Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет.
Актуальность данной программы обоснована важностью такого направления психолого-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, как развитие психологической культуры обучающихся в условиях отсутствия психологических предметов в системе общего среднего образования. Одновременно целью, процессом и результатом реализации представленной программы является формирование психологической культуры личности, положительное изменение целостного «Я» (трансформации «Я» как целостного феномена): положительная динамика развития личности и «Я-концепции», конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью данной программы.
При написании данной программы использовалась программа Н.Е.Водопьяновой, Н.В.Лик, Г.В.Андреевой "Самопознание школьников". Кроме этого применялся материал социально-психологического тренинга "Познавая себя и окружающих" М. Ю.Савченко и тренинга уверенности в себе А.М.Прихожан. Также использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Н.Р.Битяновой, Л.П.Пономоренко, Р.В.Белоусовой, Н.И.Дереклеевой, М.Ю.Савченко и др.
"Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности" (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»). Все это становится возможным для детей подросткового возраста через приобщение к культуре лидерства.
Актуальность программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» состоит в том, что она позволяет подготовить положительно ориентированного лидера, уверенного в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах человека, умеющего понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющего управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способного повести за собой других. Данная программа направлена на то, чтобы развить у старшеклассников лидерские качества, позволяющие самореализоваться в позитивном ключе и гармонично интегрироваться в социум.
Цель: формирование лидерских качеств у подростков.
1. Обучающая цель: подготовка обучающихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:
- формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- формирование способности к рефлексии, адекватной самооценки;
- приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
- формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
- формирование у обучающихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
2. Воспитательная цель: воспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Задачи:
- развитие адекватного восприятия самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие творческих и организаторских способностей обучающихся;
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности процесса социализации;
- развитие эмоциональной устойчивости и оптимального реагирования в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 144 часа.
Возраст обучающихся
Программа «Основы формирования личностных качеств у подростков» предназначена для обучающихся 14-17 лет, занимающихся в учебных объединениях учреждений дополнительного образования детей.
Количество обучающихся
Плановое количество обучающихся — не менее 12 человек.
Формы проведения занятий
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Основные понятия и термины
Лидер, команда, личность, психология, ресурсы, личностный рост, эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки, толерантность, манипулирование, самоменеджмент, модальности, манипуляции, восприятие, межличностные взаимодействия, самопрезентация, конфликт, жизненные цели, уверенность в себе, проекции, контакт, ответственность.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогами-психологами (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести:
- знания: основ психологии личности; типов лидеров и лидерства; механизмов социализации, структуры и особенностей коммуникативных процессов; проблем межличностного взаимодействия и путей их решения; основ конфликтологии; механизмов стрессовых состояний и способов их регулирования; подходов к индивидуальному выбору профессии; структуры, способов организации и осуществления успешной деятельности.
- навыки: рефлексии (осознавание своего состояния и поведения), самопознания и адекватного самовосприятия, распознавания вербальных и невербальных сигналов, распознавания возможных искажений в процессе общения, активного слушания, конструктивного общения и публичного выступления, анализа конфликтной ситуации, саморегуляции, ориентации в информационном поле процесса профессионального самоопределения, постановки целей и планирования их достижения, нестандартного мышления, социализации.
- умения: осознанного управления своим состоянием и поведением, эффективного выстраивания коммуникаций, адекватного и конструктивного реагирования в условиях конфликтных ситуаций, целенаправленного и эффективного использования своих ресурсов, управления процессом целеполагания, эффективного регулирования процессами своего поведения и группового взаимодействия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов
| Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Личность Лидера | 10 | 18 | 28 |
2 | Психология общения | 10 | 22 | 32 |
3 | Основы конфликтологии | 8 | 12 | 20 |
4 | Стресс | 8 | 14 | 22 |
5 | Профессиональное самоопределение | 6 | 12 | 18 |
6 | Технологии успеха | 8 | 16 | 24 |
Итого | 50 | 94 | 144 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lider_dorogaya_nv.docx | 85.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«Утверждаю»
И. о. директора ГБОУ МДЭБЦ
__________________ Д. В. Моргун
«_____» ________________ 20 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ»
Программа культурологической направленности
Программа рассчитана на обучающихся 13-17 лет
Срок реализации – 1 год
Одобрена педагогическим советом ГБОУ МДЭБЦ
Протокол № ______ от «_______» ____________ 20 г.
