Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе
статья по краеведению

Дудкина Ирина Анатольевна

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в школе, построенной на основе школьных краеведческих исследований. В статье раскрыты этапы работы над исследованием, уровни презентации работ, технология вовлечения широкого круга учащихся в исследовательскую и просветительскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_issledovat_rabote.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе

Заявленная тема выделяет два важных аспекта: исследовательская деятельность как способ развития интеллектуального потенциала и воспитание гражданственности и патриотизма на примере содержания исследовательских работ по краеведению.

Исследовательская деятельность поддерживает, развивает одаренных, талантливых детей и позволяет приобщить к процессу образования и воспитания остальных детей.

Согласно точки зрения, высказанной педагогом, дидактом Исааком Яковлевичем Лернером, «стратегия работы с одаренными детьми – подъем интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников». Поэтому нужно создавать творческую развивающую образовательную среду, которая обеспечивает формирование у каждого школьника не только глубоких знаний, умений, навыков, а, прежде всего, интеллектуальных способностей, развитие творческого потенциала, способности реализовать себя в разнообразных сферах человеческой деятельности, то есть быть успешным. Этот подход реализуется в школе № 569 Санкт-Петербурга через проектную и исследовательскую деятельность.

        Под учебно-исследовательской деятельностью понимается форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Развитие учебно-исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

  • Активизирует интерес к знаниям в рамках учебных предметов
  • У учащихся активно развиваются представления о межпредметных связях, происходит обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникаций
  • Создается возможность для общения с квалифицированными специалистами из научных учреждений
  • Создаются предпосылки для развития научного образа мышления
  • Создается сфера предметного общения внутри детского коллектива
  • Занятия учебно-исследовательской деятельностью являются важным средством профориентации.

Ценно то, что работа проводится школьником самостоятельно с использованием литературы, в музеях и библиотеках. Ребенок посещает выставки, работает с документами и первоисточниками, проводит натурные исследования, берет интервью. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает.

Краеведческая исследовательская деятельность развивает умения

  • Находить данные
  • Обрабатывать, систематизировать
  • Ориентироваться в пространстве города
  • Устанавливать социальные и культурные коммуникации
  • Выступать публично

Школьное исследование – путь к личностно-ориентированному обучению.

Этапы организации исследовательской деятельности:

  1. Подготовка учителя и учащегося к работе: отбор учащихся путем опроса, анкетирования.

Обычно желание выполнить исследование возникает у многих. Но, необходимость приложить дополнительные усилия сверх учебной нагрузки, большие затраты времени, сокращают число желающих.

  1. Выбор темы исследовательской работы.

Тема ученической работы не должна быть слишком общей, небольшой объем не позволит ее раскрыть. Узко сформулированная тема дает возможность глубоко, подробно изучить проблему.

  1. Поиск, изучение литературы.

Литература по истории родного края разнообразна. Научная, научно-популярная, мемуарная, художественная литература по-разному отражает объект исследования, обладает разной степенью достоверности. Задача учителя   - помочь ученику в этом разобраться.

  1. Составление плана.

Правильно построенный план позволяет систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному признаку.

Традиционным является  следующий:

Введение.

Обоснование актуальности темы.

Сформулированы цели работы.

Обзор литературы по теме.

Главы

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними.

Заключение (выводы)

Автор подводит итоги поиска, указывает, что нового внес, высказывает предположение о дальнейшем развитии темы исследования.

Список литературы

Приложения

  1. Написание работы.
  2. Защита работы.

Защита предусматривает выступление с кратким изложением концепции своей работы.

На выступление отводится 10-15 минут. Затем следуют вопросы комиссии.

Школьник должен уметь ответить на любые из них, даже самые неожиданные. Не тушеваться, если вопрос имеет к докладу лишь косвенное отношение. Выступление с докладом помогает ученику преодолеть неуверенность, дает возможность самоутвердиться, вырабатывает волевые качества, развивает ораторское искусство.

Написание работы, презентация исследования позволяет пополнить портфолио ученика, способствует его успешности.

Исследовательской деятельностью с учащимися я занимаюсь много лет. Содержание исследовательской деятельности определяет её тематика. Темы исследований:

История семьи (родословие),

История Рыбацкого,

История 55 армии.

Основываясь на принципе дидактики: от частного к общему, на примере истории семьи ученик знакомиться с историей народа, через историю 55 армии понимает трагедию и подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, изучение Рыбацкого, муниципального округа, где находится школа, показывает проблемы современной урбанизации.

