Доклад "Историко - краеведческая работа как одно из направлений патриотического воспитания школы"
статья на тему

Симонова Валентина Егоровна

Краеведение – это такой раздел истории, который открывает большие возможности для человека в области исследования, поиска, сбора интересного материала. Это  та деятельность, которой очень легко увлечь молодежь и школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Историко – краеведческая работа

как одно из направлений патриотического воспитания школы.

Краеведение – это такой раздел истории, который открывает большие возможности для человека в области исследования, поиска, сбора интересного материала. Это  та деятельность, которой очень легко увлечь молодежь и школьников

Вот уже более тридцати лет в Мастюгинской школе действует музей «История села», который был создан, чтобы увековечить память освободителей села - воинов 78 гвардейского стрелкового полка 25 гвардейской стрелковой дивизии. Шли годы. Музей пополнялся материалами не только из истории Великой Отечественной войны. Появились экспозиции о Первой мировой войне, о Гражданской войне, о колхозном движении, о политических репрессиях. Материал для новых экспозиций был собран учащимися и учителями школы, местными жителями, краеведом Золотаревым Павлом Митрофановичем.

За последние три года деятельность музея, краеведческая работа в школе находится на качественно новом этапе. Становление, развитие современного учащегося немыслимо без неустанного творческого труда. Мы не забываем и прошлый накопленный опыт: походы и экскурсии, экспедиции и поиск. Но вместе с тем, внедряем новые не менее эффективные формы работы.

Наиболее удачными формами в краеведческой работе в нашей школе я считаю – создание краеведческих проектов и исследовательская деятельность учащихся, которые воспитывают у детей интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.

Проектно – исследовательская деятельность дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, помогает им исследовать различные исторические события, происходившие в  нашем крае. Работа в различных архивах, музеях  позволяет воспитывать гармонично развитого человека, разбудить его стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать его жизнь эмоционально насыщенной. Записывая воспоминания местных старожилов, учащиеся постигают новые формы общения.

В рамках реализации программы областного  туристско – краеведческого движения «Край родной» учащиеся проводят   работу по изучению истории своего села, школы, участвуют в районных и областных олимпиадах и конференциях.

   Механизм реализации  исследовательского проекта прост: сбор материала всеми учащимися класса, обработка материала, оформление альбома, раскладушки, создание презентации и защита проекта на общешкольной линейке.

Начиная эту работу часто ни учителя, ни ребята не подозревают, какие открытия их ждут впереди.  Детям не только удается оформить свои проекты, но и собрать уникальные материалы для школьного музея.  Казалось, что о войне сказано все или почти все. Но наши школьники находят  уникальные материалы, необыкновенные истории о своих близких и дальних родственниках, переживших те страшные годы.

Но главным результатом этой большой работы,  бесспорно, является то, что ребята осознают  не только причины победы всего народа, но и ощущают личный вклад в победу своих предков, своей семьи. И с уверенностью можно сказать, что этим  ребятам нести и дальше правду о нашей великой победе. Их уже  никто и никогда не сможет переубедить в том, что Великую Отечественную войны выиграл не наш советский народ, а еще кто – то, о чем можно в настоящее время услышать и увидеть в СМИ.

Большую помощь в исследовательской и поисковой работе оказывает краевед Павел Митрофанович Золотарев.  

       Это выпускник нашей школы, автор двух книг – Книги Памяти Острогожского района и «Археологические древности Воронежского края» -   Он живет и работает в Москве, является подполковником милиции. Этот замечательный человек сумел соединить столицу и свою малую Родину – село Мастюгино. Используя возможности Москвы и материалы по истории Мастюгино, Павел Митрофанович помогает краеведам нашей школы добывать документы из архивов, подтверждающие события, происходящие в селе в разное время.

В последние годы мы выходим за рамки программы «Край родной», участвуем в мероприятиях по православному направлению: в  областном конкурсе «Край Воронежский Православный». В прошлом году проводили исследование «Православные традиции моей семьи», в этом году участвовали в конкурсе, посвященном 20-летию возрождения православной духовной семинарии,  и заняли 1 место.

Два года участвуем в общероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению (1,2 места)

Уже 7 лет ученики нашей школы участвуют во Всероссийском конкурсе исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – 20 век».

Принимали участие во Всероссийском конкурсе «Отечество» по темам История образования» и «Этнография».

Участвуя в проектно – исследовательской работе,  ребята постоянно соприкасаются с историей своего края независимо от темы, которую они выбирают. И ведь ни для кого не секрет, что это создает оптимальные условия для формирования у детей гражданско – патриотического сознания, чувства любви к истории, гордости за свой народ и конкретно за свою семью.

Работа над  исследовательскими проектами  очень положительно влияют на отношение современной молодежи к людям преклонного возраста. Когда ребята пообщаются со своими родственниками, соседями, послушают их волнующие рассказы, запишут воспоминания, то совсем по -  другому начинают относиться к пожилым односельчанам. После таких волнующих встреч ребята видят в них уже не просто старенькую соседку, а как героя своего исследования. В отношении к старшим у них появляется больше уважения, заботы, милосердия, чего не хватает у современных молодых людей.  И я уверена, что эти  дети никогда не проявят жестокости по отношению к нашему старшему поколению, что часто приходится наблюдать в наших селах, где основное население – люди  почтенного возраста.

Краеведческие проекты и исследования  в нашей школе стали неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, служат одним из средств развития у школьников любви к своей Родине, своему родному краю, способствуют развитию кругозора и повышают их культурный уровень, расширяет возможности найти дело по душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Направления патриотического воспитания в сельской школе

Из опыта работы сельской СОШ  по патриотическому воспитанию...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

Основные направления патриотического воспитания в школе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...

Конкурсная работа «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» НАПРАВЛЕНИЕ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выра...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...

Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А.А. Хмелевского»

Участие обучающихся в волонтёрском движении, как одно из направлений трудового воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А....