Разработчики: Дорогая Н.В.
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет.
Актуальность данной программы обоснована важностью такого направления психолого-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, как развитие психологической культуры обучающихся в условиях отсутствия психологических предметов в системе общего среднего образования. Одновременно целью, процессом и результатом реализации представленной программы является формирование психологической культуры личности, положительное изменение целостного «Я» (трансформации «Я» как целостного феномена): положительная динамика развития личности и «Я-концепции», конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью данной программы.
При написании данной программы использовалась программа Н.Е.Водопьяновой, Н.В.Лик, Г.В.Андреевой "Самопознание школьников". Кроме этого применялся материал социально-психологического тренинга "Познавая себя и окружающих" М. Ю.Савченко и тренинга уверенности в себе А.М.Прихожан. Также использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Н.Р.Битяновой, Л.П.Пономоренко, Р.В.Белоусовой, Н.И.Дереклеевой, М.Ю.Савченко и др.
"Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности" (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»). Все это становится возможным для детей подросткового возраста через приобщение к культуре лидерства.
Актуальность программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» состоит в том, что она позволяет подготовить положительно ориентированного лидера, уверенного в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах человека, умеющего понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющего управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способного повести за собой других. Данная программа направлена на то, чтобы развить у старшеклассников лидерские качества, позволяющие самореализоваться в позитивном ключе и гармонично интегрироваться в социум.
Цель: формирование лидерских качеств у подростков.
1. Обучающая цель: подготовка обучающихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:
- формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- формирование способности к рефлексии, адекватной самооценки;
- приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
- формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
- формирование у обучающихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
2. Воспитательная цель: воспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Задачи:
- развитие адекватного восприятия самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие творческих и организаторских способностей обучающихся;
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности процесса социализации;
- развитие эмоциональной устойчивости и оптимального реагирования в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 144 часа.
Возраст обучающихся
Программа «Основы формирования личностных качеств у подростков» предназначена для обучающихся 14-17 лет, занимающихся в учебных объединениях учреждений дополнительного образования детей.
Количество обучающихся
Плановое количество обучающихся — не менее 12 человек.
Формы проведения занятий
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Основные понятия и термины
Лидер, команда, личность, психология, ресурсы, личностный рост, эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки, толерантность, манипулирование, самоменеджмент, модальности, манипуляции, восприятие, межличностные взаимодействия, самопрезентация, конфликт, жизненные цели, уверенность в себе, проекции, контакт, ответственность.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогами-психологами (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести:
- знания: основ психологии личности; типов лидеров и лидерства; механизмов социализации, структуры и особенностей коммуникативных процессов; проблем межличностного взаимодействия и путей их решения; основ конфликтологии; механизмов стрессовых состояний и способов их регулирования; подходов к индивидуальному выбору профессии; структуры, способов организации и осуществления успешной деятельности.
- навыки: рефлексии (осознавание своего состояния и поведения), самопознания и адекватного самовосприятия, распознавания вербальных и невербальных сигналов, распознавания возможных искажений в процессе общения, активного слушания, конструктивного общения и публичного выступления, анализа конфликтной ситуации, саморегуляции, ориентации в информационном поле процесса профессионального самоопределения, постановки целей и планирования их достижения, нестандартного мышления, социализации.
- умения: осознанного управления своим состоянием и поведением, эффективного выстраивания коммуникаций, адекватного и конструктивного реагирования в условиях конфликтных ситуаций, целенаправленного и эффективного использования своих ресурсов, управления процессом целеполагания, эффективного регулирования процессами своего поведения и группового взаимодействия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Личность Лидера | 10 | 18 | 28 |
2 | Психология общения | 10 | 22 | 32 |
3 | Основы конфликтологии | 8 | 12 | 20 |
4 | Стресс | 8 | 14 | 22 |
5 | Профессиональное самоопределение | 6 | 12 | 18 |
6 | Технологии успеха | 8 | 16 | 24 |
Итого | 50 | 94 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА.
Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы. Входящая диагностика.
Упражнение на знакомство «Мяч по кругу».
