Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений патриотического воспитания в школе.
статья
Опы работы школы по формированию патриотического воспитания учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений патриотического воспитания в школе.
Дамбаева Галина Ивановна
Заместитель директора по УВР
МБОУ Новоселенгинская СОШ
Республика Бурятия, СеленгинскийРайон
П. Новоселенгинск, пер. Школьный, 2
В данной статье рассматривается формирование патриотизма через исследовательскую деятельность через проект « Славный, Селенгинский…», посвященный Селенгинскому пехотному полку.
Ключевые слова. Патриотизм; исследование; история; краеведение.
Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Один из путей формирования патриотизма у обучающихся- это вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Что такое исследование? Исследование- это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Роль учителя в этом процессе регулировать, направлять в нужное русло. Все остальное должен делать сам ученик. САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему.
В нашей школе исследовательская работа проводится в ходе работы над проектами.
Селенгинский район славится своей многовековой историей, уникальными природными и историко-культурными достопримечательностями, имеет богатый опыт своего военного - исторического прошлого. Особое место в истории района занимает село Новоселенгинск. Селенгинский острог 350 лет назад дал начало образованию Верхнеудинска, ныне столицы Бурятии Улан-Удэ, и пограничного, названного «песчаной Венецией» города Троицкасавска, ныне г. Кяхты. Золотыми буквами в Георгиевском зале Кремля высечено имя 41-го Селенгинского пехотного полка, с историей которого связаны Отечественная война 1812 года, освобождение Севастополя.
На сегодня, Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа – современный образовательный комплекс, центр историко-краеведческого, патриотического направлений в районе. Спектр основных партнёров школы - Центр Будийской традиционной Сангхи Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ», Региональное отделение Российско военно-исторического общества Республики Бурятия, Международный союз "Мужество и Гуманизм" при Московском обществе "Наследие декабристов, Республиканский музей декабристов с. Новоселенгинск , Дом культуры с. Новоселенгинск, Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», Республиканский, Районный центры туризма и краеведения.
За эти годы педагогическим коллективом накоплен уникальный опыт по организации исследовательской, познавательной работы учащихся: в рамках историко-культурных экспедиций. Отработаны технологии и формы работы в открытом пространстве с объектами культурного наследия, формы работы сбора исторического материала: ведение диктофонной записи, составление ментальных карт, фотографирование, ведение путевых заметок, съёмок видеофильмов, работы с документами, фиксации и обработки собранного материала, постановки анимационных этюдов, навыки работы тур – гидами.
В 2022 году к 225- летию со дня основания Селенгинского пехотного полка школа запустила проект «Славный Селенгинский…»
Для каждого класса были определены темы конкретных культурно-образовательных проектов. Выбранные темы проектной исследовательской деятельности учащихся носили метапредметный характер, т.е. согласовались с программным учебным материалом и имели практическую направленность. Определяющим моментом при выборе темы исследования являлось наличие в пространстве поселения объектов культурного наследия, которые могут выступить полноценными информационными каналами, помочь ученикам собрать материал и осмыслить заявленную тему (проблему) в контексте культуры. В итоге в течение года в каждом классе, поэтапно реализовывались три составляющие единой сквозной темы исследования:
1. Образовательное путешествие - запускающий механизм в каждом классе в начале учебного года, цель которого - погружение в тему, формирование общих представлений о тех темах и проблемах, которые станут предметом исследования и изучения учащихся в течение всего учебного года.
2. Учебно-ролевая экспедиция–совместные виды деятельности по возрастным группам в рамках программы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты работы по этим проектам намечаются в начале их выполнения, но полностью вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
3. Образовательное событие (итоговое годовое мероприятие), в ходе которого предполагается объединить результаты всей проектной деятельности учащихся в течение года. Этот элемент позволяет учащимся наиболее целостно представить изученную за год тему (проблему) в многообразии ее социально-политических, экономических, научно-технических и художественно-эстетических явлений.
На слайде демонстрируется таблица в которой отображены темы исследований для каждого класса.