Организация исследовательской работы в ГБОУ СОШ № 569 Санкт-Петербурга имеет несколько уровней

I Школа

  1. Выбор темы
  2. Исследовательская деятельность
  3. Презентация результатов:
  • Неделя наук
  • Общешкольная научно-практическая конференция в Горном университете
  1. Использование результатов исследования для организации воспитательной работы

II Невский район

1. Сетевое взаимодействие

с учреждениями муниципальной власти, образования и культуры:

  • Муниципальное образование МО Рыбацкое
  • Рыбацкая библиотека; зал истории и краеведения
  • Совет ветеранов МО Рыбацкое
  • ДК «Рыбацкий»
  • Правобережный Дом Детского Творчества
  • Научно-методический центр Невского района

2. Презентация исследовательской работы:

  • Открытые рыбацкие краеведческие чтения

      «Рыбацкое: от истоков к будущему»

  • Муниципальный фестиваль

      детского и юношеского творчества «Знай наших!»

  • Военно-историческая конференция учащихся ОУ Невского района

      «Война. Блокада. Ленинград»

  • Краеведческие чтения учащихся

      образовательных учреждений Невского района

  • Мультимедиа-конкурс «Диалог с компьютером»

III Субъект РФ город Санкт-Петербург

Социальные партнеры:

  • ГОУ «Санкт-Петербургский дворец творчества юных»
  • Кафедра социального образования СПб АППО
  • Санкт-Петербургский благотворительный фонд

      развития детского творчества «Добрыня»

Презентация исследовательской работы:

  • Городские историко-краеведческие чтения
  • Городская историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград».
  • Конкурс исследовательских работ школьников Санкт-Петербурга по истории России
  • Конкурс исследовательских работ школьников Санкт-Петербурга по военно-исторической тематике

Использование результатов исследовательской деятельности для

организации гражданско-патриотического воспитания во внеклассной работе

Вахта памяти (посещение мест боев и захоронений воинов 55 армии)

Экскурсоведение (создание, проведение тематических экскурсий)

Проектная деятельность (создание электронных презентаций)

Социально-ориентированная (уход за обелиском 18 в. на Рыбацком проспекте)

Игровая деятельность (викторины, игры по станциям)

Творческая (изобразительная, концертная)

Туризм (походы по местам боевой славы)

Модули заменяемые дополняемые

Рассмотрим организацию гражданско-патриотического воспитания на примере конкретного исследования.

Школа № 569 находится в микрорайоне Рыбацкое. В годы Великой Отечественной войны Рыбацкое находилось во втором эшелоне обороны 55 армии. Об этом напоминает мемориал на Рыбацком проспекте: ДОТ и памятная стела.

История создания и боевых действий 55 армии легли в основу исследовательских работ учащихся. Работы юных исследователей были отмечены дипломами районных и городских конкурсов. Исследовательская работа Шарипо Дмитрия «Герои нашей армии» вошла в одноименный сборник, выпущенный издательством «Нестор-История» в 2011 году, в 2012 году вышло второе издание. Электронные презентации, созданные на основе материалов поиска, пополнили копилку учебных пособий. Но школьное исследование не ограничивается успехами победителя-одиночки. В работу вовлекаются одноклассники: вместе с исследователем они проходят по местам боев, посещают музеи, участвуют в акциях, становятся первыми слушателями и строгими судьями творческой работы.

Из отзывов учеников 5 класса о рассказе Дмитрия Шарипо «Боевой путь 55 армии».

Что вы запомнили из рассказа Дмитрия Шарипо?

Оцените выступление.

55 армия обороняла Невский район, не давала фашистам ворваться в город. Этой армии было поставлено много памятников.

Мне очень понравилась лекция. Из неё я узнала много нового о 55 армии, послушала песню 55 армии. Лекция очень интересная.

                                                ( Ольга, 5б класс)

Задача армии была защитить свой район. Я запомнил, что госпиталь 55 армии находился в школе на берегу Невы. Мне понравилось, как он рассказывал.

                                                        ( Сергей, 5б класс)

                                        

Таким образом, работа над школьным исследованием позволяет проводить не только индивидуальную, но и массовую работу с учащимися.