Упражнение для завершающей рефлексии «Грузим баржу».
Диагностический комплекс: методика изучения интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина), Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс), методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной), специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С.Носов), методика определения уровня коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Тема 2. Личность. Структура личности.
Личность, индивидуальность, личностный рост, структура личности, самооценка, потребности и мотивы, пирамида потребностей А. Маслоу, способности, интеллект, темперамент, характер, самосознание.
Диагностика «Личностный рост».
Упражнение «Кто я».
Тема 3. «Влияние проекций на восприятие».
Проекция, интерпретация, личный опыт, восприятие, виды восприятия, искажение восприятия.
Разминка «Части тела».
Диагностика: «Дорисуй рисунок».
Упражнение «Представить партнера».
Упражнение «Иностранец».
Тема 4. Теории лидерства.
8 теорий лидерства. Типы лидеров. Лидер и руководитель. Формальный и неформальный лидер. Имидж лидера. Стили управления коллективом.
Ролевая игра «Предвыборная кампания».
Тема 5. Распределение ролей в коллективе.
Что такое группа и коллектив? Стадии развития коллектива. Группа и группировки. Роли «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные».
Упражнение «Здесь и сейчас».
Упражнение «Назови без оценки».
Тема 6. История развития науки психологии.
Философия как прародительница психологической науки. Как и когда психология стала наукой. Связь психологии с другими науками в прошлом и настоящем. Направления психологии. Механизмы психологической защиты.
Диагностика: методика выявления типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.).
Тема 7. Эмоциональный интеллект.
Эмоции и чувства. Функции эмоций. Эмоциональный интеллект как механизм адаптации в социуме. Взаимосвязь успешности и уровня развития эмоционального интеллекта.
Диагностика: Методика изучения «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин).
Упражнение: «Дерево эмоций».
Рефлексия «Мои лица» (до и после).
Тема 8. Групповые нормы.
Для чего нужны групповые нормы? Формальные и неформальные групповые нормы. Правила группы. Конформизм. Коучинг. Групповой контракт.
Круглый стол «Билль о правах личности».
Упражнение «Осознанность и ответственность».
Тема 9. Эффективный самоменеджмент.
Ключевые навыки эффективного самоуправления. Потенциальные ограничения, которые могут мешать управлять своей жизнью. Управление своими ресурсами.
Тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?».
Тема 10. Методы арт-терапии в пути к себе.
Арт-терапия и её виды. Художественная экспрессия. Самовыражение. Креативность. Правила групповой работы.
Упражнение «Здравствуй, это Я!».
Упражнение «Рисунок по кругу».
Упражнение «Мир, в котором бы я хотел жить».
Тема 11. Модальности общения.
Физиологическое и эмоциональное восприятие. Аудиал, визуал, кинестетик. Дискретный тип восприятия. Пять языков общения.
Диагностика: методика определения доминирующей перцептивной модальности (С.Ефремцева)
Семинар-практикум «Модальности».
Тема 12. Экология лидерства.
Лидерство и ответственность. Что такое экологичность (психологич.)? Внутренняя и внешняя экологичность. Условия соблюдения и проверка экологичности намерений и целей.
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Тема 1. Общение.
Функции общения. Типы общения. Правила диалогического общения. Конфликт – неэффективное общение. Три вида ограничений – источников конфликта. Эмоциональные барьеры. Результаты конфликтов и пути их разрешения.
Диагностика: методика определения уровня общительности В.Ф.Ряховского, методика К.Н.Томаса «Определение своего способа реагирования в конфликте».
Упражнение «Вывеска».
Упражнение «Комплимент».
Тема 2. Невербальное общение.
Виды невербальных средств. Пространственные зоны. Эмоциональная компетентность.
Семинар-практикум «Позы, мимика, жесты».
Тема 3. Вербальное общение.
Речь внутренняя и внешняя. Виды внешней речи. Я-высказывание: оценка и переживания. Коммуникативные барьеры.
Диагностика: опросник «Оценка поведения при разговоре». Опросник «Насколько вы общительны, робки, контактны?».
Тема 4. Эффекты межличностного восприятия.
Перцептивная сторона общения. Существенные свойства для процесса перцепции. Установки восприятия. Три измерения установок. Установки и их виды. Стереотипизация.
