разных критериев.
К ним относятся:
·  упорядоченность жизнедеятельности класса;
·  наличие и уровень зрелости классного коллектива;
·  общий психологический климат;
·  социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
·  реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
·  активная позиция классного руководителя;
·  участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
·  вовлечение родителей учащихся в дела класса.

Показатели результативности воспитательной системы

в 7 «Б» классе

Показатели

Уровень воспитанности учащихся

Осуществляется диагностика уровня воспитанности. Наблюдается положительная динамика. Процент обучающихся имеющих высокий уровень воспитанности 75-100%.

Обеспечение жизни и здоровья учащихся

Здоровьесберегающая деятельность ведется системно, осуществляется мониторинг здоровья. Наблюдается стабильность.

Профилактика правонарушений

На внутришкольном и внешкольном учёте учащиеся класса не состоят. Правонарушения отсутствуют.

Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности

Внеурочная деятельность учащихся организована на системном уровне.

Занятость учащихся в системе дополнительного образования

Занятость учащихся в системе дополнительного образования в школе и внешкольных учреждениях организовано на системном уровне. Занятость – 97,5 %

Организация классного ученического самоуправления

В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности учащихся.

Организация работы с родителями учащихся

Существует целостная система взаимодействия с родителями учащихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Неблагополучные семьи отсутствуют. Изучается мнение родителей учащихся. Родители удовлетворены результатами обучения и воспитания, активно участвуют в жизни класса и школы.

Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями

Оптимально используется воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнёрами.

Социально-психологический климат в классном коллективе

В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют.

Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания

Использование новых технологий в воспитании. Активное участие в профессиональных конкурсах, обмен опытом, публикации.

Изучение традиций

Патриотическое воспитание

Общественно-полезная деятельность

Взаимодействие семьи, школы и общества

Клубная работа по интересам

Правовая культура, социальная активность, профилактика асоциальных явлений

Спортивно-оздоровительное

Ученическая организация

 «Новое поколение»

Программа

«Лидер»

5-9, 10-11 класс 

Программа

 «Морское путешествие»

1-4 класс

Организация досуга

Учителя-предметники

Медико-оздоровительный

центр

Печатная газета «Школьное время»

Газета «Параллель», радиогазета

Школьные музеи

Библиотечно-информационный центр

Классы,

Совет учащихся

Социальный

педагог

Психолог

Администрация, Совет УВК, Совет Отцов

Класс

Город «Лидерск»,

Классный руководитель

Мэр города

Королёва В.

Совет юстиции

Фетисова А.

Совет физкульту

ры, спорта

Зимарев Н.

Совет труда

Бондарев А.

Совет образования

Шилова Н.

Вице-мэр

Татаринова В.

Совет культуры

Благовестни

ков И.

Совет печати

Александрова А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...

Воспитательная система МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова

Для педагога показателями успешности его работы могут служить сложившиеся гуманные отношения учащихся с окружающим социумом, которые можно характеризовать при помощи четырех последовательно выстроенны...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...