В школе стало традицией в день скорбной даты начала блокады Ленинграда и накануне Дня Победы проводить торжественные линейки на Казанском кладбище в Рыбацком. Здесь похоронены местные жители, умершие в годы блокады, и воины 55 армии. Перед минутой молчания были зачитаны фамилии бойцов и командиров, захороненных в братских могилах Казанского кладбища. Список был составлен на основе Интернет-ресурса Объединенная база данных «Мемориал», являлся приложением к исследовательской работе.

В мае. учащиеся 10 класса посещают воинское захоронение в поселке Усть-Ижора. На торжественной линейке звучат стихи о войне,  написанные современными школьниками.

В память создания 55 армии 8-9 сентября учащиеся 5, 9 классов школы была проводят Вахту памяти, возложение цветов на братские могилы кладбища памяти жертв 9 января, где похоронены воины, умершие в госпиталях.

Учащиеся 4, 6 классов проводят торжественные линейки на Казанском кладбище;

Ученики начальных классов возлагают цветы к мемориалу на Рыбацком проспекте.

Для определения влияния мероприятий было разработано и проведено анкетирование среди учащихся 8, 11 классов. Были поставлены вопросы:

 Почему надо помнить о войне?

О войне надо помнить, потому что это страшное прошлое твоей семьи, твоих дедов и прадедов.

                                                ( Вадим, 11 класс)

Война произошла из-за огромного количества ошибок, которое совершило человечество. Горе, боль, которые принесла война надолго остались в сердцах людей. Но постепенно эти чувства уходят. Забываются ошибки. Появляется почва для развития новых конфликтов. Память – щит от новой войны.

                                                ( Александр, 11 класс)

Какие чувства вы переживали, какие мысли посещали во время Вахты памяти?

Во время проведения Вахты памяти было грустно, печально и тоскливо, так как многие из воевавших не дожили до победы. Но я испытывала гордость за них, ведь они воевали за нас, за наше будущее.

                                                 ( Мария, 11 класс)

Я благодарен всем людям, которые боролись за то, чтобы мы жили. Они были очень мужественные.

                                        ( Анатолий, 8 класс)

                                        

Чувства печали, горя, сожаления. И гордости за тех, кто выстоял всю войну против немецких войск. Мысли о том, как люди сражались, побеждали и проигрывали, о том, каким надо быть сильным человеком, чтобы выстоять всю войну.

                                        ( Арина, 8 класс)

Учащимися 9 класса были записаны видео-интервью.

        Ответы на вопросы показывают, что проводимые мероприятия находят отклик в душах детей, воспитывают их гражданские чувства.

        Содержание исследовательских работ «Современное Рыбацкое», «Боевой путь 55 армии» были использованы для составления вопросов туристко-краеведческой игры по станциям, в которой принимали участие 3 – 6 классы.

        Осмотр мест боев 55 армии при прорыве блокады был одной из задач поездки учащихся 6 – 7-х классов в Саблино.

Большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание вносит оркестр народных инструментов «Серебряный родник». В репертуаре оркестра появится «Песня 55 армии».

        История 55-ой армии получила продолжение в новых исследовательских работах учащихся: Хозяинова Вячеслава «Творческое объединение «Боевой карандаш» и «История 71-го отдельного бронедивизиона» Сорокина Михаила. Вячеслав стал призером I Региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга в 2012 году, Михаил награжден дипломом V Региональной олимпиады в 2016 году.

        Связь истории и современности стала основой исследований Рубаник Анны и Чеснаковой Кати «Музеи МО Рыбацкого». Девочки вовлекли в свою работу одноклассников, вместе с которыми посещали музеи, учеников начальных классов, для которых подготовили презентацию и  игру. В 2020 г. авторы работы стали победителями районного конкурса «Старт в науку» и призерами городского этапа этого же конкурса.

        Формирование современного облика МО Рыбацкого изучила Бессмертная Ольга, результатом стала исследовательская работа «Скульптурный мир Рыбацкого» и видеосюжет. Поиск познакомил автора работы с пожарными, и скульптором-любителем. Участниками экскурсии стали и одноклассники. Ученица была награждена дипломом победителя районного конкурса «Местные».

Заключение.

Система учебной исследовательской работы, сложившаяся в школе и система воспитательной работы, построенная на основе школьного исследования, отвечают задачам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,

помогают раскрытию способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ  32-й Международной Конференции «Школьная информатика  и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...

Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся

Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...

Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы по реализации гражданско-патриотического  воспитания дошкольников...