Игра «Следопыты».
Тема 5. Манипулирование.
Что такое манипуляции, кто такой манипулятор. Суггестия. Типы манипуляторов Э.Шостром. Способы защитного реагирования на манипуляции.
Диагностика: выявление манипулятивного отношения (по шкале Банта), методика «Склонность к воспроизведению негативных эмоциональных инграмм» (В.В.Бойко).
Технология «Зигзаг».
Ролевая игра «Манипуляции».
Тема 6. Умение слушать.
Ошибки слушания и речевого поведения. 10 правил того, как не надо слушать. Активное слушание. Правила эффективного слушания.
Тест «Умеем ли мы слушать».
Тема 7. Общение и темперамент.
Темперамент и его типы. Взаимосвязь темперамента и стиля общения. Речевое поведение и социальные шкалы темперамента.
Диагностика: тест-опросник Г.Айзенка.
Тема 8. Деловое общение.
Деловая беседа. Что противопоказано при деловом общении. Деловой этикет. 6 принципов делового этикета. Алгоритм переговоров. Важные принципы этики общения по телефону.
Тема 9. Конструктивная критика.
Зачем нужна критика. Критика как обратная связь и как стремление найти пути решения проблемы. Деструктивная и конструктивная критика. Правила конструктивной критики. Структура критикующего разговора. Схема реагирования на конструктивную критику.
Диагностика: опросник Казанцевой Г.Н. на определения уровня самооценки.
Тема 10. Публичное выступление.
Формы и цели публичного выступления. Страхи публичного выступления. 10 ошибок начинающего оратора. Способы подготовки к выступлению.
Упражнение «Моя прелесть».
Упражнение «Самопрезентация».
Тема 11. Ролевая игра «Прием на работу».
Развитие навыков правильного построения деловой беседы, применение полученных знаний на практике.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
Тема 1. Конфликт. Причины конфликтов.
Психология конфликта. Источник конфликта – противоречие. Структурные элементы конфликта. Конфликтогены.
Диагностика: тест «Самооценка конфликтности», тест «Тактика поведения в конфликте».
Ролевая игра «Финансовые авантюристы».
Тема 2. Стиль поведения в конфликте.
Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Диагностика: «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса в модификации А.Грецова.
Упражнение «Письмо губернатору города».
Тема 3. Конструктивное разрешение конфликтов.
Переговоры при помощи посредника. Пять этапов посредничества (по Г.Дьяконову).
Диагностика: самоопросник осознания конфликта, методика А.Ассингера «Определение уровня своей агрессивности».
Ролевая игра «Конфликты».
Тема 4. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.
Эффективное общение, состоящее из умения слушать и умения говорить. Условия активного слушания: эмпатия, валидация, осознание и обобщение. Эффективная трансляция в конфликте. Правила успешного общения в конфликте.
Упражнение «Иностранец».
Упражнение «Карусель».
Тема 5. Толерантность.
Круглый стол «Толерантность». Межличностные конфликты. Границы моего «Я». Свобода и ответственность.
РАЗДЕЛ IV. СТРЕСС
Тема 1. Стресс. Фазы развития стресса.
Теория стресса Ганса Селье. Виды стрессоров. Шкала жизненных событий Холмса и Рэя. Три стадии развития стресса. Степени переутомления. «Стресс льва» и «стресс кролика». «20 фактов о стрессе».
Диагностика: методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров).
Тема 2. Способы реагирования на стресс.
Личностный адаптационный потенциал. Три группы стратегий выхода из напряженной ситуации: изменение или устранение проблемы; уменьшение ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчение ее воздействия с помощью включения ряда способов.
Диагностика: копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой), методика определения стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях.
Тема 3. Саморегуляция.
Для чего нужнасаморегуляция. Специфика приемов саморегуляции для людей с различными индивидуально-типологическими особенностями. Постановка цели, как первый этап саморегуляции. Способы саморегуляции эмоциональных состояний.
Диагностика: опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы, личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка вариант Б).
Упражнение «Круг силы» («Ресурсный круг»).
Тема 4. Физиология.
«Дерево стресса». Психосоматика. Стресс и здоровье. Зависимость между соматическими заболеваниями человека, его личностными особенностями и психологическим климатом окружающей среды.
