Работа по формированию лидерских качеств
статья

Ярославцева Людмила Валерьевна

Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и наукоемкие технологии. Дети меняются, но это все такие, же дети, какими были мы, какими были наши родители. Они так же, как когда-то и мы, стремятся к постижению нового, хотят знать больше и лучше. А значит, задачи учителя не меняются. Необходимо научить детей мыслить, рассуждать, самостоятельно приходить к истине. Поэтому сегодня , на мой взгляд, на первое место выходит необходимость  индивидуальной работы. И прежде всего, с детьми, которые в будущем станут интеллектуальным потенциалом нашей страны. В статье изложен материал. основанный на опыте работы с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_formirovaniyu_liderskih_kachestv.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ярославцева Л.В.

учитель высшей  категории

МБОУ «СОШ №1»,

г. Менделеевск

Работа по формированию лидерских качеств у учащихся  (из опыта работы).

        Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и наукоемкие технологии. Дети меняются, но это все такие, же дети, какими были мы, какими были наши родители. Они так же, как когда-то и мы, стремятся к постижению нового, хотят знать больше и лучше. А значит, задачи учителя не меняются. Необходимо научить детей мыслить, рассуждать, самостоятельно приходить к истине. Поэтому сегодня , на мой взгляд, на первое место выходит необходимость  индивидуальной работы. И прежде всего, с детьми, которые в будущем станут интеллектуальным потенциалом нашей страны.

      Кто такие одаренные дети? Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Именно с такими детьми необходимо выстроить систему плодотворной работы.

      Но начинается все с диагностики и выявления таких детей. Надо заметить, что одаренность может проявляться не только в предметной сфере, но и в общественной жизни, поэтому в течение своей педагогической деятельности я стараюсь развивать лидерские качества у детей, стремящихся к общественной деятельности. С этой целью был разработан проект «I can! Школа лидера», который  направлен на формирование активной гражданской позиции и лидерских качеств у обучающейся молодежи. В Федеральных Государственных стандартах второго поколения предусматривается решение ряда задач, одной из которых является включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Также одним из принципов государственной политики в сфере образования - это  гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Таким образом, на уровне государственной политики было признано, что  именно в школе закладываются основы формирования будущих граждан нашей страны. Каждый год мы убеждаемся в том, что дети также стремятся принимать активное участие в жизни города, республики и страны. При опросах учащихся школ города и района было выявлено следующее: 78 % учеников старших классов хотели  бы принимать активное участие в общественной жизни, но у 59 % возникают трудности при реализации своих идей.  В этом году мы также столкнулись со следующей проблемой: во многих школах данная работа не ведется на должном уровне, а значит, у ребят просто нет возможности получить элементарные навыки работы в коллективе и  реализовать свои планы. Данный проект можно с успехом применять в городах Республики Татарстан, поскольку он уже апробирован и показал  свою результативность.

Цель проекта: выявление лидеров среди 8-10 классов и вовлечение их в социально значимую деятельность, а также   подготовка участников к республиканским конкурсам и проектам таким, как "Лидер года", "Кадровый резерв", "Вверх" и другие.

Задачи проекта:

  1. Научить детей формированию социально-продуктивной формы деятельности
  2. Научить умению организовывать  самостоятельную деятельность
  3. Научить составлять портфолио, презентовать себя
  4. Развить навыки самостоятельного принятия решения.

Принципы реализации проекта:

  • личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  •  неразрывная связь с воспитательными факторами среды: общественными организациями и  внешкольными учреждениями.

Участники проекта: учащиеся 8-10 классов школ города и района.

Содержание проекта:

Заочный этап:

1.Заполение участниками электронной анкеты-заявки.

2.Обзвон участников, заполнивших электронную анкету-заявку для приглашения на собеседование.

3.Проведение собеседования, просмотр портфолио участников.

4.Отбор участников по итогам собеседования, просмотра портфолио для участия в очном этапе.

5.Обзвон участников для приглашения принять участие в очном этапе проекта.

* Портфолио участника:

1.Оригинальное оформление приветствуется

2.Участнику необходимо собрать портфолио за последние два года

В процессе реализации данного этапа предполагает решение следующих задач:

  1. Составление портфолио
  2. Работа с информационными ресурсами.

