Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами
статья на тему

Овчинникова Антонина Павловна

«Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами

Овчинникова А.П., ГБОУ школа №76

Выборгский район Санкт-Петербург

Музей в образовательном учреждении может и должен стать важной составляющей в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетенции и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это стержень всей учебно-воспитательной работы, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

          Создание музея в нашем образовательном учреждении началось с изучения литературы по музейной педагогике и знакомству с опытом работы школьных музеев нашего города. Анализируя работу лучших школьных музеев и следуя рекомендациям специалистов, мы пришли к выводу: школьный музей не должен быть оснащен табличками «Экспонаты руками не трогать». Только погружаясь в музейное пространство, имея возможность прикоснуться руками к предметам, экспонируемым в зале, можно наиболее полно ощутить «назначение данной вещи», понять ее роль в жизни человека, сравнить ее с аналогичными предметами нашего времени.  И тут важен принцип: ученик -  не потребитель музейного продукта, а его активный созидатель (в школьном музее не столько слушаем и смотрим, сколько делаем, общаемся, творим).

           Как правило, в школьных музеях к исследовательской работе привлекаются учащиеся музейного актива. Мы стали искать пути привлечения наибольшего числа ребят к познавательной, творческой работе.

           Один из вариантов решения этой проблемы - каждая экскурсия заканчивается предложением выполнить домашнее задание. Для учащихся начальной школы: нарисовать наиболее запомнившийся экспонат, возможно, это будут аппликации, лепка из пластилина и или любая другая творческая поделка. Для учащихся средней школы и старшеклассников – это эссе на тему «история экспоната». И конечно, обязательным является задание о составлении странички «Книги Памяти», где ребята делятся своими знаниями по биографическим данным своих родственников, жизнь которых проходила в суровые и героические дни Великой Отечественной войны.

          Для достижения поставленной цели необходима сплоченная работа всех участников образовательного процесса. Один руководитель музея с этим не справиться. Только при поддержке классных руководителей, учителей- предметников, актива родительского комитета, педагога-организатора, библиотекаря и всех тех, кто заинтересован в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания молодого поколения возможно выполнение миссии сохранения исторической памяти.

«Лишь тот достоин уважения,

кто чтит историю свою»

                                                                       

Список литератур

  1. Алексеева, Е. Школьные музеи в новой информационном пространстве / Е. Алексеева, П. Белкин // Директор школы. – 2006. - № 1. – С. 84-86.  
  2. Беспалова, С. А. Использование музейной педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин / С. А. Беспалова // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 1. – С. 194-197.  
  3. Бикметова, В. Воспитательный ресурс школьного музея / В. Бикметова // Учитель. – 2010. - № 2. – С. 80-82.  
  4. Сечин, А. Музей и школа : интегративный потенциал музейной педагогики / А. Сечин // Музей. – 2010. - № 11. – С. 20-24.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...

Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в школе, построенной на основе школьных краеведческих исследований. В статье раскрыты этапы работы над исследованием, уровни презентации ...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...

Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы по реализации гражданско-патриотического  воспитания дошкольников...