Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.
проект по психологии (11 класс) по теме

Галиева Рамиля Амиряновна

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района РТ

На тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

                                                         Руководитель проекта:

Галиева Р.А.-  учитель  истории и обществознания 1квалификационной  категории .

Работу выполнила :

Загитова Э. Ф. – ученица 11 класса

2013 год

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..3

Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания

1.1. Виды и формы трудового воспитания детей в школе…………………………4                            

1.2. Педагогические условия организации трудового воспитания лидерских качеств  детей в условиях школы ……......................................................................................6

 1.3. Цели, задачи, функции и содержание трудового воспитания детей в школе ……………………………………..…………………………………………………...8

Глава 2. Процесс трудового воспитания детей в условиях школы

2.1. Анализ опыта работы по трудовому воспитанию лидерских качеств детей в условиях  школы ……………………..……………………………………………….10

2.2. Опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию лидерских качеств  детей в условиях  школы………………...….………………………………11

Заключение………………………………………………………………………........12

Список использованной литературы……………………………………………...13

Введение

  Актуальность темы. Трудно себе представить современного успешного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

В наши дни особое значение приобретает подготовка детей не только к производительному труду, но и к творческой технической деятельности, то есть к разумному сочетанию физического и умственного труда. Поэтому еще в стенах школы необходимо воспитывать  у подростков устойчивый интерес к техническому творчеству, развивать техническое воображение, вырабатывать специальные навыки, необходимые для конструирования, моделирования, рационализаторской деятельности.

  Школьный возраст является именно тем этапом воспитания, когда закладываются основы системного восприятия мира, и от того, насколько в это время будет соблюдена гармония всех составляющих процесса, зависит, каким будет ребенок и насколько он сможет в дальнейшем обрести гармонию с самим собой и с окружающими.

  Объект – трудовое воспитание детей в  школе .  

  Предмет – процесс осуществления трудового воспитания детей в условиях школы.

  Цель – выявление особенностей трудового воспитания детей в школе.

  Задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы трудового воспитания;

  2. Проанализировать процесс трудового воспитания в школе.

Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1. Виды и формы трудового воспитания детей в условиях школы.

         

  Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов трудовой деятельности. На первом плане – учебный труд. Интеллектуальный труд – один из самых сложных и тяжелых. Для многих учащихся физическая работа кажется неизмеримо более легкой, чем, например, решение математических задач или написание сочинения на свободную тему.

    В школе осуществляется специальное – трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда учащиеся приобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами. Они принимают  участие в выращивании сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, изготавливают полезные вещи, подарки и игрушки. Этот посильный общественно-полезный труд закладывает основы трудолюбия, умения и желания работать собственными руками, способствует развитию интересов и увлечений.

В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды вне учебного  - общественно полезного труда:

- производительный;

- результативный, общественно- значимый;

- бытовой, самообслуживающий;

- общественно – организационный.

      Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем кружка, органами самоуправления и общественными организациями. В него входят трудовая производственная практика. Общественно – значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Интенсивное развитие общественного организационно – управленческого труда в жизни подростков обусловлено необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями.

Формы организации воспитания в учебных заведениях представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Основными формами являются:

- урок;

- домашняя учебная работа;

- внеурочные формы организации трудового воспитания.

Высшая форма группового обучения и воспитания – классно-урочная система удовлетворяет определенным признакам: одинаковые по возрасту и количеству группы детей, одинаковый темп изучения материала, проведение занятий по определенной организационной форме, сосредоточение внимания учеников, объяснения учителя, обращение к ученикам с вопросами по ходу объяснения и после, контроль над усвоением содержания.

Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во вне учебное время. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не знает.

Внеурочная работа проводится в свободное от уроков время. Основное ее назначение – формирование у учащихся познавательного интереса к различным областям знаний, воспитание социальной активности, потребности в различных  видах деятельности, развитие талантов и способностей, пробуждение интереса к профессиям, непрерывное и последовательное воспитание качеств всесторонне развитой личности в процессе организации свободного от уроков времени. Примером внеурочных форм труда является – кружки, трудовой десант, ремонтная школьная бригада, зеленый патруль и др.

1.2. Педагогические условия организации трудового воспитания лидерских качеств

   Детский возраст чрезвычайно сенситивен к деятельности, которая имеет общественно ценный смысл. Особенности социально-психологического развития подростков проявляются в формировании у них чувства социальной взрослости, которое выражает их новую позицию по отношению к себе, к окружающим, к миру в целом, определяет направленность их активности. По складу личности подростки – общественники, для них характерно  стремление быть принятыми, признанными в коллективе; в любом деле они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, пассивными участниками; для них значимо самоутверждение.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения ряда педагогических условий:

- Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам;

-Сочетание общественной значимости труда с личными интересами подростков, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность;

- Доступность и посильность трудовой деятельности;

- Добросовестность и обязательность трудовой деятельности подростков;

- Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

       Например: возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.  Приобретает малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком "бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна. Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10см, а в весе прибавляет около 3кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7см и до 2кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно. Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяющее, притушенный свет, относительная тишина. Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности. Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным

путем. 
Дайте ему небольшой срок, и малыш будет сам просыпаться по ночам, когда это нужно. Правда, поначалу ему требуется помощь от взрослых, поскольку он сам еще боится подниматься ночью с постели. Но и это вскоре наладится, появится желанная смелость. Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш, в конце концов, почувствует необходимость вымыть руки перед едой: и как же, он, ведь совсем большой. В это же время идет формирование отношения к труду. Ребенок учится не только самостоятельно за собой ухаживать, но и убирать за собой игрушки. Необходимо формировать в нем желание помочь старшим, например, вытереть пыль, полить цветы и т.д.

1.3. Цели, задачи, функции и содержание трудового воспитания

 

  Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.

Трудовое воспитание ребенка  начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственного представления личности.

Целью трудового воспитания  подростков является  передача минимального производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания подростков:

- формирование положительного отношения к труду, высших социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применить знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

- формирование высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости, предприимчивости, деловитости и честности;

- вооружение подростков разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

       Труд  есть  сознательная,  целесообразная,  созидательная  деятельность человека,  направленная  на  удовлетворение  его  материальных  и   духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а  также нравственные качества.

   Содержанием  трудового   сознания   является   производственный   опыт: профессиональные  знания,  умения  и  навыки.  В  него  входят  также  личная заинтересованность  и  предприимчивость,  понимание  общественного  значения личного долга и ответственности каждого  за  результаты  труда,  активное  и творческое отношение к нему; стремление  труженика  к  утверждению  принципа социальной  справедливости;  эмоциональное,  нравственное   и   эстетическое отношение к труду.

      Развитое  трудовое  сознание  способствует  формированию   в   человеке трудолюбия, его нравственных черт,  умение  соотносить  свои  потребности  и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

     Ведущими функциями трудового воспитания является:

1. Утилитарно – практическая функция направлена на сознание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности подростка. В  условиях  рыночных  отношений  увеличивается заинтересованность детей в преумножении общественного  и  личного богатства. Она будет связана с воспитанием в них  духа  предпринимательства, чувства  хозяина,  распределения  и  использования  результатов  труда.  Эта функция развивает такие нравственные черты как  коллективизм,  порядочность, честность.

2. Развивающая функция - труда обусловлена тем, что активное включение подростка в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы.

3. Воспитательная функция - труда заключается в развитии и закреплении у подростков  в ходе трудового процесса общественно – ценных качеств и свойств личности, нравственно – эстетического отношения и жизни и деятельности.

      Функции трудового воспитания определяют главную функцию трудового сознания: формировать у подростков психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Программы трудового обучения детей  предусматривают  широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определяются на местах с  учетом потребностей    народного   хозяйства    и    наличия    учебно-технической, производственной базы.