На примере 5 класса рассмотрим таблицу, где вы можете увидеть, какие темы, формы исследований предлагаются учащимся.
В 5 классе на первом занятии определяется круг вопросов, подлежащих исследованию. Ребята знакомятся с формами и методами исследования, по которому они будут работать целый год. Одним из итоговых событий для 5 класса является вступление в ряды «Юных гренадеров»
Подобная таблица и для 6 класса, где обозначена тема исследования, формы и ключевое образовательное событие.
На слайде -рисунки учащихся «Селенгинский пехотинец, которые ребята представили на итоговую выставку рисунков.
Разработана тематика исследовательских проектов и для 7-8 классов. Итоговое событие – организация краеведческой конференции « Селенгинский пехотный полк» которая в этом году получила статус муниципальной.
На этапе знакомства с темой исследовательской деятельности определяется актив, творческая группа, которая берет на себя организационные моменты. Учащиеся распределяют социальные роли, определяют круг первоочередных задач. Руководителями проектов становятся классные руководители, они скорее всего тьюторы исследований обучающихся, т.к. все равно выявляются лидеры, которые неизменно принимают роль руководителей проекта.
Практика внедрения проектно-исследовательской деятельности показывает: во время сбора информации, подготовки итогового продукта исследования у учащихся формируется стремление внести свой вклад в проект, развивается чувство ответственности и самостоятельности, формируется активное гражданское отношение к окружающей действительности. Ребятам приходится дискутировать на заданные темы, а элементы дискуссии подразумевают определённую борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего складывается своя собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция.
В течении всего учебного года учащиеся работают по своей теме. Результаты исследований оформляют в заранее определенные формы: коллажи, ментальные карты, презентации, анимационные презентации, доклады, рефераты. С промежуточными результатами исследований учащиеся выступают на классных часах в своей школе, оформляют работы, совместно с руководителями, на краеведческие конкурсы.
Учебно-воспитательная работа по патриотическому воспитанию широка и разнообразна. Она включает в себя школьные события как часть истории каждого воспитанника.
В своем выступлении я затронула лишь одно направление- исследовательская работа, но как вы сами убедились, просматривая мою презентацию, ежегодно дата 29ноября – для нашей школы особая, проходят смотры строя и песни, ребята вступают в ряды юнармии, и созданное на базе нашей школы движение «Юные гренадеры».
Совсем недавно школу посетил Цимлянский Владимир Викторович контр адмирал, наш земляк, участник СВО. Десять пятиклассников в этот день пополнили ряды «Юных гренадеров» , произнеся торжественную клятву в присутствии высоких гостей.
Проблема воспитания патриотизма, гражданственности, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Идея воспитания патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России. Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Литература.
- Любан Т.Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011. /
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
- Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
- Вырщиков А.В., Кусмарцев М.Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.
- Сафроновой Е.М., Поповой Е.Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков» /Воспитание школьников" №3. 2011/.
- Микшин В.В. «История России. Толерантность и патриотизм». Вологда. 2006 г.
- Электронные ресурсы. Торохтий В.С. «Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования».
Приложение1.
Тематика культурно-образовательных проектов для учащихся 5-8 классов.
5 класс
Тема . Селенгинский пехотный полк-страж Селенгинского острога.
Цель. Познакомить учащихся с историей создания Селенгинского пехотного полка, годом формирования, первоначальным названием, изменениями и переформированиями полка.
Методическая задача. Формирование базы данных по истории Селенгинского пехотного полка, умения работать с историческими объектами историко-культурного наследия в открытом образовательном пространстве.
№ | класс | мероприятия | форма | сроки | ответственные |
1 | 5 | «История создания Селенгинского пехотного полка» | классный час | февраль | |
2 | «Атрибутика полков» | проект | март | ||
3 | «Ратоборцы пехотного полка и жители Селенгинска» | Поисковая работа | Апрель-май | ||
4 | Выставка пехотинец-селенгинец | Творческие работы учащихся (Рисунки, фигурки) | май | ||
5 | Ключевое мероприятие. «Славный, Селенгинский…» |
| Сентябрь-октябрь |
6 класс.