Упражнение «Письмо-обращение к человеку от имени какого-либо его органа».
РАЗДЕЛ V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Тема 1. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.
Что такое профориентация. Сбор информации. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Рынок образовательных услуг и рынок труда.
Диагностика: методика «Карта интересов» (А.Е.Голомшток в модификации Г.В.Резапкиной).
Тема 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.
Основные признаки профессиональной деятельности. Профессия, специальность, должность. Классификация профессий. Профессиограммы и психограммы. Составление формулы профессии, анализ профессии. Мотивация и волевые качества личности. Здоровье и выбор профессии.
Диагностика: методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И.Рогов), анкета «Мотивы выбора любимых предметов» (Овчарова Р.В.), опросник «Мотивация учебной деятельности по различным школьным предметам» (Юрцева Л.Я).
Упражнение «Кто я и что думаю о себе».
Тема 3.Возможности личности в профессиональной деятельности .
Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий. Выявление отношения к различным видам деятельности. Определение профессионального личностного типа. Составление профессиограммы. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Ошибки при выборе профессии.
Диагностика: «Дифференциально-диагностический опросник» (Климова), «Активизирующая профориентационная методика» (Н.Пряжников), тест Холланда на определение профессиональной направленности личности.
Составление профессиограммы.
Деловая игра «Кадровый вопрос».
Тема 4. Профессиональные маршруты.
Планирование карьеры. Варианты карьеры. Построение цели. Ранжирование собственных качеств. Понятия резюме и автобиография, различия и сходство. Требования предъявляемые к резюме. Рассмотрение вариантов. Создание собственного резюме. Выбранный профиль. Учебный план. Предметы. Будущие возможные профессии.
Упражнения «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».
Игровая технология «Перекресток».
РАЗДЕЛ VI . ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА.
Тема 1. Успех.
Из чего складывается понятие успеха. Успех в двух аспектах – успех в деле и успех в жизни. Формула успеха в бизнесе. Формула успеха в жизни. Понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”. Личностно-ценностное самоопределение.
Диагностика: методика «Мой выбор».
Игровая технология «Ключ к успеху».
Тема 2. Что мешает достижению успеха. Организованность и достижение успеха. (Практикум).
Основные препятствия, стоящие на пути достижения успеха: внутренние противоречия, неверие в себя и в свои силы, отсутствие силы воли и целеустремлённости. Осознание учащимися собственных барьеров на пути к достижению успехов.
Диагностика: тест “ Организованный ли вы человек?”.
Упражнение: “Мои барьеры в достижении успеха”, “Каким нужно быть”, “Распределение времени”.
Тема 3. Что помогает достижению успеха.Целеполагание. (Практикум).
Ресурсы: внешние и внутренние. Формула успеха: цель-ресурсы-действия-результат.
Упражнение «Хочу-могу-надо», «Мои ресурсы», «Мои успехи», «Советы успешного человека».
Тема 4. Планирование достижений.
Понятие “аффирмация”, требования к аффирмациям, техника направленного воображения, правила построения образов.
Упражнение «Лестница достижений», «Цветок», «Мой день через 10 лет».
Тема 5. Креативность как фактор достижения успеха.
Сущность креативности: новизна и неопределенность. Что включает в себя креативность: интеллектуальные предпосылки, личностные качества, «метатворчество».
Диагностика: тест Торренса «Завершение картинок».
Упражнение «Найди новое применение», «Странные отгадки».
Тема 6. Диагностика итоговая. Сравнительный анализ с результатами входящей диагностики. Рефлексия. Выводы.
Диагностический комплекс: методика изучения интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина), Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс), методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной), специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С.Носов), методика определения уровня коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Методическое обеспечение программы
ТЕМА | Формы организации учебного процесса | Методы | Дидактические наглядные Пособия |
РАЗДЕЛ I. Личность лидера | |||
Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы. Входящая диагностика. | Лекция с элементами беседы, подвижная игра, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», содержание программы, бланки тестов, памятка работы в группе. |
Тема 2. Личность. Структура личности. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 3. Влияние проекций на восприятие. | Лекция с элементами беседы, подвижная игра, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 4. Теории лидерства. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, ролевая игра. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, имитационно-ролевой, коммуникационный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с правилами игры. |
Тема 5. Распределение ролей в коллективе. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, коммуникационный. | Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 6. История развития науки психологии | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов. |
Тема 7. Эмоциональный интеллект. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, игровой, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 8. Групповые нормы. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, дискуссия, «круглый стол». | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы. |
Тема 9. Эффективный самоменеджмент. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов. |
Тема 10. Методы арт-терапии в пути к себе. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
Тема 11. Тема «модальности общения. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование, семинар-практикум. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы. |
Тема 12. Экология лидерства. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
РАЗДЕЛ II. Психология общения | |||
Тема 1. Общение. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями |
Тема 2. Невербальное общение | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», карточки с заданиями |
Тема 3. Вербальное общение. | Лекция с элементами беседы, тестирование | Вопросно-ответный метод, объяснительный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
Тема 4. Эффекты межличностного восприятия. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями |
Тема 5. Манипулирование. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения, ролевая игра, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями, «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
Тема 6. Умение слушать. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
Тема 7. Общение и темперамент. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
Тема 8. Деловое общение. | Лекция с элементами беседы, ролевая игра | Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 9. Конструктивная критика | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями |
Тема 10. Публичное выступление | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 11. Ролевая игра «Прием на работу» | Интерактивные упражнения | Вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
РАЗДЕЛ III. Основы конфликтологии | |||
Тема 1. Конфликт. Причины конфликтов | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме, бланки тестов. |
Тема 2. Стиль поведения в конфликте | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме, бланки тестов, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 3. Конструктивное разрешение конфликтов | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование, ролевая игра. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный, игровой, имитационно-ролевой. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме, бланки тестов, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 4. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод групповой работы, коммуникационный, игровой. | Раздаточный материал: бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 5. Толерантность. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, дискуссия, «круглый стол». | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы, бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
РАЗДЕЛ IV. Стресс | |||
Тема 1. Стресс. Фазы развития стресса | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
Тема 2. Способы реагирования на стресс. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме. |
Тема 3. Саморегуляция . | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы, бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 4. Физиология. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы, бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
РАЗДЕЛ V. Профессиональное самоопределение | |||
Тема 1. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме, бланки тестов. |
Тема 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, коммуникационный | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 3.Возможности личности в профессиональной деятельности. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, тестирование, деловая игра. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный, игровой, имитационно-ролевой. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы, бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
Тема 4. Профессиональные маршруты. | Лекция с элементами беседы, интерактивные упражнения, демонстрация компьютерной презентации, игровая технология. | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы, коммуникационный, игровой, имитационно-ролевой. | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки с текстом практической работы, бланки с информацией по теме, карточки с заданиями к упражнениям. |
РАЗДЕЛ VI. Технологии успеха | |||
Тема 1. Успех. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, тестирование, интерактивные упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов, карточки с заданиями |
Тема 2. Что мешает достижению успеха? Организованность и достижение успеха. Практикум. | Интерактивные упражнения, беседа, тестирование, интерактивные упражнения | Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», карточки с заданиями |
Тема 3. Что помогает достижению успеха? Целеполагание. Практикум. | Лекция с элементами беседы, индивидуальные упражнения | Вопросно-ответный метод, объяснительный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 4. Планирование достижений. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, индивидуальные упражнения | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, самостоятельная работа | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета» |
Тема 5. Креативность как фактор достижения успеха. | Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации, интерактивные упражнения, тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой | Раздаточный материал: карточки с заданиями, «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
Тема 6. Диагностика итоговая. Сравнительный анализ с результатами входящей диагностики. Рефлексия. Выводы. | Тестирование, беседа | Вопросно-ответный, метод самостоятельной работы | Раздаточный материал: «Дневник для самоотчета», бланки тестов |
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 1991
- Аверченко Л. К. "Загляни в свою душу", областная ассоциация "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы", Омск, 1992
- Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Думка. 1989
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение. 1987
- Кон И. С. Психология ранней юности. - М., Просвещение. 1989
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. - М., 1990
- Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
- Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр "Академия". 2001
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр". 2001
- Немов Р. С. Психология. - М., Просвещение, 1994
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
- Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 1993
- Рейнуотер Д. Это в ваших силах. - М., Прогресс. 1993
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М, Дидакт. 1992
- Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., Прогресс. 1993
- Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., "Вако". 2005
- Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., Педагогика, Пресс. 1992
- Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
- Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
- Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. - С-Пб., "Ювента", 1999
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Кудряшов. А.Ф. - Петрозаводск, Петрком. 1992
- Мир детства: Юношеский возраст //А.Г. Хрипкова. - М., Педагогика. 1982
- Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - М., Политиздат. 1990
Список литературы для обучающихся
- Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе - М., Просвещение. 1991
- Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. - Баку, Сада. 1992.
- Прощицкая Е. Н. Выбираем профессию. - М., Просвещение. 1995
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ I. ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА | 28/10 | |
1. | Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы. Входящая диагностика. | 2/1 |
2. | Тема 2. Личность. Структура личности. | 2/1 |
3. | Тема 3. Влияние проекций на восприятие. | 2/1 |
4. | Тема 4. Теории лидерства. | 2/1 |
5. | Тема 5. Распределение ролей в коллективе. | 6/1 |
6. | Тема 6. История развития науки психологии | 2/1 |
7. | Тема 7. Эмоциональный интеллект. | 2/1 |
8. | Тема 8. Групповые нормы. | 4/1 |
9. | Тема 9. Эффективный самоменеджмент. | 4/1 |
10. | Тема 10. Методы арт-терапии в пути к себе. | 4/1 |
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ | 32/10 | |
13. | Тема 1. Общение. | 2/1 |
14. | Тема 2. Невербальное общение | 2/1 |
15. | Тема 3. Вербальное общение. | 2/1 |
16. | Тема 4. Эффекты межличностного восприятия. | 6/2 |
17. | Тема 5. Манипулирование. | 2/1 |
18. | Тема 6. Умение слушать. | 2/1 |
19. | Тема 7. Общение и темперамент. | 2/1 |
20. | Тема 8. Деловое общение. | 4/1 |
21. | Тема 9. Конструктивная критика | 2/1 |
22. | Тема 10. Публичное выступление | 6/0 |
23. | Тема 11. Ролевая игра «Прием на работу» | 2/0 |
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ | 20/8 | |
24. | Тема 1. Конфликт. Причины конфликтов | 4/2 |
25. | Тема 2. Стиль поведения в конфликте | 4/2 |
26. | Тема 3. Конструктивное разрешение конфликтов | 4/0 |
27. | Тема 4. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации. | 4/2 |
28. | Тема 5. Толерантность. | 4/2 |
РАЗДЕЛ IV. СТРЕСС | 22/8 | |
29. | Тема 1. Стресс. Фазы развития стресса | 4/2 |
30. | Тема 2. Способы реагирования на стресс. | 8/2 |
31. | Тема 3. Саморегуляция. | 6/2 |
32. | Тема 4. Физиология. | 4/2 |
РАЗДЕЛ V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. | 18/6 | |
33. | Тема 1. Профориентация: от сбора информации до выбора профессии. | 2/2 |
34. | Тема 2. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. | 6/2 |
35. | Тема 3.Возможности личности в профессиональной деятельности. | 6/2 |
36. | Тема 4. Профессиональные маршруты. | 4/0 |
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА | 24/8 | |
37. | Тема 1. Успех. | 2/1 |
38. | Тема 2. Что мешает достижению успеха? Организованность и достижение успеха. Практикум. | 6/1 |
39. | Тема 3. Что помогает достижению успеха? Целеполагание. Практикум. | 6/2 |
40. | Тема 4. Планирование достижений. | 4/2 |
41. | Тема 5. Креативность как фактор достижения успеха. | 4/2 |
42. | Тема 6. Диагностика итоговая. Сравнительный анализ с результатами входящей диагностики. Рефлексия. Выводы. | 2/0 |
ИТОГО: | 144 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.
Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...
Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.
Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...
Публичная лекция. Развитие лидерских качеств через формирование навыков взаимодействия в группе
Интерактивная лекция...
Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»
Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...
Работа по формированию лидерских качеств
Современное образование отличается и в то же время имеет много общего с системой образования прошлого столетия. Время ставит перед нами совершенно новые задачи, на первое место входит информатизация и...