Глава 2. Процесс трудового воспитания детей в школе.

2.1. Анализ опыта работы по трудовому воспитанию лидерских качеств детей в условиях школы.

  Труд детей в школе разнообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

 Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определёнными возможностями для решения воспитательных задач.

       Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

      Например,  в младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определёнными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, лёгкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребёнка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умение обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Всё это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и её частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим

2.2. Опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию лидерских качеств  детей в условиях школы

Школа  работает по плану воспитательной работы. Каждый педагог имеет свой индивидуальный план, который реализует в процессе организуемой с детьми деятельности.

  В школе разработаны правила охраны жизни и здоровья воспитанников.

    Цель школы: подготовка воспитанников к успешной адаптации в современном обществе.

   В нашей школе доме существуют 3 направления в учебно-воспитательном процессе:

1. Программа экологического направления;

2. Программа патриотического воспитания;

3. Программа, направленная на спорт

Заключение

       

   Человек рождается на свет без знаний, умений и навыков, и развитие и формирование его личности происходит во многом в детстве. То, что заложат в маленького человека родители, педагоги, окружающие его люди, то потом и проявится в нем во взрослой жизни. Будет ли человек приучен к труду, к созданию чего-то нового и полезного для общества, так же зависит от установок, полученных в детстве. Исходя из этого ясно, что трудовое воспитание в жизни каждого человека играет большую роль. Насколько родители или педагоги были компетентны в этом вопросе, насколько много смогли вложить в ребенка, так он потом и будет успешен или не успешен в трудовой жизни.

      Трудовое воспитание должно начинаться с раннего возраста: сначала ребенок убирает за собой игрушки. Не хочет, значит, сам процесс уборки игрушек можно превратить в веселую игру. Для этого необходимо, чтобы для игрушек было специально отведенное место. Необходимо помнить, если ребенок убирает игрушки за то, что ему взрослые что-то обещали (купить шоколад, посмотреть мультик ит.д.), у ребенка формируется устойчивое мнение, что за любую работу ему должны будут заплатить, пусть даже он делает это для себя (игрушки он будет убирать за собой). Если же мы превратим убирание игрушек в увлекательную игру, во время которой будем внушать малышу, какой он хороший, он убирает за собой, таким образом, мы сформируем навык, который очень пригодится в будущем. Когда ребенок станет старше, ему необходимо вводить новые обязанности: выбросить мусор, протереть пыль, полить цветы и т.д. То есть от простого к сложному. Таким образом, малыш вовлечен в общую деятельность вместе с взрослыми. Он начинает понимать, что, чтобы добиться в жизни успеха, необходимо много им плодотворно работать. Привить любовь к труду с детства - значит обеспечить ребенку нормальную жизнь в будущем.

Список использованной литературы.

1. Н. И. Шевандрин, “Социальная психология в образовании”. Москва 1995г.
2. Р. С. Немов, “Психология”. Москва 1995.

3.  Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие — Калининград, 2000.

4.Григорьев Д.В. Поддержка культурного самоопределения старшеклассников в воспитательном пространстве класса//Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления/Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 2001.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб., 2001.- с.25.

6.Кривцова С. Какие же они, современные подростки?//На стороне подростка. — 2001. 

7.Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия"//Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. — 2001. 

8.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-мет. пособие. — М., 2001.

9. Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.

10. Михайлова Н., Касицина Н. Педагогическая поддержка: гарантия права на риск // На стороне подростка. — 2001. – с.78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа на тему «Влияние мультипликационной продукции на формирование речи школьников»

       В сознании взрослых россиян мультфильм - это то, что предназначено для детей. Но почему-то мы всё больше испытываем  сомнения по поводу безопасности и пользы для...

Проектная работа по теме: «Система патриотического воспитания через традиции казачества: история и современность»

Исследовательская работа преподавателя истории по изучению традиций казачества...

Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.

В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...

Авторская проектная работа «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»

Представленный проект "Русские свдебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы" направлен на изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, ...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...