Тема. Командиры и шефы Селенгинского пехотного полка. Икона Печерской Божией Матери
Цель. Познакомить учащихся со славной ратью Селенгинского пехотного полка, командирами и шефами полка. Познакомить с историей обретения иконы Печерской Божией Матери.
Методическая задача.
Формировать знания о истории своего государства, края, поселения; умения сопоставлять исторические события,факты; пользоваться источниками, исторической литературой.
№ | класс | мероприятия | форма | сроки | ответственные |
1 | 6 класс | «И. Бухольц- командир полка» | Проекты- презентации | февраль | |
2 | «И. Якобий – селенгинский воевода, комедант» | Проекты- презентации | март | ||
3 | Путь иконы Печерской божьей матери в сибирский город Селенгинск» | Виртуальное путешествие | апрель | ||
4 | Создание мультимедийной презентации или анимационного фильма по темам: И. Бухольц И Якобий Икона Печерской божьей матери | Проектная деятельность учащихся | май | ||
5 | Ключевое мероприятие «Феникс» | Селенгинский фестиваль анимационного кино» | Сентябрь-октябрь |
7 класс.
Тема .Селенгинский пехотный полк в первой мировой войне.
Цель. Изучение участия Селенгинского пехотного полка в военных действиях русской армии в период первой мировой войны.
Методическая задача. Формирование умения добывать информацию из источников, из литературы по истории сражений Первой мировой войны, находить факты, отражающие действия Селенгинского пехотного полка в боевых действиях войны.
№ | класс | мероприятия | форма | сроки | ответственные |
1 | 7 класс | «Селенгинский пехотный полк во времена Первой мировой войны» | Составление ментальной карты Проектная деятельность Поисковая деятельность Составление базы данных, для карты Изучение принципов построения ментальной карты | Февраль- май | |
2 | Ключевое мероприятие «История государства российского» «Создание арт-объекта по тематике» | Умники и умницы Защита проекта |
8 класс.
Тема: Славный путь Селенгинского пехотного полка в военных кампаниях.
Цель. Познакомить учащихся с ратной славой пехотного полка, выявить степень участия пока в значительных битвах.
Методическая задача.
Формировать умение добывать информацию, связанную с историей Селенгинского пехотного полка с момента его формирования, оценить вклад полка в развитие военных действий. Проследить участие Селенгинского пехотного полка в военных кампаниях.
№ | класс | мероприятия | форма | сроки | ответственные |
1 | 8кл асс | «Отечественная война 1812года» «Русско-турецкая война 1828-1829 гг» «Крымская война. Оборона Севастополя.» | Проектная деятельность учащихся. | Февраль-май | |
2 | Ключевое мероприятие Краеведческий фестиваль. «225 – летию Селенгинского пехотного полка посвящается…» | -Конкурс военных историков - Битва Гидов-экскурсоводов Творческий конкурс. Перформанс, реконструкция «Отечественная война 1812г» и др. Задания: «Отряд на Багратионовых флешах» «На бивуаке перед сражением» «В ставке Кутузова в ночь перед Бородинским сражением» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как может выглядеть отчет по направлению "Патриотическое воспитание"
В помощь классному руководителю, зам.дир. по ВР...

Доклад "Историко - краеведческая работа как одно из направлений патриотического воспитания школы"
Краеведение – это такой раздел истории, который открывает большие возможности для человека в области исследования, поиска, сбора интересного материала. Это та деятельность, которой очень легко у...

Направления патриотического воспитания в сельской школе
Из опыта работы сельской СОШ по патриотическому воспитанию...
Влияние деятельности исследовательской группы «Юный следопыт» на формирование военно-патриотического воспитания в школе
Как деятельность исследовательской группы "Юный следопыт ", основанный в нашей школе влияет на формрование военно-патриотического воспитания школьников...

Основные направления патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе
Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в школе, построенной на основе школьных краеведческих исследований. В статье раскрыты этапы работы над исследованием, уровни презентации ...