Очный этап:

  1. Личная эффективность :
  1. Написание участниками сочинения « Мой опыт и мои достижения»
    *Требования к сочинению:
    - печатный вид + электронный вид (Microsoft Word обязательно)
    -оригинальное оформление приветствуется
    -размер сочинения не должен превышать двух страниц

Задачи:

  • Научить детей подбирать  уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
  • Научить  логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
  • Формировать навыки правильного написания текста в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • Научить уметь проверять и совершенствовать написанное.

  1. «Творческая самопрезентация»
    *Требования к самопрезентации:
    -оригинальный подход приветствуется
    -использование программы Prezi и Microsoft Power Point приветствуется
    -регламент выступления не более трех минут

Задачи:

  • Научить детей правильно выражать свою мысль
  • Формировать умение вести диалог
  • Научить использовать информационные ресурсы
  • Научить правильно  распределять время, четко определять границы выступлений.

  1. Написание участниками «Письма в будущее»

Задачи:

  • Помочь детям в изложении своих мыслей
  • Развитие творческих способностей, фантазии.

  1. Проведение мастер- класса по ораторскому мастерству
  2. Конкурсное испытание  по ораторскому мастерству «Топ спикер»

Задачи:

  • Научить  методически правильно с использованием различных средств выразительности и наглядности выступать с устной речью перед различными аудиториями;
  • осуществлять самоконтроль устного выступления и корректировать его;
  • грамотно строить речь, соблюдая правила словоупотребления

  1. Творческая встреча «Book lover»
  2. Конкурсное испытание «Синемалогия»

Задачи:

  • Формировать интерес к книгам, чтению
  • Формировать эстетические вкусы.

  1. Конкурсное испытание на знание представителей правительства Республики Татарстан
  2. Конкурсное испытание на знание нормативных документов (Конвенция о правах ребенка,  Конституция РТ, Конституция РФ и т.д.)

Задачи:

  • развивать умения анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий;
  •  воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону страны и международным нормативно-правовым актам
  • углубить знания учащихся о роли и месте законодательной власти в России, в Татарстане;
  • формировать политическую культуру и активную гражданскую позицию учащихся;
  1. «Мир вокруг нас»:
  1. Разделение всех участников на команды
  2. Конкурсное испытание «Презентация команды»
    * Требования к презентации:
    - форма произвольная
    -регламент выступления не более пяти  минут

Задачи:

  • Развить умения успешного общения: выслушивать друг друга, вести диалог.
  • Научить правильно  распределять обязанности в группе
  • Воспитать чувство уважения друг к другу
  • Научить высказывать общую точку зрения.

  1. Мастер-класс «Как создать социальный проект»

Задачи:

  1. Научить детей основам социального проектирования
  2. Совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
  1. Встреча участников на тему «Как сделать мир добрее»
  2. Проведение акции «Добрянка»

Задачи:

  • Воспитать в детях желание творить добро
  • Формировать в детях нравственные чувства и положительные навыки.

  1. Конкурсное испытание «Социальный видеоролик».

Задачи:

  • Практическое приобретение учащимся навыков работы над созданием социальных роликов  как универсального способа освоения действительности и получения знаний.
  • Развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

  1. Разработка командами  проектов и  акций
  2. Реализация проектов и  акций

Задачи:

  • Научить детей реализации проектов.
  • Формировать в детях чувство ответственности за начатое дело.

  1. «Я на финишной прямой»
  1. Написание участниками творческого эссе на тему « Почему  именно я должен стать победителем проекта?»
  2. Конкурсное испытание «Обращение стажера»

Задачи:

  • Научить детей отстаивать и аргументировать свою точку зрения
  • Научить детей прислушиваться к советам и принимать их.
  1. Подведение итогов, выявление победителей, обладателей специальных номинаций

Средства реализации проекта.

  • Мастер-классы с участием победителей конкурсов «Кадровый резерв», «Верх», лидерами школьных и студенческих самоуправлений, людьми, достигшими профессиональных высот.
  • Деловые игры;
  • Диспуты, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Тренинги общения
  • Конкурс творческих проектов

В результате реализации проекта мы ожидаем увидеть личность с активной гражданской позицией, заинтересованную в позитивном развитии своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...

Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...

Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»

Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью....