Проектная деятельность учащихся как одно из направлений воспитательной деятельности
статья

Гадзова Эмма Шадиновна

Консультация. Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание опыта работы18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность обучающихся как одно из направлений воспитательной деятельности    

Современная жизнь требует от каждого человека умения быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией.

Поэтому задача современной школы заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля.

Реализации этих задач способствует использование (как в урочной, так и внеурочной деятельности) учебно-исследовательского проекта учебно-воспитательном процессе.

Хочу отметить, что в процессе проектно-исследовательской деятельности особая роль отводится воспитанию учащихся. В ходе выполнения любого проекта, даже самого примитивного, формируются такие важные качества личности ребенка как коммуникабельность, умение работать в группе, развиваются умения слушать и слышать собеседника.

Я более 10 лет занимаюсь организацией проектно-исследовательской деятельности школьников.   Считаю, что с ее помощью оптимально  развиваются коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. В этом и заключается  цельприменения в образовательном процессе  проектной деятельности.  А развитие познавательных и личностныхуниверсальных учебных действий и есть цель  использования учебной исследовательской деятельности.

Общение в процессе исследовательской работы способствует развитию коммуникативных навыков школьника. Это  распределение ролей в группе, умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать общее решение. При смене состава группы меняется и роль учащегося в творческом процессе: если в одной группе он был рядовым исполнителем и чаще всего принимал идеи лидера, то в другой группе он может сам стать лидером и источником идей.

Степень самостоятельности школьников при работе над исследовательским проектом можно разделить на два уровня: творческий уровень и не творческий уровень. Творческий уровень - это когда ученик работает при самостоятельно спланированной деятельности и редко обращается к учителю за консультацией. Не творческий уровень – это когда отсутствует желание работать по проекту и ученик работает по плану, составленному вместе с учителем или самим учителем.

Проектная деятельность в предметной области, кроме перечисленных качеств личности УУД,  формирует предметные компетенции.

Проектная деятельность учащихся - основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Реализация социальных, культурно-просветительских, духовно-нравственных проектов,   проектов по экологии способствует духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию  школьников. Я уверена, что ребенок, который подготовил проект «Процветай мое село» и придумал более 10 различных бизнес идей для развития своего села и во взрослой жизни будет этому стремиться. Дети, которые собрали более 50 фотографий с достопримечательностями Зольского района всю жизнь будут помнить эти места и любить свой край. Те, которые прошлись по всему району и собрали историю всех сел района, побывали на всех братских могилах района, почтили память погибших и занесли в свою виртуальную книгу памяти каждого погибшего в войне из родного района будут настоящими патриотами. Они этого никогда не забудут.

Все эти проекты и многие другие, выполненные детьми, способствуют становлению личности ребенка, и от проекта к проекту формируют его морально-нравственные качества, подросток формируется как гражданин,  патриот.

      Я отношу к проектам не только те, которые оформлены как презентация, доклад,  сайт. Проектом является и подготовка, проведение и обсуждение наших экскурсий. Это реализованные социальные проекты. Подросток учиться планировать свой отдых, организовывать его и делать выводы: что удалось, что не получилось, что в следующий раз нужно продумать и исправить. Они вместе решают, как провести этот день.  Они учатся  здоровому образу жизни, любить и ценить то, что имеют.   В неформальном общении происходит социализация подростка. На уроках он может ни как не может себя проявить, а в той среде, где нерешенных практических жизненных ситуаций много – он лидер, незаменим.

Примеры проектов:

  • Виртуальный музей зольского района
  • Достопримечательности Зольского района
  • Топонимия Зольского района
  • Учитель-воин
  • Учитель. Просветитель. Поэт.
  • Качество жизни школьника
  • Видеоролик «Они погибли защищая нас»
  • История гидроэлектростанций Кабардино-Балкарии

     Не менее важными считаю и предметные проекты. Они расширяют кругозор школьника по предмету, формируют предметные компетенции, повышают познавательный интерес ученика  к предмету. Предметные проекты провожу трех типов: мини-проекты (небольшие исследовательские работы на этапе открытия новых знаний, в форме постановки и решения проблемных вопросов) или исследовательские работы в группах, проекты на несколько уроков,  долгосрочные проекты. Это проекты к отдельным главам, они идут параллельно урокам, защищаются на обобщающихся уроках по данной теме. Тематика проектов озвучивается в начале главы и дети сами выбирают понравившуюся тему. Долгосрочные проекты- это проекты, которые не входят в нашу школьную программу, но входят в программу физико-математических школ.

Примеры проектов по математике  и  информатике:

Долгосрочные

  • Математика в календаре
  • Математика в конструировании одежды
  • Решение задач с помощью кругов Эйлера
  • Непростые задачи с простыми числами
  • Информатика вокруг нас
  • Математические игры
  • Математические кроссворды
  • Кейс «О космосе от А до Я»
  • Создание робота «Скорпион»
  • Робот  «Исследователь»
  • Робот «Домашний комбайн»  и др.
  • Неопубликованные теоремы геометрии

На несколько уроков

  • Способы решения неравенств второй степени
  • Решение одной задачи семью способами
  • Декарт и его система координат
  • Координатный зоопарк



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы фольклорной группы «Ульгэр»

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей.Поэтому актуальной стала работа с одаренными детьми.С 1998 года в ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Проектная деятельность учащихся, как одна из форм профилактики зависимостей детей и подростков.

В статье рассматриваются формы использования ресурсов образовательного учреждения в профилактике зависимостей детей и подростков....

Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся

Разработка внеклассного мероприятия по литературе     «Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся»...

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений реализации ФГОС основного общего образования

Цель исследовательской деятельности в рамках ФГОС   :    формирование универсальных учебных действий в процессе проектно -исследовательской деятельности учащихся....

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...