Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.
статья (6 класс) на тему

Савина Оксана Васильевна

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут  провести рабочий классный час, тематический или классное собрание. Благодаря этому учащиеся понимают значимость работы с классным  коллективом, его деятельностью и  охотно участвуют в самоуправлении класса.

      На классном собрании мы выбрали старосту класса и двух активистов, а также разбили класс(по их желанию) на звенья и сектора. В классе 5 звеньев по 5,6 человек, в каждом звене главный – это звеньевой, его выбрало звено. Дежурят в классе по звеньям. Участвуем в субботниках по звеньям. Готовимся к внеклассному мероприятию, задания раздаются по звеньям. Работа по звеньям удобна для внутриклассного самоуправления. Работа по звеньям позволяет вовлечь  во внеклассную работу всех учащихся. Также  весь класс поделён на сектора.

-спортивный сектор

(физорг, ответственные за проведение зарядки, спортсмены, участвующие не только в школьных, но и городских соревнованиях, члены клуба «Факел») В этот сектор у нас вошло 10 человек, так как именно столько в нашем классе детей занимаются спортом. Есть 2  кандидата  в мастера спорта по худ.гимнастике и велоспорту, одного из них  готовят на всероссийский чемпионат )

-учебный сектор

(ответственный за выставление пропусков, завуч, контролирующий учебную деятельность учащихся, два учащихся, контролирующие ведение дневников)

-культмассовый сектор

(четыре человека, составляющие сценарии, организующие внеклассные мероприятия)

- информационно – аналитический

(два учащихся, которые проводят профилактические пятиминутки и классные часы по ПДД, готовят теоретическую часть к разным мероприятиям)

- трудовой сектор

(завхоз класса, ответственный за организацию питания, ответственный за организацию дежурства)

imageКлассный 

              руководитель

 

Староста класса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

В 2012-2013 году  я, как классный руководитель, взяла 5 класс. Это в моей педагогической деятельности четвёртый класс. С первых дней вместе с ребятами стали формировать в классе органы ученического самоуправления. Класс оказался настолько активный( впервые в моей практике) и желающих участвовать в классном самоуправлении оказалось так много, что необходимо было использовать такую систему, чтобы все дети были вовлечены во внеклассную работу, имели свою должность, своё поручение, смогли раскрыться как личности.

     5 б, в настоящем 6б  класс 28 учащихся, обучавшихся по программе «Школа России». Важно, что  1 этап  формирования классного коллектива прошёл в начальной школе и прошёл в этом классе успешно. Огромную роль в раскрытии творческих способностей сыграло дополнительное образование.  С 1 по 4 класс  реализовывалась программа духовно – нравственного развития, студия «Маленький принц». «Маленький принц» -студия, программа, реализация которой осуществляется 10 лет «Гимназией №159»  совместно с центром детского творчества «Амурский».  Цель данной программы – раскрыть творческие способности учащихся. Обучение и воспитание осуществлялось непосредственно в гимназии. Преподаватели  центра творчества приходили 5 дней в неделю и проводили с детьми занятия по ИЗО, музыке (вокалу), художественному труду, хореографии, театру.  Классы, занимающиеся по данной программе, отличаются творческой активностью, учащиеся раскрепощены и более социализированы, чем их сверстники с других классов в одной параллели. Данная программа способствовала

 развитию творческих способностей учащихся, лидерских качеств, а также успешной социализации личности. Трое учащихся из класса продолжили посещать центр детского творчества - танцевальную студию «Калейдоскоп». Часто ездят с конкурсной программой по разным городам России, привозят дипломы победителей. Эти девочки танцуют и на наших внутриклассных мероприятиях. В начальной школе дети участвовали в НОУ «Шаги в науку», в мероприятиях и конкурсах, которые проводили ЦДТ «Амурский», стали лауреатами заочного конкурса

       Взяв такой активный класс, я как классный руководитель понимала, что необходимо так организовать классное самоуправление, чтобы каждый ребёнок был вовлечен во внеклассную деятельность, в классной работе раскрыл свой потенциал. Я обратилась за помощью к завучу по воспитательной работе  Хоменко Л.Н., а так как я всего третий  год работаю в данной гимназии, то  нужно было разобраться и  в гимназическом  самоуправлении, а затем выстраивать фундамент  самоуправления в своём классе.

         Сначала определила задачи:

         организация самоуправления в классе;

         формирование и развитие коллектива;

         создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

         формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров ;

         защита прав и интересов учащихся;

         формирование здорового образа жизни;

                                   организация социально значимой, творческой деятельности учащихся;

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут  провести рабочий классный час, тематический или классное собрание. Благодаря этому учащиеся понимают значимость работы с классным  коллективом, его деятельностью и  охотно участвуют в самоуправлении класса.

      На классном собрании мы выбрали старосту класса и двух активистов, а также разбили класс(по их желанию) на звенья и сектора. В классе 5 звеньев по 5,6 человек, в каждом звене главный – это звеньевой, его выбрало звено. Дежурят в классе по звеньям. Участвуем в субботниках по звеньям. Готовимся к внеклассному мероприятию, задания раздаются по звеньям. Работа по звеньям удобна для внутриклассного самоуправления. Работа по звеньям позволяет вовлечь  во внеклассную работу всех учащихся. Также  весь класс поделён на сектора.

-спортивный сектор

(физорг, ответственные за проведение зарядки, спортсмены, участвующие не только в школьных, но и городских соревнованиях, члены клуба «Факел») В этот сектор у нас вошло 10 человек, так как именно столько в нашем классе детей занимаются спортом. Есть 2  кандидата  в мастера спорта по худ.гимнастике и велоспорту, одного из них  готовят на всероссийский чемпионат )

-учебный сектор

(ответственный за выставление пропусков, завуч, контролирующий учебную деятельность учащихся, два учащихся, контролирующие ведение дневников)

-культмассовый сектор

(четыре человека, составляющие сценарии, организующие внеклассные мероприятия)

- информационно – аналитический

(два учащихся, которые проводят профилактические пятиминутки и классные часы по ПДД, готовят теоретическую часть к разным мероприятиям)

- трудовой сектор

(завхоз класса, ответственный за организацию питания, ответственный за организацию дежурства)

Классный  

              руководитель

Староста класса

Структура самоуправления выглядит примерно так:

Актив класса

Приведу пример. Сейчас мы готовимся к предстоящему сбору  детской организации «Рассвет», который будет проходить в двадцатых числах октября. В подготовке задействован весь класс. Звеньевым раздали отрядную песню и гимн гимназии, звенья разучивают. Первому звену и представителю информационно – аналитического сектора дано задание собрать материал и подготовить информацию о развитии детского движения во времена СССР и России, второму звену и представителю спортивного сектора -  научиться  бить  барабанную дробь, маршировать,  третьему звену и культмассовому сектору провести коллективную игру, четвёртому звену и трудовому сектору – приготовить одинаковые футболки (куплены род. комитетом в прошлом году), приготовить эмблемы, пятому звену – приготовить галстуки и научиться их завязывать.

С каждым сектором  и звеном спланирована работа на полугодие, иногда вносятся коррективы. Весь план пересекается с общешкольным. Организовывать работу помогают активисты – это учащиеся, которые ходят каждый понедельник на актив, посещают школу актива, где их учат приёмам самоуправления, учат планировать работу, правильно вести тетрадь активиста, организовывать и проводить внеклассные мероприятия.

В конце четверти, на последнем классном часу, проводится анализ работы, выявляются плюсы и минусы в работе , подводятся итоги, выявляется звено – победитель, вручаются  грамоты.

Одной из трудностей остается загруженность учащихся и в учебном процессе и в дополнительном образовании. Половина учащихся класса посещает спортивные, музыкальные, художественные, танцевальные кружки и многим из них хочется принимать активное участие во внеклассных и гимназических мероприятиях.

  1.  В 2012-2013 учебный году мы участвовали во всех гимназических мероприятиях

«Юная звезда» 2 тура – 1 место

«Новогодний КВН» - 1 место

«Мисс Золотая осень», «Джентельмен - шоу»  - номинациии

«Спартакиада» - 1 место

«Сибириада» -з место

«Орлята России» - 2 место

Соревнования по плаванию – 2 место

Соревнования по шашкам – 2 место

Соревнования по шахматам -2 место

По спортивным результатам за год – 1 место и переходящий кубок

  В этом году будем выходить на городской уровень, готовимся к городскому конкурсу «Безопасная дорога»  

             Классный руководитель может отсутствовать в школе, одним из показателей  хорошо организованного самоуправления в коллективе, является слаженная работа класса в его отсутствие, с временным классным руководителем. Вовремя подаётся отчёт по пропускам, заявка в столовую, дежурство и другие текущие моменты. Поэтому мне не страшно на несколько дней оставлять своих ребят.  6б класс на сегодняшний день – это дружный, сплочённый коллектив с почти налаженным самоуправлением. В классе создана обстановка, при который каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...

Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...

Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»

Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Работа по формированию лидерских качеств

Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и...